Цель: способствовать формированию понятия здорового образа жизни и его принципов; убеждения о необходимости сохранения личного здоровья; соблюдению правил правильного питания.
Технология: игровая, учебного сотрудничества, здоровьесберегающая.
Форма урока: Игра – путешествие в страну Здоровячков, построенная на основе групповой работы с выполнением опережающих заданий к уроку.
Оборудование: учебник; рабочая тетрадь; презентация «Здоровый образ жизни», карта города Здоровейска, компьютер, интерактивная доска, кроссворд.
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. Мотивация к учебной деятельности | - Здравствуйте, ребята! Проверьте свои рабочие места. Все на месте? Все в порядке? Если да, присаживайтесь! Девизом нашего сегодняшнего урока я хотела бы выделить следующими словами: Я здоровье сберегу, сам себе я помогу! | | Л: проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса. |
2. Актуализация и пробное действие | - Что в наше время очень высоко ценится, что очень дорого и бесценно? - Следовательно, какой будет тема нашего сегодняшнего урока? - Верно. Наша тема: «Здоровый образ жизни». А что такое здоровье? - Здоровье – это нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие. Здоровье – это здоровый образ жизни. - Сегодня у нас в гостях мальчик по имени Заболейкин. А зовут его так потому, что он очень часто болеет. Постоял на ветру – и простудился. Промочил ноги в дождливую погоду – и опять слёг в постель. - Как вы думаете, почему он так часто болеет простудными заболеваниями? - Давайте расскажем Заболейкину, как правильно закалять свой организм и уберечь себя и других от инфекционных болезней. Сделайте вывод. - Надеюсь, что Заболейкин будет теперь закаляться и перестанет болеть. | - Здоровье. - Тема: «Здоровье!» - Всегда хорошее настроение, ничего не болит, хочется прыгать, играть и учиться, здоровые люди любят природу, видят мир красивым, не ленятся. Он незакалённый Высказывают свое мнение Отвечают на поставленные вопросы в соответствии с целью работы | К: слушать собеседника, излагать и аргументировать свою точку зрения. Л: проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса. Р: выделяют и осознают то, что освоено. |
3. Выявление места и причин затруднения | - Ребята, а вы хотите быть здоровыми? - Сегодня мы с вами отправимся в страну Здоровячков. Мы будем путешествовать по городу Здоровейску и узнаем, каковы же есть правила здорового образа жизни. (На доске карта города Здоровейска со станциями - Жители этой страны ведут здоровый образ жизни. | Отвечают на вопросы Высказывают своё мнение | Р: принимают учебную задачу урока, стремятся её выполнить. |
4. Построение проекта и решение проблемы | 1 станция «Чистюлькино» - Чистота – залог здоровья. Кто этого не знает? Но все ли выполняют правила личной гигиены? Что такое гигиена? Что значит соблюдать правила личной гигиены? Об этом мы поговорим на станции «Чистюлькино». - Послушайте загадки, подготовленные ребятами 1-й группы, и отгадайте, о чем идет речь. Вафельное и полосатое, Гладкое и мохнатое, Всегда под рукою. Что это такое? (Полотенце) Целых 25 зубков Для кудрей и хохолков. И под каждым под зубком Лягут волосы рядком. (Расчёска) Костяная спинка, На брюшке щетинка. По частоколу попрыгала – Всю грязь повыгнала. (Зубная щётка) Ей руки, ноги, спину трут. Скажите, как её зовут? (Мочалка) Гладко, душисто, моет чисто, Нужно, чтобы у каждого было... (Мыло) - Как вы заботитесь о чистоте тела? - Ребята 1-й группы подготовили сказку о микробах, послушайте. Жили-были микробы – разносчики разных болезней. Больше всего на свете они любили грязь. Чем грязнее, тем им было приятнее и тем больше их становилось. Вот на столе кто-то оставил невымытые тарелки, крошки, кусочки хлеба. Тут как тут муха. А на её лапках сотни микробов, особенно если она прилетела с помойки. Муха улетела, а микробы остались лежать на столе – на тарелке, на ложках, на хлебе и думают: «Как хорошо, что на свете есть грязнули и мухи». И стало микробам раздолье. И на руки можно попасть, и в рот к человеку. А там уж и до болезни рукой подать! - Что помогает нам победить микробов? - Расскажите, как содержать в чистоте своё жилище и одежду. - Ребята, назовите 1-е правило ЗОЖ и тогда вы узнаете волшебные слова, которые укажут дорогу в страну Здоровячков. - А вот и волшебные слова. Мы их вместе должны произнести. От простой воды и мыла У микробов тают силы. | Презентуют работу группы Полотенце Расческа Зубная щетка Мочалка Мыло Моемся и умываемся Чистота Содержи в чистоте тело, одежду, жилище. Соблюдай чистоту Читают хором слова | Р: принимать и сохранять учебную задачу. Л: иметь установку на здоровый образ жизни. Р: выделяют и осознают то, что освоено. |
Физкультминутка | Солнце глянуло в кроватку, Раз, два, три, четыре, пять. Все мы делаем зарядку, Надо нам присесть и встать. Руки вытянуть пошире, Раз, два, три, четыре, пять. Наклониться — три, четыре. И на месте поскакать. На носок, потом на пятку. Все мы делаем зарядку. | Повторяют действия за учителем | Л: иметь установку на здоровый образ жизни. |
5. Реализация построенного проекта выхода | 2 станция «Лакомка» - Одной из основ здорового образа жизни является здоровое питание. Какое питание можно считать здоровым? - Попробуйте продолжить предложение: «Здоровое питание должно быть …» - Почему нельзя питаться от случая к случаю? - Как вы понимаете значение слова «второпях»? - А почему пища не должна содержать много сладостей? - Совершенно верно. Всем известно, что сахар, кондитерские изделия вредны для зубов. И это действительно так. - А сейчас перед нами выступит Доктор Пилюлькин - Кариес – это болезнь цивилизации, болезнь нашего времени. Это разрушение зуба с образованием полости (дырки). Раньше эту болезнь называли костоедой, потому что происходит постоянное разрушение, как бы поедание зуба. Конечно, совсем отказываться от сладкого не нужно. Просто есть сладости нужно в небольших количествах во время основного приёма пищи. Лечение зуба практически безболезненно, если кариес только начинается. Поэтому, при малейших признаках кариеса обращайтесь к стоматологу. - А вот и волшебные слова. Прежде, чем за стол мне сесть, Я подумаю, что съесть. | - Много овощей, фруктов, кушать в одно и то же время и употреблять поменьше сладостей - Правильным - Это вредно и можно растолстеть - Быстро, в спешке - Это вредно для организма и можно заболеть, это вредит зубам | К: слушать собеседника, излагать и аргументировать свою точку зрения. Л: иметь установку на здоровый образ жизни. Р: осуществлять самоконтроль |
| 3 станция «Режимная». - Правило, которое должен соблюдать человек, который стремится сохранить свое здоровье, приучить себя к порядку и дисциплине – это соблюдение режима дня. Режим – это распорядок дел в течение дня. При составлении режима дня необходимо, чтобы учеба, работа сменялась отдыхом. Кто жить умеет по часам, И ценит каждый час, Того не надо по утрам Будить по 10 раз И он не станет говорить, Что лень ему вставать, Зарядку делать руки мыть И застилать кровать Успеет он одеться в срок Умыться и поесть . Успеет в школу он дойти За парту в школе сесть С часами дружба хороша! Работай, отдыхай Уроки делай не спеша И книг не забывай . Чтоб вечером, ложась в кровать, Когда наступит срок, Ты мог уверенно сказать: - Хороший был денёк! (С.Баруздин) - Одним из правил здорового образа жизни является соблюдение режима дня. Но соблюдать режим дня нужно правильно. Как вы думаете, что это значит? Давайте прочитаем в учебнике (стр. 151). | Ученица из третьей группы читает стихотворение Работа с учебником | Л: иметь установку на здоровый образ жизни П: поиск информации для достижения цели |
Зарядка для глаз | Глаза – главные помощники человека. Посмотрите друг другу в глаза – они у вас веселые, чистые. А какого цвета глаза у вашего соседа? А какие правила нужно соблюдать, чтобы не испортить зрение? (не читать лежа, смотреть телевизор и играть на компьютере не больше 15 минут подряд, делать перерывы в чтении книги, делать зарядку для глаз, не баловаться острыми предметами, быть осторожным в работе) | Имитируют движения | Л: иметь установку на здоровый образ жизни. |
6. Первичное закрепление с проговариванием вслух | 4 станция «Спортивная» - Ребята, кто из вас занимается спортом? А главное – делать зарядку, чтобы ваш организм стал крепким и сильным, а главное – здоровым. Учащиеся 4-ой группы подготовили пословицы о спорте. В здоровом теле – здоровый дух. Быстрого и ловкого болезнь не догонит. Если хочешь быть здоров – закаляйся! Движенье – это жизнь! - Почему малоподвижный образ жизни вредит здоровью? - Как вы думаете, какую пословицу можно выбрать как девиз нашей жизни? - Для чего нужно заниматься физкультурой? - Какие вы знаете виды спорта, укрепляющие здоровье детей и взрослых? - Кто из вас посещает спортивные секции? Чтение вывода на страницах 151-152 | Отвечают на вопросы. Презентую результаты поисковой работы. Работа с учебником | Л: иметь установку на здоровый образ жизни К: работают в группах К: излагать и аргументировать свою точку зрения на обсуждаемую проблему; П: осуществляют поиск информации |
| 5 станция «Осторожная» - На этой станции мы поговорим о вредных привычках, которые оказывают отрицательное влияние на здоровье человека. Самые вредные привычки – это курение, употребление спиртного и наркотиков. Ребята 5-й группы подготовили сообщения о вредных привычках «Курение – опасно для вашего здоровья» Курение очень вредно для лёгких, да и для всего организма. Ребёнок, который начинает курить, хуже растёт, быстрее устаёт при любой работе, плохо справляется с учёбой, чаще болеет. Всё это происходит потому, что в табачном дыме содержится опасный яд – никотин и ещё много других вредных веществ. У некурящего человека лёгкие розовые, а у того, кто долгое время курит, они становятся серыми от вредных веществ. Учёные подсчитали, что от каждой выкуренной сигареты жизнь человека сокращается на 15 минут. Вывод: дышать табачным дымом опасно для вашего здоровья. «О вреде алкоголя» Спирт (алкоголь), который содержится в спиртных напитках, при неумеренном употреблении вызывает заболевания желудка и других органов, нарушает работу всего организма. Особенно опасен алкоголь для детей. Даже несколько глотков спиртного могут вызвать у ребёнка сильное отравление. Вывод: Алкоголь опасен для вашего здоровья. «Никогда не прикасайся к наркотикам!» Наркотики – особые вещества, разрушающие организм человека. Попробовав наркотики раз или два, человек привыкает к нему и уже не может без него обходиться. У него развивается тяжёлая болезнь – наркомания, вылечить которую очень трудно. Наркотик нарушает работу мозга и всего организма и в конце концов убивает человека. Распространение наркотиков – опасное преступление, за которое строго наказывают. Вывод: Наркотики – это гибель для человечества. - Какие вредные привычки разрушают здоровье? (Чтение вывода на странице 152) | Презентую результаты поисковой работы. Работают с учебником | Пр: различать факторы, укрепляющие здоровье, и факторы, негативно на него влияющие, знать правила здорового образа жизни. П: анализировать информацию, устанавливают причинно-следственные связи. Р: сохранять учебную задачу, осуществлять поиск средств ее достижения |
7. Самостоятельная работа с самоконтролем 8. Включение в систему знаний и повторений | — Вот мы и прибыли в страну Здоровейку. Наше путешествие подошло к концу. Подведём его итоги. - Что значит вести здоровый образ жизни? - Назовите главные правила ЗОЖ. - Зная эти правила, вы разгадаете кроссворд. Утро начинай с … Принимай прохладный … Мойся с мылом и … Причеши волосы … Занимайся … Ешь больше фруктов и … Не сиди больше 30 минут за … Включай в свой распорядок дня … Проверка. - Прочитайте слово, которое получилось в выделенном столбике. (Здоровье.) | Делают выводы, оценивают возможность практического применения полученных знаний. Разгадывая кроссворд, работают в паре. Самопроверка по эталону | Пр: объяснять значение выражения «здоровый образ жизни»; оформлять вывод. П: анализировать информацию. К: излагать и аргументировать свою точку зрения на обсуждаемую проблему; работать в группах. Л: формирование ценностного отношения к полученным знаниям |
9. Рефлексия учебной деятельности | - Каждый человек должен заботиться о своём здоровье. Ведь никто не позаботится о тебе лучше, чем ты сам. Но характеристика здорового человека будет неполной, если мы будем говорить только о физическом здоровье. Есть ещё и здоровье духовное. Надо учиться любви к себе, к людям, к жизни. И тогда вы будете действительно здоровы. Запомните волшебные слова: Грубых слов не говорите, Только добрые дарите. Улыбнитесь друг другу, скажите добрые слова. Оцените свою работу на уроке: похлопайте друг другу, ведь вы все без исключения сегодня были большими умничками! - Спасибо за урок! | Оценивают свою работу | Р: адекватно оценивают учебные действия фиксируют в конце урока удовлетворен- ность/ неудовлетворен- ность своей работой на уроке. |