СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Франция: Третья республика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока. К уроку также прилагается презентация и самоанализ урока.

Просмотр содержимого документа
«Франция: Третья республика»

Тема: Франция: Третья республика

Цели урока

Образовательная - учащиеся продолжают знакомятся с особенностями развития Франции на основе изучения республиканского строя в период третьей республики, продолжают изучения успехов и проблем индустриального общества на примере Франции, особенностями развития государства после франко-прусской войны; используют ранее полученные знания для анализа экономического и политического развития страны.

Развивающая - учатся переносить на изучаемый материал ранее полученные знания; делать сравнительный анализ и выделять главное; размышлять и рационально выполнять задания; аргументировать свою точку зрения и выслушивать мнения товарищей.

Воспитательная способствовать привитию гуманистических идей среди учеников; воспитать стремление к самосовершенствованию личности.

Результаты обучения и усвоения содержания темы

Предметные:

- смогут охарактеризовать особенности экономического развития Франции 2 половины 19 в;

- получат представление об органах власти Третьей республики;

- продолжить формировать навык анализа текста

Метапредметные:

- получат опыт организации своей познавательной деятельности (постановка цели, определение необходимых действий для ее достижения, оценка получаемых результатов, корректировка своей деятельности);

- получат опыт работы с различными источниками информации (учебник, карта) по нахождению, извлечению и осмыслению информации;

- получат опыт систематизации полученных данных и составления опорного конспекта (структура власти Франции);

- получат опыт в установлении причинно-следственных связей событий, явлений;

- попробуют определить собственное отношение к явлениям современной жизни, аргументирование своей точки зрения;

- получение опыта деятельности по определенному алгоритму;

Личностные:

- понимание ценности знаний для социализации человека;

- восприятие истории как способа понимания современности;

- понимание различия между исходными фактами и гипотезами для их объяснения;

Тип урока: комбинированный урок

Форма урока: урок-беседа

Средства обучения: Учебник, § 21. Презентация «Франция: Третья республика», доска, маркеры для доски.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Организационный этап (1мин.) Приветствие и проверка присутствующих.

II. Проверка знаний и умений (до 10 минут)

Тест (См. приложение 1)

III. Изучение нового материала (27 мин.)

  1. Организационный этап. Проблемный вопрос:. Начало урока с пословиц. «Руки для того, чтобы брать», «Рыба гниет с головы», «С кого судья взял, тот и прав стал». Почему я начала урок с этих пословиц?? На этот вопрос ответим в ходе занятия.

  2. Объявление темы и постановка целей урока. Учитель: «Сегодня мы поговорим еще об одной стране. Давайте вспомним, страны «топ -5» по экономическому развитию?» -

    1 слайд

Предполагаемые ответы: Англия, Германия, США, Франция, Италия.

Учитель: Сегодня мы поговорим о европейской стране, которая в силу неких обстоятельств понизилась в рейтинге. Давайте сделаем предположения, что это за страна и что повлияло на ее место в рейтинге стран?

Предполагаемые ответы: Франция. В результате франко-прусской войны.

2 слайд

Для постановки целей урока чертим «линию хода урока».

  1. Актуализация знаний.

Учитель: Изучая любую страну, на какие вопросы мы в первую очередь обращаем внимание (беседа с учениками, отображение результатов на «ленте времени (времени урока 20 минут)»). Для этого вспомним сферы жизни общества из курса обществознания (межпредметные связи).

Предполагаемые ответы: экономика страны, политика, социальная сфера и духовная сфера.

Первый пункт на «линии хода урока» - это экономика. – Чертим на доске

Учитель: Какое событие и как повлияло на экономику Франции?

При обобщении ответов учащихся можно добавить, что экономическое развитие тормозилось и нехваткой собственного сырья и угля, машин и оборудования. Их приходилось ввозить из Англии и Германии.

Остальные причины, негативно отразившиеся на экономическом развитии Франции, они выделяют в ходе самостоятельной работы с учебником (два первых раздела параграфа) – исследовательский метод.

Предполагаемые ответы:

  1. Ввоз товаров превышал их вывоз.

  2. Франция оставалась аграрно-индустриальной страной, 43% ее самодеятельного населения были заняты в сельском хозяйстве.

  3. В стране сохранилось большое количество мелких предприятий ремесленного типа, на многих из них число рабочих не превышало 10 человек, поэтому они уступали немецким и американским предприятиям по техническому оснащению.

  4. Низкая покупательная способность крестьян. Они не могли покупать современную сельскохозяйственную технику и удобрения, урожаи были низкими.

После озвучивания результатов поисков – закрепление через слайд презентации.

3 слайд

Частично-поисковый – беседа с выводом.

Учитель. «Французский писатель Шарль Пеги писал в начале XX в., что после 1870 г. и к 1910-м гг. Франция изменилась больше, чем за период от завоевания Цезарем до 1870-х гг. Как вы думаете, какие изменения имел в виду Пеги?»

«Какие задачи в экономике стояли перед Францией после 1870 года?»

Предполагаемые ответы: Восстановление после войны 1870-1871.

Учитель: «Франция мало того, что восстановилась. Будучи побежденной и разрушенной, униженной и обворованной, она продолжала занимать ведущие позиции в мировой экономике».

«Лови ошибку». Учитель предупреждает, что в своем повествовании намеренно делает ошибки (3 ошибок).

4слайд

Текст с ошибками.

  1. Первичное усвоение новых знаний и закрепление 1 часть

Учитель. (Повторение проблемного вопроса 1 части). «Французский писатель Шарль Пеги писал в начале XX в., что после 1870 г. и к 1910-м гг. Франция изменилась больше, чем за период от завоевания Цезарем до 1870-х гг. Как вы думаете, какие изменения имел в виду Пеги?» - для обобщения предоставляется наглядная схема.

Ответы учащихся.

Вторая точка на «Ленте времени». Политика. Борьба за республику и демократические реформы



  1. Мотивация учебной деятельности учащихся 2 часть.



Учитель: Политика включает в себя: форму правления, органы власти, реформы. Какая форма правления сложилась во Франции после войны 180-1871 года?

Ответы учеников: республика

Пользуясь учебником, заполняют схему «Органы правления во Франции» (межпредметные связи с обществознанием, ветви власти) – зарисовываем на доске

Исследовательский метод – работа с книгой по поиску информации.

власть



судебная



законодательная

исполнительная



власть

?

?





?

?

?





Ответы учащихся: Исполнительная - президент и министры; законодательная – Национальное собрание: палата депутатов и Сенат; законодательная – суды.

Частично-поисковый метод – беседа с выводом.

Учитель: «Какие из демократических реформ во Франции имели, на ваш взгляд, наибольшее значение для формирования в этой стране гражданского общества?»

  1. Актуализация имеющихся знаний. «РАБОТА НАД ПОНЯТИЕМ»

Учитель: «Дадим определение слов «демократия», «реформы», «Гражданское общество, профсоюзы» (межпредметные связи с курсом обществознания).

Ответы: «Демократия – власть народа. Реформы – постепенные изменения, проводимые властью. Гражданское общество – само проявление свободных граждан через разные организации независимые от государства. Профсоюзы - организации, отстаивающие права рабочих» .

Раскрытие темы про «демократические реформы» через выполнение задания «Что лишнее?».

Учитель: «На доске представлены демократические реформы, проводимые во Франции. 2 тезиса не являются демократическими реформами. Найдите их»?

Текст.

5 слайд

  1. Закон о запрете бродяжничества (Англия 16 в)

  2. Закон о свободе собраний и печати

  3. Закон о свободе деятельности профсоюзов

  4. Постановление о запрете забастовок (Наоборот, разрешили)

  5. Право на выбор мэров в муниципалитетах

  6. Отделение школы от церкви

  7. Бесплатное и всеобщее образование с 13 лет



  1. Первичное усвоение и закрепление 2 части.

Учитель: «Какие из демократических реформ во Франции имели, на ваш взгляд, наибольшее значение для формирования в этой стране гражданского общества?»

Ответы учащихся.

3 и 4 точка на ленте времени. Социальная и духовная сфера жизни общества.

Учитель: Вернемся к началу урока. Мы начали с пословиц. «Руки для того, чтобы брать», «Рыба гниет с головы», «С кого судья взял, тот и прав стал».

В течение урока мы много говорили о политике и экономике. Но отражение этих пословиц нашло в социальной и духовной сферах жизни французского общества. Самостоятельно дома прочитайте «Дело Дрейфуса» и на следующем уроке ответьте на вопрос: Почему судебный процесс над неизвестным штабным офицером Дрейфусом превратился в политическое событие, всколыхнувшее всю Францию и всю прогрессивную мировую общественность. Согласны ли вы с такой оценкой «дела Дрейфуса», что «вместе с безвестным офицером на скамью подсудимых села вся Франция»?

(самостоятельное изучение дома с проверкой на следующем уроке).

Колониальная политика (самостоятельная работа) заполнение таблицы. На уроке зарисовывают таблицу в тетради, и учитель объясняет как заполнять.

Ученики самостоятельно изучают соответствующий раздел учебника и выписывают в таблицу территории, ставшие французскими колониями во второй половине XIX – нач. XX века.

6 слайд

Год вхождения во Французскую республику

Наименование колонии

1.


2.




  1. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Что добилась Франция за годы Третьей республики?



Учитель: Исходя из пройденного на уроке запишите 3 вопросов, ответы на которые должны в полной мере отражать пройденный материал – 3 минуты

Действия учеников: записывают.

Проверка. 2 минуты


  1. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению: параграф 21, читать, отвечать на вопросы+ заполнить таблицу «Колониальная политика Франции» и подготовить рассказ о деле Дрейфуса с оценкой этого события

  2. Рефлексия

«ПРОДОЛЖИ ФРАЗУ» (устно) 3 минуты

На сладе опорные слова:

Мне было интересно...

Мы сегодня разобрались....

Я сегодня понял, что...

Мне было трудно...

Завтра я хочу на уроке



























Приложение 1

Тест по проверке д.з.

1 вариант

1. К причинам замедления темпов экономического развития Великобритании в конце XIX в. относится

1) исчерпание полезных ископаемых

2) усиленный вывоз капиталов

3) конкуренция со стороны более дешевых немецких товаров

4) высокие внутренние таможенные пошлины

2. Причиной снижения темпов развития сельского хозяйства Великобритании является

1) массовое переселение сельского населения в города

2) конкуренция со стороны более дешевых товаров

3) внедрение новых технологий

4) нехватка рабочих рук в сельском хозяйстве

3. Какие слои населения из перечисленных НЕ поддерживали консерваторов?

1) земельная аристократия

2) видные деятели Англиканской церкви

3) мелкая буржуазия

4) отдельные слои торгово-промышленной буржуазии

4. Лидер Консервативной партии

1) У. Гладстон

2) Б. Дизраэли

3) Ч. Парнелл

4) Дж. Макдональд

5. Выберите два лишних названия в списке английских колоний на западном берегу Африки. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Сьерра-Леоне

2) Египет

3) Золотой Берег

4) Гамбия

5) Мозамбик

6. Установите соответствие между политическим движением и его лидером.

Движение

А) ирландский либерализм

Б) лейборизм

В) либерализм

Г) консерватизм

Лидер

1) Б. Дизраэли

2) У. Гладстон

3) Дж. Макдональд

4) Ч. Парнелл







2 вариант

1. К причинам замедления темпов экономического развития Великобритании в конце XIX в. не относится

1) усиленный вывоз капитала

2) устаревание оборудования

3) конкуренция более дешевых товаров из Германии

4) высокие косвенные налоги

2. В парламенте Великобритании были представлены две ос­новные политические партии

1) вигов и радикалов

2) тори и либералов

3) республиканцев и демократов

4) консерваторов и либералов

3. Либералов поддерживали(-а)

1) мелкая торгово-промышленная буржуазия

2) крупные землевладельцы

3) аристократы

4) представители церкви

4. Лидером Либеральной партии был

1) Дж. Макдональд

2) Ч. Парнелл

3) У. Гладстон

4) Б. Дизраэли

5. Выберите два лишних названия в списке английских колоний на западном берегу Африки. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Гамбия

2) Судан

3) Золотой Берег

4) Сьерра-Леоне

5) Тунис

6. Установите соответствие между событиями и датами истории Великобритании.

События

А) создание Рабочей (Лейбористской) партии

Б) забастовки лондонских докеров

В) проект гомруля для Ирландии

Г) провозглашение английской королевы императрицей Индии

Даты

1) 1906 г.

2) 1889 г.

3) 1866 г.

4) 1876 г.











Приложение 2

Индивидуальное задание по учебнику параграф 21.

(читать и искать ответы)

  1. Моральное состояние французов после франко-прусской войны

  2. Причины отставания сельского хозяйства?

  3. Во Франции формируются крупные предприятия - _______________

  4. Вывоз капитала приносил Франции ____________

  5. Большую прибыль давал_________________________________

  6. В 1875г. Принята конституция, которая__________________________

  7. Символом свободной республики стала__________________

  8. Затем был принят закон________________________________

  9. В 1884г. ______________________________________________

  10. «Школьные законы» гласили______

  11. Коррупция государственного аппарата, позорная страница в истории Франции

  12. Характерной чертой политической жизни Франции стали___________________________

  13. Громкий скандал разразился в связи с____________


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!