Фронтальное логопедическое занятие 3 класс (ЗПР)
Тема: Фразеологизмы
Задачи:
Уточнение представлений о значении ударения в словах.
Раскрыть основное значение слов: однозначные, многозначные слова, анонимы, синонимы, фразеологизмы.
Продолжать работать над правильным произношением слов, увеличением объёма внимания и памяти
Воспитывать дружеские взаимоотношения при работе парами.
Способствовать развитию положительных эмоций и стабилизацию эмоционально-психологического состояния
Организационный момент
Речевая зарядка
Игра “Передай, пожалуйста, сюрприз!” является отличным способом развить этот вид памяти, а также внимание, языковую догадку.
Учащиеся встают в круг, лицом к лицу. Руки находятся за спиной. Учитель дает в руки одному из учеников игрушку. (робот) Тот ощупывает ее, стараясь догадаться, что это такое, и передает другому и т.д. Затем учитель забирает игрушку после того, как она побывала у всех игроков, и спрашивает, что это было. Учащиеся называют свои варианты.
Сообщение темы занятия
Словом можно убить,
Словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Вадим Шефнер
У меня написаны предложения и даны слова. Задача обучающихся подобрать слово из справки (обращаем внимание на смену ударения и смену смысла слова и его значения)
Слова: уху (уху), ворот (ворот), пили (пили).
Мы сегодня ели_________ .
Комар подлетел к _______ .
Собака сидит у _________ .
У рубахи вышит ________ .
Дети ____________ молоко.
___________ бревно ровно.
Вывод: если ударение меняется, меняется и смысл слова и предложения.
2. Фразеологизм - это устойчивое неделимое сочетание слов, которые
можно заменить близкими по значению словами.
Где можно узнать значение фразеологизма? - Во фразеологическом словаре
Многие фразеологизмы прочно вошли в нашу речь. Игра «Скажи одним словом»
Сложа руки – бездельничать.
Бежать без оглядки – быстро.
Повесить нос - грустить, переживать.
Красный как рак - кожа на лице красная, когда стыдно, неловко.
Не верить своим глазам – удивиться.
Белая ворона - человек не такой как все, выделяется одеждой, причёской, поведением…
Как можно понимать эти выражения?
Эти образные выражения - фразеологизмы.
3. Физминутка
Раз, два, три, четыре, пять —
Начал заинька скакать.
Прыгать заинька горазд.
Он подпрыгнул 10 раз.
III. Практическая работа по теме урока
Работа по карточкам
1. Люди давно наблюдали за повадками зверей и человеческое поведение сравнивали с поведением животных.
Дополните предложения:
Голодный как ______________________ ( волк)
Упрямый как _______________________ (осёл)
Хитрый как ________________________ (лиса)
Грязный как _______________________ ( свинья, поросенок)
Трусливый как _____________________ ( заяц)
Болтливый как _____________________ (сорока)
2. Послушайте внимательно загадки, отгадкой в которых будет фразеологизм. Отгадку запишите в тетрадь.
Дружнее этих двух ребят
На свете не найдёшь.
О них обычно говорят: ______________
(водой не разольёшь)
Товарищ твой просит украдкой
Ответ списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь ты _______________________
(медвежью услугу)
Ребята слушать их не станут:
От этой песни _______________________
(уши вянут)
3. Ребята, повторим с вами синонимы и антонимы.
? Что такое синонимы? А что такое антонимы?
Синонимы — это слова одной и той же части речи, которые произносятся и пишутся по-разному, но имеют одинаковое или близкое лексическое значение.
Антонимы — это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.
Работа в парах.
На партах у ребят карточки с заданием:
Заменить синонимами:
кривить душой - ___________________ (обманывать)
во весь дух - ______________________ (бежать быстро)
с гулькин нос - ____________________ (очень мало)
Заменить антонимами:
чесать языком - ____________________ (прикусить язык)
спустя рукава - _____________________ (засучив рукава)
душа в душу - ______________________ (как кошка с собакой)
IV. Закрепление изученного и повторенного материала на занятии
Работа в группах (по 4 человека)
Что это? Ответ одним словом
его вешают, когда в унынии (нос)
его задирают, зазнаваясь (нос)
его всюду суют (нос)
его проглатывают (язык)
не цветы, а вянут (уши)
он в голове несерьёзного человека (ветер)
его советуют найти в поле (ветер)
на него бросают слова и деньги (ветер)
V. Рефлексия
О чём говорили на уроке?
Что такое фразеологизмы?
Для чего они нужны в речи?