СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Функциональная грамотность

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Понятие «функциональная грамотность» впервые появилось в конце 60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей. Функциональная грамотность в наиболее широком определении выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующий связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью. В современном, быстро меняющемся мире, функциональная грамотность становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической и экономической деятельности, а также обучению на протяжении всей жизни.

Одним из наиболее известных международных оценочных исследований, основанных на концепции функциональной грамотности, является Международная программа оценки учебных достижений 15-летних учащихся (ProgramforInternationalStudentAssessment - PISA), проводимой под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). PISA оценивает способности 15-летних подростков использовать знания, умения и навыки, приобретенные в школе, для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях.

1. Функциональная грамотность школьников определяется как уровень образованности, являющийся необходимой составляющей современного общего среднего образования, представляющий совокупность предметных, межпредметных, интегративных знаний, умений, навыков и способов решения функциональных проблем, которые применяются обучаемыми в процессе деятельности, связанной с процессом восприятия, преобразования информации, решения типовых учебных задач, а также задач взаимодействия с обществом.

Функциональная грамотность выпускника средней школы является структурным компонентом учебно-познавательной компетентности.

Структуру функциональной грамотности ученика средней школы составляют мотивационный компонент, когнитивный компонент, деятельностный компонент, рефлексивный компонент. Основной единицей содержания функциональной грамотности является задача. 

Для формирования функциональной грамотности необходимо создать особую образовательную среду, причем не только на уроке, но и во внеурочное время. Для этого нужно исходить из того, что такое функциональная грамотность. Кроме того, необходимо рассмотреть средства формирования функциональной грамотности.  Одним из основополагающих определений мы считаем определение, данное А. А. Леонтьевым, который предложил считать функционально грамотным человеком такого человека, который обладает способностью использовать все знания,и навыки, постоянно приобретаемые им в течение жизни, для решения максимально широкого диапазона жизненных задач, возникающих в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений

Согласно исследованию PISA основными содержательными составляющими функциональной грамотности являются следующие компоненты: математическая грамотность,читательская грамотность, естественнонаучная грамотность.

Главной характеристикой каждой составляющей является способность действовать и взаимодействовать с окружающим миром, решая при этом разнообразные задачи.

В рамках преподавания математики мы сделали акцент именно на формировании и развитии математической составляющей функциональной грамотности обучающихся. Под математической грамотностью мы понимаем «способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира. Она включает использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов,чтобы описать, объяснить и предсказать явления»

Математическая грамотность помогает человеку понять роль математики в мире, даёт способность высказывать хорошо обоснованные суждения и позволяет принимать решения,которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину.

С целью развития математической грамотности обучающихся на уроках использовали специальный инструментарий –учащимся предлагались не типичные учебные задачи,которые используются в традиционных методических системах обучения математике и мониторинговых исследованиях математической подготовки обучающихся, а близкие к реальным,проблемные ситуации, представленные в некотором контексте и разрешаемые доступными

учащемуся средствами математики. Подобные проблемные ситуации авторы противопоставляют традиционным математическим заданиям,прежде всего текстовым задачам, характерным для всех школьных учебников математики. В этих традиционных заданиях главной целью является освоение математического аппарата, математической модели, которые в дальнейшем можно будет применять в различных целях, в том числе и на практике.

Ситуации, используемые на уроках, включают:

1. Текст-описание – вербальный, с использованием графической информации (график, диаграмма, схема), информация может быть структурирована и представлена в виде таблицы.

2. Обязательные иллюстрации, позволяющие визуализировать ситуацию, познакомиться с ней, вникнуть в детали.

3. Справочный материал, необходимый для решения задачи. Если описание содержит слова, которые могут быть неизвестны учащимся, то даётся краткое пояснение, определение и / или иллюстрация.

4. Вопрос – сложность варьируется от 1 до 3 баллов; оценивание осуществляется из 1 или 2-х баллов.

По критериям оценивания: легкое задание оценивается одним баллом, остальные – двумя баллами. Общая сумма баллов за верно выполненный блок заданий – 7.

Оценка уровня сформированности математической грамотность учащихся проводится в конце изучения каждой темы. Нужно подбирать задания, в которых предполагается максимально использовать именно только что изученное математическое содержание. Так,например, после изучения темы «Отношения и пропорции», учащимся можно предложить следующее задание.

«Покупка телевизора». Телевизоры различаются не только моделями, но и длиной диагонали экрана. Традиционно диагональ экрана измеряют в дюймах 1 дюйм ≈ 2,54 см.

Вопрос 1. Семья Петровых решила купить телевизор и повесить его в гостиной в нише круглой формы. Диаметр ниши равен 1,6 м.В магазине им предложили современные безрамочные телевизоры с диагоналями экранов:50, 55, 60, 65, 70, 80, 85, 90 и 100 дюймов.Из предложенных в магазине вариантов выберите телевизор, имеющий наибольшее значение диагонали экрана, подходящее Петровым.

Запишите ответ.

Ответ:_________________________________

Вопрос 2. Семья Ивановых решила купить телевизор и повесить его на кухне в нише шкафа.Размер ниши: ширина – 80 см, высота – 60 см.Сможет ли семья Ивановых разместить в нише широкоформатный телевизор с диагональю

экрана 37 дюймов, если его высота равна 18 дюймам?

Запишите ответ и приведите соответствующее

обоснование.

Ответ: _________________________________

Обоснование: ___________________________

При использовании заданий подобного рода учащиеся практически всегда с интересом их выполняют, если такое задание выдаётся в качестве домашнего, то большинство учащихся его выполняют и положительно отзываются о задачах («интересное задание»).

Однако, были обнаружены и отрицательные аспекты:

1. Значительная часть учеников демонстрирует неготовность выделить математическое содержание в реальной жизненной ситуации, отобрать важную, основную, существенную информацию, обработать отобранную информацию, используя математический аппарат. Часто ученики не могут разобраться, когда надо применять жизненный опыт, а когда математические знания.

2. У учеников очень часто отсутствует понимание того, что означает доказательство, обоснование результата.

3. У многих учеников не развиты навыки смыслового чтения. Из-за того, что ученик плохо прочитывает условие, не сопоставляет текстовую и табличную, графическую информацию, не использует справочную информацию, у него появляются ошибки в решении.

Выявленные недостатки предполагается постепенно устранять в ходе дальнейшей работы по развитию математической грамотности обучающихся посредствам использования, в том числе и заданий на формирование навыков смыслового чтения, развитие читательской грамотности (которая также, как и математическая является составным элементом функциональной грамотности). Особое внимание, на мой взгляд, следует уделить решению задач с геометрическим содержанием, что позволит формировать умения по построению доказательств.

Использование описанных заданий позволит нам решать поставленные задачи и повысить эффективность образовательной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Функциональная грамотность»

Понятие «функциональная грамотность» впервые появилось в конце 60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей. Функциональная грамотность в наиболее широком определении выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующий связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью. В современном, быстро меняющемся мире, функциональная грамотность становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической и экономической деятельности, а также обучению на протяжении всей жизни.

Одним из наиболее известных международных оценочных исследований, основанных на концепции функциональной грамотности, является Международная программа оценки учебных достижений 15-летних учащихся (ProgramforInternationalStudentAssessment - PISA), проводимой под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). PISA оценивает способности 15-летних подростков использовать знания, умения и навыки, приобретенные в школе, для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях.

1. Функциональная грамотность школьников определяется как уровень образованности, являющийся необходимой составляющей современного общего среднего образования, представляющий совокупность предметных, межпредметных, интегративных знаний, умений, навыков и способов решения функциональных проблем, которые применяются обучаемыми в процессе деятельности, связанной с процессом восприятия, преобразования информации, решения типовых учебных задач, а также задач взаимодействия с обществом.

Функциональная грамотность выпускника средней школы является структурным компонентом учебно-познавательной компетентности.

Структуру функциональной грамотности ученика средней школы составляют мотивационный компонент, когнитивный компонент, деятельностный компонент, рефлексивный компонент. Основной единицей содержания функциональной грамотности является задача. 

Для формирования функциональной грамотности необходимо создать особую образовательную среду, причем не только на уроке, но и во внеурочное время. Для этого нужно исходить из того, что такое функциональная грамотность. Кроме того, необходимо рассмотреть средства формирования функциональной грамотности. 
Одним из основополагающих определений мы считаем определение, данное А. А. Леонтьевым, который предложил считать функционально грамотным человеком такого человека, который обладает способностью использовать все знания,и навыки, постоянно приобретаемые им в течение жизни, для решения максимально широкого диапазона жизненных задач, возникающих в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений

Согласно исследованию PISA основными содержательными составляющими функциональной грамотности являются следующие компоненты: математическая грамотность,читательская грамотность, естественнонаучная грамотность.

Главной характеристикой каждой составляющей является способность действовать и взаимодействовать с окружающим миром, решая при этом разнообразные задачи.

В рамках преподавания математики мы сделали акцент именно на формировании и развитии математической составляющей функциональной грамотности обучающихся. Под математической грамотностью мы понимаем «способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира. Она включает использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов,чтобы описать, объяснить и предсказать явления»

Математическая грамотность помогает человеку понять роль математики в мире, даёт способность высказывать хорошо обоснованные суждения и позволяет принимать решения,которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину.

С целью развития математической грамотности обучающихся на уроках использовали специальный инструментарий –учащимся предлагались не типичные учебные задачи,которые используются в традиционных методических системах обучения математике и мониторинговых исследованиях математической подготовки обучающихся, а близкие к реальным,проблемные ситуации, представленные в некотором контексте и разрешаемые доступными

учащемуся средствами математики. Подобные проблемные ситуации авторы противопоставляют традиционным математическим заданиям,прежде всего текстовым задачам, характерным для всех школьных учебников математики. В этих традиционных заданиях главной целью является освоение математического аппарата, математической модели, которые в дальнейшем можно будет применять в различных целях, в том числе и на практике.

Ситуации, используемые на уроках, включают:

1. Текст-описание – вербальный, с использованием графической информации (график, диаграмма, схема), информация может быть структурирована и представлена в виде таблицы.

2. Обязательные иллюстрации, позволяющие визуализировать ситуацию, познакомиться с ней, вникнуть в детали.

3. Справочный материал, необходимый для решения задачи. Если описание содержит слова, которые могут быть неизвестны учащимся, то даётся краткое пояснение, определение и / или иллюстрация.

4. Вопрос – сложность варьируется от 1 до 3 баллов; оценивание осуществляется из 1 или 2-х баллов.

По критериям оценивания: легкое задание оценивается одним баллом, остальные – двумя баллами. Общая сумма баллов за верно выполненный блок заданий – 7.

Оценка уровня сформированности математической грамотность учащихся проводится в конце изучения каждой темы. Нужно подбирать задания, в которых предполагается максимально использовать именно только что изученное математическое содержание. Так,например, после изучения темы «Отношения и пропорции», учащимся можно предложить следующее задание.

«Покупка телевизора». Телевизоры различаются не только моделями, но и длиной диагонали экрана. Традиционно диагональ экрана измеряют в дюймах 1 дюйм ≈ 2,54 см.

Вопрос 1. Семья Петровых решила купить телевизор и повесить его в гостиной в нише круглой формы. Диаметр ниши равен 1,6 м.В магазине им предложили современные безрамочные телевизоры с диагоналями экранов:50, 55, 60, 65, 70, 80, 85, 90 и 100 дюймов.Из предложенных в магазине вариантов выберите телевизор, имеющий наибольшее значение диагонали экрана, подходящее Петровым.

Запишите ответ.

Ответ:_________________________________

Вопрос 2. Семья Ивановых решила купить телевизор и повесить его на кухне в нише шкафа.Размер ниши: ширина – 80 см, высота – 60 см.Сможет ли семья Ивановых разместить в нише широкоформатный телевизор с диагональю

экрана 37 дюймов, если его высота равна 18 дюймам?

Запишите ответ и приведите соответствующее

обоснование.

Ответ: _________________________________

Обоснование: ___________________________

При использовании заданий подобного рода учащиеся практически всегда с интересом их выполняют, если такое задание выдаётся в качестве домашнего, то большинство учащихся его выполняют и положительно отзываются о задачах («интересное задание»).

Однако, были обнаружены и отрицательные аспекты:

1. Значительная часть учеников демонстрирует неготовность выделить математическое содержание в реальной жизненной ситуации, отобрать важную, основную, существенную информацию, обработать отобранную информацию, используя математический аппарат. Часто ученики не могут разобраться, когда надо применять жизненный опыт, а когда математические знания.

2. У учеников очень часто отсутствует понимание того, что означает доказательство, обоснование результата.

3. У многих учеников не развиты навыки смыслового чтения. Из-за того, что ученик плохо прочитывает условие, не сопоставляет текстовую и табличную, графическую информацию, не использует справочную информацию, у него появляются ошибки в решении.

Выявленные недостатки предполагается постепенно устранять в ходе дальнейшей работы по развитию математической грамотности обучающихся посредствам использования, в том числе и заданий на формирование навыков смыслового чтения, развитие читательской грамотности (которая также, как и математическая является составным элементом функциональной грамотности). Особое внимание, на мой взгляд, следует уделить решению задач с геометрическим содержанием, что позволит формировать умения по построению доказательств.

Использование описанных заданий позволит нам решать поставленные задачи и повысить эффективность образовательной деятельности.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!