СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Функциональная грамотность"Читающая школа"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формы и методы работы, повышающие функциональную грамотность учащихся в урочной и внеурочной деятельности

Просмотр содержимого документа
«Читательская грамотностьметодическая неделя»

В рамках проекта : «Читающая школа»

Методическая неделя на тему: «Современные технологии и методические приемы как средство повышения читательской грамотности, мотивации и познавательной активности школьников в условиях ФГОС». Технология продуктивного чтения.

Дата проведения: 13-16.10.2020

Цели и задачи профессиональной деятельности учителя.

 Демонстрировать навыки работы с учащимися на уроке, использовать современные технологии / технология продуктивного чтения /, методические приемы повышающие функциональную грамотность, мотивацию учащихся к познавательной деятельности на уроке в начальной школе.

1.Использовать формы и методы работы, повышающие функциональную грамотность учащихся в урочной и внеурочной деятельности;

2.Создать базу эффективных методов и приемов работы с текстом для развития устойчивого и осознанного интереса к чтению. / методический сборник : Лучшие приемы и методы обучения работы на уроке с текстом.

3.Разработать и провести уроки-исследования и моделирующие уроки по темам рабочей программы урочной и внеурочной деятельности, включая приемы, которые активизируют читательский интерес ученика;

4. Организовать и провести предметные олимпиады / математика, русский язык, окружающий мир/

Планирование мероприятий методической недели

Ф.И.О. учителя

Тема мероприятия

Форма проведения

класс

Время/ дата проведения

1


Филлипова М.В.

Мой родной русский язык.


Олимпиада

2-4

13.10.2020

13.00/ акт.зал

2


Филлипова М.В.

День знаний по математике

Математический Олимп

2-4

13.10.2020

13.00/ акт.зал

3


Филлипова М.В.

День знаний по окружающему миру

Олимпиада

2-4

13.10.2020

13.00/ акт.зал

4


Степанова О.М.

Методы и приемы адаптации учащихся к обучению в 1 классе


Урок- тренинг

16.10.20

8.00-8.35

Каб.

5

Пискарева Е.В.


Литературное чтение .

Сказка «Крошечка Хаврошечка»

Урок

8.50-9.30

Каб.

6


Глушкова А.В.

Математика . Задачи на увеличение числа.


Урок

9.45-10.25

Каб.

7


Прядкова Я.О.

Русский язык. «Однокоренные слова»


Урок

10.40-11.20

Каб.

8

Лебедева А.А.


Единицы измерения площади

Урок- обобщение

11.35-12.15


ресурсы

Приёмы формирования читательской грамотности.

Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г. «читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».

Опираясь на чтение, как на основной вид учебной деятельности в школе, у выпускников школы должны быть сформированы специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами.

У развитого читателя должны быть сформированы

– умения находить информацию и формулировать простые непосредственные выводы:

– найти в тексте информацию, представленную в явном виде;

– основываясь на тексте, сделать простые выводы;

– устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую;

– интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста;

– реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в тексте информацию, но и на формальные элементы текста (жанр, структуру, язык).

 

Представление о читательской грамотности как об одном из планируемых результатов начального образования ставит задачу выбора способа формирования читательских умений в образовательной практике.

 

Предлагаю использовать следующие приёмы работы:

  • Приём – «Чтение с остановками». Материалом для его проведения

служит повествовательный текст. На начальной стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.

  • Приём «Работа с вопросником» применяют при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.

Приведу пример опросника к тексту Л.Н. Толстого «Лев и собачка», который был предложен учащимся для работы в парах с последующим коллективным обсуждением.


ВОПРОСНИК Л.Н. Толстой «Лев и собачка»

  1. Назовите главных героев произведения.

  2. Где происходят события?

  3. Какие чувства испытывала собачка, оказавшись в клетке со львом. Подтвердите ответ словами из текста.

  4. Как автор относится к собачке? Какими словами он пишет о ней?

  5. Как лев относился к собачке? Найдите в тексте соответствующие глаголы.

  6. Что однажды произошло?

  7. Что случилось с собачкой через год?

  8. Перечитайте описание поведения льва после смерти собачки. Подберите слова-ассоциации.

  9. Чем заканчивается быль?

  10. Вспомните начало рассказа и подумайте, кого противопоставляет автор? Ответ обоснуйте.

  11. Каково ваше впечатление от рассказа?

  • Приём «Знаю, узнал, хочу узнать». Применяется как на стадии объяснения нового материала, так и на стадии закрепления. Например, при изучении творчества А.С. Пушкина дети самостоятельно записывают в таблицу, что знали о Пушкине и его произведениях, что узнали нового, какие его стихи и что хотели бы узнать. Работа с этим приемом чаще всего выходит за рамки одного урока. Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой.

  • Приём «Мозговой штурм» позволяет активизировать младших школьников, помочь разрешить проблему, формирует нестандартное мышление. Такая методика не ставит ребёнка в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации.

Так, например, после чтения первой части сказки В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович», в которой автор знакомит с главными героями Рукодельницей и Ленивицей, учитель делает остановку и предлагает детям вспомнить пословицы о трудолюбии и лени (ученики в парах записывают их на листах). В конце урока дети озвучивают свои записи и выбирают пословицу, наиболее точно отражающую главную мысль сказки.

  • Приём «Уголки» можно использовать на уроках литературного чтения при составлении характеристики героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст и свой жизненный опыт, другая - отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод. Этот прием учит детей диалогу, культуре общения.

  • Приём «Написание творческих работ» хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы. Например, детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития.

  • Приём «Создание викторины». После изучения темы или нескольких тем дети самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины, потом объединяются в группы, и проводят соревнование. Можно предложить каждой группе выбирать лучшего – «знатока», а потом задать ему вопросы(участвуют все желающие).

  • Приём «Логическая цепочка». После прочтения текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов. Этот приём можно использовать при подготовке к пересказу большого по объёму произведения.

  • Приём «Тонкие и толстые вопросы». Дети учатся различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить определенно невозможно, проблемные (толстые) вопросы. Примеры ключевых слов толстых и тонких вопросов

Толстые вопросы

Тонкие вопросы

Дайте несколько объяснений, почему...?

Почему Вы считаете (думаете) …?

В чем различие…?

Предположите, что будет, если…?

Что, если…?

Кто…? Что…?

Когда…? Может…?

Будет…? Мог ли …?

Верно ли …? Было ли …?

Как звали …?

Согласны ли Вы…?

Данная работа способствует развитию мышления и внимания учащихся, а также развивает умение задавать ''умные'' вопросы. Классификация вопросов заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить его содержание.

Приём «Синквейн». Синквейн - это стихотворная форма из пяти строк.

Как же пишется дидактический синквейн? Правила составления дидактического синквейна

На первой строке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.

На второй строке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему сиквейна.

Третья строка – три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвёртой строке размещается целая фраза – афоризм, при помощи которого нужно выразить своё отношение к теме. Таким афоризмом может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учеником фраза в контексте с темой.

Пятая строка включает слово-резюме, которое даёт новую интерпретацию темы, выражает личное отношение автора синквейна к теме.

Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.

В данном случае речь идёт о творческой работе по выяснению

уровня осмысления текста. Этот приём предусматривает не только индивидуальную работу, но и работу в парах и группах.

 

  • «Мим-театр» - изобразить мимикой и жестами одного из героев произведения,

класс отгадывает.


  • «Крестики-нолики» - работа проводится в парах: один ученик «крестик», а другой

«нолик». После прочтения нового произведения на этапе закрепления или при проверке домашнего задания ученики задают друг другу вопросы. В случае правильного ответа ученик ставит в игровое поле соответствующий ему знак (нолик или крестик). Побеждает тот, кто первым выстроит полный ряд своих знаков (по горизонтали или вертикали). Наиболее рациональным, на мой взгляд, является игровое поле в 9 или 16 клеток.

  • «Древо мудрости»: сначала быстро, но внимательно дети читают текст. Затем

каждый пишет записку, в которой задается вопрос по тексту и крепит ее к нарисованному дереву (на доске). Далее по очереди каждый подходит к дереву, “срывает” записку и отвечает на вопрос вслух. Остальные оценивают вопрос и ответ. Прежде, чем срывать с дерева листочки-вопросы, дети еще раз прочитывают заданный текст. В конце определяются лучшие знатоки.

«Верные и неверные утверждения»

«Перепутанные логические цепочки»

«Кластер» - это графическая организация материала, когда в центре записывается ключевое понятие, а от него рисуем стрелки, соединяющие это слово с другими. Например, на уроках русского языка можно составить кластер, изучая части речи (кластер по теме "Имя существительное"). При этом материал по теме систематизирован, представлен наглядно и лучше усваивается детьми.

Приём «Чтение — суммирование в парах»

Чаще используется для изучения нового материала. Лучше этот приём применять в 3-4 классах. Детям в классе предлагается несколько разных текстов по теме (или один и тот же текст нескольким парам учеников). Например, при изучении главы «Крутим барабан времени» (литературное чтение, 4 класс) класс делится на две группы и каждой даются разные произведения из этой главы: рассказы Л. Андреева «Петька на даче» и А. Чехова «Ванька», которые рассказывают о жизни их сверстников конца XIX — начало XX веков. Каждая группа изучает свой текст, на большом листе фиксирует его краткое содержание (выдержками из текста), затем перед всем классом воспроизводит содержание текста с опорой на свои пометки. Остальные могут задавать уточняющие вопросы. После прослушивания всех текстов делается коллективный вывод о главной мысли этих рассказов, о том, что мы узнали об истории России, чем дополнило представление детей каждое из произведений. 

Приём «чтение с остановками»

Материалом для его проведения служит повествовательный текст. В начале обучающиеся по названию текста определяют, о чём пойдет речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета.

Задача учителя: найти в тексте оптимальные места для остановки. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными. 

Приём — «Верите ли вы, что…»

Класс делится на две команды. Одна команда высказывает фантазийные предположения, а другая анализирует их. 


При использовании на уроках литературного чтения указанных форм и методов работы у обучающихся формируются навыки мышления, которые являются важными составляющими понятия «читательская грамотность».





Приемы, повышающие мотивацию к уроку:

Метод «Дидактические игры» - специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых ученикам предлагается найти выход. Главное назначение данного метода - стимулировать познавательный процесс.

Метод «Ситуация успеха» - это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при котором создается возможность достичь значительных результатов в деятельности, это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики. Различается успех и ожидания личности. Можно выделить три вида: предвосхищаемый успех, в основе его ожидания могут быть и обоснованные надежды, и упование на какое-то чудо, но на пустом месте успех родиться не может; констатируемый успех фиксирует достижение, он дает младшим школьникам возможность пережить радость признания, ощущение своих возможностей, веру в завтрашний день; обобщающий успех способствует состоянию уверенности, защищенности, опоры на самого себя, но есть вероятность опасности переоценить свои возможности, успокоиться.

Метод «Соревнование» - это метод, при котором естественная потребность школьников к соперничеству направляется на воспитание нужных человеку и обществу свойств. Соревнуясь между собой, школьники быстро осваивают опыт общественного поведения, развивают физические, нравственные, эстетические качества. Особенно большое значение имеет соревнование для отстающих: сравнивая свои результаты с достижениями товарищей, они получают новые стимулы для роста и начинают прилагать больше усилий.

Использование метода проектов. В начальной школе особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать творческое мышление, умение увидеть и решить проблему, а также направлено на обучение детей элементарным приемам совместной деятельности в ходе проектов. Проектная деятельность представляет собой развёрнутую структуру учебной деятельности. Возможные продукты проектной деятельности младших школьников: журнал, книжка-раскладушка, памятка, тест по теме, презентация, сочинение рассказа, сказки, коллаж, стенгазета, сувенир-поделка.

Метод создание проблемной ситуации. Сущность её в том, чтобы «не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности повести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска…».

9 уровневых заданий, которые повышают читательскую грамотность ученика

Инструкция для учителя: оцените, пожалуйста, результаты выполнения обучаю-

щимися работы по проверке умения формулировать вопросы или задания к тексту

по предлагаемой шкале:(указать название)

0 баллов – ученик не справился с заданием;

1 балл – каждый правильно сформулированный вопрос или задание I уровня

сложности;

2 балла – каждый правильно сформулированный вопрос или задание II уровня

сложности;

3 балла – каждый правильно сформулированный вопрос или задание III уровня

сложности;

Максимальное количество баллов – 12.


Цель формулировки вопроса или задания к тексту Уровень Ф. И. ученика

… … …

1 Определить основную тему текста I (низкий)

2 Определить основную речевую задачу текста

3 Найти информацию, факты, заданные в тексте

в явном виде

4 Найти информацию, факты, заданные в тексте

в неявном виде

II (средний)

5 Сформулировать простые выводы на основе текста

6 Составить простой план текста и понять соотноше-

ние частей текста

7 Преобразовать информацию из одного вида в дру-

гой (текст – схема, таблица – текст и др.)

III (высокий)

8 Обосновать суждение; найти пример, доказываю-

щий приведенное утверждение; построить самосто-

ятельное рассуждение

9 Обосновать суждения; построить самостоятельное

рассуждение; самостоятельно подобрать аргументы

для обоснования своей позиции




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!