СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ РУССКОГО ЯЗЫКА (формирование коммуникативной компетенции обучающихся на уроках русского языка)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: актуализировать знания о языковых средствах стилей русского языка; уметь составлять тексты разных стилей.

Просмотр содержимого документа
«ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ РУССКОГО ЯЗЫКА (формирование коммуникативной компетенции обучающихся на уроках русского языка)»

Функциональные разновидности
русского языка

Цели: актуализировать знания о языковых средствах стилей русского языка; уметь составлять тексты разных стилей.

Ход урока

I. Организационный этап. Постановка целей.

II. Основная часть урока.

1. Анализ текстов.

Перед вами карточки с текстами. Ваша задача определить, к какому стилю относится каждый из них. Свой ответ обоснуйте.

а) Ушло или ослабело представление об изначальной сакральной природе слова. Ведь ставшее у нас почти житейской поговоркой «Вначале было Слово» в Евангельском послании означает Господа: «…И Слово было у Бога, и Слово было Бог».

Недаром в большей или меньшей мере высокий священный смысл Слова закрепился и в нашей истории: и в жизни духа («Слово о законе и благодати»), и в молении о милости («Слово Даниила Заточника»), и в ратоборстве («Слово о полку Игореве»). К тому же именно в слове объединились собственно язык и литература. Потому и в школе учитель словесности – в известном смысле главный учитель главного предмета.

б) Белая берёза под моим окном

Принакрылась снегом, точно серебром.

На пушистых ветках снежною каймой

Распустились кисти белой бахромой.

И стоит берёза в сонной тишине,

И горят снежинки в золотом огне.

А заря, лениво обходя кругом,

Обсыпает ветки новым серебром.

в) Вся другая информация (звуки, изображения) для обработки на компьютере должна быть преобразована в числовую форму. Аналогичным способом на компьютере обрабатывается и текстовая информация: при вводе в компьютер каждая буква кодируется определённым числом, а при переводе на внешние устройства по этим числам строятся соответствующие изображения букв.

г) Доверенность.

Я, Кондакова Марина Юрьевна, доверяю получить причитающуюся мне заработную плату за март 2009 года в размере 6400 (шесть тысяч четыреста) рублей инженеру-лаборанту Бунину Игорю Сергеевичу.

Секретарь М. И. Антонова

д) – Привет!

– Добрый день!

– Мне начальника!

– Извините, но кто его спрашивает?

– Петров.

2. Составление опорного конспекта.

Используя ваши знания о стилях речи, составьте таблицу «Стили речи».


Стиль
речи

Сферы его использования, назначение

Признаки

Лексические, морфоло-гические и синтакси-
ческие особенности

Жанры

Научный стиль

Передача точной, научной информации

Логичность, точность, отвлечённость, обобщённость, объективность изложения

Использование терминов, преобладают простые двусоставные предложения

Доклад, статья, сообщение, аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, беседа, дискуссия. Культура учебно-научного общения
(устная и письменная формы)

Официально-деловой стиль

Государственные, правовые и дипломатические отношения; служебная, производственная, деловая сферы

Логичность, точность, краткость, стандартизованность, нейтральный тон и неличный характер изложения

Использование готовых штампов, трафаретов, словесных формул; в частой повторяемости одних и тех же слов. Отглагольные существительные (указание, определение).
Существительные в родительном падеже (указание национальной принадлежности), инфинитив (определять, указывать),
производные предлоги и союзы (в целях, вследствие)

Заявление, доверенность, расписка, резюме, деловое письмо, объявление

Публицистический стиль

СМИ, публичные речи, отдельные жанры литературы (очерк, эссе).

Цель: воздействие речи на эмоции и чувства слушателей

Сочетание экспрессивности и стандарта, логичности и образности, эмоциональности, оценочности, правильность, точность, ясность, выразительность, богатство речи, содержательность, уместность

Изобразительно-выразительные средства, фигуры речи

Очерк, эссе, интервью, заметка, репортаж, агитационное выступление

Художественный стиль

Словесное рисование художественных образов. Эстетическое, эмоциональное воздействие на читателей и слушателей посредством художественных образов

Образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, а также языковых средств других функциональных разновидностей языка

Изобразительно-выразительные средства, фигуры речи, использование лексики других стилей, стилистические фигуры

Художественная литература

Разговорный стиль

Неофициальная обстановка

Неофициальность, экспрессивность, неподготовленность, автоматизм, обыденность содержания; преимущественно диалогическая форма

Использование диалектизмов, просторечных слов, сленга, жаргона. Преобладают простые односоставные и двусоставные предложения. Невербальные средства общения

Диалог, монолог в устной
форме



3. Творческая работа.

Напишите в разных стилях сочинения-миниатюры:

1-я группа о берёзе;

2-я группа о кошке;

3-я группа об одуванчике;

4-я группа о море;

5-я группа о футболе;

Ответы на вопросы.

III. Заключительный этап урока. Подведение итогов.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!