СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Г Т Егораева ЕГЭ-2017 1000 заданий с ответами по русскому языку Блок заданий 1-3

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлен материал,направленный на отработку выполнения заданий на ЕГЭ по русскому языку

Просмотр содержимого документа
«Г Т Егораева ЕГЭ-2017 1000 заданий с ответами по русскому языку Блок заданий 1-3»

Егораева Г. Т. ЕГЭ 2017. 1000 заданий с ответами по русскому языку

БЛОК ЗАДАНИЙ 1-3

ВАРИАНТ 1

Прочитайте текст и выполните задания 1—3.

(1)Причина возникновения мерных, однообразных волн — трение между ветром и водой. (2)Под напором ветра отдельные молекулы воды перескакивают через линию, именуемую уровнем моря, появляются так называемые барашки, а затем они под действием силы тяжести опадают. (3)(...) ветер стихнет совсем, эти барашки исчезнут, ведь сила, удерживающая их, слабее поверхностного натяжения моря.

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Волны возникают вследствие ветра, и если он стихает, то барашки исчезают под воздействием силы тяжести.

2) Сила ветра, удерживающая водяные барашки, сильнее поверхностного натяжения моря, поэтому волны исчезают.

3) Сила ветра, которая удерживает волны, слабее поверхностного натяжения воды, поэтому, как только он стихает, барашки пропадают.

4) Когда молекулы воды перескакивают через линию, именуемую уровнем моря, возникают волны.

5) Барашки, появляющиеся под воздействием ветра, исчезают, как только он стихает, так как поверхностное натяжение воды сильнее.

Ответ: ______________

2. Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
например, / поэтому / как только / иными словами, / тем не менее

Ответ: ______________

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СИЛА. Определите, в каком значении это слово использовано в предложении 3. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в словарной статье.

СИЛА, -ы; ж.

1. Величина, являющаяся мерой механического взаимодействия тел, вызывающего их ускорение или деформацию; характеристика интенсивности физических процессов (спец.). Единица. Центробежная с. С. тяжести. С. тока. С. света.

2. Способность живых существ напряжением мышц производить физические действия, движения; вообще — физическая или моральная возможность активно действовать. Большая с. в руках. Толкнуть с с. Нет больше с. Лишиться с.

3. Материальное или духовное начало как источник энергии, деятельности. С. природы. Творческие с. народа.

4. Способность проявления какой-н. деятельности, состояния, отличающаяся определённой степенью напряжённости, устремлённости. С. воли. С. воображения.

5. Могущество, влияние, власть. Могучая с. слова. С. убеждения. Непобедимая с. народа.

Ответ: ______________

ВАРИАНТ 2

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

(1)Морские волны сбегаются к берегу с разных сторон, вблизи береговой линии трутся о дно. (2)В этот момент разные части волн ведут себя по-разному, (...) сказывается разница глубин: где море глубже, волна движется быстрее, где мельче — медленнее. (3)Вот почему набегающий гребень волны замедляет свой бег, а спешащая вслед ему подошва волны движется быстрее.

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Глубина моря влияет на скорость перемещения разных частей волн — её гребня и подошвы.

2) Части морских волн — гребень и подошва — вблизи берега ведут себя по-разному.

3) Скорость движения гребня волны и её подошвы разная, так как на них влияет глубина моря.

4) Там, где море глубже, волна движется медленнее, а где мельче — быстрее.

5) Подошва волны движется быстрее из-за близости береговой линии.

Ответ: ______________

2. Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

итак, / поэтому / во-вторых, / потому что / несмотря на это,

Ответ: ______________

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СТОРОНА. Определите, в каком значении это слово использовано в предложении 1. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в словарной статье.

СТОРОНА, -ы; ж.

1. Направление, а также пространство, место, расположенное в каком-н. направлении от кого-чего-н. Подъехать с левой с. Две с. Смотреть по с.

2. Страна (обычно как место, где кто-н. живёт) (устар.). Родная с. Дальняя с.

3. Пространство, расположенное по бокам, краям чего-н., не середина. По другую с. шоссе. Солнечная с. улицы. Осмотреть со всех с.

4. В математике: отрезок прямой, являющийся частью границы многоугольника. С. квадрата

5. Одна из поверхностей, один из боков чего-н. Лицевая, оборотная с. медали.

Ответ: ______________

ВАРИАНТ 3

Прочитайте текст и выполните задания 1—3.

(1)Весьма любопытны озёра, которые словно играют в прятки, то исчезая с лица земли, то снова появляясь: весной благодаря обилию талых вод они разливаются, а летом начинают мелеть и вдруг совсем исчезают. (2)Находятся эти водоёмы в районе карстовых пещер, представляющих собой во ронкообразные ямы, в которые, закручиваясь спиралью, уходит вода. (3)(...) на месте воронок случается обвал, и тогда «слив» закупоривается, водоём может существовать в течение нескольких лет, но в конце концов вода всё же растворяет известняковые породы и промывает себе новый путь в подземелье.

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Причина появления или исчезновения озёр в карстовых пещерах — состояние известняковых пород, которые могут растворяться и вымываться водой в течение длительного времени.

2) Причина исчезновения озёр в районе карстовых пещер — известняковые породы, которые могут растворяться и вымываться водой.

3) Озёра весной благодаря обилию талых вод разливаются, а летом начинают мелеть и вдруг совсем исчезают.

4) Карстовые пещеры представляют собой воронкообразные ямы, в которые, закручиваясь спиралью, уходит вода из озёр.

5) Водоёмы, «играющие в прятки» в районах карстовых пещер, — следствие чередования разлива талых вод и образующихся провалов известняковых пород в местах этих разливов.

Ответ: ______________

2. Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

следовательно, / иногда / так как / безусловно, / вопреки этому

Ответ: ______________

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПОРОДА. Определите, в каком значении это слово использовано в предложении 3. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в словарной статье.

ПОРОДА, -ы; ж.

1. Разновидность хозяйственно полезных животных, отличающихся какими-н. признаками от животных того же вида. Скот молочной п. П. собак. П.рыб.

2. Род или вид деревьев, древесных растений. П. хвойные, лиственные п.

3. Перен. Разряд, тип людей, отличающихся от других своим внутренним складом, характером, обликом. Человек особой л.

4. Перен. Принадлежность к какому-н. роду, сословию (устар.). Из п.

5. Природное образование минералов, минеральный пласт в земной коре. Горные п.

Ответ: ______________

ВАРИАНТ 4

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

(1)3ыбучий песок — это подвижная песчаная поверхность, способная засосать любой предмет. (2)Механизм действия зыбучих песков обусловлен электрическими эффектами, в результате которых между песчинками уменьшается трение и песок становится текучим. (3)(...) текучесть распространяется на глубину нескольких метров, грунт становится вязким и засасывает любое массивное тело, попавшее в него.

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Зыбучий песок способен засосать любой предмет, попавший в него.

2) Текучесть песка возникает в результате электрических эффектов между песчинками.

3) Зыбучий песок иногда становится вязким грунтом, засасывающим любое массивное тело.

4) Под воздействием электрических эффектов песок может стать глубоким вязким грунтом, способным засосать любое массивное тело.

5) Свойство зыбучего песка поглощать попавшее в него тело обусловлено снижением трения, которое вызывается электрическим эффектом и делает грунт вязким.

Ответ: ______________

2. Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

наоборот, / поэтому / если / иными словами, / к счастью,

Ответ: ______________

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ТЕЛО. Определите, в каком значении это слово использовано в предложении 3. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в словарной статье.

ТЕЛО, -а; ср.

1. Материя, вещество, заполняющие определённую часть пространства; отдельный предмет в пространстве. Твёрдые, жидкие, газообразные т. Законы падения т. Небесные т.

2. Организм человека или животного в его внешних физических формах и проявлениях. Строение, части т. Температура т.

3. Часть человеческой фигуры от шеи до ног; туловище, корпус. Непропорциональное т. Мускулистое, гибкое т.

4. Останки умершего человека; мёртвый человек, труп. Прощание с т. Везти т. на отпевание. Предать т. Земле (похоронить).

5. Проф. Основная часть чего-л. Т. позвонка. Т. поршня. Т. плотины. Т. дерева (ствол). Вегетативное т. гриба (грибница).

Ответ: ______________

ВАРИАНТ 5

Прочитайте текст и выполните задания 1—3.

(1)Чаще всего преломление лучей света в воздухе незначительно, а вот ложка в стакане чая кажется нам сломанной. (2)Причина заключается в различной плотности воды и воздуха. (3)(...), переходя из одной среды в другую, лучи света преломляются, изменяют прямолинейный путь, отклоняясь по закону физики в сторону более плотной среды.

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Ложка в стакане чая кажется сломанной, потому что на границе сред с разной плотностью — воды и воздуха — угол преломления лучей света меняется.

2) Лучи света по закону физики преломляются, отклоняясь в сторону менее плотной среды.

3) Вода и воздух имеют одинаковую плотность, поэтому ложка в стакане воды кажется сломанной.

4) Преломление лучей света в воздухе незначительно, а в воде они изменяют прямолинейный путь.

5) Вода и воздух различны по плотности, поэтому лучи света в воде преломляются, искажая вид ложки в стакане чая.

Ответ: ______________

2. Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

наоборот, / поэтому / так как / зато / вследствие

Ответ: ______________

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СРЕДА. Определите, в каком значении это слово использовано в предложении 3. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в словарной статье.

СРЕДА, -ы; ж.

1. Окружение, совокупность природных условий, в которых протекает деятельность человеческого общества, организмов. Географическая с. Охрана окружающей с.

2. Вещество, заполняющее пространство. Воздушная с. Питательная с.

3. Окружающие социально-бытовые условия, обстановка. Социальная с. Из рабочей с. В нашей с.

4. Третий день недели.

Ответ: ______________

ВАРИАНТ 6

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

(1)Космос и окрестности Солнечной системы насыщены большим количеством «небесного мусора», который представляет собой обломки твёрдых пород, подобных камню, куски льда и замороженных газов. (2)Это могут быть астероиды или кометы, вращающиеся вокруг Солнца по сложным орбитам. (3)Такие небесные объекты каждый день бомбардируют Землю, и (...) благодаря атмосфере они чаще всего сгорают, не долетая до поверхности планеты.

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) «Небесный мусор» каждый день бомбардирует нашу планету, окружённую атмосферой.

2) Астероиды и кометы вращаются вокруг Солнца по сложным орбитам.

3) Землю от ежедневных бомбардировок «небесным мусором» спасает атмосфера, в которой он сгорает.

4) Солнечная система насыщена большим количеством «небесного мусора», который представляет собой обломки твёрдых пород, куски льда.

5) Космический «мусор», постоянно атакующий Землю, сгорает в атмосфере.

Ответ: ______________

2. Какое из приведённых ниже слов должно быть на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.

наоборот, / только / по-видимому, / напротив, / наверное,

Ответ: ______________

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПОРОДА. Определите, в каком значении это слово использовано в предложении 1. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в словарной статье.

ПОРОДА, -ы; ж.

1. Целостная устойчивая группа сельскохозяйственных или некоторых других животных одного вида, обладающая определёнными признаками и особенностями, передающимися по наследству. Мясная, молочная п. скота. П. собак.

2. Вид растения (применительно к древесным и кустарниковым растениям). Лиственные, хвойные п. Ценные п. дерева.

3. Категория людей, отличающихся от других какими-л. признаками. Он не из п. болтунов. Человек новой, особой п.

4. Устар. Принадлежность по рождению к какому-л. роду, сословию, определённой социальной группе. Княжеская, чиновная, купеческая п.

5. Минерал, обладающий более или менее постоянным составом и являющийся составной частью земной коры. Вулканическая п. Горная п.

Ответ: ______________

ВАРИАНТ 7

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

(1)Последствия ударов небесных объектов мы можем наблюдать, взглянув на Луну. (2)(...) они определили современный вид спутницы нашей планеты. (3)Поверхность Земли могла бы выглядеть так же, если бы не атмосфера и не эрозия почвы, сглаживающая следы ударов пробивающихся метеоритов.

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Современный вид Луны определили удары небесных объектов.

2) Если бы не атмосфера и не эрозия почвы, выравнивающая последствия ударов падающих метеоритов, поверхность Земли была бы похожа на лунную.

3) На поверхности Луны, как и на поверхности Земли, видны следы ударов метеоритов.

4) Поверхности Земли и Луны подвержены ударам метеоритов, поэтому они похожи.

5) На Земле эрозия почвы сглаживает следы ударов метеоритов, не сгоревших в атмосфере, поэтому поверхность нашей планеты очень отличается от лунной.

Ответ: ______________

2. Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

значит, / иными словами, / поэтому / также / именно
Ответ: ______________

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СЛЕД. Определите, в каком значении это слово использовано в предложении 3. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в словарной статье.

СЛЕД, -а; м.

1. Отпечаток, оттиск ноги, лапы на какой-л. поверхности. Найти, обнаружить с. Потерять с. Чёткий с. Мокрый с.

2. Царапина, шрам, знак, отметина и т.п., оставшиеся после чего-л. на чём-л. С. от ожога. С. от укуса.

3. Результат, последствия чьей-л. деятельности, какого-л. события, явления, происшествия и т.п. С. урагана. С. наводнения.

4. Небольшой, незначительный остаток, уцелевший от того, что было. С. позолоты. С. старой краски. С. былой красоты.

5. Разг. Нижняя часть ступни, подошва ноги. Ставить ногу на весь с. // Соответствующая часть чулка или обуви. Довязать с. носка.

Ответ: ______________

ВАРИАНТ 8

Прочитайте текст и выполните задания 1—3.

(1)Каждый знает, что различные тела загораются при разной температуре, но есть такие вещества, которые самовоспламеняются. (2)К их числу относится фтористый водород, который образуется в результате гниения растительных и животных организмов и, попадая на воздух, вспыхивает и горит светлым пламенем. (3)(...) на болотах можно увидеть, как то вспыхивают, то гаснут в разных местах бледные огненные языки.

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Фтористый водород самовоспламеняется и горит бледным огнём.

2) Фтористый водород образуется в результате гниения растительных и животных организмов.

3) Фтористый водород, образующийся в болотах в результате гниения различных организмов, самовоспламеняется,
выходя на поверхность.

4) Различные тела загораются при разной температуре, но есть самовоспламеняющиеся вещества.

5) На болотах можно видеть, как самовоспламеняется на воздухе фтористый водород, образующийся в результате гниения растительных и животных организмов.

Ответ:

2. Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

наверное, / поэтому / зато / безусловно, / вопреки этому

Ответ: ______________

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЯЗЫК. Определите, в каком значении это слово использовано в предложении 3. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в словарной статье.
ЯЗЫК, -а; м.

1. Орган в полости рта в виде мышечного выроста у позвоночных животных и человека, способствующий пережёвыванию и глотанию пищи, определяющий её вкусовые свойства. Розовый длинный я. собаки. Обжечь я.

2. Орган человека, участвующий в образовании звуков речи и тем самым в словесном воспроизведении мыслей; орган речи. Произнося этот звук, прижмите кончик я. к верхним зубам.

3. Система словесного выражения мыслей, обладающая определённым звуковым и грамматическим строем и служащая средством общения людей. Древние я. Французский я.

4. Металлический стержень в колоколе или колокольчике, который, ударяясь о стенку, производит звон. К я. привязаны верёвки. Я. рынды.

5. То, что имеет удлинённую, вытянутую форму. Я. волны. Я. ледника.

Ответ: ______________

ВАРИАНТ 9

Прочитайте текст и выполните задания 1—3.

(1)Китайцы называют бамбук самым главным из трёх «зимних друзей», куда входят ещё зимняя слива и сосна. (2)Эта троица встречается повсюду в китайском искусстве и литературе как символ несгибаемости перед лицом трудностей, (...) сливы цветут в период, когда на земле уже лежит снег, сосны произрастают на бедной почве, цепляясь за утёсы над пропастью. (3)А бамбук остаётся зелёным круглый год, он склоняется под весом зимних снегов, но быстро выпрямляется, когда они тают.

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Зимняя слива, сосна и бамбук в китайском искусстве и литературе — символы несгибаемости перед трудностями.

2) Вечнозелёный бамбук, которому не страшен никакой снег, — главный символ несгибаемости в китайском искусстве и литературе.

3) Китайцы называют бамбук главным в тройке «зимних друзей» за его способность не менять зелёный цвет в течение всего года и оставаться несгибаемым.

4) Сосна растёт на бедной почве, на каменистых утёсах над пропастью, поэтому китайцы считают её главной из трёх «зимних друзей».

5) Зимняя слива, сосна и бамбук считаются «зимними друзьями», потому что они растут и цветут зимой.

Ответ: ______________

2. Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

значит, / потому что / безусловно, / наверное, / однако

Ответ: ______________

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЛИЦО. Определите, в каком значении это слово использовано в предложении 2. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в словарной статье.

ЛИЦО, -а; ср.

1. Передняя часть головы человека. Черты л. Приятное л. Напудрить л.

2. Отчётливо проявляющиеся черты каких-л. грядущих, наступающих явлений жизни. Смотреть в л. правде. Смотреть смерти в л.

3. Отдельный человек; индивидуум. Частное л. Историческое л. Награждение л., принимавших участие в ликвидации аварии.

4. Передняя сторона дома, строения, сооружения и т.п.; фасад. Л. здания украшено лепкой. Дом стоял л. к реке.

5. Обращённая наружу (лицевая) сторона чего-л. (ткани, одежды и т.п.; противоп.: изнанка). Вывернуть платье с изнанки на л. Гладить материю с л.

Ответ: ______________

ВАРИАНТ 10

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

(1)При комариных укусах проявляются припухлости на местах укусов и зуд. (2)Периодические контакты с комарами сопровождаются всё теми же одинаковыми симптомами, но если эти встречи продолжаются достаточно длительное время, человек может потерять чувствительность к комариным укусам. (3)(...) многолетняя работа учёных-натуралистов на природе, в обществе комаров, приводит к тому, что у них вырабатывается иммунитет, для поддержания которого человек должен получать ежегодно несколько комариных укусов.

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Припухлость и зуд — симптомы комариных укусов.

2) При периодических контактах с комарами человек может потерять чувствительность к их укусам.

3) У человека выработается иммунитет против комариных укусов, если он много лет имеет контакты с этими насекомыми.

4) Чтобы поддерживать иммунитет против симптомов комариных укусов, который вырабатывается в результате долгого контакта с этими насекомыми, человек должен ежегодно получать несколько укусов.

5) Человеческий организм способен выработать иммунитет к комариным укусам, если он подвергается им регулярно и в течение долгого времени.

Ответ: ______________

2. Какое из приведённых ниже слов должно быть на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.

наоборот, / например, / во-первых, / однако / также

Ответ: ______________

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова МЕСТО. Определите, в каком значении это слово использовано в предложении 1. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в словарной статье.

МЕСТО, -а; ср.

1) Пространство, к-рое занято кем-чем-н., на к-ром что-н. происходит, находится или где можно расположиться. Двигать с м. на м. М. в вагоне. Болит в этом м.

2) Участок на земной поверхности, местность. Живописные м.

3) Помещение, пространство, предназначенное для временного пребывания кого-н. одного. М. в вагоне, каюте. Плацкартное м. Больничная палата на четыре м.

4) Роль, отведённая кому-чему-н. в какой-н. деятельности, а также положение, занимаемое кем-н. среди кого-н. М. отца в семье. М. искусства в жизни человека. Занять первое м. в соревновании.

5) Должность, служба. Вакантное м. Искать м.

Ответ: ______________

ВАРИАНТ 11

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

(1)Славящиеся своими достижениями в области электроники японцы тем не менее не обходятся без помощи «живых приборов»: в реках и озёрах Японии, главной бедой которой являются землетрясения, водится несколько видов рыбмалюток, очень хорошо реагирующих на любые сейсмические процессы. (2)3а 5-8 часов до землетрясения всегда спокойные малютки начинают бешено метаться по аквариуму, предупреждая тем самым о грозящей беде.

(3)(...) благодаря им были спасены десятки тысяч человеческих жизней.

1. Укажите два предложения, в которых верно передана
ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) В водоёмах Японии водится несколько видов рыб-малюток, очень хорошо реагирующих на любые сейсмические процессы.

2) Японцы, известные своими достижениями в области электроники, не обходятся без помощи «живых приборов»: десятки тысяч человек были спасены благодаря рыбам-малюткам, своим поведением предупреждающим о землетрясении.

3) Главная беда Японии — землетрясения, поэтому в реках и озёрах этой страны разводят рыб-малюток, реагирующих на предстоящие сейсмические процессы.

4) Японцы славятся как достижениями в области электроники, так и рыбами-малютками, за 5-8 часов извещающими людей о грозящем землетрясении.

5) В Японии, славящейся достижениями в электронике, следят и за показаниями «живых приборов»: поведение рыбмалюток, чувствующих грозящую сейсмическую опасность, спасло много человеческих жизней.

Ответ: ______________

2. Какое из приведённых ниже слов должно быть на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.

итак, / именно / чтобы / во-первых, / кажется,

Ответ: ______________

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ВИД. Определите, в каком значении это слово использовано в предложении 1. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в словарной статье.

ВИД, -а ( у); м.

1. Внешний облик кого-л.; внешность, наружность (обычно как проявление состояния здоровья, характера, настроения и т.п.). Больной, здоровый, цветущий в. у кого-л. Требования к внешнему в. военнослужащего. Появиться в нетрезвом в.

2. Местность, открытая взору. Прекрасный в. из окна. Снять комнату с в. на море.

3. Изображение природы, местности и т.п. в живописи, графике и т.п.; пейзаж. В. Крыма. Альбом с в. Москвы.

4. Планы, расчёты, намерения относительно чего-л. В. на будущее. В. на урожай.

5. Классификационная единица в систематике, объединяющая разряд предметов, явлений и т.п. с одинаковыми признаками, входящий в состав более общего разряда (рода). Кресло — вид мебели.

Ответ: ______________

ВАРИАНТ 12

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

(1)Многие животные наделены природой удивительными способностями и возможностями. (2)По чувствительности, надёжности, форме и умению приспосабливаться к различным условиям не могут сравниться с биологическими чудо-приборами даже самые совершенные механизмы, рождённые человеческой мыслью. (3)(...) порой их организмы служат образцом для людей, создающих высокоточные приборы и устройства.

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Специалисты, создающие высокоточные приборы и устройства, в качестве образца иногда используют удивительные способности и возможности многих животных.

2) Многие животные — биологические чудо-приборы, удивительные устройства, подобные которым человек создать не в состоянии.

3) Удивительные формы и возможности многих животных часто вдохновляют учёных на создание самых надёжных приборов и устройств.

4) Организмы животных — единственный образец для людей, создающих высокоточные приборы и устройства.

5) Люди создают совершенные высокоточные приборы и устройства, по форме напоминающие животных.

Ответ: ______________

2. Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

во-первых, / однако / вероятно, / поэтому / так как

Ответ: ______________

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ФОРМА. Определите, в каком значении это слово использовано в предложении 2. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в словарной статье.

ФОРМА, -ы; ж.

1. Способ существования содержания, неотделимый от него и служащий его выражением. Единство ф. и содержания.

2. Внешнее очертание, наружный вид предмета. Земля имеет ф. шара. Квадратная ф. Предмет изогнутой ф.

3. Совокупность приёмов и изобразительных средств художественного произведения. Повествовательная ф. Ф. стиха.

4. В языкознании: материальное выражение грамматического значения. Ф. слова. Ф. словоизменения.

5. Установленный образец чего-н. Дать сведения по ф. Готовые лекарственные ф.

Ответ: ______________

ВАРИАНТ 13

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

(1)Скорпионы, эти скрытные существа, проявляющие активность лишь в ночное время суток, долго и успешно ускользали от внимания учёных: обнаружить их невооружённым глазом очень трудно. (2)(...) если направить на скорпиона поток ультрафиолетового света, он начнёт флуоресцировать, излучая синие, розовые или зелёные тона. (3)Благодаря данному открытию учёные получили возможность наблюдать за потаённой жизнью этих насекомых.

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Скорпионов невозможно обнаружить невооружённым глазом, потому что они активны лишь в ночное время суток.

2) В ультрафиолетовом свете скорпион начинает флуоресцировать.

3) За ночной жизнью скорпионов учёные могут наблюдать, используя ультрафиолет, в свете которого эти насекомые начинают флуоресцировать.

4) Скорпионы — скрытные существа, однако учёные имеют возможность наблюдать за их потаённой жизнью.

5) Способность скорпионов флуоресцировать под воздействием ультрафиолета дала учёным возможность наблюдать за потаённой жизнью этих существ.

Ответ: ______________

2. Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

во-первых, / даже / помимо / этого, / однако / потому что

Ответ: ______________

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СВЕТ. Определите, в каком значении это слово использовано в предложении 2. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в словарной статье.
СВЕТ, -а; м.

1. Лучистая энергия, делающая окружающий мир видимым; электромагнитные волны в интервале частот, воспринимаемых глазом. Солнечный с. Электрический с. С. от фонаря.

2. Тот или иной источник освещения. Зажечь с. Принести с. (лампу, свечу).

3. Освещённость, состояние, когда светло. На с. (при свете, при освещении). В окнах с.

4. В нек-рых выражениях: рассвет, восход солнца (разг.). Ни с. ни заря (очень рано утром; разг.). Чуть с. (едва начало рассветать).

5. Употр. как ласкательное обращение (устар. и в народной словесности). С. ты мой ясный!

Ответ: ______________

ВАРИАНТ 14

Прочитайте текст и выполните задания 1—3.

(1)Природа наделила скорпионов удивительной сенсорной системой — своего рода сейсмографом, для которого тишайшие взмахи крылышек мотылька, пролетающего невдалеке, всё равно что буря в пустыне. (2 )На погощу пальцах скорпиона — «клешнях», которыми он захватывает добычу, — имеются чувствительнейшие волоски, которые регистрируют малейшее сотрясение воздуха. (3)(...) скорпион с точностью снайпера, снабжённого прибором ночного видения, определит, где находится добыча, и в нужный момент проворно схватит её, несмотря на полную тьму.

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Сенсорная система скорпионов, реагирующая на малейшее сотрясение воздуха, делает их прекрасными ночными охотниками.

2) Скорпион с точностью снайпера ногощупальцами захватывает добычу.

3) Удивительно точный «сейсмограф», которым является организм скорпиона, даёт ему возможность безошибочно находить и добывать еду даже в полной темноте.

4) На ногощупальцах скорпионов имеются чувствительнейшие волоски, которые регистрируют малейшее сотрясение воздуха.

5) Скорпион может охотиться даже в полной тьме.

Ответ: ______________

2. Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

поэтому / вопреки этому / очевидно, / наверное, / впоследствии

Ответ: ______________

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СИСТЕМА. Определите, в каком значении это слово использовано в предложении 1. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в словарной статье.

СИСТЕМА, -ы; ж.

1. Устройство, структура, представляющая собой единство закономерно расположенных и функционирующих частей. Нервная с. Кровеносная с. Солнечная с.

2. Форма организации чего-н. Избирательная с. С. земледелия.

3. Нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи час тей. Грамматическая с. языка. Периодическая с. Элементов (Д.И. Менделеева). С. взглядов. Философская с. (учение). Педагогическая с. Ушинского. С. каналов.

4. Общественный строй, форма общественного устройства. Социальная с. Капиталистическая с.

5. Совокупность организаций, однородных по своим задачам, или учреждений, организационно объединённых в одно целое. Работать в с. Академии наук.

Ответ: ______________

ВАРИАНТ 15

Прочитайте текст и выполните задания 1—3.

(1)Учёные считают, что хотя природных катастроф в истории Земли было много и они неизбежны, однако катастрофы планетарного масштаба происходят нечасто и их разделяют десятки и сотни миллионов лет. (2)История же человечества насчитывает десятки тысяч лет. (3)(...) вероятность в обозримом будущем чудовищных катастроф, влекущих за собой разрушение и переустройство привычного нам мира, очень мала.

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) В истории Земли природные катастрофы происходят один раз в десятки тысяч лет, поэтому человечеству они не страшны.

2) Человечество живёт на Земле десятки тысяч лет, и за это время не было чудовищных природных катастроф.

3) Переустройство привычного человечеству мира в результате природных катастроф планетарного масштаба маловероятно из-за того, что они случаются чрезвычайно редко.

4) Будущие природные катастрофы не могут разрушить наш привычный мир.

5) В обозримом будущем природные катастрофы планетарного масштаба, происходящие крайне редко, человечеству не угрожают.

Ответ: ______________

2. Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

однако / потому что / поэтому / вопреки этому / также

Ответ: ______________

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова МИР. Определите, в каком значении это слово использовано в предложении 3. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в словарной статье.

МИР, -а; м.

1. Совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве, Вселенная. Происхождение м.

2. Отдельная область Вселенной, планета. Звёздные м.

3. Земной шар, Земля, а также люди, население земного шара. Объехать весь м. Первые в м.

4. Объединённое по каким-н. признакам человеческое общество, общественная среда, строй. Античный м. Научный м.

5. Отдельная область жизни, явлений, предметов. М. животных, растений. М. звуков. Внутренний м. человека. М. увлечений.

Ответ: ______________

ВАРИАНТ 16

Прочитайте текст и выполните задания 1—3.

(1)Строение глаза мухи сильно отличается от строения глаза человека: состоящие из особого сетчатого экрана глаза мухи позволяют видеть ей не одно, а множество изображений какого-либо предмета. (2)Когда этот предмет движется, он как бы переходит из одного изображения в другое, что, (...) даёт возможность с большой точностью определять скорость его перемещения. (3)После того как функции глаза насекомого были изучены биологами, инженеры создали новый прибор, с помощью которого теперь определяют скорость полёта современных авиалайнеров.

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Строение глаза мухи, позволяющее ей видеть множество изображений одного движущегося предмета, помогло инженерам создать приборы, определяющие скорость полёта современных самолётов.

2) Биологи выяснили, что глаз мухи, в отличие от глаза человека, состоит из особого сетчатого экрана, позволяющего ей видеть много изображений одного предмета.

3) Муха видит множество изображений одного предмета благодаря особому строению глаз.

4) Строение глаз мухи и их свойства видеть множество изображений движущегося предмета были скопированы инженерами при создании прибора, определяющего скорость полёта авиалайнеров.

5) Функции глаза мухи были изучены биологами и инженерами и использовались в создании новых приборов.

Ответ: ______________

2. Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов),
во-первых, / наоборот, / однако / в свою очередь, / вопреки этому

Ответ: ______________

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ФУНКЦИЯ. Определите, в каком значении это слово использовано в предложении 3. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в словарной статье.

ФУНКЦИЯ, и; ж.

1. В философии: явление, зависящее от другого и изменяющееся по мере изменения этого другого явления.

2. В математике: закон, по к-рому каждому значению переменной величины (аргумента) ставится в соответствие некрая определённая величина, а также сама эта величина. Линейная ф. (меняющаяся прямо пропорционально изменению своего аргумента).

3. Работа, производимая органом, организмом. Ф. желёз.

4. Роль, значение чего-н. Ф. синтаксиса.

5. Обязанность, круг деятельности. Служебные ф. Ф. профкома.

Ответ: ______________

ВАРИАНТ 17

Прочитайте текст и выполните задания 1—3.

(1)В тропических морях, где вода обычно прогрета до 26-28 градусов, кораллы очень чутко реагируют на любые изменения температуры: если на несколько дней она поднимается всего на один градус, то кораллы испытывают настоящий стресс. (2)В это время в таком состоянии их пёстрая окраска меркнет, они обесцвечиваются, и пышный подводный лес превращается в унылый беловатый каркас, составленный из известковых скелетов.

(3)(... ) если вода в Мировом океане вследствие парникового эффекта будет продолжать теплеть, то все коралловые рифы на нашей планете могут погибнуть.

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Пёстрая окраска кораллов меркнет в результате даже небольшого повышения температуры воды в Мировом океане.

2) Повышение температуры воды в Мировом океане пагубно влияет на кораллы, а глобальное потепление может привести к повсеместной гибели этих рифов.

3) В тёплых тропических морях кораллы — пышный и пёстрый подводный лес, который из-за потепления становится известковым скелетом.

4) Кораллы — это известковые беловатые рифы, которым грозит гибель из-за парникового эффекта.

5) Парниковый эффект, вследствие которого повышается температура воды в Мировом океане, может привести к гибели коралловых рифов, негативно реагирующих на любые изменения температуры.

Ответ: ______________

2. Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

вопреки этому, /наоборот, /следовательно, /кажется, / так как

Ответ: ______________

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ВРЕМЯ. Определите, в каком значении это слово использовано в предложении 2. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в словарной статье.

ВРЕМЯ, -мени; ср.

1. Одна из форм (наряду с пространством) существования бесконечно развивающейся материи — последовательная смена её явлений и состояний. Вне в. и пространства нет движения материи.

2. Продолжительность, длительность чего-н., измеряемая секундами, минутами, часами. Сколько в. (который час?).

3. Промежуток той или иной длительности, в к-рый совершается что-н., последовательная смена часов, дней, лет. Отрезок в. Хорошо провести в. В. не ждёт (надо торопиться ). В. терпит (ещё можно ждать).

4. Определённый момент, в который происходит что-н. Назначить в. заседания. В. обеда. В любое в. дня.

5. Период, эпоха. Во в. (времена) Петра I. Суровое в.

Ответ: ______________

ВАРИАНТ 18

Прочитайте текст и выполните задания 1—3.

(1)В последнее десятилетие увеличилось количество нападений акул на людей, и учёные нашли причины повышенной агрессивности этих морских хищников. (2)Злоупотребление людьми рыболовством привело к уменьшению корма на отдельных участках для акул, которые стали перемещаться к береговым водам в поисках новых источников питания. (3)(...) случаи столкновения с акулами участились из-за пристрастия пловцов и любителей сёрфинга выходить в открытое море, игнорируя предостережения властей, и, вступая в зону обитания акул, они тем самым провоцируют нападения.

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Акулы с особой агрессивностью нападают на людей в береговых водах, опустевших от злоупотребления рыболовством.

2) Когда пловцы и любители сёрфинга вступают в зону обитания акул, то они становятся жертвами морских хищников.

3) Причина повышенной агрессивности акул — уменьшение корма вследствие злоупотребления людьми рыболовством и несоблюдения ими правил элементарной безопасности в открытом море.

4) В последнее десятилетие люди сами провоцируют нападения акул.

5) Опустошение мест естественного кормления акул промышленным выловом и появление людей в зонах, запрещённых для купания, стало в последнее время причиной нападений этих морских хищников на человека.

Ответ: ______________

2. Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

во-первых, / кроме того, / так как / итак, / таким образом,

Ответ: ______________

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова УЧАСТОК. Определите, в каком значении это слово использовано в предложении 2. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в словарной статье.

УЧАСТОК, -тка; м.

1. Отдельная небольшая часть какой-н. поверхности, площади чего-н. У. трассы. У. мышечной ткани. У.реки.

2. Часть земельной площади, занятая чем-н. или предназначенная для чего-н. Земельный у. Лесной у. Садовый у. (в садоводческом товариществе). У него за городом дача, у.

3. В ряде служб, в специальных областях деятельности: административно-территориальное подразделение чего-н. Избирательный у. У. службы пути. Врачебный у.

4. Зона действий какой-н. воинской части, войскового соединения. У. обороны. У. прорыва. У. форсирования. На у. дивизии.

5.Область, отрасль какой-н. общественной деятельности. Важный у. работы.

Ответ: ______________

ВАРИАНТ 19

Прочитайте текст и выполните задания 1—3.

(1)Пиранъи в Бразилии — настоящие санитары рек.

(2)Когда в сезон дождей разливаются реки и под водой скрываются целые участки леса, многие животные не успевают спастись, и тысячи трупов перекатываются на волнах, грозя отравить своим ядом всё живое вокруг и вызвать эпидемию.

(3)(...) если бы не проворство пираний, объедающих эти тушки добела, не их образ жизни, то от сезонных эпидемий в Бразилии гибли бы люди.

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) В сезон дождей в Бразилии начинаются наводнения, поэтому многие животные погибают и их съедают пираньи.

2) Быстро объедая до костей многочисленные трупы погибших во время наводнений животных, пираньи обеспечивают населению Бразилии естественную защиту от возможных сезонных эпидемий, вызванных трупным ядом.

3) Пираний в Бразилии считают санитарами рек из-за их способности поедать трупы погибших во время наводнений животных.

4) Проворные пираньи объедают туши погибших животных добела, и поэтому трупный яд не успевает заразить воду в реках.

5) Пираньи в реках Бразилии, проворно съедая тысячи трупов животных, утонувших во время наводнений, предотвращают сезонные эпидемии, опасные для людей.

Ответ: ______________

2. Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

наоборот, / теперь / несомненно, / вопреки этому, / во-первых,

Ответ: ______________

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОБРАЗ. Определите, в каком значении это слово использовано в предложении 3. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в словарной статье.

ОБРАЗ, -а; м.

1. Вид, облик. Создать что-н. по своему о. и подобию (т.е. похожим на себя; книжн.). Потерять о. человеческий (то же, что потерять облик человеческий). В образе кого-н. (в виде кого-н.).

2. Живое, наглядное представление о ком-чём-н. Светлый о. матери.

3. В искусстве: обобщённое художественное отражение действительности, облечённое в форму конкретного индивидуального явления. Поэт мыслит о.

4. В художественном произведении: тип, характер. Плюшкин о. скупца. Артист вошёл в о. (вжился в роль).

5. Порядок, направление чего-н., способ. О. мыслей. О. действий.

Ответ:

ВАРИАНТ 20

Прочитайте текст и выполните задания 1—3.

(1)Давно стало нарицательным выражение «крокодиловы слёзы», но оказалось, что крокодилы и в самом деле плачут, однако не от жалости, а от избытка солей в организме. (2)Почки пресмыкающихся животных — несовершенный инструмент, (...) для удаления из организма солей у рептилий развились особые железы, которые помогают почкам: эти железы расположены у самых глаз крокодила. (3)Когда крокодил поедает жертву, железы работают в полную силу и кажется, будто свирепый хищник плачет горькими слезами.

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Крокодилы плачут от жалости к своей жертве, поэтому существует выражение «крокодиловы слёзы».

2) Обильные слёзы крокодила во время еды вызваны тем, что около глаз срабатывают особые железы, которые помогают почкам выводить соли из организма.

3) Слёзные железы у крокодила находятся у самых глаз и выводят избыток солей из организма этого пресмыкающегося.

4) Почки крокодила не могут удалять излишек солей из организма, поэтому у этого пресмыкающегося развились особые железы, расположенные у глаз и выделяющие обильные слёзы во время поедания крокодилом своей жертвы.

5) Особые железы, расположенные у глаз многих животных, активно выделяют «слёзы» в тот момент, когда они поедают добычу.

Ответ: ______________

2. Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

так как / поэтому / безусловно, / во-первых, / только

Ответ: ______________

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СИЛА. Определите, в каком значении это слово использовано в предложении 3. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в словарной статье.

СИЛА, -ы; ж.

1.Величина, являющаяся мерой механического взаимодействия тел, вызывающего их ускорение или деформацию; характеристика интенсивности физических процессов (спец.). Единица с. Центробежная с. С. тяжести.

2.Способность живых существ напряжением мышц производить физические действия, движения; вообще — физическая или моральная возможность активно действовать. Большая с. в руках. С с. Нет больше с.

3.Материальное или духовное начало как источник энергии, деятельности. С. природы. Творческие с. народа.

4.Способность проявления какой-н. деятельности, состояния, отличающаяся определённой степенью напряжённости, устремлённости. С. воли. С. воображения.

5. Могущество, влияние, власть. Могучая с. слова. С. убеждения. Непобедимая с. народа.

Ответ: ______________

ВАРИАНТ 21

Прочитайте текст и выполните задания 1—3.

(1)Вид животных-альбиносов забавляет нас издавна. (2)Мы умилённо поглядываем на «снежную королеву» с мордочкой лисы, на «снегурочек»-белочек, на ёжика, будто унесшего на иголках туман, похожих больше на игрушки, чем на своих лесных сородичей. (3)Их броские фигуры украсили бы любую витрину,(...) в лесу или степи ярко-белый цвет шубки выдаёт их с головой: их первыми примечают хищники, от них стремглав убегает добыча, а поэтому быть альбиносом нелегко и опасно.

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Животные-альбиносы, похожие на игрушки, очаровательны и могли бы украсить любые витрины.

2) У человека животные-альбиносы вызывают восторг и умиление, желание поиграть с ними.

3) Приметная белая окраска животных-альбиносов, привлекающая хищников и предостерегающая жертву, намного усложняет их жизнь.

4) Вид очаровательных животных-альбиносов делает их жизнь нелёгкой и опасной.

5) Опасная белая окраска, которая свойственна животнымальбиносам, делает их приметными в местах естественного обитания, не позволяет охотиться и превращает их самих в лёгкую добычу.

Ответ: ______________

2. Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

к счастью, / однако / наоборот, / потому что / вследствие чего

Ответ: ______________

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ВИД. Определите, в каком значении это слово использовано в предложении 1. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в словарной статье.
ВИД, -а (-у); м.

1.Внешний облик кого-л.; внешность, наружность (обычно как проявление состояния здоровья, характера, настроения и т.п.). Больной, здоровый, цветущий в. у кого-л. Требования к внешнему в. военнослужащего. Появиться в нетрезвом в.

2.Местность, открытая взору. Прекрасный в. из окна. Снять комнату с в. на море.

3.Изображение природы, местности и т.п. в живописи, графике и т.п.; пейзаж. В. Крыма. Альбом с в. Москвы.

4. Планы, расчёты, намерения относительно чего-л. В. на будущее. В. на урожай.

5. Классификационная единица в систематике, объединяющая разряд предметов, явлений и т.п. с одинаковыми признаками, входящий в состав более общего разряда (рода). Кресло — вид мебели.

Ответ: ______________

ВАРИАНТ 22

Прочитайте текст и выполните задания 1—3.

(1)Крысы очень осмотрительны: ни за что не станут есть подозрительную пищу всем скопом, роль дегустатора возьмёт на себя самая любознательная и прожорливая особь. (2)И если ей от нового блюда не поздоровится, сородичи сделают соответствующие выводы: матёрые особи не подпустят к опасной приманке молодых, оттолкнут, с громким писком прижмут к земле, а потом передадут другим сигнал об опасности. (3)(...) пытаться изводить крыс с помощью ядов бесполезно.

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Особый механизм предупреждения сородичей об опасности, действующий в крысиных стаях, делает бесполезными попытки извести их с помощью яда, добавленного в пищу.

2) Яд совершенно бесполезен в борьбе с осмотрительными и осторожными крысами, выработавшими особую реакцию, предупреждающую стаю о его присутствии в приманке.

3) Подозрительную пищу ест только самая любознательная особь, которая впоследствии своим поведением может предупредить сородичей об опасности.

4) Осмотрительность и осторожность молодых крыс делает бесполезными попытки извести их ядом.

5) Матёрые крысы не подпустят к отравленной пище молодых, если особи, попробовавшей ядовитую приманку, станет плохо.

Ответ: ______________

2. Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

наоборот, / вот почему / во-первых, / зато / также

Ответ: ______________

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЗЕМЛЯ. Определите, в каком значении это слово использовано в предложении 2. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в словарной статье.

ЗЕМЛЯ, -и; ж.

1.Третья планета Солнечной системы, вращающаяся вокруг своей оси и вокруг Солнца, орбита которой находится между Венерой и Марсом. 3. движется вокруг Солнца. Окружность 3. Луна — спутник 3.

2.Место жизни и деятельности людей. Сколько обидного на з.! Слухом з. полнится (Посл.).

3.Суша, земная твердь (в отличие от водного или воздушного пространства). Близость з. Ступить с корабля на твёрдую з. Отличаться как небо от з.

4.Верхний слой земной коры; почва, грунт. Пахать з. В недрах з. Сесть на з.

5.Рыхлое вещество тёмно-бурого цвета, входящее в состав земной коры. Песок с з. Привезти самосвал з.

Ответ: ______________

ВАРИАНТ 23

Прочитайте текст и выполните задания 1—3.

(1)Форма снежинок зависит от температуры окружающего их воздуха. (2)(...) если на пути снежинок встретится поток очень холодного воздуха, кристаллик начнёт расти в высоту, вытягиваясь, словно небольшой столбик, а более тёплые слои воздуха формируют симметричные многогранные пластинки. (3)Снежные хлопья минуют не один температурный слой, а множество, и постоянное чередование температуры превращает кристаллики снега в уникальное творение.

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1)Тёплый воздух создаёт из бесформенного кристалла льда красивейшие многогранные снежинки.

2)Удивительная форма снежинки обусловлена её прохождением через воздушные слои разной температуры, которая влияет на рост и симметрию снежных кристаллов.

3)Потоки очень холодного воздуха и тёплого воздуха формируют снежный кристаллик, который растёт в высоту.

4)Симметрические многогранные пластинки снежинок — уникальные творения, создаваемые природой.

5)Падая на землю, снежинки проходят не один температурный слой, по-разному формирующий их форму, поэтому чередование холодного и тёплого воздуха превращает кристаллики снега в уникальное творение.

Ответ: ______________

2. Какое из приведённых ниже слов должно быть на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово.

наоборот, / так, / к сожалению, / однако / во-первых,

Ответ: ______________

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ФОРМА. Определите, в каком значении это слово использовано в предложении 1. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в словарной статье.

ФОРМА, -ы; ж.

1.Способ существования содержания, неотделимый от него и служащий его выражением. Единство ф. и содержания.

2.Внешний наружный вид предмета. Земля имеет ф. шара. Квадратная ф. Предмет изогнутой ф.

3.Совокупность приёмов и изобразительных средств художественного произведения. Повествовательная ф. Ф. стиха.

4.Установленный образец чего-н. Дать сведения по ф. Готовые лекарственные ф. (готовые лекарства).

5.Приспособление для придания чему-н. тех или иных очертаний. Литейная ф. Ф. для выпечки.

Ответ: ______________


24



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!