СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Г.Т. Егораева. Презентация " Устный экзамен. ОГЭ - 2018"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема презентации "Варианты составления словарных полей фотографии". Материал можно использовать при подготовке к устному собеседованию.

Просмотр содержимого документа
«Г.Т. Егораева. Презентация " Устный экзамен. ОГЭ - 2018"»

 Пособие предназначено для эффективной подготовки к устной части основного государственного экзамена по русскому языку и содержит тренировочные задания, а также советы и рекомендации, позволяющие избежать типичных ошибок в устном ответе.  Работая с пособием, учащиеся научатся   грамотно, правильно и выразительно читать и пересказывать тексты;   выстраивать монологи и диалоги на заданные темы в соответствии с определённым типом речи;   излагать материал на основе личного жизненного опыта;   представлять и аргументированно отстаивать свою точку зрения в диалоге;  Пособие рекомендовано учащимся 8-9-х классов, учителям и методистам и может быть использовано на уроках и для самостоятельной подготовки.

Пособие предназначено для эффективной подготовки к устной части основного государственного экзамена по русскому языку и содержит тренировочные задания, а также советы и рекомендации, позволяющие избежать типичных ошибок в устном ответе.

Работая с пособием, учащиеся научатся

 грамотно, правильно и выразительно читать и пересказывать тексты;

 выстраивать монологи и диалоги на заданные темы в соответствии с определённым типом речи;

 излагать материал на основе личного жизненного опыта;

 представлять и аргументированно отстаивать свою точку зрения в диалоге;

Пособие рекомендовано учащимся 8-9-х классов, учителям и методистам и может быть использовано на уроках и для самостоятельной подготовки.

Методика словарной работы в школе   1) Обогащение словаря , т. е. усвоение новых, ранее неизвестных учащимся слов, а также новых значений тех слов, которые уже имелись в их словарном запасе.  2) Уточнение словаря : а) наполнение содержанием тех слов, которые усвоены учащимися не вполне точно: уточнение их значений путем включения в контекст, сопоставления близких по значению слов и противопоставления антонимов, сравнения значений и употребления паронимов и т. п.; б) усвоение лексической сочетаемости слов, в том числе во фразеологических единицах; в) усвоение иносказательных значений слова, многозначности слов, в том числе значений, обусловленных контекстом; г) усвоение синонимики лексической и тех оттенков смысловых значений слов, тех эмоциональных и функционально-стилистических окрасок слова, которые свойственны отдельным синонимам в синонимической группе.

Методика словарной работы в школе

1) Обогащение словаря , т. е. усвоение новых, ранее неизвестных учащимся слов, а также новых значений тех слов, которые уже имелись в их словарном запасе.

2) Уточнение словаря :

а) наполнение содержанием тех слов, которые усвоены учащимися не вполне точно: уточнение их значений путем включения в контекст, сопоставления близких по значению слов и противопоставления антонимов, сравнения значений и употребления паронимов и т. п.;

б) усвоение лексической сочетаемости слов, в том числе во фразеологических единицах;

в) усвоение иносказательных значений слова, многозначности слов, в том числе значений, обусловленных контекстом;

г) усвоение синонимики лексической и тех оттенков смысловых значений слов, тех эмоциональных и функционально-стилистических окрасок слова, которые свойственны отдельным синонимам в синонимической группе.

Методика словарной работы в школе  3) Активизация словаря , т. е. перенесение слов из словаря пассивного в словарь активный (пассивный словарь человека содержит слова, которые он понимает, но не употребляет в собственной речевой деятельности). Слова включаются в предложения и словосочетания: вводятся в пересказ прочитанного, в беседу, в рассказ, изложение и сочинение.  4) Устранение нелитературных слов , перевод их из активного словаря в пассивный. Имеются в виду слова диалектные, просторечные, жаргонные, которые дети усвоили под влиянием речевой среды. Формирование понятия о литературной норме приводит к тому, что учащиеся разграничивают те условия, в которых может быть использовано, например, диалектное слово, и те, где требуется соблюдение требований литературного языка.

Методика словарной работы в школе

3) Активизация словаря , т. е. перенесение слов из словаря пассивного в словарь активный (пассивный словарь человека содержит слова, которые он понимает, но не употребляет в собственной речевой деятельности). Слова включаются в предложения и словосочетания: вводятся в пересказ прочитанного, в беседу, в рассказ, изложение и сочинение.

4) Устранение нелитературных слов , перевод их из активного словаря в пассивный. Имеются в виду слова диалектные, просторечные, жаргонные, которые дети усвоили под влиянием речевой среды. Формирование понятия о литературной норме приводит к тому, что учащиеся разграничивают те условия, в которых может быть использовано, например, диалектное слово, и те, где требуется соблюдение требований литературного языка.

Словарно-стилистическая работа. Составление семантического поля фотографии

Назовите опорные слова и словосочетания, отражающие

а) содержание картины, её композиционный строй:

давняя мечта, детвора, искатели приключений, тяга к исследованиям, старая карта, поиски сокровищ, дальние страны, невероятные приключения и необычные встречи , захватывающие тайны, увлекательные и интересные события, тяготы и опасности дальних странствий и т.п.

б) описание героев:

заядлые путешественники, искатели приключений, бесстрашные первооткрыватели, романтики, совместное планирование, выбор маршрута, тщательная подготовка ( одежда, обувь, снаряжение ) к путешествию и т.п.

в) определите слова и словосочетания, передающие колорит фотографии:

широкая дорога, убегающая вдаль; дальний путь, яркий солнечный день, весёлая зелень деревьев, симпатичные увлечённые лица мальчишек; маршрутная карта и т.п.

Подберите синонимы к словам, включая

эмоционально-оценочные:

друзья – товарищи, единомышленники, соратники, сподвижники ;

мечта – стремление, желание, выдумка, вымысел, фантазия,

представление, воображение;

изучать – исследовать, анализировать, подробно рассматривать ;

путешествие путь, поход, странствие, экспедиция;

тайна – секрет, загадка;

маршрут – план действий, движения;

планировать – задумывать, намечать, составлять;

снаряжение – приспособление, обмундирование, экипировка;

смелость – бесстрашие, решительность, сила душа, неустрашимость;

сокровище – клад, драгоценности, золото, драгоценные камни

и т.п.

С помощью каких слов и словосочетаний

вы можете выразить своё отношение

к изображаемому?

Счастливое детство, увлекательные странствия, ещё

никем не исследованные маршруты,

новые и незабываемые впечатления, непоколебимая

вера, захватывающий дух открытия нового мира, яркие

эмоции и т.п.

Увлечения в жизни человека

Увлечения зависят от ( возраста, жизненных ситуаций, характера, темперамента, способностей, наличия свободного времени...

Увлеченный человек позитивнее воспринимает жизнь.

(Почему?)

1. Получает удовольствие, что сказывается на настроении и здоровье.

2. Увлечение отвлекает от однообразия будней, спасает в трудных жизненных ситуациях

3. Увлечение рождает увенность в себе, поднимает самооценку.

4. Хобби приносит пользу, нередко материальную

5. Увлечение помогает человеку самореализоваться.

6. С помощью любимого дела решаются внутренние проблемы.

(Что из этого следует?)

  • Отыскав любимое занятие, можно невероятно разнообразить свою жизнь.
  • Увлечения делают жизнь человека ярче и интереснее.

Какие бывают увлечения?

Рукоделие

вышивать, вязать, плести из бисера, создавать поделки и предметы декора; материалы: ткань, нитки, бисер и швейная фурнитура, бумага, глина, воск, стекло....

Танцы

бальные, спортивные, этнические, современные, уличные; одиночные, парные, групповые.

Коллекцио-нирование

монеты, карты, книги, календари, наклейки, игрушечные машинки, старые открытки, фарфоровые куклы...

Изучение языков

английский, французский, немецкий, испанский...

Музыка

игра на музыкальных инструментах, развитие вокальных данных или посещение концертов и изучение музыкальных течений.

Спорт, фитнес

Все виды спорта , включая экстремальные.

Какой бывает?

Кто работает в нём?

Театр

Художественный руководитель,

режиссёр, бутафор, реквизитор,

актёры, гримёры, суфлёры,

декораторы, гардеробщики,

осветители, билетёры, пожарные,

художники, рабочие сцены и т.д.

Академический

государственный

художественный

драматический музыкальный

народный

школьный

современный

экспериментальный

студенческий

молодёжный

столичный

провинциальный

прекрасный

знаменитый

волшебный

старинный

городской

летний

любительский

местный

великолепный

оперы и балета сатиры

миниатюры

эстрады

драмы и комедии

оперетты

юного зрителя

кукольный пантомимы

Что есть в нём?

Афиши, репертуар, труппа, гардероб,

фойе, касса, билет, аншлаг, сценарий,

зрительный зал, партер, балкон,

бельэтаж, ложи, галерка, ряды,

кресла, сцена, кулисы, занавес,

суфлёрская будка, гримёрная,

костюмерная, бутафорская,

прожекторы, антракт,

действия, акты, авансцена, рампа,

реквизит, аплодисменты, овации…

Театр может (-но)

Возглавлять, посещать,

организовать, создать, открыть,

объявить, поставить, уехать,

удостоиться, осветиться,

возникнуть, предложить,

обещать, обходиться, закрыться,

выпускать, приглашать,

получить, находиться,

выдвинуть, наполняться,

оставаться, посетить, пойти,

выступить, спасать, затихнуть,

сообщить, реорганизоваться,

любить, боготворить, покорить,

нравиться, реформировать…

Что видим на сцене?

Спектакль, постановка, декорации , репетиции,

актёрская игра, диалоги, монологи, трагедия,

комедия, драма, мастерское исполнение роли,

яркое сценическое действие, жесты, мимика,

костюмы, грим, прекрасное исполнение

главной роли, удачная инсценировка, массовые

сцены, музыкальное сопровождение, сюжет

(конфликт) пьесы, второстепенная роль и т.п.

Небольшая, пешеходная, увлекательная, интересная, чудесная,

необыкновенная, прекрасная, фантастическая,

трёхдневная, замечательная, великолепная, удивительная,

незабываемая, отличная, двухчасовая, полезная, волшебная 

непродолжительная и т.п.

Экскурсия

Какая?

Какие действия могут быть связаны с этим словом?

Город, улицы, проспекты,

набережные, бульвары,

достопримечательности,

скульптуры, памятники,

монументы, обелиски,

памятные места, исторические

места, мемориалы, мемориальный

комплекс (доска), музеи, парки,

скверы, библиотеки, театры,

кинотеатры, консерватории,

цирк и т.д.

Встать, собраться, отправиться, совершить, пойти,

подойти, начаться, проводить, последовать,

продолжиться, восхититься, поинтересоваться,

  последовать, познакомиться, заинтересоваться,

спросить, понравиться, оказаться, продолжиться,

поразить, длиться, предстоять,  проехать, пройти,

расспросить, увенчаться,  случиться, увлечься,

выслушать, обогатиться, привлечь внимание,

  состояться, убедить, войти, продлиться, 

превратиться,  подходить, оказаться,  называться,  

закончиться, завершиться.  

осмотреть, посетить,

Музей Кто работает? Каким бывает? экскурсоводы реставраторы хранители исследователи учёные историческим археологическим этнографическим зоологическим ботаническим художественным театральным музыкальным литературным политехническим сельскохозяйственным. краеведческим мемориальным изобразительных искусств истории чего-л. музеем-заповедником музеем-квартирой музеем-усадьбой космонавтики и т.п. городским школьным виртуальным небольшим частным знаменитым великолепным  и т.д. Что есть в нём? залы  экспозиционные  выставочные  демонстрационные павильоны (выставочные) фонды реставрационные мастерские хранилища  экспонаты коллекции картины произведения живописи, скульптуры, декоративно- прикладного искусства уникальные редкие ценные оригиналы (подлинники) копии Что можно с ним сделать? Что может музей? открыть создать посетить осмотреть побывать вместить пополниться обогатиться выставить купить предложить пропагандировать исследовать воссоздать

Музей

Кто работает?

Каким бывает?

экскурсоводы

реставраторы

хранители

исследователи

учёные

историческим

археологическим

этнографическим

зоологическим

ботаническим

художественным

театральным

музыкальным

литературным

политехническим

сельскохозяйственным.

краеведческим

мемориальным

изобразительных искусств

истории чего-л.

музеем-заповедником

музеем-квартирой

музеем-усадьбой

космонавтики и т.п.

городским

школьным

виртуальным

небольшим

частным

знаменитым

великолепным и т.д.

Что есть в нём?

залы

  • экспозиционные
  • выставочные
  • демонстрационные

павильоны (выставочные)

фонды

реставрационные мастерские

хранилища

экспонаты

коллекции

картины

произведения живописи,

скульптуры, декоративно-

прикладного искусства

уникальные

редкие

ценные

оригиналы (подлинники)

копии

Что можно с ним сделать?

Что может музей?

открыть

создать

посетить

осмотреть

побывать

вместить

пополниться

обогатиться

выставить

купить

предложить

пропагандировать

исследовать

воссоздать

Словарно - стилистическая работа. Составление семантического поля фотографии

Подберите синонимы к словам, включая

эмоционально-оценочные:

Назовите опорные слова и словосочетания, отражающие

а) содержание картины, её композиционный строй:

противники нападающая сторона, противная сторона, соперники;

атаковать – идти на приступ, обрушиться, идти на штурм, налететь;

бдительный – зоркий, неусыпный, внимательный, недремлющий;

битва – сражение, схватка, столкновение;

слава – известность, популярность, знаменитость, признание;

защищать – оборонять, заслонять, спасать, отстаивать, отражать;

напряжённость драматичность, острота, накал;

победить – одержать победу, нанести поражение, разгромить и т.п.

яркая по накалу эмоций сцена

спортивной борьбы, даны крупным

планом, атакующий удар, занимает

всё пространство фотографии,

своеобразный приём как бы остановленного

мгновения, на фоне буйной южной природы,

специальная площадка, разделённая

сеткой, дух соперничества и дружбы и т.п.

б) состояние спортсменов:

физически сильные люди, крепкое

телосложение, напряжённые позы,

сильные руки, высокие прыжки,

стремление направить мяч на сторону

соперника и т.д.

в) определите слова и словосочетания, передающие колорит фотографии:

Залитая ярким солнцем площадка, голубое

небо, лёгкие белые облака, все оттенки

изумрудного и бежевого цвета, ярко-

красные и тёмно-синие костюмы игроков и

т.д.

С помощью каких слов и словосочетаний

вы можете выразить своё отношение

к изображаемому?

Серьезная физическая подготовка,

умение работать в команде,

развитие реакции,

укрепление здоровья,

умение не сдаваться, стремление идти

к своей мечте через все преграды,

доверие товарищам и т.п.

galinaland@rambler.ru

[email protected]


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!