"Где песня льется, там легче живется"
Цели урока:
• Познакомить с разнообразием жанров русской народной песни;
• Развивать навыки музыкального восприятия путем обогащения разнохарактерными интонациями;
• На основе эмоционального восприятия русского народного песенного творчества воспитывать любовь к музыке, потребность в общении с искусством.
Оборудование: музыкальные инструменты (аккордеон, ложки, трещотки, бубен, треугольник, колокольчик, грамзаписи народных песен, портрет композитора, раздаточный материал.
ХОД УРОКА:
1.
Звучит русская народная песня «Ой ты степь, широкая».(Девочка исполняет)
2.
На ветру шумят рябины,
Каждый слушать их готов.
Сколько песен у России –
Сколько во поле цветов!
Словно музыка степная
Золотая рожь встает
В полный голос слышен колос –
Это Родина поет!
Песни русские такие, что охота подпевать…
Столько песен у России, -
Никому не сосчитать.
Учитель: Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить с вами? Какова тема урока?
Ученики: «Русская народная песня»
Учитель: Р.н.п. является неотъемлемой частью музыкального фольклора.
Что значит слово фольклор? (народное творчество)
Ученики:
Музыкальный фольклор – это вокальное (песенное), инструментальное, музыкально-танцевальное творчество народа.
Вспомните, пожалуйста, какая музыка и почему называется народной, а какая композиторской? (народная – сочинил народ, композиторская – известен автор музыки и слов).
Учитель:
Народная песня - это сокровищница русской души, зеркало жизни народа. Русская народна песня покоряет нас своей простотой, сердечностью и любовью. Из далекого прошлого несут нам народные песни удивительную свежесть и целомудренность, скромность и нежность, сердечную простоту и задушевность.
А как появилась р.н.п.?
Дети: В далекие, далекие времена, когда люди еще не умели писать и читать, песня передавалась из уст в уста, из деревни в деревню, из поколения в поколение. Вечерами после тяжелого труда люди собирались вместе пели, танцевали, шутили, рассказывали байки, водили хороводы….Пели от радости и от горя, когда уходили на войну, собирали урожай, выходили замуж или когда хотели повеселиться. Поэтому р.н.п. такая разная: веселая и грустная, забавная и тоскливая, но всегда мелодичная, распевная, мягкая.
Учитель
Один из примеров русской народной песни «Ой, ты степь, широкая» уже прозвучал. Что вы можете сказать об этой музыке?
Дети
Эта песня лирическая. У нее отличительная черта: распевность, мелодичность, мягкость, протяжность. Рассказывается о красоте русской природы. Очень часто в таких песнях природа сравнивается с человеческими судьбами, через картины природы рассказывается о любви, разлуке….
Учитель
Сегодня наш урок посвящен русской народной песне. Чтобы подробнее узнать о видах русской народной песни, мы отправимся в путешествие.
3.Тимошка под музыку чернява-кучерява с девочкой выход.
«Здравствуйте, ребятишки!
Озорники и шалунишки
Я – Тимошка, а я Матрешка
Из деревни Гармошка.
В гости вас к себе зову,
Сладким чаем угощу.
Матрешка
Жду вас всех в своей избушке,
Возле леса на опушке.
Только вы поторопились,
И в лесу не заблудились.
У: Что же ждет нас впереди? Отправимся в гости к Тимошке?
Но, так как урок наш музыкальный, то и путешествие в деревню «Гармошка» тоже будет музыкальным. Отправляемся в путь.
Тимошка
«Впереди вас ждет река,
широка и глубока.
Вы по ней плывите,
да не утоните»
Матреша
На пригорке деревушка
Под названьем «Веселушка»
Развеселый в ней народ
Песни пляски целый год.
Матрешка играет на дудочке «Во поле березка стояла»-танец
1.
Как называется песня, которая сейчас прозвучала? - хороводная. ХОРОВО?ДНЫЕ ПЕ?СНИ — песни, сопровождающие хороводы. Издревле ни одно большое праздничное гулянье не проходило без веселых хороводов: люди брались за руки и образовывали круг. Хороводные обрядовые песни исполняются в медленном, среднем и быстром темпе. Число танцующих в круге не ограничено, но их должно быть не менее трех.
2.
В хороводах принимали участие девушки, женщины, юноши, старики. Для хороводов отводились специальные места – луга, опушки рощи, луговины за околицей. Когда наступало холодное время года, хороводы заменялись вечеринками в избах (их называли «посиделками»). На этих вечеринках так же пелись хороводные песни.
3.
К праздничным хороводам готовились заранее: приглашали соседей, дальних родственников, готовили угощенье (пироги, яичницу). Девушки и женщины одевались в лучшие наряды. Хороводные песни разнообразны. Среди них можно выделить 2 группы: хороводы-игры и хороводы-пляски.
4.
Сюжеты хороводов – игр были связаны с народными обычаями: сватовство, выбор невесты, посев, сбор урожая. В старину хороводные песни были связаны с календарными праздниками и обрядами.
Учитель.
Одну из таких песен-плясок «Блины» связанных с праздником «Масленица» я предлагаю исполнить
«Блины»
Тимошка
«Этот путь мы одолели –
и вперед идем смелее.»
Эти песни возникли в глубокой древности. Их появление связано со стремлением русских людей облегчить физический труд. Какие это песни?
Ученик.
Трудовые. Издревле на Руси трудились, сажали хлеб, собирали урожай, разводили скот. Поэтому и появились трудовые песни. Трудовые песни и припевки объединяли единым ритмом работу многих людей, делали её размеренной, точной и дружной.
Давайте исполним трудовую народную песню «Просо сеяли» поем-играем на шумовых инструментах.
У: Ребята, как вы думаете, зачем мы учим народные песни?
Дети: русская песня может о многом рассказать: о том, как жили наши предки, что их волновало, о чем мечтали. Русская песня может быть поучительной. Чтобы помнить об историческом прошлом России и россиян, мы изучаем русскую народную песню.
Учитель
Во всех народных песнях бывает много куплетов, в которых рассказывается или повествуется какая-то история, событие. Значит следующая черта р.н.п. – ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОСТЬ.
Примером такой песни может служить Песня « Ты взойди красно-солнышко».
Большинство исторических песен имеют хоровой характер исполнения. Эта поэзия повествует о крестьянских восстаниях, войнах. Песня «Ты взойди красно-солнышко» рассказывает о Степане Разине, о жизни крестьян, о подвигах разинцев, об отдельных событий крестьянской войны XVII в.
Степан Разин хорошо известен не только как историческая личность, но и как персонаж художественных произведений: народная песня о Стеньке Разине, исторический роман А.П. Чапыгина «Разин Степан» и др.
7ТИМОШКА:
Пол дороги, пол пути
быстро мы смогли пройти.
Чтобы легче вам шагалось
В эту деревушку
Запевайте дети дружно
Песню «Солдатушки»…
Исполнение песни «Солдатушки, бравы ребятушки»
У: Весело, с задором спели песню. Молодцы! А теперь ответьте на мой вопрос, народная эта песня или композиторская?
Дети: Песня – русская народная. Эта песня относится к солдатским песням. Рассказывает о доблести, мужестве русского народа-защитника Родины. Поэтому и песня маршевая, торжественная, громкая, сильная.
8Тимоша:
Что же ждет нас впереди и куда сейчас идти.
«Пол дороги, пол пути
быстро мы смогли пройти.
Слева видите? – гора,
Вам идти как раз туда.
Под этой горой
Живет волк злой.
Тише идите,
Волка не будите»
Учитель: Давайте споем ему колыбельную. ( Разучивание колыбельной песни «Котик – коток», «Ходит сон по горе» и т. д.)
У: Колыбельная от слова «колыбель», что означает приспособление для укачивания малыша. Кто пел колыбельные песни и как?
Дети: Колыбельную песню пела мама своему ребенку, чтобы тот уснул. Мама пела ласково, нежно, негромко.
Дети: А еще такие песни в старину называли «баюканными» – от слова «баюкать», т. е. «укачивать». В колыбельных песнях есть одна особенность, можно спеть имя того ребенка, кому поют. А еще в колыбельных песнях есть реально существующие герои и фантастические.
9 Матрешка
Молодцы ребята! С заданием справились на «отлично».
Волк остался спать под горой благодаря нашим колыбельным.
Тимошка
«Справа медведь,
он любит петь,
громко поет
пройти не дает.
По секрету вам скажу:
С этим мишкой я дружу.
Вы ему – частушек много,
Он уступит вам дорогу»
У: Очень любит Мишка частушки, и мы их любим петь. А что такое частушка?
Дети: Частушка – это короткая народная песня, с юмором. Частушка бойкая, веселая, поется в быстром темпе. Но есть медленные – страдания. А с какими инструментами можно исполнять частушки?
Дети: Частушки можно исполнять с гармошкой и с баяном.
Дети: Еще и с балалайкой.
Тимоша: Ребята, есть еще один способ пения частушек, который широко применялся в России XIX века – называется он под «язык». Это когда один поет частушки, а все остальные подражают голосом, какому – либо музыкальному инструменту.
Исполнение частушек
1
Ставьте ушки на макушки, Слушайте внимательно. Пропоем мы вам частушки, Очень замечательно.
2
Под веселую гармошку Сколько лет уже пою: Восемь лет уже пропела, Еще больше пропою.
3
Петушок, петушок, Запевай частушки. Ты горланишь хорошо, Подпоют несушки
4
Ай да серенький коток Пошел к речке под мосток, В воду хвостик опустил, Кошкам рыбы наловил!
5
Мы частушек много знаем И хороших, и плохих. Хорошо тому послушать, Кто не знает никаких.
11Тимоша:
-Вижу все вы музыканты,
уникальные таланты.
«А теперь – наискосок,
через тропочку в лесок.
Вот, ребята, здесь мой дом.
Хорошо, уютно в нем.
Хочешь – прыгай,
Хочешь – стой,
Хочешь – песню даже спой»
Итоговая песня( раздает яблоки) «Вдоль, да по речке»( Дети поют и играют на шумовых инструментах)
Наше музыкальное путешествие подошло к концу. Вспомните, на каких остановках мы с вами побывали, что исполняли?
Лирические (песни о природе, любви, женской доле и т.д.)
Исторические (связаны с историей России)
Трудовые (помогали в труде, описывают определённые действия)
Плясовые, хороводные
Колыбельные
Обрядовые (связаны с праздниками на Руси)
Солдатские (лирические и шуточные)
Частушки
Тимошка
Вывод: народная песня – зеркало жизни народа, в которой отражаются не только те или иные события, но и дух, атмосфера всей его жизни. Песня помогает и в работе и в отдыхе.
Матрешка.
Песни, не смотря на свой возраст, остаются не только в памяти народной, но и в наших душах. Говорят, на земле существуют волшебные ключики, открывающие сердца. И один из ключиков – это добрая, задушевная песня.
Есть замечательная пословица: «Где песня льется, там легче живется». Любите русскую песню!
«Так будьте здоровы, живите богато»