СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Где песня льется, там легче живется"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-развитие регионального компонента.

Просмотр содержимого документа
«"Где песня льется, там легче живется"»

"Где песня льется, там легче живется"

Цели урока:

• Познакомить с разнообразием жанров русской народной песни;

• Развивать навыки музыкального восприятия путем обогащения разнохарактерными интонациями;

• На основе эмоционального восприятия русского народного песенного творчества воспитывать любовь к музыке, потребность в общении с искусством.

Оборудование: музыкальные инструменты (аккордеон, ложки, трещотки, бубен, треугольник, колокольчик, грамзаписи народных песен, портрет композитора, раздаточный материал.

ХОД УРОКА:

1.

Звучит русская народная песня «Ой ты степь, широкая».(Девочка исполняет)

  2.

На ветру шумят рябины,

Каждый слушать их готов.

Сколько песен у России –

Сколько во поле цветов!

Словно музыка степная

Золотая рожь встает

В полный голос слышен колос –

Это Родина поет!

Песни русские такие, что охота подпевать…

Столько песен у России, -

Никому не сосчитать.

 

Учитель: Ребята, как вы думаете, о  чем мы сегодня будем говорить с вами? Какова тема урока?

Ученики: «Русская народная песня»

Учитель: Р.н.п. является неотъемлемой частью музыкального фольклора.  

Что значит слово фольклор? (народное творчество)

Ученики: 

Музыкальный фольклор – это вокальное (песенное), инструментальное, музыкально-танцевальное творчество народа.

Вспомните, пожалуйста, какая музыка и почему называется народной, а какая композиторской? (народная – сочинил народ, композиторская – известен автор музыки и слов).

 Учитель: 

Народная песня - это сокровищница русской души, зеркало жизни народа. Русская народна песня покоряет нас своей простотой, сердечностью и любовью. Из далекого прошлого несут нам народные песни удивительную свежесть и целомудренность, скромность и нежность, сердечную простоту и задушевность.

А как появилась р.н.п.?

 Дети:  В далекие, далекие времена, когда люди еще не умели писать и читать, песня передавалась из уст в уста, из деревни в деревню, из поколения в поколение. Вечерами после тяжелого труда люди собирались вместе  пели, танцевали, шутили, рассказывали байки, водили хороводы….Пели от радости и от горя, когда уходили на войну, собирали урожай, выходили замуж или когда хотели повеселиться. Поэтому р.н.п. такая разная: веселая и грустная, забавная и тоскливая, но всегда мелодичная, распевная, мягкая.

Учитель

Один из примеров русской народной песни «Ой, ты степь, широкая» уже прозвучал. Что вы можете сказать об этой музыке?

Дети

Эта песня лирическая. У нее отличительная черта: распевность, мелодичность, мягкость, протяжность. Рассказывается о красоте русской природы. Очень часто в таких песнях природа сравнивается с человеческими судьбами, через картины природы рассказывается о любви, разлуке….

Учитель

Сегодня наш урок посвящен русской народной песне. Чтобы подробнее узнать о видах русской народной песни, мы отправимся в путешествие.

3.Тимошка под музыку чернява-кучерява с девочкой выход.

«Здравствуйте, ребятишки!

Озорники и шалунишки

Я – Тимошка, а я Матрешка

Из деревни Гармошка.

В гости вас к себе зову,

Сладким чаем угощу.

 

Матрешка

Жду вас всех в своей избушке,

Возле леса на опушке.

Только вы поторопились,

И в лесу не заблудились.

 

У: Что же ждет нас впереди? Отправимся в гости к Тимошке?

 Но, так как урок наш музыкальный, то и путешествие в деревню «Гармошка» тоже будет музыкальным. Отправляемся в путь.

Тимошка

 «Впереди вас ждет река,

широка и глубока.

Вы по ней плывите,

да не утоните»

 

Матреша

На пригорке деревушка

Под названьем «Веселушка»

Развеселый в ней народ

Песни пляски целый год.

 

 Матрешка играет на дудочке «Во поле березка стояла»-танец

1.

Как называется песня, которая сейчас прозвучала? - хороводная. ХОРОВО?ДНЫЕ ПЕ?СНИ — песни, сопровождающие хороводы. Издревле ни одно большое праздничное гулянье не проходило без веселых хороводов: люди брались за руки и образовывали круг. Хороводные обрядовые песни исполняются в медленном, среднем и быстром темпе. Число танцующих в круге не ограничено, но их должно быть не менее трех.

2.

В хороводах принимали участие девушки, женщины, юноши, старики. Для хороводов отводились специальные места – луга, опушки рощи, луговины за околицей. Когда наступало холодное время года, хороводы заменялись вечеринками в избах (их называли «посиделками»). На этих вечеринках так же пелись хороводные песни.

3.

К праздничным хороводам готовились заранее: приглашали соседей, дальних родственников, готовили угощенье (пироги, яичницу). Девушки и женщины одевались в лучшие наряды. Хороводные песни разнообразны. Среди них можно выделить 2 группы: хороводы-игры и хороводы-пляски.

4.

Сюжеты хороводов – игр были связаны с народными обычаями: сватовство, выбор невесты, посев, сбор урожая. В старину хороводные песни были связаны с календарными праздниками и обрядами.

 

Учитель.

Одну из таких песен-плясок «Блины» связанных с праздником «Масленица»  я предлагаю исполнить

«Блины» 

 

Тимошка

«Этот путь мы одолели –

и вперед идем смелее.»

Эти песни возникли в глубокой древности. Их появление связано со стремлением русских людей облегчить физический труд. Какие это песни?

 

Ученик.

Трудовые. Издревле на Руси трудились, сажали хлеб, собирали урожай, разводили скот. Поэтому и появились трудовые песни. Трудовые песни и припевки объединяли единым ритмом работу многих людей, делали её размеренной, точной и дружной.

Давайте исполним трудовую народную песню «Просо сеяли» поем-играем на шумовых инструментах.

У: Ребята, как вы думаете, зачем мы учим народные песни?

 

Дети: русская песня может о многом рассказать: о том, как жили наши предки, что их волновало, о чем мечтали. Русская песня может быть поучительной. Чтобы помнить об историческом прошлом России и россиян, мы изучаем русскую народную песню.

 

Учитель

Во всех народных песнях бывает много куплетов, в которых рассказывается или повествуется какая-то история, событие. Значит следующая черта р.н.п. – ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОСТЬ.

Примером такой песни может служить Песня « Ты взойди красно-солнышко».

 

Большинство исторических песен имеют хоровой характер исполнения. Эта поэзия  повествует о крестьянских восстаниях, войнах. Песня «Ты взойди красно-солнышко» рассказывает о Степане Разине, о жизни крестьян,  о подвигах разинцев, об отдельных событий крестьянской войны XVII в.

Степан Разин хорошо известен не только как историческая личность, но и как персонаж художественных произведений: народная песня о Стеньке Разине, исторический роман А.П. Чапыгина «Разин Степан» и др.

 

7ТИМОШКА:

 Пол дороги, пол пути

быстро мы смогли пройти.

Чтобы легче вам шагалось

В эту деревушку

Запевайте дети дружно

Песню «Солдатушки»…

Исполнение песни «Солдатушки, бравы ребятушки»

У: Весело, с задором спели песню. Молодцы! А теперь ответьте на мой вопрос, народная эта песня или композиторская?

Дети: Песня – русская народная.  Эта песня относится к солдатским песням. Рассказывает о доблести, мужестве русского народа-защитника Родины. Поэтому и песня маршевая, торжественная, громкая, сильная.

 

8Тимоша:

 Что же ждет нас впереди и куда сейчас идти.

 «Пол  дороги, пол пути

быстро мы смогли пройти.

Слева видите? – гора,

Вам идти как раз туда.

Под этой горой

Живет волк злой.

Тише идите,

Волка не будите»

Учитель: Давайте споем ему колыбельную. ( Разучивание колыбельной песни «Котик – коток», «Ходит сон по горе» и т. д.)

У: Колыбельная от слова «колыбель», что означает приспособление для укачивания малыша. Кто пел колыбельные песни и как?

Дети: Колыбельную песню пела мама своему ребенку, чтобы тот уснул. Мама пела ласково, нежно, негромко.

Дети:  А еще такие песни в старину называли «баюканными» – от слова «баюкать», т. е. «укачивать». В колыбельных песнях есть одна особенность, можно спеть имя того ребенка, кому поют. А еще в колыбельных песнях есть реально существующие герои и фантастические.

9 Матрешка

Молодцы ребята! С заданием справились на «отлично».

Волк остался спать под горой благодаря нашим колыбельным.

Тимошка

«Справа медведь,

он любит петь,

громко поет

пройти не дает.

 

По секрету вам скажу:

С этим мишкой я дружу.

Вы ему – частушек много,

Он уступит вам дорогу»

 

У: Очень любит Мишка частушки, и мы их любим петь. А что такое частушка?

Дети: Частушка – это короткая народная песня, с юмором. Частушка бойкая, веселая, поется в быстром темпе. Но есть медленные – страдания. А с какими инструментами можно исполнять частушки?

Дети: Частушки можно исполнять с гармошкой и с баяном.

Дети: Еще и с балалайкой.

Тимоша: Ребята, есть еще один способ пения частушек, который широко применялся в России XIX века – называется он под «язык». Это когда один поет частушки, а все остальные подражают голосом, какому – либо музыкальному инструменту.

Исполнение частушек

1

Ставьте ушки на макушки, Слушайте внимательно. Пропоем мы вам частушки, Очень замечательно.

2

Под веселую гармошку Сколько лет уже пою: Восемь лет уже пропела, Еще больше пропою.

3

Петушок, петушок, Запевай частушки. Ты горланишь хорошо, Подпоют несушки

4

Ай да серенький коток Пошел к речке под мосток, В воду хвостик опустил, Кошкам рыбы наловил!

5

Мы частушек много знаем И хороших, и плохих. Хорошо тому послушать, Кто не знает никаких.

11Тимоша:

-Вижу все вы музыканты,

 уникальные таланты.

«А теперь – наискосок,

через тропочку в лесок.

 

Вот, ребята, здесь мой дом.

Хорошо, уютно в нем.

Хочешь – прыгай,

Хочешь – стой,

Хочешь – песню даже спой»

 

Итоговая песня( раздает яблоки) «Вдоль, да по речке»( Дети поют и играют на шумовых инструментах)

Наше музыкальное путешествие подошло к концу. Вспомните, на каких остановках мы с вами побывали, что исполняли?

 

  1. Лирические (песни о природе, любви, женской доле и т.д.)

  2. Исторические (связаны с историей России)

  3. Трудовые (помогали в труде, описывают определённые действия)

  4. Плясовые, хороводные

  5. Колыбельные

  6. Обрядовые (связаны с праздниками на Руси)

  7. Солдатские (лирические и шуточные)

  8. Частушки

 

Тимошка

Вывод: народная песня – зеркало жизни народа, в которой отражаются не только те или иные события, но и дух, атмосфера всей его жизни. Песня помогает и в работе и в отдыхе.

Матрешка.

Песни, не смотря на свой возраст, остаются не только в памяти народной, но и в наших душах. Говорят, на земле существуют волшебные ключики, открывающие сердца. И один из ключиков – это добрая, задушевная песня.

 Есть замечательная пословица: «Где песня льется, там легче живется». Любите русскую песню!

 

«Так будьте здоровы, живите богато»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!