СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

« Генетически модифицированные продукты: за и против».

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

« Генетически модифицированные продукты: за и против».

 

ЦЕЛЬ УРОКА: систематизировать и обобщить знания уч-ся по теме: «Основы генетики».

 

ЗАДАЧИ УРОКА:

  1. Учить уч-ся отстаивать свою точку зрения.
  2. Осуществлять связь знаний полученных на занятиях с повседневной жизнью.
  3. закрепить знания уч-ся по теме: «Основы генетики»

 

 

Учебно-методическое обеспечение урока: таблички с датами основных этапов развития генетики, образцы продуктов питания; коллекции овощей, фруктов, модель ДНК

 

 

                           ПЛАН    ЗАНЯТИЯ.

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

Для заметок

I. Введение в учебную ситуацию.

1) Сообщить тему и цель занятия.

2) Оргмомент

- явка уч-ся на урок

- готовность уч-ся к уроку

II. Изучение нового материала.

1. Вступительное слово преподавателя.

В 1865 г. монах августинского монастыря чешского города Бруно Г. Мендель опубликовал работу «Опыты над растительными гибридами». Помышлял ли он о том, что его имя спустя сто лет будет известно каждому старательному школьнику на всём земном шаре? Мечтал ли он о такой славе? Вряд ли…

 На работу в которой монах рассказывает о своих опытах с горохом, внимания никто не обратил, и о ней забыли до тех пор, пока в 1900 г. независимо друг от друга Гуго де Фриз (Голландия), К.Корренс (Англия), Э.Чермак (Австрия) заново открыли основные законы наследования – то, о чём раньше пытался сказать Г.Мендель. Особенный вклад в развитие генетики внёс Г.де Фриз, которому мы обязаны появлением первых генетических терминов.

  Начало 20-века – время зарождения генетики, как науки. Подобное направление исследований становится модным, но практический результат пока трудно определяем. Т.Морган в Америке проводит опыты с дрозофилой. Увлеклись генетикой и в молодой Стране Советов – СССР, но потом охладели, объявив генетику лженаукой. А в 1953г. американский биохимик Дж.Уотсон и английский физик Ф.Крик создают структуру ДНК  в форме спирали.

  Вот тут-то все и началось. Давайте вспомним хронологию наиболее значимых генетических открытий, которые были сделаны за последние 50 лет.        

 

II. Знакомство с основными вехами генетики.     

1953г.  – учёные Френсис Крик и Джеймс Уотсон разработали модель ДНК и опубликовали рисунок её двойной спирали в журнале «Natur». Это объяснение уникальных св-в и биологической функции ДНК положило начало развитию молекулярной генетики, а исследователям в 1962г. принесло Нобелевскую премию.

1956 г. – Ю.Тио и А.Леван установили, что диплоидный набор хромосом человека равен 46.

1959 г. – выявлена причина синдрома Дауна – лишняя хромосома в 21-й паре (у больного их три вместо положенных двух).

1966 г. –  М.У.Ниренберга, Р.У.Холли и Х.Г.Корана начата расшифровка «языка жизни» -кода, которым в ДНК записана информация о структуре белковых молукул.

1969 г. – Х.Г.Корана синтезировал химическим путём первый ген.

1972 г. – Заложены основы генной инженерии.

1986 г. – начало эпохи массового клонирования генов опухолеобразования.

1988 г. – создание международного проекта «Геном человека».

1993 г. – на прилавках впервые появились трансгенные томаты.

1997 г. – шотландский генетик Ян Вильмут с сотрудниками из Рослинского института впервые в мире клонировали животное – овечку Долли.

2000 г. – расшифрован геном человека; клонировали свинью.

ВОПРОС: какой вывод вы можете сделать из услышанного?

Какие актуальные проблемы существуют о которых мы слышим с экранов телевизоров и узнаём из газет?

 

 

 

Но мы для обсуждения выбрали одну из насущных проблем, касающуюся каждого человека, покупающего продукты питания в магазинах.

Тема нашего обсуждения, которая вызывает наибольшее количество споров в разных кругах общественности, - трансгенные, или генетически модифицированные продукты. Прежде чем приступить к обсуждению этой проблемы, выслушаем доклад о том, что значит «генномодифицированный» или «трансгенный про-дукт» .

 

После выступления уч-ся предлагается провести предварительное голосование по этой проблеме. Кто считает, что трансгенные продуктыможно вводить в рацион человека, поднимает зелёную карточку, кто выступает против – красную, сомневающимся остаётся жёлтый цвет.

 

Учитель комментирует реакцию аудитории и предлагает рассмотреть эту проблему с разных точек зрения.

 

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО: несколько лет назад мировая общественность забила тревогу: журналисты заговорили о том, что из нас делают мутантов и подопытных кроликов, нам скармливают «еду Франкинштейна», подождите пройдёт ещё совсем немного времени, и человечество превратится в самых настоящих монстров. Паника была вызвана появлением на прилавках генетичеки модифицированных продуктов. С тех пор началось великое противостояние противников и сторонников этого явления нашей жизни; «Рro» и «Contra» - «За» и «против».

Уч-ся подготовили доклады с точки зрения общественности, учёного мира и экономики «за» или «против» использования генномодифицированных продуктов.

Выслушаем мнение общественности с точки зрения « против» и «за».  

 

Рассуждая на бытовом уровне, труднее отыскать истину в таком сложном вопросе, а поэтому мы должны ознакомиться с мнением учёных.

 

Что же подстёгивает, заставляет убыстрять естественные процессы?

Послушаем доклады уч-ся с экономической точки зрения.

 

Мы выслушали разные мнения, а теперь давайте ещё раз проведём голосование. Есть ли те, кто изменил своё мнение в ходе дискуссии?

Почему решили изменить свою точку зрения?

 

ВЫВОД: прогресс не остановить. Генетически модифицированные продукты уже стали частью нашей жизни. Это свершившийся факт. Мы можем желать только одного, чтобы лаборатории, которые «дают жизнь» новым ГМ-продуктам лучше проверяли их воздействие на живые организмы. И, конечно, каждый человек вправе знать, что он потребляет в пищу.

Подобного рода продукция должна быть промаркирована надлежащим образом.

 

 

  Если остаётся время, то уч-ся предлагается выполнить тестовое задание по теме «Генетика».

ИТОГ УРОКА:

ВОПРОС: что узнали на сегодняшнем уроке?

Выставление оценок, комментарий преподавателя.             

 

 

Слушают

 

 

 

 

 

 

 

Слушают

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наука генетика бурно развивается в последнее время.

Из наиболее актуальных генетических проблем можно отметить клонирование человека, применение стволовых клеток.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают доклад

Белячков А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уч-ся голосуют

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклады уч-ся (2чел)

 

 

 

 

 

 

Доклады уч-ся (2чел)

 

 

 

 

 

Доклады уч-ся (2 чел)

 

 

 

 

 

Уч-ся голосуют

Высказывают свои мнения

 

 

Мнения уч-ся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уч-ся отвечают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Модель ДНК

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приготовить зелёные, красные и жёлтые карточки по числу уч-ся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                   

 

 

 

 

 

 

 

 

                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЧТО ЗНАЧИТ «ГЕНЕТИЧЕСКИ МОДИФИЦИРОВАННЫЙ» ИЛИ «ТРАНСГЕННЫЙ» ПРОДУКТ?

 

Термин «трансгеноз» означает искусственный перенос чужеродных генов в целые организмы, т.е. в естественный генетический набор организма с помощью методов генной инженерии вводят чужеродный ген. Например, один из сортов генетически модифицированного картофеля содержит ген бактерии

Bocillus thuringiensis (Bt), в результате чего он набезнадёжно наследует устойчивость к поеданию колорадским жуком. Такие операции перестали быть фантастикой в последние двадцать лет прошлого века – с тех пор, как в 1986 году в мировой сельскохозяйственной практике начали использовать новые поколения биотехнологически усовершенствованных растений. Уже через 5 лет сорта сои, хлопчатника, кукурузы с улучшенными агротехнологическими свойствами начали быстро распространяться в США, Канаде, Аргентине и Китае.Эксперименты проводятся на подсолничнике, сахарной свекле, табаке, винограде, фруктовых деревьях и.т.д.

   Одним из триумфов биотехнологии стало выведение морозоустойчивого сорта томатов путём введения в его генотип гена американской плоской рыбы. Именно этот гибрид овоща и рыбы получил кличку завтрак «Франкинштейна».

    В 1994 году на прилавках американских супермаркетов появились помидоры, которые не боятся транспортировки и долго сохраняют товарный вид. Такой помидор может месяцами лежать в недоспелом виде при температуре 12 градусов. Но как только помидор помещают в тепло, он за несколько часов становится спелым. В ближайшее время американцы планируют получить помидоры-гиганты кубической формы, чтобы их легче было упаковывать в ящики. Сегодня разработано более 120 видов генетически изменённых растений – соя, кукуруза, рис, хлопчатник, тыква, огурец, перец, дыня. Однако попрежнему генетически изменённые продукты составляют в рационе землян небольшой процент, главным образом это ГМ-соя. Соя – это единственная культура, разрешённая к применению в России. Потребители относятся настороженно к новым чудо-растениям и не торопятся переходить на еду «Франкенштейна». Европа очень озабочена. Под натиском общественности и организаций потребителей, которые хотят знать, что они едят, в некоторых странах введён мораторий на ввоз таких продуктов (Австрия, Франция, Люксембург, Греция, Великобритания). В других странах принято жёсткое требование маркировать генетически изменённое продовольствие.

 

 

 

МНЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОСТИ (против)

 

 

Уже больше 10 лет как в продаже появились первые трансгенные, или генетически модифицированные, продукты. В России установлен 5% предел для ГМ- продуктов – такое содержание считается российскими специалистами на сегодняшний день абсолютно безвредным и о нём можно не сообщать. Если в каком-то пищевом изделии трансгенов больше этой нормы, то на этикетке должна быть предупреждающая надпись.

   В Европе к здоровью людей относятся бережнее, ди и движение «зелёных» там значительно активнее. Поэтому и норма у европейцев строже, допускается не более 1% генетически модифицированных продуктов.

   Однако, невзирая на то, что в нашей стране постановление об обязательной маркировке продуктов вступило в силу с 1 сентября 2002 года, рядовому потребителю сложно разобраться в обстановке. Поиск трансгенных продуктов в магазинах – нелёгкая задача. В отличие от европейских супермаркетов, где ГМ-продукты выставляются на отдельных полках, в российских магазинах для них специального места не выделяется. И, к сожалению, такая продукция не маркируется должным образом. Поэтому нельзя точно утверждать, сколько генетически изменённого сырья было в тех сосисках, которые мы съели сегодня на завтрак.

   И это при том, что на данный момент никто из учёных не может достоверно сказать, существуют ли отдалённые последствия употребления в пищу трансгенов, несут ли эти культуры мутагенный и канцерогенный эффект, как отразится съеденный рыбопомидор на здоровье наших внуков и првнуков.

   Канадскому учёному Джону Фейгану принадлежит такая метафора: «Использовать сегодня трансгенные продукты в пищу – это всё равно, что играть всем миром в русскую рулетку»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МНЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОСТИ (ЗА).

 

Отказываться от ГМ-продуктов – это лишить себя многих радостей жизни. Среди них много наших хороших «знакомых» - это шоколадки «Марс», «Сникерс», «Милки вэй», печенье «Твикс», чипсы «Читос», «Кока-кола», «Пепси-кола» и другие продукты, в том числе колбасные изделея, сгущённое молоко, майонез, кукурузные хлопья. Занудно это – прикаждой покупке выяснять где сидит трансген.

   Поднявшийся сегодня шум вокруг трансгенных культур – на самом деле не что иное, как борьба за рынки сбыта. Объём ежегодных продаж такой продукции во всём мире уже перевалил отметку в 20 млрд. долларов.

   Плюсов у новых ГМ-сортов растений немало. Они более устойчивы в всевозможным вирусам, бактериям, им не страшны жара и холод.

    Генетики предсказывают, что уже в ближайшем будущем нам и нашим детям будет легче придерживаться низкокалорийной и здоровой диеты – мы попробуем новые злаки, овощи и фрукты с высоким содержанием витаминов и минералов. Уже получен рис, в котором  содержится больше витамина А и железа. Чипсы из трансгенного картофеля более воздушны.

    Кроме того идут разговоры о растениях-вакцинах, которые смогут заменить человеку прививки. Съел к примеру, банан, над которым уже работают генетики из Мельбурна, и не заболеешь корью.

     Просто, дёшево, эффективно, вкусно.

 

 

 

МНЕНИЕ УЧЁНЫХ (ПРОТИВ).

 

Против такой милой картинки, нарисованной только, что, трудно возражать. Но в предыдущем выступлении неспроста были упомянуты деньги, так как их огромное количество задействовано в проталкивании на рынки ГМ-продуктов. Поэтому учёным, которые пытаются возражать против этого процесса, приходится нелегко. В 1998 году в Великобритании был уволен с работы учёный Арнада ПУштаи. Он опрметчиво заявил по телевидению, что эксперименты выявили необратимые изменения в организме крыс, которых кормили генетически модифицированным картофелем. Показательно, что, невзирая на увольнение Пуштаи  Британская медицинская ассоциация через некоторое время призвала соблюдать осторожность при внедрении ГМ-продуктов. Учёные считают, что эффект воздействия компонентов, содержащихся в Гм-продуктах, невозможно предсказать. Они могут стать причиной аллергий, подавлять иммунную систему и отрицательно влиять на качество пищи.

 

МНЕНИЕ УЧЁНЫХ (ЗА).

 

Когда мы едим говядину или пьём молоко, в наш организм попадает ДНК коровы. Но от этого никто не замычал и не стал рогатым. Когда мы едим морковь – никто не становится оранжевым. Трансгенные продукты притерпевают в нашем организме те же самые изменения, что и обычные белки, которые распадаютя

Просмотр содержимого документа
«« Генетически модифицированные продукты: за и против».»

« Генетически модифицированные продукты: за и против».


ЦЕЛЬ УРОКА: систематизировать и обобщить знания уч-ся по теме: «Основы генетики».


ЗАДАЧИ УРОКА:

  1. Учить уч-ся отстаивать свою точку зрения.

  2. Осуществлять связь знаний полученных на занятиях с повседневной жизнью.

  3. закрепить знания уч-ся по теме: «Основы генетики»



Учебно-методическое обеспечение урока: таблички с датами основных этапов развития генетики, образцы продуктов питания; коллекции овощей, фруктов, модель ДНК



ПЛАН ЗАНЯТИЯ.

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

Для заметок

I. Введение в учебную ситуацию.

1) Сообщить тему и цель занятия.

2) Оргмомент

- явка уч-ся на урок

- готовность уч-ся к уроку

II. Изучение нового материала.

1. Вступительное слово преподавателя.

В 1865 г. монах августинского монастыря чешского города Бруно Г. Мендель опубликовал работу «Опыты над растительными гибридами». Помышлял ли он о том, что его имя спустя сто лет будет известно каждому старательному школьнику на всём земном шаре? Мечтал ли он о такой славе? Вряд ли…

На работу в которой монах рассказывает о своих опытах с горохом, внимания никто не обратил, и о ней забыли до тех пор, пока в 1900 г. независимо друг от друга Гуго де Фриз (Голландия), К.Корренс (Англия), Э.Чермак (Австрия) заново открыли основные законы наследования – то, о чём раньше пытался сказать Г.Мендель. Особенный вклад в развитие генетики внёс Г.де Фриз, которому мы обязаны появлением первых генетических терминов.

Начало 20-века – время зарождения генетики, как науки. Подобное направление исследований становится модным, но практический результат пока трудно определяем. Т.Морган в Америке проводит опыты с дрозофилой. Увлеклись генетикой и в молодой Стране Советов – СССР, но потом охладели, объявив генетику лженаукой. А в 1953г. американский биохимик Дж.Уотсон и английский физик Ф.Крик создают структуру ДНК в форме спирали.

Вот тут-то все и началось. Давайте вспомним хронологию наиболее значимых генетических открытий, которые были сделаны за последние 50 лет.


II. Знакомство с основными вехами генетики.

1953г. – учёные Френсис Крик и Джеймс Уотсон разработали модель ДНК и опубликовали рисунок её двойной спирали в журнале «Natur». Это объяснение уникальных св-в и биологической функции ДНК положило начало развитию молекулярной генетики, а исследователям в 1962г. принесло Нобелевскую премию.

1956 г. – Ю.Тио и А.Леван установили, что диплоидный набор хромосом человека равен 46.

1959 г. – выявлена причина синдрома Дауна – лишняя хромосома в 21-й паре (у больного их три вместо положенных двух).

1966 г. – М.У.Ниренберга, Р.У.Холли и Х.Г.Корана начата расшифровка «языка жизни» -кода, которым в ДНК записана информация о структуре белковых молукул.

1969 г. – Х.Г.Корана синтезировал химическим путём первый ген.

1972 г. – Заложены основы генной инженерии.

1986 г. – начало эпохи массового клонирования генов опухолеобразования.

1988 г. – создание международного проекта «Геном человека».

1993 г. – на прилавках впервые появились трансгенные томаты.

1997 г. – шотландский генетик Ян Вильмут с сотрудниками из Рослинского института впервые в мире клонировали животное – овечку Долли.

2000 г. – расшифрован геном человека; клонировали свинью.

ВОПРОС: какой вывод вы можете сделать из услышанного?

Какие актуальные проблемы существуют о которых мы слышим с экранов телевизоров и узнаём из газет?




Но мы для обсуждения выбрали одну из насущных проблем, касающуюся каждого человека, покупающего продукты питания в магазинах.

Тема нашего обсуждения, которая вызывает наибольшее количество споров в разных кругах общественности, - трансгенные, или генетически модифицированные продукты. Прежде чем приступить к обсуждению этой проблемы, выслушаем доклад о том, что значит «генномодифицированный» или «трансгенный про-дукт» .


После выступления уч-ся предлагается провести предварительное голосование по этой проблеме. Кто считает, что трансгенные продуктыможно вводить в рацион человека, поднимает зелёную карточку, кто выступает против – красную, сомневающимся остаётся жёлтый цвет.


Учитель комментирует реакцию аудитории и предлагает рассмотреть эту проблему с разных точек зрения.


ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО: несколько лет назад мировая общественность забила тревогу: журналисты заговорили о том, что из нас делают мутантов и подопытных кроликов, нам скармливают «еду Франкинштейна», подождите пройдёт ещё совсем немного времени, и человечество превратится в самых настоящих монстров. Паника была вызвана появлением на прилавках генетичеки модифицированных продуктов. С тех пор началось великое противостояние противников и сторонников этого явления нашей жизни; «Рro» и «Contra» - «За» и «против».

Уч-ся подготовили доклады с точки зрения общественности, учёного мира и экономики «за» или «против» использования генномодифицированных продуктов.

Выслушаем мнение общественности с точки зрения « против» и «за».


Рассуждая на бытовом уровне, труднее отыскать истину в таком сложном вопросе, а поэтому мы должны ознакомиться с мнением учёных.


Что же подстёгивает, заставляет убыстрять естественные процессы?

Послушаем доклады уч-ся с экономической точки зрения.


Мы выслушали разные мнения, а теперь давайте ещё раз проведём голосование. Есть ли те, кто изменил своё мнение в ходе дискуссии?

Почему решили изменить свою точку зрения?


ВЫВОД: прогресс не остановить. Генетически модифицированные продукты уже стали частью нашей жизни. Это свершившийся факт. Мы можем желать только одного, чтобы лаборатории, которые «дают жизнь» новым ГМ-продуктам лучше проверяли их воздействие на живые организмы. И, конечно, каждый человек вправе знать, что он потребляет в пищу.

Подобного рода продукция должна быть промаркирована надлежащим образом.



Если остаётся время, то уч-ся предлагается выполнить тестовое задание по теме «Генетика».

ИТОГ УРОКА:

ВОПРОС: что узнали на сегодняшнем уроке?

Выставление оценок, комментарий преподавателя.



Слушают








Слушают




































































































Наука генетика бурно развивается в последнее время.

Из наиболее актуальных генетических проблем можно отметить клонирование человека, применение стволовых клеток.
















Слушают доклад

Белячков А.













Уч-ся голосуют



































Доклады уч-ся (2чел)







Доклады уч-ся (2чел)






Доклады уч-ся (2 чел)






Уч-ся голосуют

Высказывают свои мнения



Мнения уч-ся























Уч-ся отвечают.







































































Модель ДНК























































































Приготовить зелёные, красные и жёлтые карточки по числу уч-ся.






























































ЧТО ЗНАЧИТ «ГЕНЕТИЧЕСКИ МОДИФИЦИРОВАННЫЙ» ИЛИ «ТРАНСГЕННЫЙ» ПРОДУКТ?


Термин «трансгеноз» означает искусственный перенос чужеродных генов в целые организмы, т.е. в естественный генетический набор организма с помощью методов генной инженерии вводят чужеродный ген. Например, один из сортов генетически модифицированного картофеля содержит ген бактерии

Bocillus thuringiensis (Bt), в результате чего он набезнадёжно наследует устойчивость к поеданию колорадским жуком. Такие операции перестали быть фантастикой в последние двадцать лет прошлого века – с тех пор, как в 1986 году в мировой сельскохозяйственной практике начали использовать новые поколения биотехнологически усовершенствованных растений. Уже через 5 лет сорта сои, хлопчатника, кукурузы с улучшенными агротехнологическими свойствами начали быстро распространяться в США, Канаде, Аргентине и Китае.Эксперименты проводятся на подсолничнике, сахарной свекле, табаке, винограде, фруктовых деревьях и.т.д.

Одним из триумфов биотехнологии стало выведение морозоустойчивого сорта томатов путём введения в его генотип гена американской плоской рыбы. Именно этот гибрид овоща и рыбы получил кличку завтрак «Франкинштейна».

В 1994 году на прилавках американских супермаркетов появились помидоры, которые не боятся транспортировки и долго сохраняют товарный вид. Такой помидор может месяцами лежать в недоспелом виде при температуре 12 градусов. Но как только помидор помещают в тепло, он за несколько часов становится спелым. В ближайшее время американцы планируют получить помидоры-гиганты кубической формы, чтобы их легче было упаковывать в ящики. Сегодня разработано более 120 видов генетически изменённых растений – соя, кукуруза, рис, хлопчатник, тыква, огурец, перец, дыня. Однако попрежнему генетически изменённые продукты составляют в рационе землян небольшой процент, главным образом это ГМ-соя. Соя – это единственная культура, разрешённая к применению в России. Потребители относятся настороженно к новым чудо-растениям и не торопятся переходить на еду «Франкенштейна». Европа очень озабочена. Под натиском общественности и организаций потребителей, которые хотят знать, что они едят, в некоторых странах введён мораторий на ввоз таких продуктов (Австрия, Франция, Люксембург, Греция, Великобритания). В других странах принято жёсткое требование маркировать генетически изменённое продовольствие.




МНЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОСТИ (против)



Уже больше 10 лет как в продаже появились первые трансгенные, или генетически модифицированные, продукты. В России установлен 5% предел для ГМ- продуктов – такое содержание считается российскими специалистами на сегодняшний день абсолютно безвредным и о нём можно не сообщать. Если в каком-то пищевом изделии трансгенов больше этой нормы, то на этикетке должна быть предупреждающая надпись.

В Европе к здоровью людей относятся бережнее, ди и движение «зелёных» там значительно активнее. Поэтому и норма у европейцев строже, допускается не более 1% генетически модифицированных продуктов.

Однако, невзирая на то, что в нашей стране постановление об обязательной маркировке продуктов вступило в силу с 1 сентября 2002 года, рядовому потребителю сложно разобраться в обстановке. Поиск трансгенных продуктов в магазинах – нелёгкая задача. В отличие от европейских супермаркетов, где ГМ-продукты выставляются на отдельных полках, в российских магазинах для них специального места не выделяется. И, к сожалению, такая продукция не маркируется должным образом. Поэтому нельзя точно утверждать, сколько генетически изменённого сырья было в тех сосисках, которые мы съели сегодня на завтрак.

И это при том, что на данный момент никто из учёных не может достоверно сказать, существуют ли отдалённые последствия употребления в пищу трансгенов, несут ли эти культуры мутагенный и канцерогенный эффект, как отразится съеденный рыбопомидор на здоровье наших внуков и првнуков.

Канадскому учёному Джону Фейгану принадлежит такая метафора: «Использовать сегодня трансгенные продукты в пищу – это всё равно, что играть всем миром в русскую рулетку»














МНЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОСТИ (ЗА).


Отказываться от ГМ-продуктов – это лишить себя многих радостей жизни. Среди них много наших хороших «знакомых» - это шоколадки «Марс», «Сникерс», «Милки вэй», печенье «Твикс», чипсы «Читос», «Кока-кола», «Пепси-кола» и другие продукты, в том числе колбасные изделея, сгущённое молоко, майонез, кукурузные хлопья. Занудно это – прикаждой покупке выяснять где сидит трансген.

Поднявшийся сегодня шум вокруг трансгенных культур – на самом деле не что иное, как борьба за рынки сбыта. Объём ежегодных продаж такой продукции во всём мире уже перевалил отметку в 20 млрд. долларов.

Плюсов у новых ГМ-сортов растений немало. Они более устойчивы в всевозможным вирусам, бактериям, им не страшны жара и холод.

Генетики предсказывают, что уже в ближайшем будущем нам и нашим детям будет легче придерживаться низкокалорийной и здоровой диеты – мы попробуем новые злаки, овощи и фрукты с высоким содержанием витаминов и минералов. Уже получен рис, в котором содержится больше витамина А и железа. Чипсы из трансгенного картофеля более воздушны.

Кроме того идут разговоры о растениях-вакцинах, которые смогут заменить человеку прививки. Съел к примеру, банан, над которым уже работают генетики из Мельбурна, и не заболеешь корью.

Просто, дёшево, эффективно, вкусно.




МНЕНИЕ УЧЁНЫХ (ПРОТИВ).


Против такой милой картинки, нарисованной только, что, трудно возражать. Но в предыдущем выступлении неспроста были упомянуты деньги, так как их огромное количество задействовано в проталкивании на рынки ГМ-продуктов. Поэтому учёным, которые пытаются возражать против этого процесса, приходится нелегко. В 1998 году в Великобритании был уволен с работы учёный Арнада ПУштаи. Он опрметчиво заявил по телевидению, что эксперименты выявили необратимые изменения в организме крыс, которых кормили генетически модифицированным картофелем. Показательно, что, невзирая на увольнение Пуштаи Британская медицинская ассоциация через некоторое время призвала соблюдать осторожность при внедрении ГМ-продуктов. Учёные считают, что эффект воздействия компонентов, содержащихся в Гм-продуктах, невозможно предсказать. Они могут стать причиной аллергий, подавлять иммунную систему и отрицательно влиять на качество пищи.


МНЕНИЕ УЧЁНЫХ (ЗА).


Когда мы едим говядину или пьём молоко, в наш организм попадает ДНК коровы. Но от этого никто не замычал и не стал рогатым. Когда мы едим морковь – никто не становится оранжевым. Трансгенные продукты притерпевают в нашем организме те же самые изменения, что и обычные белки, которые распадаютя








































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!