ФГОС. Урок изучения нового материала по предмету география в 5 классе тема: «Градусная сетка. Географические координаты».
1. Условная линия на карте и глобусе, которая делит земной шар на Северное и Южное полушарие:
А) экватор;
Б) параллель;
В) полюс;
Г) меридиан
Ответ: экватор (А)
2. Кратчайшая воображаемая линия, проведенная по поверхности Земли от одного полюса до другого:
А) экватор;
Б) параллель;
В) тропик;
Г) меридиан.
Ответ: меридиан (Г)
3. В направлении запад-восток проходят линии на карте:
А) параллели;
Б) меридианы
Ответ: параллели (А)
4. Расстояние от экватора до полюсов в градусной мере составляет:
А) 90 о ;
Б) 360 о ;
В) 180 о.
Ответ: 90 о (А)
- Длина экватора ………………………
- Точка пересечения воображаемой оси вращения Земли с её поверхностью …………...
- Длина параллелей от экватора к полюсам ……..
- Длина меридианов ………………………….
- Направление север-юг показывает ………………
- Линии направления запад-восток ……………………..
- Нулевой меридиан называется ………………..
- Нулевая параллель называется ………………..
- Сеть тонких линий на карте или глобусе …………….
- Направление этой линии совпадает с направлением тени от предметов в полдень …………..
- «Уравнитель» - ………………………………
- В каком направлении от Москвы находится (Карта с. 182-183):
- Белое море
- Чёрное море
- Архипелаг Новая Земля
- Уральские горы
- Скандинавские горы
- Санкт-Петербург
Экватор
Это линия, которая расположена на равном расстоянии от полюсов, т.е. делит земной шар пополам.
Полюс
Это точка пересечения поверхности Земли с воображаемой осью её вращения.
Земля имеет два полюса – северный и южный
С.П. – Северный полюс
Ю.П. – Южный полюс
Параллели
- Это линии расположенные параллельно экватору.
- Они не равны между собой.
40 000 км : 360° = 111км
- В 1° = 111км (на экваторе)
Географические координаты точки – это её широта и долгота
Данный урок является 7 в серии уроков по теме «Географические модели Земли».
Зная тему и цели урока, ученикам предлагается составить план работы на уроке.
северная широта
Географическая
широта
расстояние в градусах от экватора до параллели, проведенной через заданную точку
южная широта
Отсчёт широты ведётся от экватора.
Географическая широта
С.П. – Северный полюс
Северная – с.ш.
Южная – ю.ш.
Ю.П. – Южный полюс
Подписывают широту в рамке напротив каждой параллели
северная широта
Географическая
широта
Географическая
широта показывает расстояние от экватора до заданного объекта, выраженное в градусах от 0° до 90°.
38° с. ш.
60° с. ш.
55° с. ш.
48° с. ш.
30° с. ш.
3° ю. ш.
8° ю. ш.
33° ю. ш.
южная широта
Чтобы определить географическую широту объекта, надо определить на какой параллели он находится.
Чтобы не ошибиться, сначала определите между какими параллелями находится объект.
Определить географическую широту объектов, изображенных на карте.
- Сколько градусов имеет точка на экваторе?
- Сколько градусов имеет точка на экваторе?
0° ш.
- Сколько градусов широты будет у южного и северного полюса?
- Сколько градусов широты будет у южного и северного полюса?
90° ю.ш.
90° с.ш.
66,5° с.ш.
23,5° с.ш.
23,5° ю.ш.
66,5° ю.ш.
Алгоритм определения широты
1. Найти географический объект на карте.
2. Определить полушарие, в котором находится объект (северное или южное).
3. Найти параллель, проходящую через данный объект.
4. Определить значение параллели в градусах.
5. Записать значение географической широты объекта.
На основе проделанной в группе работы, ученики самостоятельно определяют алгоритм определения географической широты
Определите географическую широту
Определите географическую широту
- г. Санкт-Петербург - 60° с.ш.
Определите географическую широту
Определите географическую широту
Определите географическую широту
Определите географическую широту
Определите географическую широту
Определите географическую широту
- г. Рио-де-Жанейро - 22° ю.ш.
Определите географическую широту
Определите географическую широту
Домашнее задание
Параграф 18. Задания № 2-6 с. 64
Учитель объясняет домашнее задание. Время (1 мин)
Контроль знаний
Этап первичного контроля знаний . Задача этапа: проверить усвоение материала урока.
Работа выполняется индивидуально. На раздаточной карточке ученики выполняют задание на определение географических координат объекта и на определение объекта по данным географическим координатам. Взаимопроверка производится в парах (ответы выдаются).
После этапа первичного контроля знаний подводится итог урока; детям за работу на уроке выставляются оценки, отмечается группа, поработавшая наиболее успешно, выделяются ученики, лучше всех справившиеся с предложенным раздаточным материалом. (7 мин)