СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Геометрические конструкторы как средство развития пространственного воображения детей с ограниченными возможностями здоровья

Категория: Геометрия

Нажмите, чтобы узнать подробности

доклад о применении конструкторов на уроках геомерии

Просмотр содержимого документа
«Геометрические конструкторы как средство развития пространственного воображения детей с ограниченными возможностями здоровья»

Геометрические конструкторы как средство развития пространственного воображения детей с ограниченными возможностями здоровья

Яковлева Мария Владимировна,

учитель математики

МСОУ «Балезинская школа-интернат VIII вида»

В коррекционной школе VIII вида обучаются дети с нарушением интеллекта. Таким детям особенно трудно дается усвоение программного материала. С одной стороны, это объясняется абстрактностью математических понятий, с другой стороны, особенностями усвоения математических знаний учащихся.

В связи с этим одной из основных задач обучения математики является развитие и коррекция недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств, воспитание работоспособности, самостоятельности, умение доводить начатое дело до конца.

Геометрический материал занимает важное место в изучении математики. На уроках геометрии дети знакомятся со свойствами фигур, овладевают элементарными графическими умениями. Без хорошо развитого пространственного воображения невозможно успешное изучение геометрического материала, где постоянно требуется умение “читать” изображения фигур, мысленно представлять необходимую конфигурацию. Вот почему следует изыскивать всякие возможности и использовать любые резервы времени для развития пространственного воображения учащихся в течение всех лет обучения в школе, как на уроках, так и во внеурочное время.

Существуют различные средства развития пространственного воображения. Одним из таких средств является игра. Будучи непосредственно связанна с учебной деятельностью, игровая деятельность расширяет ее возможности, является важным источником развития учащихся. Гораздо продуктивнее решаются умственные задачи, если они предложены в занимательной, игровой форме.

“Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упустить случаев сделать его намного занимательным”, - считал Паскаль.

Посредством игры можно развивать пространственное воображение даже у детей, испытывающих трудности в обучении. Эти игры хороши тем, что их можно использовать на любом этапе урока, и они имеют несколько вариантов решения и все они верны. Это такие игры как “Геометрическая мозайка”, “Танграм”, “Составь картинку”, “Колумбово яйцо”, "Волшебный круг", "Головоломка Пифагора", "Вьетнамская игра", пазлы и др.:

Игры-головоломки, или геометрические конструкторы известны с незапамятных времен. Геометрические загадки отгадывали люди самых разных эпох и национальностей. Разрезать простую геометрическую фигуру (квадрат, прямоугольник, круг, овал) на множество частей таким образом, чтобы собрать ее вновь собрать - задача сложная и увлекательная. Сущность игры состоит в том, чтобы воссоздавать на плоскости силуэты предметов по образцу или замыслу. Развивающее, воспитывающее и обучающее влияние геометрических игр многогранно. Они развивают пространственное воображение, конструктивное мышление, комбинаторные способности, сообразительность, смекалку, находчивость, а также творческое воображение и сенсорные способности.

Разнообразие геометрических конструкторов, разная степень их сложности позволяют учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их склонности, возможности, уровень подготовки.

При организации работы над игрой-головоломкой необходимо соблюдать принципы последовательности и системности. На первом этапе целесообразно предлагать учащимся простые задания, которые позволят ребятам освоиться с головоломкой и ее частями, научиться узнавать различные геометрические фигуры, входящие в игру.

На следующем этапе можно предложить составить фигурки животных, предметов и др. Далее вводятся более сложные фигуры. Необходимо обратить внимание на то, что сначала нужно предложить учащимся расчлененные образцы с прорисованными составными частями, они являются самыми простыми. Составляя силуэты по расчлененному образцу, дети просто копируют его, но, тем не менее, усваивают способы соединения элементов, учатся сочетать их по размеру, соотношению сторон, что способствует развитию глазомера и комбинаторных способностей. Далее более сложные - нерасчлененные образцы (их еще называют силуэтными или контурными). На этом этапе учащиеся имеют возможность высказывать вслух предположение о размещении каждой части набора, учатся практически проверять свои гипотезы, что обеспечивает осознанность действий и поиска.

На последнем этапе можно предложить детям самим составить фигуры. Эта работа будет способствовать эффективному развитию пространственного и творческого воображения, мышления, фантазии, творческих способностей.

Все вышеизложенное свидетельствует о том, что именно использование геометрических конструкторов создает оптимальные условия для развития пространственного воображения, а также мышления, творческих и комбинаторных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!