СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Героический средневековый эпос. Образ Роланда в «Песне о Роланде»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Героический средневековый эпос. Образ Роланда в «Песне о Роланде»»

ФИО учителя: Абраменкова Людмила Евгеньевна

Предмет: литература.

Класс: 6.

Тема: «Героический средневековый эпос. Образ Роланда в «Песне о Роланде».

Тип урока: комбинированный.

Материально-техническое обеспечение: учебник литературы для 6 класса под ред. В.Ф. Чертова, проектор, презентация, компьютерный класс.

Цифровые ресурсы: Российская электронная школа, платформа «Учи.ру», портал ГРАМОТА.РУ.

Цель: сформировать представление о художественных особенностях средневекового героического эпоса «Песнь о Роланде».

Задачи:

Содержательные: развивать умения выразительно читать фрагменты художественного произведения, работать со справочной литературой и электронными ресурсами, характеризовать героев-персонажей произведения, понимать сущность теоретико-литературных понятий род и жанр литературы, тема произведения, художественный образ, сюжет. Деятельностные: совершенствовать навыки работы с информацией, создания связного и логически верно выстроенного высказывания, работы в команде, представления результатов, самоорганизации и самоконтроля, формировать активную гражданскую позицию



Дидактическая структура урока

Формы организации учебной деятельности

Содержание учебной деятельности

Учебные задания

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

Мотивационно-целевой этап

Фронтальная работа (беседа)

Приветствие.

На экране представлены три изображения: богатырь, рыцарь, герой комикса (например, Супермен). Дети выдвигают гипотезы, что между ними может быть общего. Гипотезы фиксируются на доске. Учитель сообщает, что в конце урока планируется возвращение к данному вопросу, ученики смогут подтвердить или опровергнуть свои предположения.

Ученики составляют кластеры из слов-ассоциаций с эпохой Средневековья.

Учитель сообщает цель урока.

- Как вы думаете, почему эти герои объединены? Что у них общего? Установите основание для сравнения. Сформулируйте гипотезу.

- Что вы знаете об эпохе Средневековья? С какими словами она у вас ассоциируется? Составьте кластер, отражающий основные понятия-ассоциации. Их должно быть не менее 5.

-Цель нашего сегодняшнего урока – сформировать представление о средневековом героическом эпосе на примере произведения «Песнь о Роланде».

Восприимчивость к разным видам искусства, творчеству своего и других народов. Способность формулировать идеи, гипотезы.

Устанавливать основания для обобщения и сравнения. Формулировать гипотезы о взаимосвязях.

Сопоставлять с помощью

учителя произведения художественной литературы с произведениями других видов искусства.

Этап актуализации знаний

Индивидуальная работа

Учитель предлагает вспомнить, что такое эпос. Дети приводят в пример поэмы Гомера.

Проверка домашнего задания по поэмам Гомера (портал «Учи.ру»).

Обсуждение результатов, ответы на вопросы учеников.

-Приведите примеры эпических произведений, которые вам уже знакомы.

-Давайте закрепим изученное. Для этого пройдите интерактивный тест на портале «Учи.ру». Выберите способ решения учебной задачи.

Способность действовать в условиях неопределённости. Способность повышать уровень компетентности через практическую деятельность.

Эффективно запоминать и систематизировать информацию. Самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи.

Воспринимать и интерпретировать прочитанное. Указывать родовую и жанровую принадлежность произведения. Характеризовать героев-персонажей.

Этап изучения нового знания

1.Фронтальная работа (устный опрос).

2.Работа в группах.

1.Просмотр ролика, ученики находят и фиксируют ответы на вопросы: https://resh.edu.ru/subject/lesson/969/ (с 4:03).

Один ученик отвечает, другие дополняют. В конце работы сверяют свои ответы со слайдом (Приложение 2), дополняют при необходимости.

2. По результатам теста делятся на группы (в каждой группе есть ученики, показавшие высокие, средние и неудовлетворительные результаты). Участники самостоятельно распределяют роли внутри группы.

Каждый участник в процессе выступления комментирует свою зону ответственности. Плакаты закрепляются на доске. Ученик указывают, какие общие положения можно выделить.

1.-Посмотрите видеоурок. Выберите и систематизируйте информацию. Вам предстоит найти и записать ответы на следующие вопросы:

1)Дайте определение жестам как жанру.

2) Кто такие сарацины?

3)Как называли тех, кто исполнял эпические поэмы?

4)Какое историческое событие лежит в основе «Песни о Роланде»?

5)Какие события были изменены в «Песне»?

6)Распределите персонажей произведения на две группы: положительные и отрицательные.

2. -Ребята, вам предстоит работа в группах. Спланируйте организацию совместной работы, распределите роли, обсудите процесс и результат совместной работы. Материал для работы вы найдёте на стр. 55-59 учебника.

Каждый из вас должен выбрать одну из следующих ролей:

Актёр: подготовить выразительное чтение двух строф фрагмента. Объяснить, почему выбрали именно их.

Лексикограф (работает с разделом «Словари» портала ГРАМОТА.РУ): выписать устаревшие слова и объяснить их значение.

Историк: №4 стр. 60.

Психолог: №3 стр. 60.

Литературовед: №2 стр. 59.

Оформитель: результаты схематично представляют на листах формата А4.

Публично представьте результат выполненной работы.

-Изучите плакаты групп. Назовите, какие выводы можно признать общими, а в чём отличия. Установите основания для обобщения и сравнения.

1.Овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира.

2.Освоение социального опыта. Способность во взаимодействии в условиях неопределённости.

1. Применять различные методы и инструменты при поиске и отборе информации из источников. Выбирать и интерпретировать информацию.

2.Самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи. Осознанно относиться к другому человеку, его мнению. Самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации. Планировать организацию совместной работы, коллективно строить действия по достижению цели. Публично представлять результаты исследования.

1.Понимать сущность теоретико-литературных понятий (устное народное творчество, художественный образ, род и жанр, сюжет). Пользоваться интернет-ресурсами.

2.Выразительно читать текст произведения. Развивать умение использовать словари и справочники, в том числе в электронной форме. Осуществлять смысловой и эстетический анализ художественного произведений.

Воспринимать, анализировать и интерпретировать прочитанное. Определять тему произведения, основные вопросы, поднятые автором. Характеризовать героев-персонажей. Развивать умения коллективной исследовательской деятельности и учиться публично представлять полученные результаты.

Этап самоконтроля

Индивидуальная работа.

Индивидуальная творческая работа: составление синквейна (на слайде – правила). Несколько учеников зачитывают работы. Ученики оценивают свою работу по указанным критериям.

-Составьте синквейн о герое «Песни о Роланде». Вначале вспомните правила составления синквейна, представленные на слайде.

-Оцените свою работу по следующим критериям: соответствие схеме построения синквейна, от-сутствие повторов, логичность (вывод в последней строке).

Стремление к самовыражению в разных видах искусства.


Выявлять причинно-следственные связи. Самостоятельно формулировать обобщения и выводы.

Интерпретировать и оценивать прочитанное. Характеризовать героев-персонажей.

Этап рефлексии учебной деятельности

Фронтальная работа (беседа).

Ученики отвечают на предложенные вопросы. Учитель направляет дискуссию.

Возвращение к гипотезам, построенным в начале урока. Ученики подтверждают или опровергают их.

Ученики производят самооценку деятельности на уроке, формулируют, что нового узнали.

Сообщается домашнее задание.

-Можно ли назвать Роланда идеалом образа рыцаря? А идеалом гражданина, патриота? Почему?

Каковы ваши впечатления от знакомства с «Песней о Роланде»? Понравилось ли вам произведение? Обоснуйте.

-Вернёмся к первому слайду (богатырь, Роланд, Супермен). Подтвердились ли ваши гипотезы? Сформулируйте выводы.

-Вернитесь к цели и задачам урока. Оцените соответствие полученного результата цели и условиям по пятибалльной шкале (0-не достигнуто, 1-2-достигнуто на минимальном уровне, 3-4-достигнуто, 5-достигнуто на максимальном уровне).

-Посмотрите на кластер, который составили в начале урока. Какие представления об эпохе подтвердились, а о чём вы задумались уже в ходе урока? Дайте оценку приобретённому опыту, найдите его позитивные стороны.

Постройте свой ответ, используя фразы:

Раньше я думал(а), что…

Теперь я думаю, что…

-На следующем уроке мы продолжим знакомство с образцами средневекового эпоса. Дома вам нужно будет прочитать фрагменты «Песни о нибелунгах» и составить план событий данного произведения.

Готовность к выполнению обязанностей гражданина. Способность формулировать идеи.

Аргументировать свою позицию. Эффективно запоминать и систематизировать информацию. Выражать свою точку зрения в устных текстах. Владеть способами самоконтроля и рефлексии. Давать оценку приобретённому опыту.

Понимать общечеловеческую и духовно-нравственную ценность литературы. Участвовать в беседе о прочитанном, давать аргументированную оценку прочитанному. Владеть умениями интерпретации и оценки текстуально изученных произведений.



Приложение 1

Ответы на вопросы по видеофрагменту

1)Дайте определение жестам как жанру.

Жесты – эпические французские поэмы, прославляющие великие деяния.

2) Кто такие сарацины?

Сарацины – арабы-мусульмане.

3)Как называли тех, кто исполнял эпические поэмы?

Исполнителей эпических поэм называли жонглёрами.

4)Какое историческое событие лежит в основе «Песни о Роланде»?

В основе поэмы лежит реальное историческое событие VIII века: возвращение войска императора Карла Великого из завоевательного похода в Испанию, занятую маврами. Замыкал отход войска лучший отряд, во главе которого был поставлен рыцарь по имени Хруодланд. На этот отряд в Ронсевальском ущелье напали коренные жители гор Пиринеев – баски – и истребили его.

5)Какие события были изменены в «Песне»?

В произведении отряд Роланда сражается не с басками-христианами, а с маврами, которые здесь изображены не мусульманами, а язычниками. В «Песне» Карл Великий возвращается, чтобы отомстить за своего верного рыцаря, и разбивает мавров. Но исторические хроники говорят, что нападавшие рассеялись в горах, и найти их было невозможно, и отомстить некому.

6)Распределите персонажей произведения на две группы: положительные и отрицательные.

Положительные: Роланд, Оливье, Карл Великий.

Отрицательные: Марсилий, Ганелон.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!