Мотивационно-целевой этап | Фронтальная работа (беседа) | Приветствие. На экране представлены три изображения: богатырь, рыцарь, герой комикса (например, Супермен). Дети выдвигают гипотезы, что между ними может быть общего. Гипотезы фиксируются на доске. Учитель сообщает, что в конце урока планируется возвращение к данному вопросу, ученики смогут подтвердить или опровергнуть свои предположения. Ученики составляют кластеры из слов-ассоциаций с эпохой Средневековья. Учитель сообщает цель урока. | - Как вы думаете, почему эти герои объединены? Что у них общего? Установите основание для сравнения. Сформулируйте гипотезу. - Что вы знаете об эпохе Средневековья? С какими словами она у вас ассоциируется? Составьте кластер, отражающий основные понятия-ассоциации. Их должно быть не менее 5. -Цель нашего сегодняшнего урока – сформировать представление о средневековом героическом эпосе на примере произведения «Песнь о Роланде». | Восприимчивость к разным видам искусства, творчеству своего и других народов. Способность формулировать идеи, гипотезы. | Устанавливать основания для обобщения и сравнения. Формулировать гипотезы о взаимосвязях. | Сопоставлять с помощью учителя произведения художественной литературы с произведениями других видов искусства. |
Этап актуализации знаний | Индивидуальная работа | Учитель предлагает вспомнить, что такое эпос. Дети приводят в пример поэмы Гомера. Проверка домашнего задания по поэмам Гомера (портал «Учи.ру»). Обсуждение результатов, ответы на вопросы учеников. | -Приведите примеры эпических произведений, которые вам уже знакомы. -Давайте закрепим изученное. Для этого пройдите интерактивный тест на портале «Учи.ру». Выберите способ решения учебной задачи. | Способность действовать в условиях неопределённости. Способность повышать уровень компетентности через практическую деятельность. | Эффективно запоминать и систематизировать информацию. Самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи. | Воспринимать и интерпретировать прочитанное. Указывать родовую и жанровую принадлежность произведения. Характеризовать героев-персонажей. |
Этап изучения нового знания | 1.Фронтальная работа (устный опрос). 2.Работа в группах. | 1.Просмотр ролика, ученики находят и фиксируют ответы на вопросы: https://resh.edu.ru/subject/lesson/969/ (с 4:03). Один ученик отвечает, другие дополняют. В конце работы сверяют свои ответы со слайдом (Приложение 2), дополняют при необходимости. 2. По результатам теста делятся на группы (в каждой группе есть ученики, показавшие высокие, средние и неудовлетворительные результаты). Участники самостоятельно распределяют роли внутри группы. Каждый участник в процессе выступления комментирует свою зону ответственности. Плакаты закрепляются на доске. Ученик указывают, какие общие положения можно выделить. | 1.-Посмотрите видеоурок. Выберите и систематизируйте информацию. Вам предстоит найти и записать ответы на следующие вопросы: 1)Дайте определение жестам как жанру. 2) Кто такие сарацины? 3)Как называли тех, кто исполнял эпические поэмы? 4)Какое историческое событие лежит в основе «Песни о Роланде»? 5)Какие события были изменены в «Песне»? 6)Распределите персонажей произведения на две группы: положительные и отрицательные. 2. -Ребята, вам предстоит работа в группах. Спланируйте организацию совместной работы, распределите роли, обсудите процесс и результат совместной работы. Материал для работы вы найдёте на стр. 55-59 учебника. Каждый из вас должен выбрать одну из следующих ролей: Актёр: подготовить выразительное чтение двух строф фрагмента. Объяснить, почему выбрали именно их. Лексикограф (работает с разделом «Словари» портала ГРАМОТА.РУ): выписать устаревшие слова и объяснить их значение. Историк: №4 стр. 60. Психолог: №3 стр. 60. Литературовед: №2 стр. 59. Оформитель: результаты схематично представляют на листах формата А4. Публично представьте результат выполненной работы. -Изучите плакаты групп. Назовите, какие выводы можно признать общими, а в чём отличия. Установите основания для обобщения и сравнения. | 1.Овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира. 2.Освоение социального опыта. Способность во взаимодействии в условиях неопределённости. | 1. Применять различные методы и инструменты при поиске и отборе информации из источников. Выбирать и интерпретировать информацию. 2.Самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи. Осознанно относиться к другому человеку, его мнению. Самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации. Планировать организацию совместной работы, коллективно строить действия по достижению цели. Публично представлять результаты исследования. | 1.Понимать сущность теоретико-литературных понятий (устное народное творчество, художественный образ, род и жанр, сюжет). Пользоваться интернет-ресурсами. 2.Выразительно читать текст произведения. Развивать умение использовать словари и справочники, в том числе в электронной форме. Осуществлять смысловой и эстетический анализ художественного произведений. Воспринимать, анализировать и интерпретировать прочитанное. Определять тему произведения, основные вопросы, поднятые автором. Характеризовать героев-персонажей. Развивать умения коллективной исследовательской деятельности и учиться публично представлять полученные результаты. |
Этап самоконтроля | Индивидуальная работа. | Индивидуальная творческая работа: составление синквейна (на слайде – правила). Несколько учеников зачитывают работы. Ученики оценивают свою работу по указанным критериям. | -Составьте синквейн о герое «Песни о Роланде». Вначале вспомните правила составления синквейна, представленные на слайде. -Оцените свою работу по следующим критериям: соответствие схеме построения синквейна, от-сутствие повторов, логичность (вывод в последней строке). | Стремление к самовыражению в разных видах искусства. | Выявлять причинно-следственные связи. Самостоятельно формулировать обобщения и выводы. | Интерпретировать и оценивать прочитанное. Характеризовать героев-персонажей. |
Этап рефлексии учебной деятельности | Фронтальная работа (беседа). | Ученики отвечают на предложенные вопросы. Учитель направляет дискуссию. Возвращение к гипотезам, построенным в начале урока. Ученики подтверждают или опровергают их. Ученики производят самооценку деятельности на уроке, формулируют, что нового узнали. Сообщается домашнее задание. | -Можно ли назвать Роланда идеалом образа рыцаря? А идеалом гражданина, патриота? Почему? Каковы ваши впечатления от знакомства с «Песней о Роланде»? Понравилось ли вам произведение? Обоснуйте. -Вернёмся к первому слайду (богатырь, Роланд, Супермен). Подтвердились ли ваши гипотезы? Сформулируйте выводы. -Вернитесь к цели и задачам урока. Оцените соответствие полученного результата цели и условиям по пятибалльной шкале (0-не достигнуто, 1-2-достигнуто на минимальном уровне, 3-4-достигнуто, 5-достигнуто на максимальном уровне). -Посмотрите на кластер, который составили в начале урока. Какие представления об эпохе подтвердились, а о чём вы задумались уже в ходе урока? Дайте оценку приобретённому опыту, найдите его позитивные стороны. Постройте свой ответ, используя фразы: Раньше я думал(а), что… Теперь я думаю, что… -На следующем уроке мы продолжим знакомство с образцами средневекового эпоса. Дома вам нужно будет прочитать фрагменты «Песни о нибелунгах» и составить план событий данного произведения. | Готовность к выполнению обязанностей гражданина. Способность формулировать идеи. | Аргументировать свою позицию. Эффективно запоминать и систематизировать информацию. Выражать свою точку зрения в устных текстах. Владеть способами самоконтроля и рефлексии. Давать оценку приобретённому опыту. | Понимать общечеловеческую и духовно-нравственную ценность литературы. Участвовать в беседе о прочитанном, давать аргументированную оценку прочитанному. Владеть умениями интерпретации и оценки текстуально изученных произведений. |