Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Мужукайский Агротехнологический лицей»
села Мужукай Бабаюртовского района Республики Дагестан
«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
Зам.дир.по УР Директор ГКОУ РД «Нанибиканская
__________/Ахмедова А Р./ СОШ Гумбетовского района»
18.04.2018 г. _____________/Магомедов М А /
18.04.2018 г.
Открытое внеклассное мероприятие
в 4 классе по теме: "Глагол"
Подготовила и провела
учитель начальных классов
Гегкиева Асият Алибиевна
с Нанибика-2018 г.
Открытое внеклассное мероприятие в 4 классе по теме: «Глагол»
4-й класс
Дата проведения: 18.04.2018 г.
Место проведения: ГКОУ РД «Нанибиканская СОШ Гумбетовского района»
Учитель: Гегкиева Асият Алибиевна
Цель: создать условия для обобщения и систематизации знаний учащихся по теме «Глагол», совершенствовать навыки грамотного письма
Задачи мероприятия:
Образовательные:
- обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Глагол»;
- совершенствовать навыки грамотного письма
Развивающие:
- развивать речь, память, внимание, мышление.
- развивать логическое мышление, навыки монологической и диалогической речи
Воспитательные:
- воспитание уважения к одноклассникам;
- воспитывать умение работать в группе.
Планируемые результаты:
Предметные:
- обобщены и систематизированы знания учащихся по теме «Глагол»;
- у учащихся совершенствованы навыки грамотного письма
Личностные:
- у учащихся развита речь, память, внимание, логическое мышление, навыки монологической и диалогической речи
Метапредметные:
Познавательные:
- учащиеся обобщили и систематизировали знания по теме «Глагол»;
- у учащихся совершенствованы навыки грамотного письма
- учащиеся могут делать выводы на основании имеющихся знаний.
Регулятивные:
- сформированы умения выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условия ее реализации, предвосхищать результат, устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.
Коммуникативные:
- учащиеся умеют формулировать собственное мнение и позицию, свои затруднения;
-сформировано умение работать в группе
Технологии: информационные технологии, игровые технологии (игровые ситуации).
Оборудование: проектор, компьютер, карточки с заданиями
Ход занятия
Учитель: Итак. Вы помните грамматическую сказку «Как Морфология порядок навела», где с её помощью тысячи слов, в зависимости от их значения, грамматических и синтаксических функций, объединились под своими знаменами, а именно: под знамя «Имя существительное», под знаменем «Имя прилагательное».
Мы продолжаем путешествовать по стране под названием «Речь». Я прочитаю небольшое стихотворение, а вы определите, о какой части речи пойдет сегодня разговор.
Что без меня предметы? Лишь названья.
А я приду – всё в действие придёт.
Летит ракета, люди строят зданья,
Цветут сады, и хлеб в полях растёт.
Г.Граубин
- Да, это глагол!
- Расскажите. Что вы знаете о глаголе.
- Глагол – настоящий богач среди частей речи: имеет лицо, время, наклонение, вид – ни у кого нет столько форм. Глагол и работник хороший: всегда при деле, всегда с кем-то связан. Но как ему согласовываться с именами существительным, числительным, местоимением, если у них нет ни лица, ни времени, ни наклонения. Ни вида? Приходится глаголу брать взаймы род и число у этих частей речи, чтобы с ними согласовываться. Эти части речи охотно делятся с глаголом своими формами. Ведь он такой интересный в общении.
По частоте употребления глагол занимает второе место после существительного. Самыми употребительными являются следующие глаголы: мочь, сказать, говорить, знать, стать, видеть, хотеть, пойти, дать, есть, стоять, жить, иметь, смотреть, казаться, взять, понимать, сделать, значит. А все возможные формы, которые образуют наши глаголы, и перечислить почти невозможно.
Глагол – это самая живая часть речи.
1. Отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? ЧТО БУДУ ДЕЛАТЬ?
- На какие две группы можно разделить глаголы?
Несовершенного вида | Совершенного вида |
Что делать? | Что сделать? |
Что буду делать? | |
- Приведите примеры глаголов.
петь | сбежать |
прятать | унести |
бежать | сберечь |
2. Глаголы изменяются по временам
Прошедшее время –
То, что прошло:
«Вчера мы писали»,
«Солнце ушло»
Настоящее время
Приходит теперь:
«Мы пишем имя»,
«Бегает зверь».
Будущее время
Еще не пришло:
«После уроков
пойдем мы в кино».
Прошедшее время - было, происходило, произошло.
Настоящее время – есть, происходит.
Будущее время – будет, произойдет, будет происходить.
3. Дидактическая игра
Учитель: Кончив объяснять спряжение глаголов, учитель вызвал ученика:
- Если я говорю: я умываюсь, ты умываешься, он умывается, вы умываетесь, они умываются», какое это время?
Мальчик долго думал, потом ответил:
- утро!
Задание: Помогите ученику найти правильный ответ.
4. Глагол изменяется по числам
- Определите число у глаголов. (Дети встают, если глагол множественного числа)
Жаворонки звенят, дятел будет кричать, комар пищит, куры кудахтали, змеи шипели, соловей запел, сороки трещат.
5. Глагол изменяется по лицам (настоящее, будущее, прошедшее), родам
- Приведите примеры глаголов.
6. Синтаксическая роль
- Каким членом предложения является глагол?
- Сказуемое связано с подлежащим и отвечает на вопрос ЧТО ДЕЛАЕТ предмет? Что с ним происходит?
ВЫВОД: глагол – самостоятельная часть речи, которая обозначает действие, отвечает на вопросы что делать7 что сделать?; изменяется по временам и числам, по лицам, по родам, в предложении – сказуемое.
ФИЗМИНУТКА
Поднимайте плечики,
Прыгайте кузнечики,
Прыг-скок, прыг-скок.
Сели, травушку покушаем,
Тишину послушаем.
Тише, тише, высоко,
Прыгай на носках легко.
(Надо оттолкнуться одной ногой и приземлиться на другую.)
7. Правописание глаголов
- Какие орфограммы в глаголах вы знаете? (в глаголах 2 лица единственного числа после шипящих пишется Ь)
- Ь сохраняется перед СЯ.
- Давайте попробуем поработать с текстом и потренируемся писать глаголы ( тся, ться ). Карточка с заданием.
Кто умеет веселиТЬСЯ, тот и горя не боиТСЯ. Не ошибаЕТСЯ тот, кто ничего не делает. Кто любит трудиТЬСЯ, тому без дела не сидиТСЯ. Правда в огне не горИТ и в воде не тонЕТ. Без букв и грамматики не учаТСЯ математике. |
8. Грамматическая сказка
Сила любви
Гордую и упрямую частицу Не полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: «Люблю», а она ему: «Не люблю». Он признался: «Верю», а она ему: «Не верю».
Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям и учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!» и вдруг замерла от неожиданности, оказавшись в объятиях Глагола. Так Глагол доказал, что в некоторых случаях не только он. Но и сама частица Не жить друг без друга не могут.
- А вы, ребята, догадались, почему в некоторых случаях частица НЕ пишется слитно с глаголом?
Весёлые рифмы.
- Слезь со стула!
- Не хочу!
- Упадешь!
- Не упаду!
- Отойди!
- Не отойду!
- Приедешь?
- Не приеду!
- Придёшь?
- Нет, не приду1
- Услышишь?
- Не услышу!
- Найдёшь?
- Нет, не найду!
- Слезаешь?
- Не слезаю!
- Решаешь?
- Не решу!
- Мечтаешь?
- Не мечтаю!
- Молчишь?
- Нет, не молчу!
- Конфетку, может, хочешь?
- Нет! Да, хочу, хочу!
- Какое важное правило есть в этом стихотворении?
- НЕ с глаголами пишется раздельно!
9. Спряжение глаголов
- Что такое спряжение глаголов? (изменение глаголов по лицам и числам)
- Какие глаголы относятся к 1 спряжению?
- Какие глаголы относятся ко 2 спряжению?
- Что вы знаете про особенные глаголы?
- Назовите их.
Как начнёшь меня ты гнать
Перестану я дышать,
Перестанут уши слышать,
Ну а руки всё держать,
На меня начнёшь смотреть,
Будешь ты меня вертеть,
Буду всё равно терпеть,
Буду от тебя зависеть,
Раз ты мог меня обидеть,
Буду я тебя не видеть,
А открыто нанавидеть!
(и ещё глаголы БРИТЬ, СТЕЛИТЬ)
- Определите спряжение глаголов в тексте:
Карточка
В траве стрекочут кузнечики, хлопочут в цветах пчёлы. Зиму всю рябина смотрит сны, и во сне красавица лесная мой рассказ забудет до весны. Лиловый сумрак на рассвете бледнеет, линяет и превращается в слепую дымку. В историческом музее вы увидите и услышите много интересного. По высоким горам стелются пучки жёлтого пушистого ковыля. |
10. Подумаем?
- Определите, к какой части речи относятся одинаковые слова.
На то и печь. Чтобы в ней пироги печь.
Снежное покрывало всё поле покрывало.
Стою на нашем берегу. Покой границы берегу.
В углу раздался детский плач, и кто-то вдруг сказал:
«Не плач!»
11. Дидактическая игра
- Угадайте, какое слово я загадала.
В нём приставка, как в слове подруга, корень, как в слове игрушка, суффиксы. Как в слове читал. Что за слово? (поиграл)
- Что вы можете сказать о слове поиграл, как о глаголе? (вопрос, время, число)
12. Говорите правильно!
НЕЛЬЗЯ говорить | НАДО |
вылазь | класть |
ездию | езжу |
лягет | ляжет |
ляжу | лягу |
нагинаться | нагибаться |
хочем | хотим |
13. Творческая работа
А) Замените выделенные слова синонимами – глаголами с не.
Я отсутствовал на заседании кружка. (не был)
Дождь шёл всю ночь. (не переставал)
Б) Заменить глаголы антонимами с безударным окончанием.
Сильно любит – ненавидит.
Смеётся – плачет.
Теряет – находит.
14. Подведение итога занятия
15. Рефлексия
Учащимся предлагается поставить на значок + на линии в том месте, которое отражает их отношение к занятию и степень участия в уроке:
1. Я считаю, что занятие было интересным___ _скучным____
2.Я научился многому______малому_______
3. Я думаю, что слушал других внимательно______невнимательно_____
4. Я принимал участие в дискуссии часто____редко________
5. Результатами своей работы на уроке я доволен______не доволен________