СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Глаголы в составе фразеологизмов

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект урока русского языка по теме "Глаголы в составе фразеологизмов". 

Просмотр содержимого документа
«Домашнее задание»

Домашнее задание

1. Работа с текстом «Бездельничанье».

Бездельничанье вовсе не состоит в том, что человек сидит без дела, «сложа руки» в буквальном смысле. Нет, бездельник вечно занят: пустословит по телефону (иногда часами), ходит в гости, сидит у телевизора и смотрит все подряд, долго спит, придумывает себе разные дела. Вообще бездельник всегда очень занят...

1. Чему учит данный текст?

2. Как соотносятся с данным текстом следующие высказывания:

Ничего не делая, люди учатся делать дурное (античный афоризм).

Больше всего устаешь от безделья (карельская пословица).

Лучше ничего не делать, чем делать ничего (Л.Толстой).

Если хочешь, чтобы у тебя было мало времени, то ничего не делай (А.Чехов).

3. Выпишите из текста однокоренные слова. Продолжите этот ряд слов самостоятельно.

4. Объясните лексическое значение слова бездельничанье.

5. Подберите синонимы и антонимы к слову бездельничанье.

  1. Работа с иллюстрациями (по картинкам определите фразеологизмы, составьте с ними предложения).











Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 6 классе»

Урок русского языка в 6 классе

по теме «Глаголы в составе фразеологизмов»

Цели урока:

  1. повторить и обобщить изученный материал по разделу «Фразеология»;

  2. расширить кругозор учащихся, воспитывать любовь к языку;

  3. формировать навык работы с микротекстом.

Тип урока: обобщения и систематизация знаний.

        Ход урока.

  1. Организационный момент.


  1. Внимательно прочитайте четверостишия. Что их объединяет? Ответ на основе вопроса обозначает нашу тему урока. Будьте внимательны.


Итак, не будем бить баклуши.

Вы засучите рукава.

Задания приготовьтесь слушать,

Чтоб не кружилась голова.

Дружнее этих двух ребят

На свете не найдешь.

О них обычно говорят:

Водой не разольешь.

Фальшивят, путают слова,

Поют кто в лес, кто по дрова.

Ребята слушать их не станут:

От этой песни уши вянут.


- Фразеологизм.

- Верно, сегодня на уроке мы повторим фразеологизмы.

- На доске записаны глаголы. Ребята, давайте попробуем поставить учебную задачу нашего урока.

     

3. Актуализация знаний.

- Выберете правильное продолжение определения. Обоснуйте свой ответ.

   - Раздел науки о языке, в котором изучаются устойчивые словосочетания, цельные по своему значению.

Самостоятельная работа.

 Задание 1. Замените слова подходящими по смыслу фразеологизмами.

        Работали все; его не обманешь; он вдруг замолчал; он нередко переусердствовал; на улице темно; он сильно покраснел; он любил задаваться.

        Для справок: от мала до велика; набивать себе цену; до корней волос; перегибал палку; проглотил язык; на мякине не проведешь; ни зги не видно.

       

- Обозначьте. Кто закончил выполнять. 

 - Вспомним какие бывают фразеологизмы с точки зрения стилистической окраски Нейтральные - употребляются во всех стилях речи (замкнутый круг, знай себе цену);

  • Книжные - употребляются в книжных стилях (зондировать почву, камень преткновения);

  • Разговорные - в устной форме (глаз радует, сквозь зубы);


Задание 2: Определите у данных фразеологизмов стилистическую окраску

  • Авгиевы конюшни, зажать в кулак, пустить корни, боевое крещение, переть на рожон, переменить декорации, хлебом не корми, выйти из-под пер, курам на смех.

Физминутка (каждая группа показывает фразеологизм)


Задание. Прочитайте и соедините линиями фразеологизмы с противоположными им по значению.

  • За тридевять земель

  • Повесить голову

  • С гулькин нос

  • Выйти из себя

  • Как кошка с собакой

  • На ночь глядя

  • Не покладая рук

  • Бить баклуши

  • Как из-под земли вырос

  • Хоть пруд пруди

  • Взять себя в руки

  • Воспрянуть духом

  • Рукой подать

  • Засучив рукава

  • Сидеть сложа руки

  • Чуть свет

  • Как сквозь землю провалиться

  • Не разлей вода

  1. Прочитайте текст. Выпишите фразеологизмы. Что они обозначают?

  • НЕ РАЗЛЕЙ ВОДА СЕМЕЙКА
    Слыхали ли вы о том, что на свете есть страна Фразеология? Живут там только семьями и группами. Про них можно сказать: "Водой не разольёшь!" Везде они ходят вместе, никогда поодиночке, даже баклуши бьют сообща! Да такие трудолюбивые! Сложа руки не сидят, работают не покладая рук. Как-то решила я подменить словечко в одной фразеологической семейке. Взяла лапшу, а взамен вермишель подложила, вернее, на уши повесила. Кажется, невелика разница, думала, что не заметят подмены. Заметили. Что тут началось! Едва ноги унесла! Обхожу их теперь за тридевять земель. Оказывается, они только между собой так дружны.

  1. От каждой буквы фразеологизма образуйте новый фразеологизм, используя словари.

  1. Водит за нос (вешать лапшу на уши, от чистого сердца, держать ухо востро, играть на нервах, тут как тут, задирать нос, альфа и омега, ничего не стоит, обводить вокруг пальца, сам не свой)

  2. Капля в море (кот наплакал, ахиллесова пята, плечом к плечу, лодыря гонять, яблоку негде упасть, в двух шагах, медвежья услуга, от зари до зари, родиться в рубашке, есть чужой хлеб.

  3. Одним махом (одним словом, держать себя в руках, не сводить глаз, изо всех сил, мороз по коже, мастер на все руки, альфа и омега, хвататься за соломинку, опустить руки, махнуть рукой)

  • Задание. Прочитайте предложения. Замените подчеркнутые слова фразеологизмами. Что изменилось? Предложения запишите.

  1. - Вера Сергеевна объясняла решение задачи, но Петя не слушал.

  2. - Ира узнала, что поездка откладывается, и загрустила.

  3. - Кирилл целый день бездельничал.

  4. - Мы догадывались, что он нас обманывает.

  5. - Первого сентября Уля проснулась очень рано.

  • Задание. Прочитайте. Какие предложения содержат ошибки в употреблении фразеологизмов? Исправьте ошибки и запишите предложения.

  • - Вася красиво, как курица лапой, написал заглавие.

  • - Котенок был очень некрасивым, глаз не оторвать.

  • - Мы дружно работали сложа руки.

  • - У лягушки дух захватило от страшной высоты.

  • - Яшка сломя голову остановился.

  • 9. Рефлексия.

  • - С какой целью употребляют фразеологизмы в речи?

  • - Чтобы

  • - каково значение фразеологизмов для современной молодежи?

  • - А кто в наше время пользуется фразеологизмами? (люди образованные)

  • - вы в своей речи употребляете очень часто одни и те же слова. Например: У меня прикольное платье, у него прикольная прическа, сегодня в столовой прикольные булочки. Ваша речь разнообразна? (нет)

  • - А почему? (оцениваем вещи несовместимые одним словом. Бедный словарный запас)

  • - Как с этим нужно бороться? (сделать свою речь красивой, стилистически окрашенной, богатой)

  • - Для чего мы изучаем фразеологизмы? (чтобы наша речь не была бедной, а разнообразной).

  • 10. Домашнее задание

  • 1. Работа с текстом «Бездельничанье».

  • Бездельничанье вовсе не состоит в том, что человек сидит без дела, «сложа руки» в буквальном смысле. Нет, бездельник вечно занят: пустословит по телефону (иногда часами), ходит в гости, сидит у телевизора и смотрит все подряд, долго спит, придумывает себе разные дела. Вообще бездельник всегда очень занят...

  • 1. Чему учит данный текст?

  • 2. Как соотносятся с данным текстом следующие высказывания:

  • Ничего не делая, люди учатся делать дурное (античный афоризм).

  • Больше всего устаешь от безделья (карельская пословица).

  • Лучше ничего не делать, чем делать ничего (Л.Толстой).

  • Если хочешь, чтобы у тебя было мало времени, то ничего не делай (А.Чехов).

  • 3. Выпишите из текста однокоренные слова. Продолжите этот ряд слов самостоятельно.

  • 4. Объясните лексическое значение слова бездельничанье.

  • 5. Подберите синонимы и антонимы к слову бездельничанье.

  1. Работа с иллюстрациями (по картинкам определите фразеологизмы, составьте с ними предложения).

Просмотр содержимого документа
«карточки»

Задание 1. Замените слова подходящими по смыслу фразеологизмами.

        Работали все; его не обманешь; он вдруг замолчал; он нередко переусердствовал; на улице темно; он сильно покраснел; он любил задаваться.

        Для справок: от мала до велика; набивать себе цену; до корней волос; перегибал палку; проглотил язык; на мякине не проведешь; ни зги не видно.


Задание 2. Определите у данных фразеологизмов стилистическую окраску.

  • Авгиевы конюшни, зажать в кулак, пустить корни, боевое крещение, переть на рожон, переменить декорации, хлебом не корми, выйти из-под пер, курам на смех.


Задание 3. Прочитайте и соедините линиями фразеологизмы с противоположными им по значению.


  • За тридевять земель

  • Повесить голову

  • С гулькин нос

  • Выйти из себя

  • Как кошка с собакой

  • На ночь глядя

  • Не покладая рук

  • Бить баклуши

  • Как из-под земли вырос

  • Хоть пруд пруди

  • Взять себя в руки

  • Воспрянуть духом

  • Рукой подать

  • Засучив рукава

  • Сидеть сложа руки

  • Чуть свет

  • Как сквозь землю провалиться

  • Не разлей вода

  • Задание 4. Прочитайте текст. Выпишите фразеологизмы. Что они обозначают?

  • НЕ РАЗЛЕЙ ВОДА СЕМЕЙКА
    Слыхали ли вы о том, что на свете есть страна Фразеология? Живут там только семьями и группами. Про них можно сказать: "Водой не разольёшь!" Везде они ходят вместе, никогда поодиночке, даже баклуши бьют сообща! Да такие трудолюбивые! Сложа руки не сидят, работают не покладая рук. Как-то решила я подменить словечко в одной фразеологической семейке. Взяла лапшу, а взамен вермишель подложила, вернее, на уши повесила. Кажется, невелика разница, думала, что не заметят подмены. Заметили. Что тут началось! Едва ноги унесла! Обхожу их теперь за тридевять земель. Оказывается, они только между собой так дружны.

  • Задание 5. От каждой буквы фразеологизма образуйте новый фразеологизм, используя словари.

  1. Водит за нос

  2. Капля в море

  3. Одним махом

  • Задание 6. Прочитайте предложения. Замените подчеркнутые слова фразеологизмами. Что изменилось? Предложения запишите.

  • - Вера Сергеевна объясняла решение задачи, но Петя не слушал.

  • - Ира узнала, что поездка откладывается, и загрустила.

  • - Кирилл целый день бездельничал.

  • - Мы догадывались, что он нас обманывает.

  • - Первого сентября Уля проснулась очень рано.

  • Задание 7. Прочитайте. Какие предложения содержат ошибки в употреблении фразеологизмов? Исправьте ошибки и запишите предложения.

  • - Вася красиво, как курица лапой, написал заглавие.

  • - Котенок был очень некрасивым, глаз не оторвать.

  • - Мы дружно работали сложа руки.

  • - У лягушки дух захватило от страшной высоты.

  • - Яшка сломя голову остановился.

Просмотр содержимого презентации
«открытый урок»

Что объединяет данные четверостишия? Итак, не будем бить баклуши . Вы   засучите рукава . Заданья приготовьтесь слушать, Чтоб  кругом голова не шла . Дружнее этих двух ребят На свете не найдёшь. О них обычно говорят: Водой не разольёшь . Фальшивят, путают слова, Поют кто в лес, кто по дрова. Ребята слушать их не станут: От этой песни уши вянут.

Что объединяет данные четверостишия?

Итак, не будем бить баклуши .

Вы засучите рукава .

Заданья приготовьтесь слушать,

Чтоб кругом голова не шла .

Дружнее этих двух ребят

На свете не найдёшь.

О них обычно говорят:

Водой не разольёшь .

Фальшивят, путают слова,

Поют кто в лес, кто по дрова.

Ребята слушать их не станут:

От этой песни уши вянут.

Выберете правильное продолжение определения . Фразеологизмы -

Выберете правильное продолжение определения .

Фразеологизмы -

  • это сочетания слов, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к тому, что он сообщает.
  • это дословная цитата из какого-либо устного или письменного высказывания.
  • это устойчивые сочетания слов, цельные по своему значению .
Замените слова подходящими по смыслу фразеологизмами  Работали все; его не обманешь, он вдруг замолчал; он нередко переусердствовал; на улице темно; он сильно покраснел; он любил задаваться. Для справок: от мала до велика; набивать себе цену; до корней волос; перегибал палку; проглотил язык; на мякине не проведешь; ни зги не видно.

Замените слова подходящими по смыслу фразеологизмами

Работали все; его не обманешь, он вдруг замолчал; он нередко переусердствовал; на улице темно; он сильно покраснел; он любил задаваться.

Для справок: от мала до велика; набивать себе цену; до корней волос; перегибал палку; проглотил язык; на мякине не проведешь; ни зги не видно.

Проверим…

Проверим…

  • Работали все – от мала до велика
  • его не обманешь - на мякине не проведешь
  • он вдруг замолчал - проглотил язык
  • он нередко переусердствовал - перегибал палку
  • на улице темно - ни зги не видно
  • он сильно покраснел - до корней волос
  • он любил задаваться - набивать себе цену
Определите у данных фразеологизмов стилистическую окраску

Определите у данных фразеологизмов стилистическую окраску

  • Авгиевы конюшни
  • зажать в кулак
  • пустить корни
  • боевое крещение
  • переть на рожон
  • переменить декорации
  • хлебом не корми
  • выйти из-под пера
  • курам на смех
  • Нейтральный
  • Книжный
  • Разговорный
Прочитайте и соедините линиями фразеологизмы с противоположными им по значению.

Прочитайте и соедините линиями фразеологизмы с противоположными им по значению.

  • За тридевять земель
  • Повесить голову
  • С гулькин нос
  • Выйти из себя
  • Как кошка с собакой
  • На ночь глядя
  • Не покладая рук
  • Бить баклуши
  • Как из-под земли вырос
  • Хоть пруд пруди
  • Взять себя в руки
  • Воспрянуть духом
  • Рукой подать
  • Засучив рукава
  • Сидеть сложа руки
  • Чуть свет
  • Как сквозь землю провалиться
  • Не разлей вода
Прочитайте текст. Выпишите фразеологизмы. НЕ РАЗЛЕЙ ВОДА СЕМЕЙКА  Слыхали ли вы о том, что на свете есть страна Фразеология? Живут там только семьями и группами. Про них можно сказать:

Прочитайте текст. Выпишите фразеологизмы.

НЕ РАЗЛЕЙ ВОДА СЕМЕЙКА Слыхали ли вы о том, что на свете есть страна Фразеология? Живут там только семьями и группами. Про них можно сказать: "Водой не разольёшь!" Везде они ходят вместе, никогда поодиночке, даже баклуши бьют сообща! Да такие трудолюбивые! Сложа руки не сидят, работают не покладая рук. Как-то решила я подменить словечко в одной фразеологической семейке. Взяла лапшу, а взамен вермишель подложила, вернее, на уши повесила. Кажется, невелика разница, думала, что не заметят подмены. Заметили. Что тут началось! Едва ноги унесла! Обхожу их теперь за тридевять земель. Оказывается, они только между собой так дружны.

От каждой буквы фразеологизма образуйте новый фразеологизм, используя словари Например : Вставлять палки в колеса – вешать лапшу на уши, сидеть сложа руки, тёртый калач и т.д.

От каждой буквы фразеологизма образуйте новый фразеологизм, используя словари

Например : Вставлять палки в колеса – вешать лапшу на уши, сидеть сложа руки, тёртый калач и т.д.

  • Водит за нос
  • Капля в море
  • Одним махом
Прочитайте предложения. Замените подчеркнутые слова фразеологизмами. Что изменилось? Запишите предложения в исправленном виде. - Вера Сергеевна объясняла решение задачи, но Петя не слушал. - Ира узнала, что поездка откладывается, и загрустила. - Кирилл целый день бездельничал. - Мы догадывались, что он нас обманывает. - Первого сентября Уля проснулась очень рано.

Прочитайте предложения. Замените подчеркнутые слова фразеологизмами. Что изменилось? Запишите предложения в исправленном виде.

- Вера Сергеевна объясняла решение задачи, но Петя не слушал.

- Ира узнала, что поездка откладывается, и загрустила.

- Кирилл целый день бездельничал.

- Мы догадывались, что он нас обманывает.

- Первого сентября Уля проснулась очень рано.

Прочитайте. Исправьте ошибки и запишите предложения. 1. Вася красиво, как курица лапой, написал заглавие. 2. Котенок был очень не красивым, глаз не оторвать. 3. Мы дружно работали сложа руки. 4. У лягушки дух захватило от страшной высоты. 5. Яшка сломя голову остановился.

Прочитайте. Исправьте ошибки и запишите предложения.

1. Вася красиво, как курица лапой, написал заглавие.

2. Котенок был очень не красивым, глаз не оторвать.

3. Мы дружно работали сложа руки.

4. У лягушки дух захватило от страшной высоты.

5. Яшка сломя голову остановился.

Домашнее задание

Домашнее задание

  • Анализ текста.
  • Работа с иллюстрациями (по картинкам определите фразеологизмы, составьте с ними предложения).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!