СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Главные члены предложения. Сказуемое

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуализация сведений о сказуемом.Развитие представлений о способах выражения сказуемого.

Просмотр содержимого документа
«Главные члены предложения. Сказуемое»

УТВЕРЖДАЮ

руководитель

отдельной дисциплины

(русский язык и литература)

_________

« 20 » октября 2018 года


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА № 44


Дата проведения: 22 октября 2018 г.

Тема урока: Главные члены предложения. Сказуемое.

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Цель урока: актуализация сведений о сказуемом, развитие представления о способах выражения сказуемого; формирование умения находить в грамматической основе сказуемое, выраженное глаголом, существительным, прилагательным; выбирать способ выражения сказуемого в зависимости от речевой ситуации.

Применяемые современные технологии (с указанием этапов урока): Здоровьесбережения (физкультминутка), «РКМЧП»

Материальное обеспечение урока: учебник, тетрадь, мультимедийный проектор


Планируемые образовательные результаты


Предметные


Метапредметные

Личностные

Нахимовец научится:

находить сказуемое в предложении.

Нахимовец получит возможность научиться:

использовать знания о сказуемом при определении способов его выражения.

Коммуникативные:

управлять поведением партнёра (контроль, оценка действия,

умение убеждать).

Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.

Познавательные:

объяснять языковые явления,

процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования главного члена предложения

сказуемого.


Формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы.

Военная составляющая: стиль и форма обращения к воспитаннику, высокая требовательность к дисциплинированности воспитанника.


Ход урока

п/п

Этапы урока

Время (мин.)

Форма работы обучающихся

УУД

Организационный этап

  • Проверка наличие и внешнего вида обучающихся.

  • Доклад дежурного по классу.


1



2

Основной этап

1. Мотивация учебной деятельности.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Ноги вместе,

Спины ровно.

И к уроку все готово.

Запишите дату, классная работа, оставьте строчку для темы.


2. Актуализация знаний.

Лингвистическая разминка.

— Отгадайте, какие знаки препинания спрятались здесь.

(Из стихотворения А. Шибаева «Точка, точка, запятая...».)

Вечно думая

Над смыслом,

Изогнулся

Коромыслом.

(Вопроситель-

ный знак)

Загораживает путь,

Предлагает отдохнуть.

(Точка)


Бурным чувствам

Нет конца:

Пылкий нрав

У молодца!

(Восклицатель-ный знак)


II. Проверка домашнего задания. Актуализация темы урока.

1. На слайде - предложения. В правую колонку выписать грамматические основы, в которых подлежащее выражено одним словом, в левую – подлежащее выражено сочетанием слов. Дайте характеристику предложениям по цели высказывания и по интонации. Объясните орфограммы.

1. М...ряки т...ржественным маршем пр...шли перед тр...буной.

2. Трое нахимовцев уч...с....вовали в г....родской олимпиаде.

3. В любую п..году Ч...рное море пр...крас....но.

4. В...енный к...рабль быстро прибл...жа...т...ся к цел... .

5. М...ряки в беде (не)подведут!

6. О чём ты мечта...ш...?


2. Анализ грамматических основ из упражнения по самоподготовке, характеристика предложений по цели высказывания, «сбор» сказуемых (1 воспитанник выписывает сказуемые на доске, пока проверяется задание): шуршат, прыгают, делают, едят, сидит, смотрит, сидит, прыгает, улетают.

Беседа по записанному тексту:

— Можно ли назвать записанные предложения текстом? Докажите свою точку зрения.

— Чем выражены сказуемые в этих предложениях? Какими формами?

- Формы глагола являются одним из средств связи между предложениями текста. Чтобы закрепить это наблюдение, воспитанники меняют настоящее время глаголов на прошедшее.

— Случайно ли в тексте все сказуемые выражены именно

глаголами?


3. Изучение темы урока

Формулирование темы урока.

Цель учебной деятельности.

1. Вывод закрепляется и расширяется при анализе теоретического материала учебника (с. 77).

2. Упр. 164 выполняется устно (рассуждение на лингвистическую тему) и частично письменно: предлагается записать 3 предложения, в которых сказуемые выражены разными способами

(полное прилагательное, краткое прилагательное, существительное - 2, 5, последнее). Анализируется также первое (односоставное) предложение.

3. Упр. 165 выполняется по 4 вариантам, проводится взаимопроверка, лучшее описание зачитывается классу. Делается вывод о роли сказуемых, выраженных глаголами, в описании природы.


Физминутка.


4. Закрепление темы и контроль за её усвоением. составление таблицы «Способы выражения сказуемого», которую заполняют примерами (предложениями) из своих сочинений и ранее выполненных упражнений.

Глагол


Полное

прилагательное

Краткое

прилагательное

Существи-

тельное








40


Настраиваются на урок





Записывают дату, кл.раб.



Отгадывают
















Проверяют задание , отвечают на вопросы













Формулируют тему, цель


Выполняют задания
















Выполняют задание


Р, Л










П, Пр, Р, К.















П, Пр, Р, К.















П, Пр, Р, К, Л


П, Пр, Р, К.
















П, Пр, Р, К.







3. Заключительный этап урока

Подведение итогов урока.

Взаимопроверка

Оценки.

Рефлексия.

Задание на самоподготовку.

Параграф 33 упр.168 (Озаглавить текст, составить план, выписать 3 предложения (на выбор), подчеркнуть главные члены, указать, чем выражены)

(168 - подготовиться к письму по памяти)

4






Записывают задание.


К, Пр, Р



















Выборочный диктант: из предложений выписать только грамматические основы, подчеркнуть подлежащие и сказуемые, указать, чем подлежащие выражены.

По завершении работы предложения характеризуются по цели высказывания и интонации.

1. По арене три джигита на одном летят коне! (Б. Елагин)

2. Кто там за вами ходит по пятам? (К. Симонов)

3. И вторил ему из-за печки пронзительным свистом сверчок. (Н. Некрасов)

4. Сто ужей на двух ребят подозрительно шипят. (С. Михалков) 5.

Но кто там стучит? Кто ломится в дом? (А. Барто)

6. Жил на свете самосвал. Он на стройке побывал. (А. Барто)

7. Три мудреца в одном тазу пустились по морю в грозу. (С. Маршак)

8. Что-то слышится родное в долгих песнях ямщика. (А. Пушкин)





5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!