СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Главный герой романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ученический проект по роману А.С.Пушкина "Евгений Онегин"

Просмотр содержимого документа
«"Главный герой романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин"»

 «Онегин – лучший мой приятель…  Всегда я рад заметить разность  Между Онегиным и мной…»  А.С.Пушкин   Тема исследования:  «Кто главный герой романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»   Авторы: Шапкина Екатерина  Ланскова Ольга,  Мельникова Татьяна  учащиеся 9 класса.

«Онегин – лучший мой приятель… Всегда я рад заметить разность Между Онегиным и мной…» А.С.Пушкин

Тема исследования:

«Кто главный герой романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

Авторы: Шапкина Екатерина

Ланскова Ольга,

Мельникова Татьяна

учащиеся 9 класса.

ГИПОТЕЗА: А.С.Пушкин является героем романа «Евгений Онегин»

ГИПОТЕЗА:

А.С.Пушкин является героем романа «Евгений Онегин»

ЦЕЛЬ: Доказать, что А.С.Пушкин – герой романа «Евгений Онегин» ЗАДАЧИ:  изучить роман «Евгений Онегин»;  сравнить воспитание, образование, отношение к театру, любви и дружбе, к природе Евгения Онегина и А.С.Пушкина;  определить собственную позицию по проблеме романа

ЦЕЛЬ:

Доказать, что А.С.Пушкин – герой романа «Евгений Онегин»

ЗАДАЧИ: изучить роман «Евгений Онегин»; сравнить воспитание, образование, отношение к театру, любви и дружбе, к природе Евгения Онегина и А.С.Пушкина; определить собственную позицию по проблеме романа

Ход исследования Посетили сельскую библиотеку, провели социологический опрос, познакомились с критической литературой; Изучили роман «Евгений Онегин»; Оформили выставку «Мой Пушкин»; Сравнили воспитание, образование, отношение к театру, любви и дружбе, к природе Евгения Онегина и А.С.Пушкина; Сделали выводы

Ход исследования

  • Посетили сельскую библиотеку, провели социологический опрос, познакомились с критической литературой;
  • Изучили роман «Евгений Онегин»;
  • Оформили выставку «Мой Пушкин»;
  • Сравнили воспитание, образование, отношение к театру, любви и дружбе, к природе Евгения Онегина и А.С.Пушкина;
  • Сделали выводы

 В библиотеке оформили выставку книг  «Мой Пушкин»

В библиотеке оформили выставку книг

«Мой Пушкин»

А также познакомились с текстами романа «Евгений Онегин» разных лет издания.

А также познакомились с текстами романа «Евгений Онегин» разных лет издания.

Читая «Евгения Онегина», задумываешься – кто же главный герой романа? Ответ кажется ясным: конечно, тот, чьим именем Пушкин назвал книгу. Даже Татьяна, даже Ленский играют в романе менее важную роль, а уж тем более Ольга и другие. Распространённое мнение, что главный герой романа – Евгений Онегин, типичный молодой дворянин начала XIX века. Разумеется, без Онегина и романа бы не было.

Читая «Евгения Онегина», задумываешься – кто же главный герой романа? Ответ кажется ясным: конечно, тот, чьим именем Пушкин назвал книгу. Даже Татьяна, даже Ленский играют в романе менее важную роль, а уж тем более Ольга и другие. Распространённое мнение, что главный герой романа – Евгений Онегин, типичный молодой дворянин начала XIX века. Разумеется, без Онегина и романа бы не было.

Всем хорошо известны романы «Герой нашего времени», «Рудин», «Война и мир». Но этот роман не совсем такой, как другие произведения того же жанра. Что же отличает его? Это постоянное открытое присутствие автора. Он всё время здесь, на страницах своей книги. То выглянет из-за плеча героя и улыбнётся нам, то поделится своей печалью или радостью, то очень серьёзно расскажет о своих мыслях, о своей любви, дружбе, работе…

Всем хорошо известны романы «Герой нашего времени», «Рудин», «Война и мир». Но этот роман не совсем такой, как другие произведения того же жанра. Что же отличает его? Это постоянное открытое присутствие автора. Он всё время здесь, на страницах своей книги. То выглянет из-за плеча героя и улыбнётся нам, то поделится своей печалью или радостью, то очень серьёзно расскажет о своих мыслях, о своей любви, дружбе, работе…

Вся первая глава, казалось бы, посвящена Онегину: его детству, юности, привычкам, развлечениям, друзьям. Но, если внимательно прочитать главу, видно, что в ней не один, а два героя: Онегин и Пушкин. Им не только уделено почти равное количество строф, читатель узнаёт о них очень многое – об авторе почти столько же, сколько о герое. Они во многом похожи, недаром Пушкин сразу скажет об Онегине: «Добрый мой приятель». Но во многом и разные.

Вся первая глава, казалось бы, посвящена Онегину: его детству, юности, привычкам, развлечениям, друзьям. Но, если внимательно прочитать главу, видно, что в ней не один, а два героя: Онегин и Пушкин. Им не только уделено почти равное количество строф, читатель узнаёт о них очень многое – об авторе почти столько же, сколько о герое. Они во многом похожи, недаром Пушкин сразу скажет об Онегине: «Добрый мой приятель». Но во многом и разные.

Уже во второй строфе, знакомя нас с Онегиным, Пушкин напоминает и о себе:  «Друзья Людмилы и Руслана!  С героем моего романа  Без предисловий, сей же час  Позвольте познакомить вас…» И дальше – по поводу того, что Онегин «родился на брегах Невы»:  «Там некогда гулял и я:  Но вреден север для меня».  Всего несколько строчек сказано о самом поэте, а узнаём мы из них многое: поэт жил Петербурге, но теперь ему нельзя там жить; им написана поэма «Руслан и Людмила», у которой есть друзья, но есть и недруги.

Уже во второй строфе, знакомя нас с Онегиным, Пушкин напоминает и о себе:

«Друзья Людмилы и Руслана!

С героем моего романа

Без предисловий, сей же час

Позвольте познакомить вас…»

И дальше – по поводу того, что Онегин «родился на брегах Невы»:

«Там некогда гулял и я:

Но вреден север для меня».

Всего несколько строчек сказано о самом поэте, а узнаём мы из них многое: поэт жил Петербурге, но теперь ему нельзя там жить; им написана поэма «Руслан и Людмила», у которой есть друзья, но есть и недруги.

 Следующие строки посвящены воспитанию Онегина. Читая их, невольно сравниваешь Онегина с Пушкиным . Автор и его герой – люди одного поколения и примерно одного типа воспитания; у обоих были французы-гувернёры; оба провели молодость в петербургском свете; у них общие знакомые, друзья. Даже родители их имеют сходство: Сергей Львович Пушкин, как и отец Онегина, «долгами жил… и промотался наконец».

Следующие строки посвящены воспитанию Онегина. Читая их, невольно сравниваешь Онегина с Пушкиным . Автор и его герой – люди одного поколения и примерно одного типа воспитания; у обоих были французы-гувернёры; оба провели молодость в петербургском свете; у них общие знакомые, друзья. Даже родители их имеют сходство: Сергей Львович Пушкин, как и отец Онегина, «долгами жил… и промотался наконец».

 «Мы все учились понемногу  Чему-нибудь и как-нибудь,  Так воспитаньем, слава Богу,  У нас немудрено блеснуть».  В этих строках, скорее всего, Пушкин имеет в виду не себя и своих друзей, а тех средних петербургских юношей, с которыми ему не раз приходилось общаться в свете. На их фоне Онегин, конечно, мог «воспитаньем … блеснуть». Сам же Пушкин – другой. С этого и начинается отличие автора от героя.

«Мы все учились понемногу

Чему-нибудь и как-нибудь,

Так воспитаньем, слава Богу,

У нас немудрено блеснуть».

В этих строках, скорее всего, Пушкин имеет в виду не себя и своих друзей, а тех средних петербургских юношей, с которыми ему не раз приходилось общаться в свете. На их фоне Онегин, конечно, мог «воспитаньем … блеснуть». Сам же Пушкин – другой. С этого и начинается отличие автора от героя.

Лицейское братство, книги, вольнолюбивые мечты, прекрасная царско-сельская природа, романтические увлечения милыми девушками – так прошла юность автора. Об Онегине Пушкин рассказывает так:  «Как рано мог он лицемерить…  …Казаться мрачным, изнывать,  Являться гордым и послушным…  …Как он умел казаться новым…»  Поэт объяснят, как несчастливо воспитали Онегина: чувствовать, страдать, радоваться он не умеет. Зато, как многие светские люди, умеет скучать, томиться…

Лицейское братство, книги, вольнолюбивые мечты, прекрасная царско-сельская природа, романтические увлечения милыми девушками – так прошла юность автора. Об Онегине Пушкин рассказывает так: «Как рано мог он лицемерить… …Казаться мрачным, изнывать, Являться гордым и послушным… …Как он умел казаться новым…» Поэт объяснят, как несчастливо воспитали Онегина: чувствовать, страдать, радоваться он не умеет. Зато, как многие светские люди, умеет скучать, томиться…

По-разному воспринимают Пушкин и Онегин театр.  Для Пушкина петербургский театр –  «Волшебный край!...  Там, там под сению кулис  Младые дни мои неслись».  А «…Онегин входит.  Идёт меж кресел по ногам,  Двойной лорнет скосясь наводит  На ложи незнакомых дам;  Все ярусы окинул взором,  Всё видел: лицами, убором  Ужасно недоволен он…»  И «…потом на сцену  В большом рассеянье взглянул,  Отворотился – и зевнул…»

По-разному воспринимают Пушкин и Онегин театр. Для Пушкина петербургский театр – «Волшебный край!... Там, там под сению кулис Младые дни мои неслись». А «…Онегин входит. Идёт меж кресел по ногам, Двойной лорнет скосясь наводит На ложи незнакомых дам; Все ярусы окинул взором, Всё видел: лицами, убором Ужасно недоволен он…» И «…потом на сцену В большом рассеянье взглянул, Отворотился – и зевнул…»

 Онегин на балу

Онегин на балу

Герой едет на бал.  «Толпа мазуркой занята;  Кругом и шум и теснота…»  Поэт тоже любит балы:  «Люблю я бешеную младость,  И тесноту, и блеск, и радость,  И дам обдуманный наряд;  Люблю их ножки…»  Пушкин – молодой, весёлый, жизнелюбивый человек. Он умеет любить.  «Ах, ножки, ножки! Где вы ныне?...  …Давно ль для вас я забывал  И жажду славы и похвал,  И край отцов, и заточенье?»

Герой едет на бал. «Толпа мазуркой занята; Кругом и шум и теснота…» Поэт тоже любит балы: «Люблю я бешеную младость, И тесноту, и блеск, и радость, И дам обдуманный наряд; Люблю их ножки…» Пушкин – молодой, весёлый, жизнелюбивый человек. Он умеет любить. «Ах, ножки, ножки! Где вы ныне?... …Давно ль для вас я забывал И жажду славы и похвал, И край отцов, и заточенье?»

И далее:   «…Как я завидовал волнам,  Бегущим бурной чередою  С любовью лечь к её ногам!  Как я желал тогда с волнами  Коснуться милых ног устами!»     «…Опять кипит воображенье,  Опять её прикосновенье  Зажгло в увядшем сердце кровь,  Опять тоска, опять любовь!..»

И далее: «…Как я завидовал волнам, Бегущим бурной чередою С любовью лечь к её ногам! Как я желал тогда с волнами Коснуться милых ног устами!»   «…Опять кипит воображенье, Опять её прикосновенье Зажгло в увядшем сердце кровь, Опять тоска, опять любовь!..»

Онегин совсем другой.   «Как томно был он молчалив,  Как пламенно красноречив,  В сердечных письмах как небрежен!»   «Как он умел казаться новым,  Молить и требовать признанья,  Подслушать сердца первый звук,  Преследовать любовь и вдруг  Добиться тайного свиданья…  И после ей наедине  Давать уроки в тишине!»

Онегин совсем другой. «Как томно был он молчалив, Как пламенно красноречив, В сердечных письмах как небрежен!» «Как он умел казаться новым, Молить и требовать признанья, Подслушать сердца первый звук, Преследовать любовь и вдруг Добиться тайного свиданья… И после ей наедине Давать уроки в тишине!»

«Но был ли счастлив мой Евгений?» – задаёт вопрос Пушкин. И сам же на него отвечает:  «Нет: рано чувства в нём остыли;  Ему наскучил света шум;  Красавицы недолго были  Предмет его привычных дум;  Измены утомить успели;  Друзья и дружба надоели…»  Для Евгения, но не для Пушкина.  Ведь дружба для него была бесценна.  «…Где б ни был я; в огне ли смертной битвы,  При мирных ли брегах родимого ручья,  Святому братству верен я…»  «Друзья мои, прекрасен наш союз!  Он как душа неразделим и вечен…»

«Но был ли счастлив мой Евгений?» – задаёт вопрос Пушкин. И сам же на него отвечает: «Нет: рано чувства в нём остыли; Ему наскучил света шум; Красавицы недолго были Предмет его привычных дум; Измены утомить успели; Друзья и дружба надоели…» Для Евгения, но не для Пушкина. Ведь дружба для него была бесценна. «…Где б ни был я; в огне ли смертной битвы, При мирных ли брегах родимого ручья, Святому братству верен я…» «Друзья мои, прекрасен наш союз! Он как душа неразделим и вечен…»

Онегину ничего не надо. Он едет в деревню, и поначалу ещё надеется обрести покой и смысл существования.  «Два дня ему казались новы  Уединённые поля,  Прохлада сумрачной дубровы,  Журчанье тихого ручья;  На третий роща, холм и поле  Его не занимали боле;  Потом уж наводили сон…»  В конечном итоге, Онегин приходит к выводу, «что и в деревне скука та же».

Онегину ничего не надо. Он едет в деревню, и поначалу ещё надеется обрести покой и смысл существования. «Два дня ему казались новы Уединённые поля, Прохлада сумрачной дубровы, Журчанье тихого ручья; На третий роща, холм и поле Его не занимали боле; Потом уж наводили сон…» В конечном итоге, Онегин приходит к выводу, «что и в деревне скука та же».

Пушкин же видит и чувствует всё иначе:  «Я был рождён для жизни мирной,  Для деревенской тишины:  В глуши звучнее голос лирный,  Живее творческие сны…  … Цветы, любовь, деревня, праздность,  Поля! Я предан вам душой…»

Пушкин же видит и чувствует всё иначе: «Я был рождён для жизни мирной, Для деревенской тишины: В глуши звучнее голос лирный, Живее творческие сны… … Цветы, любовь, деревня, праздность, Поля! Я предан вам душой…»

 Социологический опрос: «Кто является главным героем романа «Евгений Онегин?»

Социологический опрос: «Кто является главным героем романа «Евгений Онегин?»

 Выводы  Трудно сравнивать реально жившего великого человека с другим, созданным его фантазией. Но, прочитав и изучив роман, мы видим, насколько Пушкин ярче, умнее, значительней человека, которого мы называем «типичным представителем» его эпохи.  При всей симпатии автора к герою, при общем воспитании, общем для обоих недовольстве миром, в котором они живут, между Пушкиным и Онегиным есть громадная разница: они по-разному воспринимают жизнь и людей.

Выводы Трудно сравнивать реально жившего великого человека с другим, созданным его фантазией. Но, прочитав и изучив роман, мы видим, насколько Пушкин ярче, умнее, значительней человека, которого мы называем «типичным представителем» его эпохи. При всей симпатии автора к герою, при общем воспитании, общем для обоих недовольстве миром, в котором они живут, между Пушкиным и Онегиным есть громадная разница: они по-разному воспринимают жизнь и людей.

 Мы, сегодняшние читатели, можем сделать вывод: когда душа человека пуста, ему тоскливо и скучно наедине с самим собой. Спасает от тоски только душевная заполненность, богатство внутренней жизни – в неё входит и наслаждение природой, и «роскошь человеческого общения» (А.де Сент-Экзюпери), и просто умение думать.  А.С.Пушкин, не хуже своего героя, знал приступы грусти, отчаяния, тоски. Но он умел их преодолеть, победить.  «Прошла любовь, явилась муза,  И прояснился тёмный ум…  …Погасший пепел уж не вспыхнет,  Я всё грущу, но слёз уж нет,  И скоро, скоро бури след  В душе моей совсем утихнет:  Тогда-то я начну писать  Поэму песен в двадцать пять».

Мы, сегодняшние читатели, можем сделать вывод: когда душа человека пуста, ему тоскливо и скучно наедине с самим собой. Спасает от тоски только душевная заполненность, богатство внутренней жизни – в неё входит и наслаждение природой, и «роскошь человеческого общения» (А.де Сент-Экзюпери), и просто умение думать. А.С.Пушкин, не хуже своего героя, знал приступы грусти, отчаяния, тоски. Но он умел их преодолеть, победить. «Прошла любовь, явилась муза, И прояснился тёмный ум… …Погасший пепел уж не вспыхнет, Я всё грущу, но слёз уж нет, И скоро, скоро бури след В душе моей совсем утихнет: Тогда-то я начну писать Поэму песен в двадцать пять».

Сравнение с гипотезой Наша гипотеза верна. Действительно, А.С.Пушкин – герой романа «Евгений Онегин».

Сравнение с гипотезой

Наша гипотеза верна.

Действительно, А.С.Пушкин – герой романа «Евгений Онегин».

Источники информации Пушкин А.С.«Евгений Онегин». – М.: ООО «Издательство «Олимп»: ООО «Издательство АСТ», 2002. Долинина Н. «Прочитаем «Онегина» вместе». – Л.: «Детская литература», 1968. Лотман Ю.М. Роман «Евгений Онегин».Комментарии. Лотман Ю.М. Образы главных героев из романа «Евгений Онегин». Ресурсы сети Интернет.

Источники информации

  • Пушкин А.С.«Евгений Онегин». – М.: ООО «Издательство «Олимп»: ООО «Издательство АСТ», 2002.
  • Долинина Н. «Прочитаем «Онегина» вместе». – Л.: «Детская литература», 1968.
  • Лотман Ю.М. Роман «Евгений Онегин».Комментарии.
  • Лотман Ю.М. Образы главных героев из романа «Евгений Онегин».
  • Ресурсы сети Интернет.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!