Тема: «Глобальные проблемы человечества»
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: с лабораторной работой.
Цель: Сформировать понятия о глобальных проблемах человечества и представления о сущности проблемы голода и путей выхода из нее.
Задачи:
Образовательные
Воспитательные:
содействовать в ходе занятий формированию основных мировоззренческих идей, причинно-следственных связей между явлениями, развитие в природе и обществе, познаваемость мира и его закономерностей;
содействовать эстетическому воспитанию учащихся при оформлении рекламы, влиять на профессиональное самоопределение.
Развивающие:
развивать мотивационные качества учащихся, мотивы учебной, деятельности;
развивать интеллектуальные качества учащихся, познавательный интерес и способности, используя данные о применении изучаемых явлений в окружающей жизни, о новостях науки и техники, учебные дискуссии;
развивать эмоциональные качества и чувства учащихся;
формировать умение логически рассуждать, четко, кратко и исчерпывающе излагать свои мысли,
наблюдать эксперимент и по его результатам делать выводы, обобщения, видеть проявления изученных явлений в жизни, быту, производстве,
осуществлять связь с другими предметами;
формирование умения выделять существенные признаки понятий, переносить полученные знания в новую ситуацию, видеть новую проблему в знакомой ситуации,
формировать умение наблюдать эксперимент, логически рассуждать, видеть взаимосвязь явлений и величин, применять имеющиеся знания для объяснения конкретных явлений;
формировать умения четко, кратко, исчерпывающе излагать свои мысли.
Оборудование: Проектор, раздаточный материал, реактивы для опытов.
Ход урока
1. Ориентировочно-мотивационный этап
Актуализация знаний учащихся.
Учитель предоставляет для анализа карту распределения населения на континентах, данные по плотности населения. Карту возделываемых земель, приросту населения и социально-экономическому развитию стран. Задает вопросы по теме “Социально-географические вопросы демографии человека”.
Вспомните черты различия и сходства между Южным и Северным регионом и проиллюстрируйте свой ответ с помощью электронного приложения к учебнику?
Почему при высокой плотности в Южном регионе достаточно высокая смертность населения?
Почему пищевая проблема так остро стоит именно в Южном регионе?
Мотивация к учебной деятельности, выявление места и причины затруднения.
Вдумайтесь в страшные факты:
более полутора миллиардов человек, а это каждый пятый житель планеты, страдает от хронического недоедания;
около 650 млн человек находятся на грани голодной смерти;
каждые 30 секунд на земном шаре от голода умирают 10 детей..
2. Операционно-исполнительный этап (стадия осмысления).
Тема нашего урока “Глобальные проблемы человечества”.
В чем вы видите пути решения этой проблемы?
Естествознание предлагает три основных пути решения проблемы мирового голода.
Первый путь – использование химических веществ для повышения плодородия почв, урожайности сельскохозяйственных культур, защиты их от вредителей, придания растениям и животным устойчивости к болезням.
Второй путь – получение пищевых продуктов альтернативным сельскохозяйственному производству путем, т.е. создание искусственной пищи.
Третий путь заключается в создании высокопроизводительных сортов растений и пород животных путем генетических изменений, придания живым организмам новых качеств и свойств, не характерных для данного биологического вида (одно из направлений биотехнологии).
Построение проекта выхода из затруднения.
Просим вас распределится на 3 группы: “Химики”, “Синтетики”, “Биотехнологи”, каждая из которых будет рассматривать один из путей решения проблемы голода. На столах у вас лежит дополнительный материал по данному пути решения проблем . Итогом изучения материала и обсуждения в группе должна стать реклама пути решения проблемы. Просим вас выбрать руководителя группы, который распределит обязанности и будет оценивать вашу работу. Для этого на столах у вас есть лист оценки. Так же просим вас заполнить лист самооценки.
Для выполнения работы вам отводится 15-20 минут.
Реализация построенного проекта (Первичное усвоение новых знаний).
По окончании работы учащиеся представляют свою рекламу по 2 человека от группы.
3. Первичная проверка понимания, первичное закрепление.
Учащиеся других групп задают им вопросы.
4. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
После защиты работ предлагается выполнить второе задание по группам для проверки усвоения новых знаний и проверки знаний по ранее изученным темам, связанным с данной.
Теперь давайте обсудим выполнение заданий (по одному человеку от группы представляют свое решение).
Для проверки ваших знаний предлагаем вам решить тест.
5. Информация о домашнем задании, контроль по его выполнении.
Запишите домашнее задание:
Составить кроссворд с понятиями темы.
Подготовить сообщение на одну из тем, предложенных в “темах для обсуждения” после параграфа: вопросы №1 и №2.
Просим вас сдать листы оценки и самооценки. Предоставление листов опроса для рефлексии
6. Рефлексионно-оценочный этап (стадия рефлексии).
Что удалось сегодня на уроке, что было легче всего, что труднее всего? Над чем еще стоит поработать?
Распределение работы учителя химии и биологии.