СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Годовое планирование в конькобежном спорте

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Годовое планирование в конькобежном спорте»

    1. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)

Кафедра спортивной дисциплины





ГОДОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В КОНЬКОБЕЖНОМ СПОРТЕ


РЕФЕРАТ






Работу выполнила:

студентка 4 курса

21фк группы

Заочного отделения

Горшкова Н.В.

Работу проверила:

Зав. кафедрой СД

Бобина О.Н.


Томск 2016г

Содержание


Введение

Система подготовки конькобежцев.

Периоды годового цикла

Вывод

Список литературы 

Введение

Бег на коньках - это вид физического упражнения, при выполнении которого человек передвигается по ледяной поверхности на специально изготовленных приспособлениях - коньках, прикрепленных к обуви. Бег на коньках с небольшой скоростью с целью активного отдыха, укрепления здоровья, развлечения называют простым катанием. Простое катание включает в себя индивидуальное, парное и групповое передвижение, а также игры на льду. При этом применяют любые модели коньков. Простое катание, как правило, предшествует специализированным занятиям всеми видами спортивных упражнений на коньках: скоростному бегу, фигурному катанию (индивидуальное и парное), спортивным танцам на льду, играм в хоккей с шайбой и с мячом. Поэтому его относят к вспомогательным упражнениям на коньках.

Скоростной бег на коньках (конькобежный спорт) - это вид спортивного упражнения, при выполнении которого конькобежец стремится в условиях соревнования преодолеть регламентированную правилами дистанцию с максимально возможной для себя скоростью. При скоростном беге используют простые и специальные (беговые) коньки.

Соревнования и тренировки по скоростному бегу на коньках проводят на катках с размеченными замкнутыми двойными дорожками длиной 400 и 333,33 м. Допускается длина дорожки 250 или 125 м с одинарной разметкой.

Соревнования проводят как на отдельные дистанции, так и по многоборью, в программу которого включают 3 или 4 дистанции. По характеру соревнования делятся на личные, командные и лично-командные. Беговые коньки используются на дистанциях от 200 до 10 000 м, простые - только на дистанциях от 60 до 1500 м. Программа и характер соревнований в каждом конкретном случае определяются положением о соревновании.

Участники соревнований подразделяются на шесть возрастных групп, для каждой из которых определены соответствующие дистанции бега: 1) детская - мальчики и девочки 10-12 лет; 2) девушки и юноши младшего возраста - 13-14 лет; 3) девушки и юноши среднего возраста - 15-16 лет; 4) девушки и юноши старшего возраста - 17-18 лет; 5) юниорки и юниоры - 19-20 лет; 6) мужчины и женщины старше 20 лет.

На чемпионатах Европы и мира, олимпийских играх, чемпионатах Советского Союза и других официальных международных и внутрисоюзных соревнованиях забеги «а дистанциях проводят парами, т. е. один конькобежец стартует по/внутренней дорожке, а второй - по наружной. В процессе бега они на каждом круге меняются дорожками. Национальные спортивные организации помимо парных практикуют также групповые забеги с общего старта, командные гонки преследования и эстафеты.



Система подготовки конькобежцев включает три этапа.

Советская система физического воспитания предполагает активные занятия физической культурой и спортом в течение всей жизни - от рождения до глубокой старости. При этом в зависимости от возраста, индивидуальных особенностей человека и других факторов меняются цели и задачи, средства и методы физической подготовки, объем и интенсивность выполняемых упражнений и т. д

Первый этап - общее физическое воспитание в семье и дошкольных детских учреждениях. Задача этого этапа - укрепить здоровье детей, заложить основу их гармонического развития. На первом этапе детей знакомят с физической культурой и отдельными видами спорта, прививают им любовь к систематическим занятиям. Дети усваивают азы спортивной техники, их учат передвигаться на коньках. В основном эту работу выполняют педагоги-воспитатели дошкольных учреждений и родители.

Второй этап - общее физическое воспитание детей в общеобразовательных школах. В течение этого периода заканчиваются половое созревание к возрастное развитие большинства физических, психических и двигательных качеств. За время учебы в общеобразовательных школах дети начинают активно заниматься конькобежным спортом. Наиболее способные из них поступают в секции ДСО и детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ). Преподаватели и тренеры ДЮСШ помогают расположенным поблизости общеобразовательным школам в проведении уроков физической культуры на катке и организации массовых соревнований по конькобежному спорту. Этим тренеры ДЮСШ решают две задачи: помогают организовать квалифицированные занятия по конькобежному спорту и приобщают к этому виду спорта всех школьников; проводят отбор наиболее перспективных и способных детей, которых затем привлекают к занятиям в ДЮСШ.

В ДЮСШ дети и подростки проходят две фазы спортивной тренировки: начальной общей и базовой специализированной тренировки.

Первая фаза начинается еще до поступления детей в ДЮСШ (в возрасте 7-8 лет) и продолжается в течение 4-5 лет. Тренировки проводятся под руководством учителей начальных классов, а также тренеров в группах начальной подготовки ДЮСШ. В это время решаются задачи общей, всесторонней физической подготовки юных конькобежцев, укрепления их здоровья, обучения основным элементам техники передвижения по льду. На этом этапе подготовки юные конькобежцы выполняют нормативы юношеских разрядов.

Вторая фаза - базовая специализированная тренировка - продолжается до конца обучения в ДЮСШ. Ее задача - обеспечить достижение юными конькобежцами спортивного мастерства на основе общей и специальной физической, тактической, моральной, волевой и технической подготовки.

Третий этап - общее физическое воспитание в специальных средних и высших учебных заведениях, в рядах Советской Армии и коллективах физической культуры предприятий, колхозов и совхозов, где конькобежцы имеют возможность совершенствоваться в секциях скоростного бега на коньках. Наиболее одаренные конькобежцы, выпускники ДЮСШ повышают свое мастерство в спортивных школах молодежи (СШМ) и школах высшего спортивного мастерства (ШВСМ).



Подготовительный период

Подготовительный период делится на три этапа: этап общей подготовки, специально-подготовительный и предсоревновательный этапы. В этом периоде закладываются основы будущих достижений и поэтому он должен быть, по возможности, более продолжительным. Тренировочная нагрузка, направленная на развитие всех физических качеств, на протяжении периода постепенно возрастает. Объем нагрузки становится наибольшим к середине периода, затем снижается, но увеличивается интенсивность.

Этап общей подготовки. Основная задача этапа – повышение уровня общей физической подготовленности спортсменов, увеличение возможностей основных функциональных систем их организмов, развитие необходимых спортивно-технических и психологических качеств. На этом этапе имеет место большой объем тренировочных нагрузок с общеразвивающей направленностью. Основу всего тренировочного процесса на этом этапе составляют упражнения взрывного и силового характера, направленные на развитие всех мышечных групп спортсменов. Тренировка на этапе общей подготовки имеет исключительно важное значение, поскольку создает фундамент физической и функциональной готовности спортсменов, на котором базируется специальная подготовка. Главным образом происходит развитие силы мышечных групп ног, плечевого пояса, скорости перемещений и быстроты выполнения разнообразных движений.

Важной задачей специальной подготовки на первом этапе подготовительного периода является повышение способности спортсменов переносить значительное количество больших нагрузок. Доля соревновательных упражнений в общем объеме выполняемой работы низка. Добиться высокий работоспособности организма в целом — главная задача этапа общей подготовки конькобежца.

Специальный этап подготовки. Тренировка на данном этапе направлена на непосредственное становление спортивной формы. На этом этапе конькобежцы переходят к выполнению значительных по интенсивности и объему тренировочных нагрузок. На этом этапе применяют скоростно-силовые упражнения, имеющие специализированный характер. Задачи специальной физической подготовки более узки и более специфичны: развитие взрывной силы мышц ног, плечевого пояса, туловища; быстроты перемещений и сложной реакции.

Предсоревновательный этап. Работа по развитию физических качеств на этом этапе носит главный и специализированный характер. Основными средствами развития физических качеств являются: соревновательные упражнения «своего» вида спорта, а также подготовительные упражнения, сходные по своей двигательной структуре и характеру нервно-мышечных усилий с движениями специализируемого упражнения.Выбор схемы микроциклов на этом этапе подготовки зависит от положения о соревнованиях.

Соревновательный период

Соревновательный период длится от первой до последней игры основных календарных соревнований. В году один соревновательный период-зимой. В отличие от подготовительного периода соревновательный не имеет единой внутренней структуры. Она зависит от числа соревнований, проводимых в периоде, и от принципов построения календаря соревнований.

Наиболее типичны следующие три варианта структуры соревновательного цикла:

Первый вариант — соревновательный цикл однороден, все недельные циклы схожи между собой. Для такой структуры характерно проведение одного соревнования в цикле с равномерным чередование и интервалов между ними.

Второй вариант — структура соревновательного цикла неоднородна. Она состоит из собственно соревновательных этапов, интервалы между ними длятся несколько недель. Такой календарный план составлен по принципу региональных соревнований по конькобежному спорту.

Третий вариант — структура соревновательного периода соединяет первый и второй варианты. Ее используют, когда проводят несколько соревнований в цикле, например, первые соревнования проводятся по принципу чередования дистанций с равномерным чередованием календарных соревнований и интервалов между ними, а вторые — по принципу многоборья


Паузы между этапами соревнований составляют 7-10 дней, в которых на основе приобретенной тренированности в подготовительном периоде осуществляется целенаправленная подготовка к следующему этапу соревнований.

На протяжении всего соревновательного периода в промежутках применяются микроциклы

В начале любого выбранного микроцикла 1-2 дня — разгрузочные, чтобы снять психическую напряженность после соревнований.


Переходный период

Тренировочная нагрузка в этом периоде уменьшается более чем на половину по сравнению с нагрузками в подготовительном и соревновательном периодах. Интенсивность выполнения упражнений средняя или малая.

Продолжительность переходного периода — 25-30 дней.

Используется два варианта деятельности спортсменов в переходном периоде: отдыхать пассивно и отдыхать активно.











Варианты построения подготовки в годичном цикле













Соотношение основных показателей по годам обучения

Год тренировки

1-й

2-й

3-й

4-й

Кол-во тренировочных дней

240

250

230

220

Кол-во тренировочных занятий

530

550

540

520

Продолжительность занятий

1100

1200

1100

1100

Циклическая нагрузка (км)

9500

10 000

9500

9500




Общий объем нагрузки по зонам относительной интенсивности (часов, %)

Зоны относительной мощности

Объем тренировочных нагрузок по годам обучения

1-й

2-й

3-й

4-й

I зона (скор. до АТ)

165 (15,0%)

180 (15%)

165 (15%)

165 (15%)

II зона (от АТ до AnT)

341 (31%)

312 (26%)

308 (28%)

286 (26%)

III зона(АпТ - махУо2)

418 (38%)

432 (36%)

428 (39%)

418 (38%)

IV зона ( - махУо2)

176 (16%)

276 (23%)

196 (18%)

231 (21%)

Максимальная скорость

99 (9%)

120 (10%)

102 (9,3%)

110 (10%)

Упр. с соревн. скоростью на 1500-10 000 м

77 (7,0%)

156,6 (13%)

99 (9,0%)

121 (11%)

 

Последовательный анализ реализации тренировочных программ показывает универсальность метода анализа взаимных соотношений и цикличности применяемых нагрузок с различным воздействием на организм. Высокий уровень спортивных достижений требует организации целенаправленной многолетней подготовки спортсменов, поиска эффективных организационных форм, средств и методов учебно-тренировочной работы, широкого привлечения к занятиям конькобежным спортом одаренных спортсменов.



Вывод

При развитии физических качеств в годичном цикле подготовки следует исходить из постепенного усложнения тренировочных заданий. Тренировка в подготовительном этапе имеет исключительно важное значение, поскольку создает фундамент физической и функциональной готовности спортсменов к выполнению основных задач соревновательного периода. Тренировочные упражнения в соревновательном периоде должны носить интегральный характер и максимально соответствовать количественным и качественным параметрам соревновательной деятельности. При выполнении основных упражнений тренировочного занятия необходимо создавать мотивационные условия для того, чтобы спортсмены проявляли максимальные усилия.





















Список литературы

  1. Безденежных А.И. Конькобежный спорт. Оптимизация тренировочного процесса в конькобежном спорте. Лекция для студентов институтов физической культуры. М.,ГЛОЛИФК, 1980.

  2. Бирюков А. А., Кафаров К.А. Средства восстановления работоспособности спортсмена. М, ФиС, 1979.

  3. Былеева Л.В., Коротков И.М. Подвижне игры. М., ФиС, 1982.

  4. Волков В. М. Восстановительные процессы в спорте-Теория и практика физической. культуры, 1981,№2.

  5. Хрущев С. В., Круглый М. М. Тренеру о юном спортсмене. М.,ФиС,1982.

  6. Готовцев В. И., Дубровский В.И. Спортсменам о восстановлении. М.,ФиС, 1981.

  7. Семенов Л.А. Советы тренерам. М., ФиС ,1980.

  8. Конькобежный спорт. Учебник для институтов физической культуры. Под общей едакцией Е. П. Степаненко. М., ФиС, 1977.

  9. Филин В. П., Фомин Н. А. Основы юношеского спорта. М., ФиС, 1980.
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!