СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Голявкин В.В. Никакой я горчицы не ел, литературное чтение 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Голявкин В.В. Никакой я горчицы не ел, литературное чтение 4 класс

Просмотр содержимого документа
«Голявкин В.В. Никакой я горчицы не ел, литературное чтение 4 класс»

Всё для всех Каменщик строит жилища,  Платье – работа портного.  Но ведь портному работать  Негде без тёплого крова.  Каменщик был бы раздетым,  Если б умелые руки  Вовремя не смастерили  Фартук, и куртку, и брюки.  Пекарь сапожнику к сроку  Сшить сапоги поручает.  Ну а сапожник без хлеба  Много ль нашьёт, натачает?  Стало быть, так и выходит,  Всё, что мы делаем, нужно.  Значит, давайте трудиться  Честно, усердно и дружно. Стихотворение Юлиана Тувима

Всё для всех

Каменщик строит жилища, Платье – работа портного. Но ведь портному работать Негде без тёплого крова. Каменщик был бы раздетым, Если б умелые руки Вовремя не смастерили Фартук, и куртку, и брюки. Пекарь сапожнику к сроку Сшить сапоги поручает. Ну а сапожник без хлеба Много ль нашьёт, натачает? Стало быть, так и выходит, Всё, что мы делаем, нужно. Значит, давайте трудиться Честно, усердно и дружно.

Стихотворение Юлиана Тувима "ВСЁ ДЛЯ ВСЕХ". А перевела это стихотворение с польского Елена Благинина.

Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? Сегодня мы познакомимся с рассказом В. Голявкина «Никакой я горчицы не ел».

Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

Сегодня мы познакомимся с рассказом В. Голявкина «Никакой я горчицы не ел».

Детский писатель, прозаик, художник. Родился 31 августа 1929 года в Баку. Наперекор родителям, музыкальным педагогам, мечтавшим видеть сына музыкантом, Голявкин выбрал живопись.

Детский писатель, прозаик, художник. Родился 31 августа 1929 года в Баку. Наперекор родителям, музыкальным педагогам, мечтавшим видеть сына музыкантом, Голявкин выбрал живопись.

Окончил художественное училище в Душанбе (1953), Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина (1960).  Был членом Союза художников и Союза писателей. Виктор  Голявкин . Дети играют в песке. 2000 г. холст, масло.

Окончил художественное училище в Душанбе (1953), Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина (1960). 

Был членом Союза художников и Союза писателей.

Виктор Голявкин . Дети играют в песке. 2000 г. холст, масло.

Утренняя прогулка 1989 г. холст, масло,

Утренняя прогулка 1989 г. холст, масло,

Печатался с 1958 года. В 1959 году вышел 1-й сборник рассказов -

Печатался с 1958 года. В 1959 году вышел 1-й сборник рассказов - "Тетрадки под дождем". Один из выдающихся детских писателей Ленинграда 2-й половины 20 века. Его многочисленные повести и рассказы, отличающиеся тонким юмором, продолжают выходить массовыми тиражами до сегодняшнего дня.

По его произведениям сняты фильмы "Мой добрый папа" "Боба и слон», "Лялька-Руслан и его друг Санька" (1980).

О детях и для детей Голявкиным написано несколько книг. Тут и созданные на современном материале повесть «Ты приходи к нам, приходи» и повесть «Этот мальчик» и другие . Умелый рисовальщик, Голявкин сам оформил большинство своих детских книжек .

О детях и для детей Голявкиным написано несколько книг. Тут и созданные на современном материале повесть «Ты приходи к нам, приходи» и повесть «Этот мальчик» и другие . Умелый рисовальщик, Голявкин сам оформил большинство своих детских книжек .

Выступал как живописец и график, был иллюстратором многих своих произведений. Автор пейзажей, натюрмортов, портретов, абстрактных работ. Участник выставок с 1957 года.

Выступал как живописец и график, был иллюстратором многих своих произведений. Автор пейзажей, натюрмортов, портретов, абстрактных работ. Участник выставок с 1957 года.

01. Виктор Голявкин – художник и писатель. 02. Сюжеты для рассказов брал из жизни. 03. Героями чаще всего являются мальчики.

01. Виктор Голявкин – художник и писатель.

02. Сюжеты для рассказов брал из жизни.

03. Героями чаще всего являются мальчики.

Похоронен на Комаровском кладбище.  

Похоронен на

Комаровском

кладбище.

 

Давайте поразмышляем, кому могут принадлежать слова: «Никакой я горчицы не ел?» -Какому человеку? Ваши гипотезы. Человеку, у которого выражение лица «горькое», человеку у которого грустное выражение лица, человеку грустно и т. п. Герой, скорее всего, мальчик.

Давайте поразмышляем, кому могут принадлежать слова: «Никакой я горчицы не ел?»

-Какому человеку? Ваши гипотезы.

Человеку, у которого выражение лица «горькое», человеку у которого грустное выражение лица, человеку грустно и т. п. Герой, скорее всего, мальчик.

«Никакой горчицы я не ел» слушать рассказ

«Никакой горчицы я не ел»

слушать рассказ

ПАТЕНТ – документ, дающий изобретателю исключительное право на изобретение.  горчица

ПАТЕНТ – документ, дающий изобретателю исключительное право на изобретение.

горчица

-От чьего имени ведётся рассказ? -Почему мальчик попадает в нелепые ситуации? -Как характеризуют мальчика его поступки? -Что о нём думают окружающие? -Как к герою относится автор? -Что бы вы посоветовали герою рассказа? -В чём основная мысль рассказа? -Почему автор так назвал рассказ? -Что он хотел сказать своим читателям?

-От чьего имени ведётся рассказ?

-Почему мальчик попадает в нелепые ситуации?

-Как характеризуют мальчика его поступки?

-Что о нём думают окружающие?

-Как к герою относится автор?

-Что бы вы посоветовали герою рассказа?

-В чём основная мысль рассказа?

-Почему автор так назвал рассказ?

-Что он хотел сказать своим читателям?

Вспомни кого встретил мальчик в этот день? Шофера Изобретателей Дворника Строителей Кондуктора Экскаваторщика

Вспомни кого встретил мальчик в этот день?

Шофера

Изобретателей

Дворника

Строителей

Кондуктора

Экскаваторщика

№ Название части. 1 2 Какие чувства испытывал герой? Прогульщик Шофер 3 Отношение к мальчику тех людей, с которыми встретился?   Вывод: Чему встреча должна научить мальчика? Изобретатели 4   Дворник 5 Строители 6 Кондуктор 7 Экскаваторщик .

Название части.

1

2

Какие чувства испытывал герой?

Прогульщик

Шофер

3

Отношение к мальчику тех людей, с которыми встретился?

 

Вывод: Чему встреча должна научить мальчика?

Изобретатели

4

 

Дворник

5

Строители

6

Кондуктор

7

Экскаваторщик

.

Прочитай ещё раз рассказ и заполни таблицу. № Название части. 1 Какие чувства испытывал герой? Прогульщик 2 Отношение к мальчику тех людей, с которыми встретился? Шофер Хотел петь, радовался свободе. Вывод: Чему встреча должна научить мальчика?    

Прочитай ещё раз рассказ и заполни таблицу.

Название части.

1

Какие чувства испытывал герой?

Прогульщик

2

Отношение к мальчику тех людей, с которыми встретился?

Шофер

Хотел петь, радовался свободе.

Вывод: Чему встреча должна научить мальчика?

 

 

№ 1 Название части. Какие чувства испытывал герой? Прогульщик 2 Шофер Отношение к мальчику тех людей, с которыми встретился? 3 Хотел петь, радовался свободе. Вздохнул и дальше пошел.   Вывод: Чему встреча должна научить мальчика? Изобретатели   Прогнал (Не умеешь, не надо). Делай то, что умеешь.

1

Название части.

Какие чувства испытывал герой?

Прогульщик

2

Шофер

Отношение к мальчику тех людей, с которыми встретился?

3

Хотел петь, радовался свободе.

Вздохнул и дальше пошел.

 

Вывод: Чему встреча должна научить мальчика?

Изобретатели

 

Прогнал (Не умеешь, не надо).

Делай то, что умеешь.

№ Название части. 1 2 Какие чувства испытывал герой? Прогульщик 3 Шофер Хотел петь, радовался свободе. Отношение к мальчику тех людей, с которыми встретился?   Вывод: Чему встреча должна научить мальчика? Вздохнул и дальше пошел. Изобретатели 4   Прогнал (Не умеешь, не надо). Удивление, обида, возмущение. Дворник Делай то, что умеешь. Смеются над ним, Иронизируют. В мире много непознанного. Познай!

Название части.

1

2

Какие чувства испытывал герой?

Прогульщик

3

Шофер

Хотел петь, радовался свободе.

Отношение к мальчику тех людей, с которыми встретился?

 

Вывод: Чему встреча должна научить мальчика?

Вздохнул и дальше пошел.

Изобретатели

4

 

Прогнал (Не умеешь, не надо).

Удивление, обида, возмущение.

Дворник

Делай то, что умеешь.

Смеются над ним, Иронизируют.

В мире много непознанного. Познай!

№ 1 Название части. Какие чувства испытывал герой? Прогульщик 2 Шофер Отношение к мальчику тех людей, с которыми встретился? 3 Хотел петь, радовался свободе. Вздохнул и дальше пошел.   4 Вывод: Чему встреча должна научить мальчика? Изобрета-тели 5 Дворник Прогнал (Не умеешь, не надо). Удивление, обида, возмущение.   Смеются над ним, Иронизируют. Делай то, что умеешь. Нечем заняться, скучно, обида. Строители В мире много непознанного. Познай! Злится, прогнал. Метла для работы. Не мешай другим работать.

1

Название части.

Какие чувства испытывал герой?

Прогульщик

2

Шофер

Отношение к мальчику тех людей, с которыми встретился?

3

Хотел петь, радовался свободе.

Вздохнул и дальше пошел.

 

4

Вывод: Чему встреча должна научить мальчика?

Изобрета-тели

5

Дворник

Прогнал (Не умеешь, не надо).

Удивление, обида, возмущение.

 

Смеются над ним, Иронизируют.

Делай то, что умеешь.

Нечем заняться, скучно, обида.

Строители

В мире много непознанного. Познай!

Злится, прогнал. Метла для работы.

Не мешай другим работать.

№ 1 Название части. Прогульщик Какие чувства испытывал герой? 2 Шофер Отношение к мальчику тех людей, с которыми встретился? Хотел петь, радовался свободе. 3 4 Изобретатели Вывод: Чему встреча должна научить мальчика?   Вздохнул и дальше пошел.   5 Дворник Прогнал (Не умеешь, не надо). Удивление, обида, возмущение. 6 Строители Нечем заняться, скучно, обида. Смеются над ним, Иронизируют. Делай то, что умеешь. Кондуктор Злится, прогнал. Метла для работы. В мире много непознанного. Познай! Удивление, интерес (головой верчу во все стороны) Не мешай другим работать. Прогнали, накричали. Знай правила безопасного поведения.

1

Название части.

Прогульщик

Какие чувства испытывал герой?

2

Шофер

Отношение к мальчику тех людей, с которыми встретился?

Хотел петь, радовался свободе.

3

4

Изобретатели

Вывод: Чему встреча должна научить мальчика?

 

Вздохнул и дальше пошел.

 

5

Дворник

Прогнал (Не умеешь, не надо).

Удивление, обида, возмущение.

6

Строители

Нечем заняться, скучно, обида.

Смеются над ним, Иронизируют.

Делай то, что умеешь.

Кондуктор

Злится, прогнал. Метла для работы.

В мире много непознанного. Познай!

Удивление, интерес (головой верчу во все стороны)

Не мешай другим работать.

Прогнали, накричали.

Знай правила безопасного поведения.

№ 1 Название части. Какие чувства испытывал герой? Прогульщик 2 Шофер Отношение к мальчику тех людей, с которыми встретился? 3 Хотел петь, радовался свободе. 4   Вздохнул и дальше пошел. Вывод: Чему встреча должна научить мальчика? Изобретатели Дворник 5 Прогнал (Не умеешь, не надо). Удивление, обида, возмущение.   Смеются над ним, Иронизируют. Делай то, что умеешь. 6 Нечем заняться, скучно, обида. Строители 7 Кондуктор В мире много непознанного. Познай! Удивление, интерес (головой верчу во все стороны) Злится, прогнал. Метла для работы. Прогнали, накричали. Не мешай другим работать. Усталость, испуг, стыд, страх. Экскаваторщик Знай правила безопасного поведения. Определила, что он прогульщик, разоблачила. . Тайное становится явным.

1

Название части.

Какие чувства испытывал герой?

Прогульщик

2

Шофер

Отношение к мальчику тех людей, с которыми встретился?

3

Хотел петь, радовался свободе.

4

 

Вздохнул и дальше пошел.

Вывод: Чему встреча должна научить мальчика?

Изобретатели

Дворник

5

Прогнал (Не умеешь, не надо).

Удивление, обида, возмущение.

 

Смеются над ним, Иронизируют.

Делай то, что умеешь.

6

Нечем заняться, скучно, обида.

Строители

7

Кондуктор

В мире много непознанного. Познай!

Удивление, интерес (головой верчу во все стороны)

Злится, прогнал. Метла для работы.

Прогнали, накричали.

Не мешай другим работать.

Усталость, испуг, стыд, страх.

Экскаваторщик

Знай правила безопасного поведения.

Определила, что он прогульщик, разоблачила.

.

Тайное становится явным.

№ Название части. 1 Какие чувства испытывал герой? Прогульщик 2 Шофер Отношение к мальчику тех людей, с которыми встретился? Хотел петь, радовался свободе. 3 Изобретатели 4 Вздохнул и дальше пошел.   Вывод: Чему встреча должна научить мальчика? Дворник   Удивление, обида, возмущение. Прогнал (Не умеешь, не надо). 5 6 Строители Нечем заняться, скучно, обида. Делай то, что умеешь. Смеются над ним, Иронизируют. 7 Злится, прогнал. Метла для работы. Кондуктор Удивление, интерес (головой верчу во все стороны) В мире много непознанного. Познай! Прогнали, накричали. Усталость, испуг, стыд, страх. Не мешай другим работать. Экскаваторщик Знай правила безопасного поведения. Определила, что он прогульщик, разоблачила. Удивление, желание работать на экскаваторе. Тайное становится явным. Не захотел разговаривать. Учиться надо, чтобы стать професси

Название части.

1

Какие чувства испытывал герой?

Прогульщик

2

Шофер

Отношение к мальчику тех людей, с которыми встретился?

Хотел петь, радовался свободе.

3

Изобретатели

4

Вздохнул и дальше пошел.

 

Вывод: Чему встреча должна научить мальчика?

Дворник

 

Удивление, обида, возмущение.

Прогнал (Не умеешь, не надо).

5

6

Строители

Нечем заняться, скучно, обида.

Делай то, что умеешь.

Смеются над ним, Иронизируют.

7

Злится, прогнал. Метла для работы.

Кондуктор

Удивление, интерес (головой верчу во все стороны)

В мире много непознанного. Познай!

Прогнали, накричали.

Усталость, испуг, стыд, страх.

Не мешай другим работать.

Экскаваторщик

Знай правила безопасного поведения.

Определила, что он прогульщик, разоблачила.

Удивление, желание работать на экскаваторе.

Тайное становится явным.

Не захотел разговаривать.

Учиться надо, чтобы стать професси

Приём «Шесть шляп» (групповая работа) Красная шляпа   – Какие у вас возникали чувства во время чтения рассказа?   Жёлтая шляпа - Отметить всё хорошее о герое. Чёрная шляпа   - Какие недостатки были у героя? Зелёная шляпа – Что бы вы сделали, если бы очутились на месте героя? Белая шляпа   – Какую информацию узнали о герои из этого рассказа? Синяя шляпа – Какие выводы для себя сделал герой?

Приём «Шесть шляп»

(групповая работа)

Красная шляпа   – Какие у вас возникали чувства во время чтения рассказа?

  Жёлтая шляпа - Отметить всё хорошее о герое.

Чёрная шляпа   - Какие недостатки были у героя?

Зелёная шляпа – Что бы вы сделали, если бы очутились на месте героя?

Белая шляпа   – Какую информацию узнали о герои из этого рассказа?

Синяя шляпа – Какие выводы для себя сделал герой?

Домашнее задание Нарисовать подробную карту маршрута мальчика. Написать рассказ о следующем дне из жизни мальчика. Подобрать пословицы или крылатые выражения. Написать сочинение на тему «Чем я похож на этого мальчика»

Домашнее задание

Нарисовать подробную карту маршрута мальчика.

Написать рассказ о следующем дне из жизни мальчика.

Подобрать пословицы или крылатые выражения.

Написать сочинение на тему «Чем я похож на этого мальчика»

В чём основная мысль рассказа? 2. Что бы вы посоветовали этому мальчику? 3. Что хотел сказать автор своим читателям? 4. Что вы узнали об авторе этого рассказа? 
  • В чём основная мысль рассказа?

2. Что бы вы посоветовали этому мальчику?

3. Что хотел сказать автор своим читателям?

4. Что вы узнали об авторе этого рассказа? 

у з н а л   у д и в и л с я   з а д у м а л с я   п о в т о р и л   н а у ч и л с я   з а п о м н и л

у з н а л у д и в и л с я з а д у м а л с я п о в т о р и л н а у ч и л с я з а п о м н и л


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!