СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Городская конференция педагогического сообщества г. Хасавюрт Доклад на тему: «Хлеб всему голова». (В рамках Года экологии)

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Введение

Особое отношение к хлебу доказывают пословицы, сложенные народом о нем: «Не будет хлеба, не будет и обеда, «Хлеба ни куска, так и в тереме тоска, а хлеба каравай, так и под елью рай».

 

Цель - узнать о значение хлеба в жизни человек.

Предмет исследования – Хлеб.

Гипотеза- если мы узнаем цену хлеба, то и бережней будем относиться к нему.

Задачи: 1 Углубить и расширить знания о хлебе.

2  Беседа о  навыках экономного и бережного отношения к хлебу.

3  Воспитывать уважение и благодарное отношение к труду хлеборобов .

Актуальность- приобретение и применение новых знаний в жизни, на основание новых для себя открытий.

Методы:

Анализ прочитанной литературы,

Беседа,

Наблюдение.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава1        История возникновения хлеба

 

    По мнению историков, хлеб на территории России появился  примерно пятнадцать тысяч лет тому назад. В древние времена люди думали о том, как прокормиться и выжить тяжелых условиях. Поэтому люди находились в постоянном поиске пропитания, в результате чего они обратили внимание на необычные растения, которые обладали свойством насыщать и утолять голод. Эти растения оказались предшественниками современных злаковых культур, таких как пшеница, рожь или овес. Люди заметили, что эти семена очень хорошо взрастают, особенно на подготовленной и взрыхленной, предварительно политой почве. При этом, они увидели, что выросшие семена увеличиваются в количестве, в итоге возможно получить внушительный урожай.

   Изначально, люди поедали зерна в сыром виде, а затем стали растирать зерна камнями, получая муку грубого помола. Они ее варили и делали своеобразную кашу, включая зерновые в ежедневный рацион. В результате такой первобытный вид обработки является прообразом изготовления муки и выпекания хлеба. Известно, что в примитивном своем виде, хлеб напоминал кашицу из зерновых, которые обычно были не доваренными. Люди считали, что полусырое зерно дольше усваивается организмом, и ощущение сытости сохраняется более продолжительное время. Этот прообраз хлеба можно встретить среди народов Африки, а также во многих азиатских селениях.

    Стоит отметить, что пшеница в древние времена была дикорастущей, поэтому людям очень сложно было очищать злаковые колосья. Люди стали думать, как лучше отделять зерна, чтобы успеть собрать как можно больше урожая. Далее предки стали замечать, что подогретые зерна легче отделяются от шелухи, а если зерна подержать подольше над огнем, то каша получается намного вкуснее. Именно поэтому люди стали вырывать ямы, размещая в нем горячие камни. На этих камнях и  происходило   подогревание зерен.     Историки утверждают, что примерно семь тысяч лет в культуру народов прочно вошли традиции по выращиванию и культивации злаковых. Постепенно процесс перемола зерен старались усовершенствовать, поэтому вскоре были придуманы первые мельницы и различные ступки для измельчения зерен. Люди принялись выпекать хлеб, который мало напоминал современный вид хлеба.

    Многие историки и археологи считают, что мысль запекать хлеб на огне пришла людям благодаря случаю. По время приготовления каши, часть смеси попало в огонь, и получилась лепешка, которая очень привлекла людей своим поджаристым вкусом и запахом. Поэтому люди стали не варить хлеб, а выпекать. Они месили кашу и запекали ее в виде лепешек. Получались подгорелые, немного жестковатые куски, которые источали приятный аромат и имели насыщенный вкус. Таким образом, стало появляться на Руси хлебопечение. Посевные работы, сбор зерна, его обработка, изготовление муки и выпекание хлеба внесли новый веток в развитие культуры древних людей. Появление хлеба привило им любовь к той земле, которая дает им урожай и позволяет не умереть с голода. По мнению историков, это способствовало тому, что люди стали селиться на плодородных почвах, закладывая сначала селения, затем деревни и города.

  Чуть позже египтяне научились готовить хлеб из дрожжевого теста. Это открытие также носит совершенно случайный характер. По преданию, по воле случая замешенное рабом тесто было оставлено им на долгое время, в результате чего тесто скисло. Однако, раб не стал говорить об этом хозяевам, боясь быть наказанным, поэтому все же спек лепешки. Они на удивление получились очень ароматными, вкусными и воздушными.

Около 2600-3000 лет до нашей эры египтяне научились использовать дрожжи для приготовления хлеба. Они также изобрели первые печки для производства хлеба. Греки научились выпекать хлеб благодаря египтянам, римляне благодаря грекам. Римляне усовершенствовали процесс хлебопроизводства, процесс перемалывания зерен, создали новые печи. К 100 году нашей эры римляне распространили свои навыки по выпечке хлеба по всей Европе. В средние века почти во всех городах Европы были булочные.

 

 

 

 

 

Глава2       Отношение человека к хлебу

    В нашей стране постоянно

Просмотр содержимого документа
«Городская конференция педагогического сообщества г. Хасавюрт Доклад на тему: «Хлеб всему голова». (В рамках Года экологии)»

Магомедова Саида Абдуламидовна МКОУ «СОШ №4» г. ХасавюртРД

Содержание



Введение стр. 3

Глава 1 История возникновения хлеба стр. 4

Глава 2 Отношение человека к хлеб стр. 6

2.1 Значение хлеба в жизни человека стр. 8

2.2 Полезность хлеба и хлебобулочных изделий стр. 10

Глава3 От зерна до буханки хлеба стр. 11



Заключение. стр. 15

Список литературы. стр. 16































Введение

Особое отношение к хлебу доказывают пословицы, сложенные народом о нем: «Не будет хлеба, не будет и обеда, «Хлеба ни куска, так и в тереме тоска, а хлеба каравай, так и под елью рай».



Цель - узнать о значение хлеба в жизни человек.

Предмет исследования – Хлеб.

Гипотеза- если мы узнаем цену хлеба, то и бережней будем относиться к нему.

Задачи: 1 Углубить и расширить знания о хлебе.

2 Беседа о навыках экономного и бережного отношения к хлебу.

3 Воспитывать уважение и благодарное отношение к труду хлеборобов .

Актуальность- приобретение и применение новых знаний в жизни, на основание новых для себя открытий.

Методы:

Анализ прочитанной литературы,

Беседа,

Наблюдение.

















Глава1 История возникновения хлеба

По мнению историков, хлеб на территории России появился примерно пятнадцать тысяч лет тому назад. В древние времена люди думали о том, как прокормиться и выжить тяжелых условиях. Поэтому люди находились в постоянном поиске пропитания, в результате чего они обратили внимание на необычные растения, которые обладали свойством насыщать и утолять голод.
Эти растения оказались предшественниками современных злаковых культур, таких как пшеница, рожь или овес. Люди заметили, что эти семена очень хорошо взрастают, особенно на подготовленной и взрыхленной, предварительно политой почве. При этом, они увидели, что выросшие семена увеличиваются в количестве, в итоге возможно получить внушительный урожай.

Изначально, люди поедали зерна в сыром виде, а затем стали растирать зерна камнями, получая муку грубого помола. Они ее варили и делали своеобразную кашу, включая зерновые в ежедневный рацион. В результате такой первобытный вид обработки является прообразом изготовления муки и выпекания хлеба. Известно, что в примитивном своем виде, хлеб напоминал кашицу из зерновых, которые обычно были не доваренными. Люди считали, что полусырое зерно дольше усваивается организмом, и ощущение сытости сохраняется более продолжительное время. Этот прообраз хлеба можно встретить среди народов Африки, а также во многих азиатских селениях.

Стоит отметить, что пшеница в древние времена была дикорастущей, поэтому людям очень сложно было очищать злаковые колосья. Люди стали думать, как лучше отделять зерна, чтобы успеть собрать как можно больше урожая. Далее предки стали замечать, что подогретые зерна легче отделяются от шелухи, а если зерна подержать подольше над огнем, то каша получается намного вкуснее. Именно поэтому люди стали вырывать ямы, размещая в нем горячие камни. На этих камнях и  происходило подогревание зерен.
Историки утверждают, что примерно семь тысяч лет в культуру народов прочно вошли традиции по выращиванию и культивации злаковых. Постепенно процесс перемола зерен старались усовершенствовать, поэтому вскоре были придуманы первые мельницы и различные ступки для измельчения зерен. Люди принялись выпекать хлеб, который мало напоминал современный вид хлеба.

Многие историки и археологи считают, что мысль запекать хлеб на огне пришла людям благодаря случаю. По время приготовления каши, часть смеси попало в огонь, и получилась лепешка, которая очень привлекла людей своим поджаристым вкусом и запахом. Поэтому люди стали не варить хлеб, а выпекать. Они месили кашу и запекали ее в виде лепешек. Получались подгорелые, немного жестковатые куски, которые источали приятный аромат и имели насыщенный вкус. Таким образом, стало появляться на Руси хлебопечение. Посевные работы, сбор зерна, его обработка, изготовление муки и выпекание хлеба внесли новый веток в развитие культуры древних людей. Появление хлеба привило им любовь к той земле, которая дает им урожай и позволяет не умереть с голода. По мнению историков, это способствовало тому, что люди стали селиться на плодородных почвах, закладывая сначала селения, затем деревни и города.

Чуть позже египтяне научились готовить хлеб из дрожжевого теста. Это открытие также носит совершенно случайный характер. По преданию, по воле случая замешенное рабом тесто было оставлено им на долгое время, в результате чего тесто скисло. Однако, раб не стал говорить об этом хозяевам, боясь быть наказанным, поэтому все же спек лепешки. Они на удивление получились очень ароматными, вкусными и воздушными.

Около 2600-3000 лет до нашей эры египтяне научились использовать дрожжи для приготовления хлеба. Они также изобрели первые печки для производства хлеба. Греки научились выпекать хлеб благодаря египтянам, римляне благодаря грекам. Римляне усовершенствовали процесс хлебопроизводства, процесс перемалывания зерен, создали новые печи. К 100 году нашей эры римляне распространили свои навыки по выпечке хлеба по всей Европе. В средние века почти во всех городах Европы были булочные.











Глава2 Отношение человека к хлебу

В нашей стране постоянно самыми низкими в мире остаются цены на хлеб. В этих условиях у некоторых людей возникает небрежное отношение к нему. Недоеденные остатки, а порой целые зачерствелые ломти, буханки выбрасываются в мусорные отходы. Это вызывает справедливое возмущение и, в первую очередь, у людей, которые выращивают хлеб.

В о что же обходится государству, людям ломоть выброшенного хлеба, так ли он дешев, как нам кажется? Если каждая семья выбросит в отходы 100 граммов хлеба в день, то город с населением 240 тысяч семей, выбросит в отходы 24 тонны, а это значит, что из хлебной нивы страны будет вычеркнуто за год около пяти тысяч гектаров. А сколько у нас таких городов? В пересчете на все

Рис 1 Зерна пшеницы население (без грудных детей) набирается поле размером почти в миллион гектаров – квадрат сто на сто километров. Получается, что на выброшенные куски выращивают зерно сотни хозяйств. Уважение к хлебу, как эстафету, надо передавать от поколения к поколению. Одно из первых слов, которое узнает человек в детстве, - это хлеб. И именно с раннего детства в семье надо воспитывать бережное отношение к нему. И чем раньше, тем лучше. Дети видят хлеб каждый день, они не знают, что это такое «хлеб по карточкам», их почти никогда не беспокоит мысль, что вдруг день, неделю, месяц не будет хлеба и как это страшно. Необходимо, чтобы и дети знали, кокой ценой он дается, и чтобы дети понимали, если не будет хлеба, - не будет мяса, молока и многих других продуктов и чаще вспоминали слова Русала Газматова: «Хлеб – это жизнь, он вечен, как мать. Как Родина… Вслушайтесь в слово «страда». Оно дышит огнем, зноем боя. Земледелец – как солдат на войне. Войны нет, но хлебный фронт никогда не кончается». . Известно,что во всем мире сотни миллионов человек голодают или живут впроголодь

Нельзя о цене хлеба судить по его цене в магазине. Государству же каждый килограмм его обходится совсем не дешево: себестоимость его поныне

значительно выше розничной цены. А какой ценой измеришь титанический труд тех, кто хлеб выращивает, кто в дождь и холод, в жару, сутки напролет, не разгибая спины, работает в поле. Какой болью отзывается в их душах каждый выброшенный кусок хлеба! Нельзя забывать о том, что нет цены хлебу!

На долгом и трудном пути хлеба от поля до стола не только хлеборобы, но и другие люди, например, мастера хлебопечения согревают его своим душевным теплом. Но как беззащитен хлеб, когда попадает в небрежные руки!

Тема бережного отношения к хлебу не оставляет людей безучастными. Каждый грамм хлеба должен быть сохранен, использован с той же любовью, с какой выращено зерно нелегким трудом хлеборобов. Богата наша страна, много в ней хлеба. Но она станет еще богаче, если мы бережно будем относиться к каждому куску испеченного хлеба. Кто выбрасывает хлеб, обкрадывает и себя, и страну.

В  связи с большой важностью хлеба у многих сложилось к нему суеверное почтение. Считалось, что употребление пищу без хлеба – большой грех и за это может последовать наказание богов. В Индии для преступников существовало дополнительное наказание: им определенное время, зависящее от тяжести вины, не давали хлеб. Самым значимым оскорблением считалось неуважение к хлебу.

В некоторых странах считалось, что хлеб обладает целебными свойствами и излечивает от многих заболеваний, например: вдыханием запаха свежеиспеченного хлеба лечили насморк, а черствым хлебом – заболевания желудка и кишечника.



















2.1 Значение хлеба в жизни человека



Хлеб играет далеко не последнюю роль в повседневном питании. При этом он универсален, и требуется человеку в любом возрасте – и детском, и взрослом, и пожилом. Издавна он представляет собой очень ценный для жизнедеятельности человека продукт.
А потому о нем существует масса пословиц и поговорок, с хлебом связанны многие суеверия. Что и подтверждает, что значение хлеба и хлебобулочных изделий в питании и жизни человека всегда было велико. Так в славянской культуре он всегда занимал важное место, являясь частью духовного развития. Такая же роль хлеба и во всех мировых культурах. Уж так сложилось исторически – без него было не выжить. А потому старики и сейчас учат молодых смахивать крошки в ладонь со стола и съедать, чтобы ничего не пропало. Особенно эта привычка присуща тем кто переживал длительный голод в военное время.

  Медики отводят особое место значению хлеба и хлебобулочных изделий в питании человека. Они утверждают, что в среднем суточная норма потребления хлеба должна составлять не менее 250–350 г, в зависимости от возраста и массы тела человека. Благодаря различным подсчетам ученые определили, что в настоящее время люди в разных странах мира употребляют хлебные изделия от 150 г до 500 г в сутки.

  Значение хлеба и хлебобулочных изделий в питании человека на самом деле огромнейшее. Хлеб содержит много жизненно необходимых пищевых веществ, таких как: белки, углеводы, жиры, витамины, минеральные соединения, пищевые волокна. При ежедневном потреблении хлеба человек может полностью удовлетворить потребность в пищевых волокнах, наполовину – в углеводах и витаминах группы В, солях железа и фосфора, и на треть – в белках и калориях.

 Помимо этого, хлеб имеет свою отличительную черту – он никогда не приедается, так как обладает постоянной усвояемостью. Усвояемость хлеба связана с его характерными органолептическими показателями: аромат, вкус, пористость мякиша и т. д., а также с особенностью его химического состава. Белки хлеба – денатурированные, крахмал находится в клейстеризованном виде, а жиры входят в состав комплексов с углеводами, белками и другими компонентами. Такая консистенция и структура способствуют наиболее эффективному пищеварению, благодаря чему лучше усвояется другая пища, употребляемая вместе с хлебом.



Таблица 1 Химический состав некоторых видов хлеба



Сорт хлеба

Мука

Содержание, %

Вода

Крахмал

Белок

жир

Ржаной простой

Обычная

47

33

6,6

1,2

Ржано-пшеничный

Ржаная обойная и пшеничная 1-го сорта

41,8

36,7

8,2

1,4

Пшеничный

Пшеничная, 1 сорта

37,7

47

7,9

1

Столичный

Ржаная обдирная и пшеничная 1-го сорта

43

46,3

6,1

1,1











Рис.2 Разновидность хлеба.

2.2 Полезность хлеба и хлебобулочных изделий.



Этот продукт питания имеет огромную пищевую ценность. В нем содержится масса полезных веществ, необходимых для нормальной жизнедеятельности организма. Это белки, жиры, углеводы, минералы, витамины и пищевые волокна.
При ежедневном потреблении, только с помощью хлеба мы можем полностью удовлетворить потребность нашего организма в пищевых волокнах. Также хлеб обеспечивает нас половиной суточной нормы витаминов группы В и углеводов, фосфора и железа, а также третью белков.
Хлеб давно и уверенно занял свое место в жизни человека и при этом он никогда не надоедает и не приедается. Этот продукт обладает высокой усвояемостью, что объясняется специфическими органолептическими показателями.

Для хлеба свойственны характерные вкусовые, ароматные и структурные показатели. Он имеет также особый химический состав – денатурированные белки с клейстеризированным крахмалом. Благодаря этому хлеб способствует нормализации пищеварения и улучшению усваиваемости потребляемой вместе с ним пищи.



















Рис. 3 Хлеб

Глава3 От зерна до буханки

А знаете ли вы, как хлеб на стол приходит? Непросто приходит хлеб на стол. Недаром говорят, что для того чтобы маленькое зернышко стало хлебом, надо три силы: Земля, Солнце, Труд. Хлебный каравай начинается с зернышка. Хлеб – это дело тысяч и тысяч рук.

Рис. 4 Время вспашки.

А путь его начинается ранней весной, когда на поля выходят машины. У человека, ведущего машину, много работы: нужно поле вспахать, разрыхлить землю – быстро подготовить ее для посева семян. Пословица гласит: “Весенний день – год кормит”. Через некоторое время на поле работают другие машины. Чтобы быстро засеять огромные поля используют сеялки.

Прежде чем посеять пшеницу, зерно проверяют на всхожесть. Сортируют на специальных машинах, их называют сортировальными машинами. Для посева нужны средние, нормальные зернышки: 1,5мм, 18мм, 32мм. Все злаки бывают яровые и озимые. Яровые сеют весной и убирают осенью. Озимые сеют в августе-сентябре, а убирают в июне-июле, они дают большой урожай.

На поле зерна прорастают, появляются всходы. Летом все поле в колосьях.



Рис.5 Проростание зерновых культур.

Когда приходит осень, колосья становятся золотыми. Хлеб созрел. Пришла пора собирать урожай. И снова в поле вышли машины. Это комбайны.

Рис.6 Уборка хлеба.

А потом на машинах везут зерно на элеватор.

 

Рис.7 Вывоз зерна на элеватор.

Дальше зерно отправляется на мукомольные заводы, а оттуда муку везут на хлебозаводы и пекарни.

Рис.8 В пекарни.

А пекари пекут хлеб. Самое первое необходимо муку просеять. Высыпать из мешков и пропустить через сито.

Замешивается тесто в специальных емкостях – дежках объемом по 1000л. Сначала готовят опару – жидкое тесто и оставляют бродить на протяжении 4-х часов, только после этого приступают к замесу более густого теста. Затем разделывают на отдельные кусочки массой 230г. Тесто растаивают, т.е. должно “вырасти”, а потом направляют в печь.

Тесту тесно – мало места.
“Ох, пустите”, - шепчет тесто
Ладно, пустим, в печь давай!
Народился каравай!

Рис.9 Хлебный киоск

Из пекарни на специальных машинах везут хлеб в магазины. В магазинах люди покупают на выбор хлеб и хлебобулочные изделия. Почему хлеб бывает белым и черным?

Оказывается все дело в муке, есть мука пшеничная и ржаная. Из пшеничной муки пекут белый хлеб, а из ржаной – черный.

Он не падает нам с неба,
Появляется не вдруг.
Чтобы вырос колос хлеба,
Нужен труд десятков рук.

Я узнал, что в наши магазины поступает хлеб нескольких видов. Это ржаной, пшеничный, бородинский, диетический.

Наша семья любит больше белый хлеб.

Я провел опрос и выяснил, что большой популярностью пользуется среди населения белый хлеб

Длинен и труден путь хлеба к нашему столу, поэтому нам всем очень надо бережно относиться к хлебу.

Из книг я узнал, чтобы получить хлеб – это долгая и трудная работа, которой занимается много людей.

Рис.10 Технологические стадии.

Выросла пшеница. Ни жары, ни холодов не боится. Это ученый много лет работал, новый сорт пшеницы выводил. Агроном сказал, когда пахать, как землю напоить. Тракторист землю пахал, поле засевал. Летчик над полем кружил, молодые ростки от вредителей защищал. Как созрели колосья, комбайнер урожай собрал. Шофер зерно на элеватор отвез. Хорошо потрудились хлеборобы.



Заключение



Проведенное исследование открыло для нас много нового. Мы узнали, как долог и труден путь хлеба к нашему столу. Узнали, что хлеб очень полезен, в нем находятся практически все питательные вещества необходимые человеку. Узнали, что благодаря хлебу смогли выжить многие люди в годы Великой Отечественной войны. Мы поняли, почему люди с давних времен свято почитают и ценят хлеб.

Таким образом, мы сумели достичь цели нашего исследования и смогли узнать о значении хлеба в жизни человека. Выдвинутая нами в начале исследования гипотеза подтвердилась. Данная работа помогла нам понять всю ценность хлеба. Теперь мы будем еще больше дорожить хлебом и будем учить этому своих друзей.
Хлеб - продукт удивительный. Он содержит белки, углеводы, витамины, минеральные соли, органические кислоты, которые необходимы каждому человеку. Даже черствый он не теряет своих полезных свойств. Половину всех необходимых питательных веществ человек получает с Хлебом!
Поэтому я думаю, что хлеб нужно беречь, чтобы никто не знал голода. Пусть во всех домах мира будет хлеб. Ведь хлеб – это жизнь.

Хлеб – драгоценность!
Им не сори.
Хлеба к обеду в меру бери.





















Список литературы



1. Ивин М. «Хлеб сегодня, хлеб завтра». Детская литература, 1980г.

2. Митяев А. «Ржаной хлебушко – калачу дедушка», Москва «Детская литература», 1990г

3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый русского языка:80000слов и фразеологических выражений М.Азбуковник,1997г

4. Федоров М.А. «Юному хлеборобу», Москва «Россельхозиздат», 1984г

5.Энциклопедия для детей (том 31) Древние цивилизации Аксенова М. Володихин Д, Стрикалов И. мир энциклопедий Аванта+ 2008г























10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!