ГОТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО ХII – XIV ВВ. СТРОИТЕЛЬСТВО ГОТИЧЕСКИХ СОБОРОВ. ЭВОЛЮЦИЯ ГОТИЧЕСКОЙ СТРЕЛЬЧАТОЙ АРКИ.
Презентацию подготовила
Преподаватель ИЗО
МБУ ДО ДШИ а. Тахтамукай
Джасте Саида Юрьевна
Готика
- Го́тика (от итал. gotico, буквально - готский, от названия германского племени готов), художественный стиль, период в развитии средневекового искусства на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV - XVI вв.
Готика
- Термин «Готика» был введён итальянскими гуманистами эпохи Возрождения как уничижительное обозначение всего средневекового искусства, считавшегося «варварским».
- С начала 19 в., когда для искусства 10–12 вв. был принят термин «романский стиль» , были ограничены хронологические рамки готики, в которой, в свою очередь, были выделены ранняя, зрелая (высокая) и поздняя фазы.
( X –XI вв. рост городов)
- Готика связана с жизнью средневекового города-коммуны, с борьбой городов за независимость от феодального сеньора: это новый и главный этап в истории средних веков, сменивший феодальную раздробленность. Как и римское искусство, готическое распространилось по всей Европе, лучшие же свои плоды дало в городах Франции.
- Причины возникновения городов:
- Отделение ремесла от сельского хозяйства
- Успехи в развитии сельского хозяйства (в ыросли урожаи, стали разнообразнее продукты)
Возникновение и рост городов – закономерное следствие отделения ремесла от земледелия .
- Конструктивная система готики есть не что иное, как доведение до крайности романской сводчатой структуры и системы равновесия противодействующих сил .
- От романского стиля готики унаследовала и безраздельное главенство архитектуры в системе искусств, и традиционные типы культовых зданий.
- Ведущим типом в эпоху готики стал собор как высший образец синтеза архитектуры, скульптуры и живописи (представленной в готике преимущественно витражами ). Огромное, несоизмеримое с человеком пространство собора, устремление к небу его башен и сводов, подчинение статуй динамическим архитектурным ритмам, ирреальное свечение витражей оказывали сильнейшее эмоциональное воздействие на верующих. Основным видом изобразительного искусства была скульптура.
В идеологии и культуре времени готики сохранялись феодально-церковные основы; готика развивалась, как и романский стиль , в областях, где господствовала католическая церковь, и под её эгидой. Готическое искусство оставалось по преимуществу культовым по назначению и религиозным по тематике. Отсюда символико-аллегорический способ мышления в готике и черты условности в её художественном языке.
- Вместе с тем развитие искусства готики отразило кардинальные изменения в структуре средневекового общества: начало формирования централизованных государств, рост и укрепление городов, выдвижение светских сил – городских, торговых и ремесленно-цеховых, а также придворно-рыцарских слоев.
- В период готики, с его более высоким уровнем развития общественного сознания, ремесла и техники, ослабевали устои средневекового религиозно-догматического мировоззрения, расширялись возможности познания, эстетического освоения реального мира, особенно в области человеческих отношений, духовных устремлений и лирических эмоций: сложились новые архитектурные типы и тектонические системы . Начали интенсивно развиваться градостроительство и гражданская архитектура (жилые дома, ратуши, гильдейские дома, торговые ряды, склады, городские башни-«беффруа» , которые были дозорными башнями и т. д.).
Беффруа - башня городского совета, г. Аррас, Северная Франция
Франкфуртская ярмарка
Городская ратуша. Кёльн
Старинная часовая башня в городе Штраубинг Германия
Карта Средневекового Города Познань
- Складывались городские архитектурные ансамбли, в которые включались культовые и светские здания, укрепления, мосты, колодцы. Главная городская площадь обстраивалась домами с аркадами, торговыми и складскими помещениями в нижних этажах. Обычно от площади расходились радиальные улицы; узкие фасады 2–5-этажных жилых домов с высокими фронтонами выстраивались вдоль улиц и набережных.
Замок Каркассон. Франция
- Совершенствовалось фортификационное строительство: города окружались мощными стенами, проездные башни богато украшались; замки королей и феодалов постепенно теряли неприступный облик, превращались в сложные комплексы крепостных, дворцовых и культовых сооружений.
- В центре города, господствуя над его застройкой, находился собор или замок.
- Возникшая в эпоху готики смелая и сложная каркасная конструкция собора позволила преодолеть инертность и массивность романских построек, облегчить стены и своды, создать динамическое единство пространственных ячеек и намного увеличить интерьер. Собор стал средоточием городской жизни (часто он вмещал всё население города). Наряду с богослужением в соборах устраивались богословские диспуты, разыгрывались мистерии, происходили собрания горожан.
Нотр Дам де Пари
- Готика зародилась в Северной Франции в середине 12 в. и достигла расцвета в 1-й половине 13 в.
- Её возникновение было обусловлено формированием города как самостоятельной политической и экономической силы и новыми потребностями городской жизни; быстрому развитию французской готики способствовал национальный подъём, связанный с начавшимся объединением страны.
- Символами централизованного королевства и независимости растущих городов стали каменные готические соборы, получившие во Франции свою классическую форму. Как правило, это 3–5-нефные базилики с трансептом и полукруговым обходом хора (« деамбулаторием »), к которому примыкают радиальные капеллы («венец капелл»).
Собор Парижской Богоматери
Магдебургский собор, 1207-1520. Деамбулаторий с апсидолами
Собор Святого Петра в Бове
- Необычайно высок (в соборе в Бове 47,5 м ) и просторен (в соборе в Амьене 118 м ´ 33 м ) интерьер, озарённый цветным светом витражей: ряды стройных столбов, мощный взлёт остроконечных стрельчатых арок, убыстрённый ритм арочек верхней галереи ( трифория ) порождают чувство неудержимого движения ввысь и вперёд, к алтарю; контраст высокого светлого главного нефа с полутёмными боковыми нефами создаёт живописное богатство аспектов, ощущение беспредельности пространства.
Собор Амьенской Богоматери. Интерьер
Собор Амьенской Богоматери
трифорий
Собор Святого Петра в Бове. Интерьер
алтарь
- Готическая архитектура выросла из романской.
- Началось это с простейшей клетки (в буквальном смысле) – с ячейки, покрытой сводом, так называемой травеи .
- В центральном нефе романского собора каждая травея перекрывалась массивным крестовым сводом, опирающимся на стену с 4 столбами и 4 арками.
- Травеи были квадратными и это ставило определенный предел расширению главного нефа. Храм не мог при такой системе перекрытий быть достаточно просторным внутри – он оставался узким и темным.
Архитекторы хотели расширить и облегчить систему сводов. Сплошные своды заменяются реберными перекрытиями – системой несущих арок. Травеи вытягиваются в длину, т.о. центральный неф делается широким.
Вытянутые ячейки уже не могли покрываться полукруглыми арками – возникает стрельчатая арка , которая вместе с диагонально перекрещивающимися ребрами – нервюрами образуют остов крестового свода, заполняемый облегчёнными распалубками.
Конструктивной основой собора служит каркас из столбов (в зрелой готике принимающих вид пучка колонн) и опирающихся на них стрельчатых арок.
- Однако стрельчатая арка, опирающаяся только с двух сторон на пучки колонн была бы в отличии от полукруглой, неустойчивой.
- Требовалось укрепить ее, уравновесив силу распора и силу тяжести. Эту-то главную работу и выполняют вынесенные на наружу мощные столбы контрфорсы посредством аркбутанов – перекидных арок, переброшенных на контрфорсы от пяты свода.
- Аркбутаны создают среднее, диагональное давление.
Схема конструкции готического храма
- Здание представляет собой каркас, скелет из стрельчатого свода, аркбутанов и контрфорсов.
- Освобожденные от нагрузки стены в промежутках между столбами прорезались арочными окнами.
- Вынесение наружу конструктивных элементов, нейтрализующих распор свода, позволило создать ощущение лёгкости и пространственной свободы интерьера, стремительного вознесения его вертикалей, умеряемого междуярусными членениями.
- В свою очередь обнажённые конструкции, окружающие собор с Ю., В. и С. (и не видимые ни в интерьере, ни с фасада), впечатляют наглядным выражением действия тектонических сил, мощью своего ритма.
- Двухбашенные западные фасады французских соборов с 3 глубокими «перспективными» порталами и узорным круглым окном (« розой ») в центре сочетают устремление ввысь с ясностью и уравновешенностью членений. На фасадах бесконечно варьируются стрельчатые арки и архитектурно-пластические мотивы — ажурные фронтоны ( вимперги ), башенки ( фиалы ), завитки ( краббы ) и т. д.
Собор Амьенской Богоматери
Ранняя готика
- Сложившаяся готическая каркасная система появилась в церкви аббатства Сен-Дени (1137–44).
- К ранней готике относятся также соборы в Лане (около 1150—1215),
- Парижской богоматери (1163–1257),
Зрелая готика
- В самой Франции в конце 13 – начале 14 вв. строительство соборов переживало кризис: архитектурные формы становятся суше, декор – обильнее, статуи приобретают одинаковый подчёркнутый изгиб и стандартную слащавость.
- Особым богатством ритма, совершенством архитектурной композиции и скульптурного декора отличаются грандиозные соборы зрелой готики – в Реймсе (1211–1311)
- и Амьене (1220–88),
- а также часовня Сент-Шапель в Париже (1243–48) с великолепными витражами.
Общее число статуй Реймского собора составляет 2303
Собор Парижской Богоматери
- Собор Парижской Богоматери, Нотр-Дам де Пари (Notre-Dame de Paris), памятник ранней французской готики , ставший образцом для многих церквей Франции и др. стран.
- Находится в Париже на острове Сите.
- Представляет собой 5-нефную базилику (длина 130 м , ширина 108 м , высота интерьера 35 м ) с коротким трансептом и двумя фланкирующими западный фасад башнями (высота 69 м ).
- Для архитектуры собор Парижской богоматери характерно сочетание черт романского стиля (горизонтальные членения фасадов, частично не обработанные поверхности стен, простота архитектурного декора) с новым, готическим пониманием пространства здания и применением новых конструкций (стрельчатая арка, аркбутаны ).
Готика Франции 13–14 вв.
- С 14 в. всё большее значение приобретали городские и монастырские церкви зального типа (с равной высотой нефов), замковые и дворцовые капеллы. Все они невелики, просты в плане, но по их сводам («сетчатым», «сотовым», «звездчатым» и т. д.) стелются сложные, иногда криволинейные узоры нервюр.
Звездчатый свод
Звездчатый свод
Базилика Святого Франциска в Ассизи
Сетчатый свод
Шартрский Собор Внутри
Сотовый свод
Готика в европейских странах
- С середины 13 в. соборы франц. типа строились в др. европейских странах – в Германии (Кёльн, 1248–1880)
- и Нидерландах (Утрехт, 1254–1517),
- Испании (Бургос, 1221–1599)
- и Англии (Вестминстерское аббатство в Лондоне, 1245–1745),
- Швеции (Упсала, начат около 1260),
- Чехии (хор и трансепт собора св. Вита в Праге, 1344–1420)
- и Италии (Милан, 1386–1856), где складывались также самостоятельные национальные варианты готики.
- Крестоносцы донесли принципы французской готики вплоть до Родоса, Кипра и Сирии.
Кипр. Собор Святого Николая (Фамагуста)
Готика в Германии
- В Германии расцвет готики наступил в середине 13 в.
- Здесь рано появились зальные церкви;
- на Ю.-З. сложился тип однобашенного собора;
- на С. строились кирпичные церкви, в которых упрощение планов, объемов и конструкции сочеталось часто с узорной кладкой, применением глазурованного и фигурного кирпича.
западный хор собора в Наумбурге, после 1249
монастырь в Корине, 1275–1334
Фрейбургим-Брейсгау, около 1200 – конец 15 в.
Элизабеткирхе в Марбурге, 1235–83
Ульмский собор, 1377– 1529, высота оконченной в 19 в. башни 162 м
Мариенкирхе в Пренцлау, 1326–40
Мариенкирхе в Любеке, около 1270–1350
Поздняя немецкая готика
- Поздняя немецкая готика (конец 14 – начало 16 вв.) породила блестящие образцы зальных церквей и дворцовых залов со сложными сводами.
- Крупные готические постройки возникли в Австрии и Швейцарии
Анненкирхе в Аннаберг-Буххольце, 1499–1525)
Альбрехтсбург в Мейсене, 1471–1485
готические части собора св. Стефана в Вене, 1304–1454
собор в Берне, 1421–1588
Нидерландская готика
Собор Антверпенской Богоматери
Собор Святого Румольда Мехелен
- Славу нидерландской готике принесли великолепные башни соборов в Антверпене (1521–1530) и Мехелене (1452–1578).
Испанская готика
- В городских соборах Испании интерьер разделён надвое заалтарным образом ретабло (исп. retablo, от лат. retro – за, позади и tabula – доска).
- Ретабло обычно больших размеров, характерен для испанских и латиноамериканских церквей 15–18 вв., нередко верхним краем достигает потолка, состоит из архитектурного обрамления, фигурной и орнаментальной скульптуры, покрывающей ретабло сплошным ковром; иногда включает в себя и живописные изображения.
- Основными материалами ретабло были дерево, алебастр или мрамор.
Хиль де Силоэ и Диего де ла Крус, ретабло церкви монастыря Мирафлорес в Бургосе, раскрашенное дерево, 1496–99
Собор Толедо 1226
- Английские соборы, большей частью монастырские, обычно представляют собой невысокий вытянутый в длину объём с прямоугольным завершением хора и башней над средокрестием.
- По формам декора различаются стили:
- ранний («ланцетовидный»),
- «украшенный» (близкий к «пламенеющей» готике»)
- и «перпендикулярный», не имеющий аналогий в других странах и отличающийся дробным ритмом непрерывающихся вертикалей на стенах и окнах и чисто декоративным прихотливым плетением нервюр на сводах и резных потолках .
- Эпидемия чумы – «черная смерть» (1348–49) – истребила большинство искусных городских мастеров, что ускорило конец «украшенной готики» – золотого века для мастеров обработки камня. Городских каменщиков сменили сельские мастера: это способствовало упрощению основных очертаний построек и оживлению народных традиций.
Английская готика
собор в Солсбери, 1220–1266
капелла Кингс-колледжа в Кембридже, 1446–1515
собор в Эксетере, между 1275–1375
хор собора в Глостере, 1329–77
Итальянсая готика
- Своеобразна готика Италии, где в 13–14 вв. готические элементы включались в храмы, сохранявшие общий романский тип;
- даже храмам с готическими сводами присущи статичность масс, ясная обозримость обширного пространства. В итальянском изобразительном искусстве распространение готики было ограничено ранним развитием культуры Возрождения .
собор в Орвието, 1290–1569
Санта-Мария Новелла во Флоренции, около 1278 – около 1360
Витраж
- Витраж (франц. vitrage, от лат. vitrum – стекло), орнаментальная или сюжетная декоративная композиция (в окне, двери, перегородке, в виде самостоятельного панно) из стекла или другого материала, пропускающего свет. В эпоху готики техника витража остаётся той же, что и в романскую, но обогащается цветовой набор стёкол. Разнообразна и тематика витражей, усложняются сюжеты, наряду с религиозными сценами появляются бытовые, изображающие труд ремесленников (собор в Шартре, 1260).
- В гамме витража преобладают красные, синие и жёлтые тона.
Витражи. Собор в Шартре, 1260
- В восточных областях Европы готическим постройкам нередко присущи крепостные черты, лаконизм и даже суровость форм.
Эволюция интерьера готического храма . 1. Ранняя готика. Франция (собор Парижской богоматери). 2. Зрелая готика. Франция (собор в Реймсе). 3. Поздняя готика. Англия («украшенный стиль»; аббатство Гисборо). 4. «Перпендикулярная готика». Англия (собор в Уинчестере).
Архитектурный словарик
НЕРВЮРА – арка, образующая укрепляющее свод ребро.
Нервюры образуют каркас, несущий основную нагрузку тяжёлого свода.
ГОТИЧЕСКАЯ РОЗА – узорное круглое окно
Собор в Амьене, XIII-XIV вв.
Гурт
- Гурт (нем. Gurt, буквально – пояс, подпруга), арка из тёсаных клинчатых камней, которая укрепляет ребра крестового свода , выполненного из мелких камней. Применение гурта в готической архитектуре явилось одним из первых примеров разделения постройки на прочный каркас и лёгкое заполнение. С введением гурта упростился характер кладки, уменьшился вес и возросла прочность крестовых сводов. Во французском готике гурт получил название нервюры . В другом смысле гурт – профилированная горизонтальная тяга , членящая фасад здания
Схема кладки сводов на гуртах в капелле Генриха VII (1503–19) в Вестминстерском аббатстве в Лондоне.
Тяга
- Тяга в архитектуре, горизонтальный профилированный поясок, выступ (обычно штукатурный или каменный), членящий стены зданий или обрамляющий панно и потолки. Как правило, состоит из нескольких обломов .
Фасад с горизонтальными тягами.
Вопросы для повторения
- что такое «готическая роза» ?
- Для чего нужны были башни-«бефруа»?
- Что такое «аркбутаны» ?
- Из чего возникла стрельчатая арка?
- Что такое «витраж» ?
- Что такое «ретабло» и для какой страны это характерно?
- Какой вид изобразительного искусства был основным в эпоху готики?
- Какая цветовая гамма преобладает в витражах в эпоху готики?
узорное круглое окно
они служили дозорными башнями
перекидные арки
из травеи
картина из стекла
это заалтарный образ и характерен для Испании
скульптура
красные, синие и желтые тона
Источники
- Дмитриева Н.А. Краткая история искусства. – М.: Искусство. – Вып. 1, 1985, С. 148–153;
- Мэйсон Энтони. Древние цивилизации. Иллюстрированный атлас для детей. Пер. с англ. Е. Б. Щабельской. – М.: Оникс, 1997, С.58–60;
- Арган Дж. К. История итальянского искусства: Пер. с ит. Т. 1. – М.: Радуга, 1990, С. 131–135;
- Этюды об изобразительном искусстве – М. Алпатов, М. Алленов, А. Баранов и др. – М.: Просвещение, 1993, С. 29–33.
- http://yazovskikhyuri.wixsite.com/history/gotika?_escaped_fragment_
- http://www.help-rus-student.ru/text/20/199.htm