СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Готическое искусство хii – xiv вв. строительство готических соборов. эволюция готической стрельчатой арки.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку на тему: "Готическое искусство XII-XIV вв. Строительство готических соборов. Эволюция готической стрельчатой арки" (с вопросами для повторения). Предмет "История искусств"

Просмотр содержимого документа
«Готическое искусство хii – xiv вв. строительство готических соборов. эволюция готической стрельчатой арки.»

ГОТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО ХII – XIV ВВ. СТРОИТЕЛЬСТВО ГОТИЧЕСКИХ СОБОРОВ. ЭВОЛЮЦИЯ ГОТИЧЕСКОЙ СТРЕЛЬЧАТОЙ АРКИ. Презентацию подготовила Преподаватель ИЗО МБУ ДО ДШИ а. Тахтамукай Джасте Саида Юрьевна

ГОТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО ХII – XIV ВВ. СТРОИТЕЛЬСТВО ГОТИЧЕСКИХ СОБОРОВ. ЭВОЛЮЦИЯ ГОТИЧЕСКОЙ СТРЕЛЬЧАТОЙ АРКИ.

Презентацию подготовила

Преподаватель ИЗО

МБУ ДО ДШИ а. Тахтамукай

Джасте Саида Юрьевна

Готика Го́тика (от итал. gotico, буквально - готский, от названия германского племени готов), художественный стиль, период в развитии средневекового искусства на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV - XVI вв.

Готика

  • Го́тика (от итал. gotico, буквально - готский, от названия германского племени готов), художественный стиль, период в развитии средневекового искусства на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV - XVI вв.
Готика Термин «Готика» был введён итальянскими гуманистами эпохи Возрождения как уничижительное обозначение всего средневекового искусства, считавшегося «варварским». С начала 19 в., когда для искусства 10–12 вв. был принят термин «романский стиль» , были ограничены хронологические рамки готики, в которой, в свою очередь, были выделены ранняя, зрелая (высокая) и поздняя фазы.

Готика

  • Термин «Готика» был введён итальянскими гуманистами эпохи Возрождения как уничижительное обозначение всего средневекового искусства, считавшегося «варварским».
  • С начала 19 в., когда для искусства 10–12 вв. был принят термин «романский стиль» , были ограничены хронологические рамки готики, в которой, в свою очередь, были выделены ранняя, зрелая (высокая) и поздняя фазы.
( X –XI вв. рост городов) Готика связана с жизнью средневекового города-коммуны, с борьбой городов за независимость от феодального сеньора: это новый и главный этап в истории средних веков, сменивший феодальную раздробленность. Как и римское искусство, готическое распространилось по всей Европе, лучшие же свои плоды дало в городах Франции. Причины возникновения городов: Отделение ремесла от сельского хозяйства Успехи в развитии сельского хозяйства (в ыросли урожаи, стали разнообразнее продукты) Возникновение и рост городов – закономерное следствие отделения ремесла от земледелия .

( X –XI вв. рост городов)

  • Готика связана с жизнью средневекового города-коммуны, с борьбой городов за независимость от феодального сеньора: это новый и главный этап в истории средних веков, сменивший феодальную раздробленность. Как и римское искусство, готическое распространилось по всей Европе, лучшие же свои плоды дало в городах Франции.
  • Причины возникновения городов:
  • Отделение ремесла от сельского хозяйства
  • Успехи в развитии сельского хозяйства (в ыросли урожаи, стали разнообразнее продукты)

Возникновение и рост городов закономерное следствие отделения ремесла от земледелия .

Конструктивная система готики есть не что иное, как доведение до крайности романской сводчатой структуры и системы равновесия противодействующих сил .
  • Конструктивная система готики есть не что иное, как доведение до крайности романской сводчатой структуры и системы равновесия противодействующих сил .
От романского стиля готики унаследовала и безраздельное главенство архитектуры в системе искусств, и традиционные типы культовых зданий. Ведущим типом в эпоху готики стал собор как высший образец синтеза архитектуры, скульптуры и живописи (представленной в готике преимущественно витражами ). Огромное, несоизмеримое с человеком пространство собора, устремление к небу его башен и сводов, подчинение статуй динамическим архитектурным ритмам, ирреальное свечение витражей оказывали сильнейшее эмоциональное воздействие на верующих. Основным видом изобразительного искусства была скульптура. В идеологии и культуре времени готики сохранялись феодально-церковные основы; готика развивалась, как и романский стиль , в областях, где господствовала католическая церковь, и под её эгидой. Готическое искусство оставалось по преимуществу культовым по назначению и религиозным по тематике. Отсюда символико-аллегорический способ мышления в готике и черты условности в её художественном языке.
  • От романского стиля готики унаследовала и безраздельное главенство архитектуры в системе искусств, и традиционные типы культовых зданий.
  • Ведущим типом в эпоху готики стал собор как высший образец синтеза архитектуры, скульптуры и живописи (представленной в готике преимущественно витражами ). Огромное, несоизмеримое с человеком пространство собора, устремление к небу его башен и сводов, подчинение статуй динамическим архитектурным ритмам, ирреальное свечение витражей оказывали сильнейшее эмоциональное воздействие на верующих. Основным видом изобразительного искусства была скульптура.

В идеологии и культуре времени готики сохранялись феодально-церковные основы; готика развивалась, как и романский стиль , в областях, где господствовала католическая церковь, и под её эгидой. Готическое искусство оставалось по преимуществу культовым по назначению и религиозным по тематике. Отсюда символико-аллегорический способ мышления в готике и черты условности в её художественном языке.

Вместе с тем развитие искусства готики отразило кардинальные изменения в структуре средневекового общества: начало формирования централизованных государств, рост и укрепление городов, выдвижение светских сил – городских, торговых и ремесленно-цеховых, а также придворно-рыцарских слоев.
  • Вместе с тем развитие искусства готики отразило кардинальные изменения в структуре средневекового общества: начало формирования централизованных государств, рост и укрепление городов, выдвижение светских сил – городских, торговых и ремесленно-цеховых, а также придворно-рыцарских слоев.
В период готики, с его более высоким уровнем развития общественного сознания, ремесла и техники, ослабевали устои средневекового религиозно-догматического мировоззрения, расширялись возможности познания, эстетического освоения реального мира, особенно в области человеческих отношений, духовных устремлений и лирических эмоций: сложились новые архитектурные типы и тектонические системы . Начали интенсивно развиваться градостроительство и гражданская архитектура (жилые дома, ратуши, гильдейские дома, торговые ряды, склады, городские башни-«беффруа» , которые были дозорными башнями и т. д.). Беффруа -  башня   городского  совета, г. Аррас, Северная Франция Франкфуртская ярмарка Городская ратуша. Кёльн
  • В период готики, с его более высоким уровнем развития общественного сознания, ремесла и техники, ослабевали устои средневекового религиозно-догматического мировоззрения, расширялись возможности познания, эстетического освоения реального мира, особенно в области человеческих отношений, духовных устремлений и лирических эмоций: сложились новые архитектурные типы и тектонические системы . Начали интенсивно развиваться градостроительство и гражданская архитектура (жилые дома, ратуши, гильдейские дома, торговые ряды, склады, городские башни-«беффруа» , которые были дозорными башнями и т. д.).

Беффруа -  башня   городского  совета, г. Аррас, Северная Франция

Франкфуртская ярмарка

Городская ратуша. Кёльн

Старинная часовая башня в городе Штраубинг Германия Карта Средневекового Города Познань Складывались городские архитектурные ансамбли, в которые включались культовые и светские здания, укрепления, мосты, колодцы. Главная городская площадь обстраивалась домами с аркадами, торговыми и складскими помещениями в нижних этажах. Обычно от площади расходились радиальные улицы; узкие фасады 2–5-этажных жилых домов с высокими фронтонами выстраивались вдоль улиц и набережных.

Старинная часовая башня в городе Штраубинг Германия

Карта Средневекового Города Познань

  • Складывались городские архитектурные ансамбли, в которые включались культовые и светские здания, укрепления, мосты, колодцы. Главная городская площадь обстраивалась домами с аркадами, торговыми и складскими помещениями в нижних этажах. Обычно от площади расходились радиальные улицы; узкие фасады 2–5-этажных жилых домов с высокими фронтонами выстраивались вдоль улиц и набережных.
Замок Каркассон. Франция Совершенствовалось фортификационное строительство: города окружались мощными стенами, проездные башни богато украшались; замки королей и феодалов постепенно теряли неприступный облик, превращались в сложные комплексы крепостных, дворцовых и культовых сооружений. В центре города, господствуя над его застройкой, находился собор или замок.

Замок Каркассон. Франция

  • Совершенствовалось фортификационное строительство: города окружались мощными стенами, проездные башни богато украшались; замки королей и феодалов постепенно теряли неприступный облик, превращались в сложные комплексы крепостных, дворцовых и культовых сооружений.
  • В центре города, господствуя над его застройкой, находился собор или замок.
Возникшая в эпоху готики смелая и сложная каркасная конструкция собора позволила преодолеть инертность и массивность романских построек, облегчить стены и своды, создать динамическое единство пространственных ячеек и намного увеличить интерьер. Собор стал средоточием городской жизни (часто он вмещал всё население города). Наряду с богослужением в соборах устраивались богословские диспуты, разыгрывались мистерии, происходили собрания горожан. Нотр Дам де Пари
  • Возникшая в эпоху готики смелая и сложная каркасная конструкция собора позволила преодолеть инертность и массивность романских построек, облегчить стены и своды, создать динамическое единство пространственных ячеек и намного увеличить интерьер. Собор стал средоточием городской жизни (часто он вмещал всё население города). Наряду с богослужением в соборах устраивались богословские диспуты, разыгрывались мистерии, происходили собрания горожан.

Нотр Дам де Пари

Готика зародилась в Северной Франции в середине 12 в. и достигла расцвета в 1-й половине 13 в. Её возникновение было обусловлено формированием города как самостоятельной политической и экономической силы и новыми потребностями городской жизни; быстрому развитию французской готики способствовал национальный подъём, связанный с начавшимся объединением страны. Символами централизованного королевства и независимости растущих городов стали каменные готические соборы, получившие во Франции свою классическую форму. Как правило, это 3–5-нефные базилики с трансептом и полукруговым обходом хора (« деамбулаторием »), к которому примыкают радиальные капеллы («венец капелл»). Собор Парижской Богоматери Магдебургский собор, 1207-1520. Деамбулаторий с апсидолами
  • Готика зародилась в Северной Франции в середине 12 в. и достигла расцвета в 1-й половине 13 в.
  • Её возникновение было обусловлено формированием города как самостоятельной политической и экономической силы и новыми потребностями городской жизни; быстрому развитию французской готики способствовал национальный подъём, связанный с начавшимся объединением страны.
  • Символами централизованного королевства и независимости растущих городов стали каменные готические соборы, получившие во Франции свою классическую форму. Как правило, это 3–5-нефные базилики с трансептом и полукруговым обходом хора (« деамбулаторием »), к которому примыкают радиальные капеллы («венец капелл»).

Собор Парижской Богоматери

Магдебургский собор, 1207-1520. Деамбулаторий с апсидолами

Собор Святого Петра в Бове Необычайно высок (в соборе в Бове 47,5 м ) и просторен (в соборе в Амьене 118 м ´ 33 м ) интерьер, озарённый цветным светом витражей: ряды стройных столбов, мощный взлёт остроконечных стрельчатых арок, убыстрённый ритм арочек верхней галереи ( трифория ) порождают чувство неудержимого движения ввысь и вперёд, к алтарю; контраст высокого светлого главного нефа с полутёмными боковыми нефами создаёт живописное богатство аспектов, ощущение беспредельности пространства. Собор Амьенской Богоматери. Интерьер Собор Амьенской Богоматери трифорий Собор Святого Петра в Бове. Интерьер алтарь

Собор Святого Петра в Бове

  • Необычайно высок (в соборе в Бове 47,5 м ) и просторен (в соборе в Амьене 118 м ´ 33 м ) интерьер, озарённый цветным светом витражей: ряды стройных столбов, мощный взлёт остроконечных стрельчатых арок, убыстрённый ритм арочек верхней галереи ( трифория ) порождают чувство неудержимого движения ввысь и вперёд, к алтарю; контраст высокого светлого главного нефа с полутёмными боковыми нефами создаёт живописное богатство аспектов, ощущение беспредельности пространства.

Собор Амьенской Богоматери. Интерьер

Собор Амьенской Богоматери

трифорий

Собор Святого Петра в Бове. Интерьер

алтарь

Готическая архитектура выросла из романской. Началось это с простейшей клетки (в буквальном смысле) – с ячейки, покрытой сводом, так называемой травеи . В центральном нефе романского собора каждая травея перекрывалась массивным крестовым сводом, опирающимся на стену с 4 столбами и 4 арками. Травеи были квадратными и это ставило определенный предел расширению главного нефа. Храм не мог при такой системе перекрытий быть достаточно просторным внутри – он оставался узким и темным. Архитекторы хотели расширить и облегчить систему сводов. Сплошные своды заменяются реберными перекрытиями – системой несущих арок. Травеи вытягиваются в длину, т.о. центральный неф делается широким. Вытянутые ячейки уже не могли покрываться полукруглыми арками – возникает стрельчатая арка , которая вместе с диагонально перекрещивающимися ребрами – нервюрами образуют остов крестового свода, заполняемый облегчёнными распалубками. Конструктивной основой собора служит каркас из столбов (в зрелой готике принимающих вид пучка колонн) и опирающихся на них стрельчатых арок.
  • Готическая архитектура выросла из романской.
  • Началось это с простейшей клетки (в буквальном смысле) – с ячейки, покрытой сводом, так называемой травеи .
  • В центральном нефе романского собора каждая травея перекрывалась массивным крестовым сводом, опирающимся на стену с 4 столбами и 4 арками.
  • Травеи были квадратными и это ставило определенный предел расширению главного нефа. Храм не мог при такой системе перекрытий быть достаточно просторным внутри – он оставался узким и темным.

Архитекторы хотели расширить и облегчить систему сводов. Сплошные своды заменяются реберными перекрытиями – системой несущих арок. Травеи вытягиваются в длину, т.о. центральный неф делается широким.

Вытянутые ячейки уже не могли покрываться полукруглыми арками – возникает стрельчатая арка , которая вместе с диагонально перекрещивающимися ребрами – нервюрами образуют остов крестового свода, заполняемый облегчёнными распалубками.

Конструктивной основой собора служит каркас из столбов (в зрелой готике принимающих вид пучка колонн) и опирающихся на них стрельчатых арок.

Однако стрельчатая арка, опирающаяся только с двух сторон на пучки колонн была бы в отличии от полукруглой, неустойчивой. Требовалось укрепить ее, уравновесив силу распора и силу тяжести. Эту-то главную работу и выполняют вынесенные на наружу мощные столбы контрфорсы посредством аркбутанов – перекидных арок, переброшенных на контрфорсы от пяты свода. Аркбутаны создают среднее, диагональное давление. Схема конструкции готического храма
  • Однако стрельчатая арка, опирающаяся только с двух сторон на пучки колонн была бы в отличии от полукруглой, неустойчивой.
  • Требовалось укрепить ее, уравновесив силу распора и силу тяжести. Эту-то главную работу и выполняют вынесенные на наружу мощные столбы контрфорсы посредством аркбутанов – перекидных арок, переброшенных на контрфорсы от пяты свода.
  • Аркбутаны создают среднее, диагональное давление.

Схема конструкции готического храма

Здание представляет собой каркас, скелет из стрельчатого свода, аркбутанов и контрфорсов. Освобожденные от нагрузки стены в промежутках между столбами прорезались арочными окнами. Вынесение наружу конструктивных элементов, нейтрализующих распор свода, позволило создать ощущение лёгкости и пространственной свободы интерьера, стремительного вознесения его вертикалей, умеряемого междуярусными членениями. В свою очередь обнажённые конструкции, окружающие собор с Ю., В. и С. (и не видимые ни в интерьере, ни с фасада), впечатляют наглядным выражением действия тектонических сил, мощью своего ритма.
  • Здание представляет собой каркас, скелет из стрельчатого свода, аркбутанов и контрфорсов.
  • Освобожденные от нагрузки стены в промежутках между столбами прорезались арочными окнами.
  • Вынесение наружу конструктивных элементов, нейтрализующих распор свода, позволило создать ощущение лёгкости и пространственной свободы интерьера, стремительного вознесения его вертикалей, умеряемого междуярусными членениями.
  • В свою очередь обнажённые конструкции, окружающие собор с Ю., В. и С. (и не видимые ни в интерьере, ни с фасада), впечатляют наглядным выражением действия тектонических сил, мощью своего ритма.
Двухбашенные западные фасады французских соборов с 3 глубокими «перспективными» порталами и узорным круглым окном (« розой ») в центре сочетают устремление ввысь с ясностью и уравновешенностью членений. На фасадах бесконечно варьируются стрельчатые арки и архитектурно-пластические мотивы — ажурные фронтоны ( вимперги ), башенки ( фиалы ), завитки ( краббы ) и т. д. Собор Амьенской Богоматери
  • Двухбашенные западные фасады французских соборов с 3 глубокими «перспективными» порталами и узорным круглым окном (« розой ») в центре сочетают устремление ввысь с ясностью и уравновешенностью членений. На фасадах бесконечно варьируются стрельчатые арки и архитектурно-пластические мотивы — ажурные фронтоны ( вимперги ), башенки ( фиалы ), завитки ( краббы ) и т. д.

Собор Амьенской Богоматери

Ранняя готика Сложившаяся готическая каркасная система появилась в церкви аббатства Сен-Дени (1137–44). К ранней готике относятся также соборы в Лане (около 1150—1215), Парижской богоматери (1163–1257), в Шартре (1194–1260).

Ранняя готика

  • Сложившаяся готическая каркасная система появилась в церкви аббатства Сен-Дени (1137–44).
  • К ранней готике относятся также соборы в Лане (около 1150—1215),
  • Парижской богоматери (1163–1257),
  • в Шартре (1194–1260).
Зрелая готика В самой Франции в конце 13 – начале 14 вв. строительство соборов переживало кризис: архитектурные формы становятся суше, декор – обильнее, статуи приобретают одинаковый подчёркнутый изгиб и стандартную слащавость. Особым богатством ритма, совершенством архитектурной композиции и скульптурного декора отличаются грандиозные соборы зрелой готики – в Реймсе (1211–1311) и Амьене (1220–88), а также часовня Сент-Шапель в Париже (1243–48) с великолепными витражами. Общее число статуй Реймского собора составляет 2303

Зрелая готика

  • В самой Франции в конце 13 – начале 14 вв. строительство соборов переживало кризис: архитектурные формы становятся суше, декор – обильнее, статуи приобретают одинаковый подчёркнутый изгиб и стандартную слащавость.
  • Особым богатством ритма, совершенством архитектурной композиции и скульптурного декора отличаются грандиозные соборы зрелой готики – в Реймсе (1211–1311)
  • и Амьене (1220–88),
  • а также часовня Сент-Шапель в Париже (1243–48) с великолепными витражами.

Общее число статуй Реймского собора составляет 2303

Собор Парижской Богоматери Собор Парижской Богоматери, Нотр-Дам де Пари (Notre-Dame de Paris), памятник ранней французской готики , ставший образцом для многих церквей Франции и др. стран. Находится в Париже на острове Сите. Представляет собой 5-нефную базилику (длина 130 м ,  ширина 108 м , высота интерьера 35 м ) с коротким трансептом и двумя фланкирующими западный фасад башнями (высота 69 м ).  Для архитектуры собор Парижской богоматери характерно сочетание черт романского стиля (горизонтальные членения фасадов, частично не обработанные поверхности стен, простота архитектурного декора) с новым, готическим пониманием пространства здания и применением новых конструкций (стрельчатая арка, аркбутаны ).

Собор Парижской Богоматери

  • Собор Парижской Богоматери, Нотр-Дам де Пари (Notre-Dame de Paris), памятник ранней французской готики , ставший образцом для многих церквей Франции и др. стран.
  • Находится в Париже на острове Сите.
  • Представляет собой 5-нефную базилику (длина 130 м , ширина 108 м , высота интерьера 35 м ) с коротким трансептом и двумя фланкирующими западный фасад башнями (высота 69 м ).
  • Для архитектуры собор Парижской богоматери характерно сочетание черт романского стиля (горизонтальные членения фасадов, частично не обработанные поверхности стен, простота архитектурного декора) с новым, готическим пониманием пространства здания и применением новых конструкций (стрельчатая арка, аркбутаны ).
Готика Франции 13–14 вв. С 14 в. всё большее значение приобретали городские и монастырские церкви зального типа (с равной высотой нефов), замковые и дворцовые капеллы. Все они невелики, просты в плане, но по их сводам («сетчатым», «сотовым», «звездчатым» и т. д.) стелются сложные, иногда криволинейные узоры нервюр. Звездчатый свод Звездчатый свод Базилика Святого Франциска в Ассизи Сетчатый свод Шартрский Собор Внутри Сотовый свод

Готика Франции 13–14 вв.

  • С 14 в. всё большее значение приобретали городские и монастырские церкви зального типа (с равной высотой нефов), замковые и дворцовые капеллы. Все они невелики, просты в плане, но по их сводам («сетчатым», «сотовым», «звездчатым» и т. д.) стелются сложные, иногда криволинейные узоры нервюр.

Звездчатый свод

Звездчатый свод

Базилика Святого Франциска в Ассизи

Сетчатый свод

Шартрский Собор Внутри

Сотовый свод

Готика в европейских странах С середины 13 в. соборы франц. типа строились в др. европейских странах – в Германии (Кёльн, 1248–1880) и Нидерландах (Утрехт, 1254–1517), Испании (Бургос, 1221–1599) и Англии (Вестминстерское аббатство в Лондоне, 1245–1745), Швеции (Упсала, начат около 1260), Чехии (хор и трансепт собора св. Вита в Праге, 1344–1420) и Италии (Милан, 1386–1856), где складывались также самостоятельные национальные варианты готики. Крестоносцы донесли принципы французской готики вплоть до Родоса, Кипра и Сирии. Кипр. Собор Святого Николая (Фамагуста)

Готика в европейских странах

  • С середины 13 в. соборы франц. типа строились в др. европейских странах – в Германии (Кёльн, 1248–1880)
  • и Нидерландах (Утрехт, 1254–1517),
  • Испании (Бургос, 1221–1599)
  • и Англии (Вестминстерское аббатство в Лондоне, 1245–1745),
  • Швеции (Упсала, начат около 1260),
  • Чехии (хор и трансепт собора св. Вита в Праге, 1344–1420)
  • и Италии (Милан, 1386–1856), где складывались также самостоятельные национальные варианты готики.
  • Крестоносцы донесли принципы французской готики вплоть до Родоса, Кипра и Сирии.

Кипр. Собор Святого Николая (Фамагуста)

Готика в Германии В Германии расцвет готики наступил в середине 13 в. Здесь рано появились зальные церкви; на Ю.-З. сложился тип однобашенного собора; на С. строились кирпичные церкви, в которых упрощение планов, объемов и конструкции сочеталось часто с узорной кладкой, применением глазурованного и фигурного кирпича. западный хор собора в Наумбурге, после 1249 монастырь в Корине, 1275–1334 Фрейбургим-Брейсгау, около 1200 – конец 15 в. Элизабеткирхе в Марбурге, 1235–83 Ульмский собор, 1377– 1529, высота оконченной в 19 в. башни 162 м Мариенкирхе в Пренцлау, 1326–40 Мариенкирхе в Любеке, около 1270–1350

Готика в Германии

  • В Германии расцвет готики наступил в середине 13 в.
  • Здесь рано появились зальные церкви;
  • на Ю.-З. сложился тип однобашенного собора;
  • на С. строились кирпичные церкви, в которых упрощение планов, объемов и конструкции сочеталось часто с узорной кладкой, применением глазурованного и фигурного кирпича.

западный хор собора в Наумбурге, после 1249

монастырь в Корине, 1275–1334

Фрейбургим-Брейсгау, около 1200 – конец 15 в.

Элизабеткирхе в Марбурге, 1235–83

Ульмский собор, 1377– 1529, высота оконченной в 19 в. башни 162 м

Мариенкирхе в Пренцлау, 1326–40

Мариенкирхе в Любеке, около 1270–1350

Поздняя немецкая готика Поздняя немецкая готика (конец 14 – начало 16 вв.) породила блестящие образцы зальных церквей и дворцовых залов со сложными сводами. Крупные готические постройки возникли в Австрии и Швейцарии Анненкирхе в Аннаберг-Буххольце, 1499–1525) Альбрехтсбург в Мейсене, 1471–1485 готические части собора св. Стефана в Вене, 1304–1454 собор в Берне, 1421–1588

Поздняя немецкая готика

  • Поздняя немецкая готика (конец 14 – начало 16 вв.) породила блестящие образцы зальных церквей и дворцовых залов со сложными сводами.
  • Крупные готические постройки возникли в Австрии и Швейцарии

Анненкирхе в Аннаберг-Буххольце, 1499–1525)

Альбрехтсбург в Мейсене, 1471–1485

готические части собора св. Стефана в Вене, 1304–1454

собор в Берне, 1421–1588

Нидерландская готика Собор Антверпенской Богоматери Собор Святого Румольда Мехелен Славу нидерландской готике принесли великолепные башни соборов в Антверпене (1521–1530) и Мехелене (1452–1578).

Нидерландская готика

Собор Антверпенской Богоматери

Собор Святого Румольда Мехелен

  • Славу нидерландской готике принесли великолепные башни соборов в Антверпене (1521–1530) и Мехелене (1452–1578).
Испанская готика В городских соборах Испании интерьер разделён надвое заалтарным образом ретабло (исп. retablo, от лат. retro – за, позади и tabula – доска). Ретабло обычно больших размеров, характерен для испанских и латиноамериканских церквей 15–18 вв., нередко верхним краем достигает потолка, состоит из архитектурного обрамления, фигурной и орнаментальной скульптуры, покрывающей ретабло сплошным ковром; иногда включает в себя и живописные изображения. Основными материалами ретабло были дерево, алебастр или мрамор. Хиль де Силоэ и Диего де ла Крус, ретабло церкви монастыря Мирафлорес в Бургосе, раскрашенное дерево, 1496–99 Собор Толедо 1226

Испанская готика

  • В городских соборах Испании интерьер разделён надвое заалтарным образом ретабло (исп. retablo, от лат. retro – за, позади и tabula – доска).
  • Ретабло обычно больших размеров, характерен для испанских и латиноамериканских церквей 15–18 вв., нередко верхним краем достигает потолка, состоит из архитектурного обрамления, фигурной и орнаментальной скульптуры, покрывающей ретабло сплошным ковром; иногда включает в себя и живописные изображения.
  • Основными материалами ретабло были дерево, алебастр или мрамор.

Хиль де Силоэ и Диего де ла Крус, ретабло церкви монастыря Мирафлорес в Бургосе, раскрашенное дерево, 1496–99

Собор Толедо 1226

 Английские соборы, большей частью монастырские, обычно представляют собой невысокий вытянутый в длину объём с прямоугольным завершением хора и башней над средокрестием. По формам декора различаются стили: ранний («ланцетовидный»), «украшенный» (близкий к «пламенеющей» готике») и «перпендикулярный», не имеющий аналогий в других странах и отличающийся дробным ритмом непрерывающихся вертикалей на стенах и окнах и чисто декоративным прихотливым плетением нервюр на сводах и резных потолках . Эпидемия чумы – «черная смерть» (1348–49) – истребила большинство искусных городских мастеров, что ускорило конец «украшенной готики» – золотого века для мастеров обработки камня. Городских каменщиков сменили сельские мастера: это способствовало упрощению основных очертаний построек и оживлению народных традиций. Английская готика собор в Солсбери, 1220–1266 капелла Кингс-колледжа в Кембридже, 1446–1515 собор в Эксетере, между 1275–1375 хор собора в Глостере, 1329–77
  • Английские соборы, большей частью монастырские, обычно представляют собой невысокий вытянутый в длину объём с прямоугольным завершением хора и башней над средокрестием.
  • По формам декора различаются стили:
  • ранний («ланцетовидный»),
  • «украшенный» (близкий к «пламенеющей» готике»)
  • и «перпендикулярный», не имеющий аналогий в других странах и отличающийся дробным ритмом непрерывающихся вертикалей на стенах и окнах и чисто декоративным прихотливым плетением нервюр на сводах и резных потолках .
  • Эпидемия чумы – «черная смерть» (1348–49) – истребила большинство искусных городских мастеров, что ускорило конец «украшенной готики» – золотого века для мастеров обработки камня. Городских каменщиков сменили сельские мастера: это способствовало упрощению основных очертаний построек и оживлению народных традиций.

Английская готика

собор в Солсбери, 1220–1266

капелла Кингс-колледжа в Кембридже, 1446–1515

собор в Эксетере, между 1275–1375

хор собора в Глостере, 1329–77

Итальянсая готика Своеобразна готика Италии, где в 13–14 вв. готические элементы включались в храмы, сохранявшие общий романский тип; даже храмам с готическими сводами присущи статичность масс, ясная обозримость обширного пространства. В итальянском изобразительном искусстве распространение готики было ограничено ранним развитием культуры Возрождения . собор в Орвието, 1290–1569 Санта-Мария Новелла во Флоренции, около 1278 – около 1360

Итальянсая готика

  • Своеобразна готика Италии, где в 13–14 вв. готические элементы включались в храмы, сохранявшие общий романский тип;
  • даже храмам с готическими сводами присущи статичность масс, ясная обозримость обширного пространства. В итальянском изобразительном искусстве распространение готики было ограничено ранним развитием культуры Возрождения .

собор в Орвието, 1290–1569

Санта-Мария Новелла во Флоренции, около 1278 – около 1360

Витраж Витраж (франц. vitrage, от лат. vitrum – стекло), орнаментальная или сюжетная декоративная композиция (в окне, двери, перегородке, в виде самостоятельного панно) из стекла или другого материала, пропускающего свет. В эпоху готики техника витража остаётся той же, что и в романскую, но обогащается цветовой набор стёкол. Разнообразна и тематика витражей, усложняются сюжеты, наряду с религиозными сценами появляются бытовые, изображающие труд ремесленников (собор в Шартре, 1260). В гамме витража преобладают красные, синие и жёлтые тона. Витражи. Собор в Шартре, 1260

Витраж

  • Витраж (франц. vitrage, от лат. vitrum – стекло), орнаментальная или сюжетная декоративная композиция (в окне, двери, перегородке, в виде самостоятельного панно) из стекла или другого материала, пропускающего свет. В эпоху готики техника витража остаётся той же, что и в романскую, но обогащается цветовой набор стёкол. Разнообразна и тематика витражей, усложняются сюжеты, наряду с религиозными сценами появляются бытовые, изображающие труд ремесленников (собор в Шартре, 1260).
  • В гамме витража преобладают красные, синие и жёлтые тона.

Витражи. Собор в Шартре, 1260

В восточных областях Европы готическим постройкам нередко присущи крепостные черты, лаконизм и даже суровость форм. Эволюция интерьера готического храма . 1. Ранняя готика. Франция (собор Парижской богоматери). 2. Зрелая готика. Франция (собор в Реймсе). 3. Поздняя готика. Англия («украшенный стиль»; аббатство Гисборо). 4. «Перпендикулярная готика». Англия (собор в Уинчестере).
  • В восточных областях Европы готическим постройкам нередко присущи крепостные черты, лаконизм и даже суровость форм.

Эволюция интерьера готического храма . 1. Ранняя готика. Франция (собор Парижской богоматери). 2. Зрелая готика. Франция (собор в Реймсе). 3. Поздняя готика. Англия («украшенный стиль»; аббатство Гисборо). 4. «Перпендикулярная готика». Англия (собор в Уинчестере).

Архитектурный  словарик

Архитектурный словарик

НЕРВЮРА – арка, образующая укрепляющее свод ребро.  Нервюры образуют каркас, несущий основную нагрузку тяжёлого свода.  ГОТИЧЕСКАЯ РОЗА – узорное круглое окно Собор в Амьене, XIII-XIV вв.

НЕРВЮРА – арка, образующая укрепляющее свод ребро.

Нервюры образуют каркас, несущий основную нагрузку тяжёлого свода.

ГОТИЧЕСКАЯ РОЗА – узорное круглое окно

Собор в Амьене, XIII-XIV вв.

Гурт Гурт (нем. Gurt, буквально – пояс, подпруга), арка из тёсаных клинчатых камней, которая укрепляет ребра крестового свода , выполненного из мелких камней. Применение гурта в готической архитектуре явилось одним из первых примеров разделения постройки на прочный каркас и лёгкое заполнение. С введением гурта упростился характер кладки, уменьшился вес и возросла прочность крестовых сводов. Во французском готике гурт получил название нервюры . В другом смысле гурт – профилированная горизонтальная тяга , членящая фасад здания Схема кладки сводов на гуртах в капелле Генриха VII (1503–19) в Вестминстерском аббатстве в Лондоне.

Гурт

  • Гурт (нем. Gurt, буквально – пояс, подпруга), арка из тёсаных клинчатых камней, которая укрепляет ребра крестового свода , выполненного из мелких камней. Применение гурта в готической архитектуре явилось одним из первых примеров разделения постройки на прочный каркас и лёгкое заполнение. С введением гурта упростился характер кладки, уменьшился вес и возросла прочность крестовых сводов. Во французском готике гурт получил название нервюры . В другом смысле гурт – профилированная горизонтальная тяга , членящая фасад здания

Схема кладки сводов на гуртах в капелле Генриха VII (1503–19) в Вестминстерском аббатстве в Лондоне.

Тяга Тяга в архитектуре, горизонтальный профилированный поясок, выступ (обычно штукатурный или каменный), членящий стены зданий или обрамляющий панно и потолки. Как правило, состоит из нескольких обломов . Фасад с горизонтальными тягами.

Тяга

  • Тяга в архитектуре, горизонтальный профилированный поясок, выступ (обычно штукатурный или каменный), членящий стены зданий или обрамляющий панно и потолки. Как правило, состоит из нескольких обломов .

Фасад с горизонтальными тягами.

Вопросы для повторения что такое «готическая роза» ? Для чего нужны были башни-«бефруа»? Что такое «аркбутаны» ? Из чего возникла стрельчатая арка? Что такое «витраж» ? Что такое «ретабло» и для какой страны это характерно? Какой вид изобразительного искусства был основным в эпоху готики? Какая цветовая гамма преобладает в витражах в эпоху готики? узорное круглое окно они служили дозорными башнями перекидные арки из травеи картина из стекла это заалтарный образ и характерен для Испании скульптура красные, синие и желтые тона

Вопросы для повторения

  • что такое «готическая роза» ?
  • Для чего нужны были башни-«бефруа»?
  • Что такое «аркбутаны» ?
  • Из чего возникла стрельчатая арка?
  • Что такое «витраж» ?
  • Что такое «ретабло» и для какой страны это характерно?
  • Какой вид изобразительного искусства был основным в эпоху готики?
  • Какая цветовая гамма преобладает в витражах в эпоху готики?

узорное круглое окно

они служили дозорными башнями

перекидные арки

из травеи

картина из стекла

это заалтарный образ и характерен для Испании

скульптура

красные, синие и желтые тона

Источники Дмитриева Н.А. Краткая история искусства. – М.: Искусство. – Вып. 1, 1985, С. 148–153; Мэйсон Энтони. Древние цивилизации. Иллюстрированный атлас для детей. Пер. с англ. Е. Б. Щабельской. – М.: Оникс, 1997, С.58–60; Арган Дж. К. История итальянского искусства: Пер. с ит. Т. 1. – М.: Радуга, 1990, С. 131–135; Этюды об изобразительном искусстве – М. Алпатов, М. Алленов, А. Баранов и др. – М.: Просвещение, 1993, С. 29–33. http://yazovskikhyuri.wixsite.com/history/gotika?_escaped_fragment_ http://www.help-rus-student.ru/text/20/199.htm

Источники

  • Дмитриева Н.А. Краткая история искусства. – М.: Искусство. – Вып. 1, 1985, С. 148–153;
  • Мэйсон Энтони. Древние цивилизации. Иллюстрированный атлас для детей. Пер. с англ. Е. Б. Щабельской. – М.: Оникс, 1997, С.58–60;
  • Арган Дж. К. История итальянского искусства: Пер. с ит. Т. 1. – М.: Радуга, 1990, С. 131–135;
  • Этюды об изобразительном искусстве – М. Алпатов, М. Алленов, А. Баранов и др. – М.: Просвещение, 1993, С. 29–33.
  • http://yazovskikhyuri.wixsite.com/history/gotika?_escaped_fragment_
  • http://www.help-rus-student.ru/text/20/199.htm


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!