СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Грамотная речь как показатель культуры человека.

Нажмите, чтобы узнать подробности

повторить и обобщить изученный за  курс средней школы материал по русскому языку, проверить уровень усвоения знаний с помощью системы заданий разного типа; продолжить знакомство  обучающихся с типами речевых  и грамматических ошибок и дать тренировочные упражнения на их исправление.

Просмотр содержимого документа
«Грамотная речь как показатель культуры человека.»

Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Республики Крым «Красногвардейский агропромышленный техникум»












Методическая разработка урока

по дисциплине «Родной (русский) язык»


Тема: «Грамотная речь как показатель культуры человека»









Преподаватель:

Абраимова Вероника Николаевна,

высшей квалификационной категории

















Красногвардейское, 2021


Пояснительная записка


При планировании данного урока учитывались особенности обучающихся результативно работать самостоятельно, используя дополнительную литературу.

В достаточном количестве в ходе урока применялся наглядный материал: презентация, интерактивная доска для демонстрации, оценочный лист, карточки, эпиграф к уроку.

Психологический климат на уроке был очень комфортный, так как присутствовало взаимопонимание между обучающимися и преподавателем. Высокая работоспособность обучающихся на уроке достигалась за счет познавательного интереса и за счет навыков выполнения практических работ.

Данный урок является многоцелевым, поскольку позволяет решить комплекс задач:

- повторить изученный материал, основные понятия, определения;

- прививать навыки самостоятельного поиска и анализа;

- пробуждать любознательность;

- воспитывать у обучающихся вежливое, уважительное отношение друг к другу, умение вместе обучаться.

Выбор структуры урока обусловлен тем, что каждый следующий этап урока является логическим продолжением предыдущего.

На уроке были использованы следующие формы организации учебной деятельности обучающихся: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная и др. Каждая форма является оптимальной при решении данной конкретной задачи урока.

На уроке преобладал творческий, частично-поисковый характер деятельности обучающихся, «сталкивание» обучающегося с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса, создавались условия для освоения обучающимися знаний преимущественно в форме поисковой деятельности.

На уроке использовался наглядный метод - демонстрация презентации.

Словесный метод - изучение нового материала.

Практический метод - на этапе закрепления, выполнение упражнения.

В ходе урока были применены элементы технологии критического мышления и работы в сотрудничестве.

Были соблюдены основные принципы обучения: последовательность, доступность, наглядность, активность, научность.

В целом, удалось решить на необходимом уровне поставленные задачи урока и получить соответствующие им результаты обучения, избежав при этом перегрузки и переутомления обучающихся, сохранив рабочее настроение и хорошее самочувствие.



















Тема: Грамотная речь как показатель культуры человека.

Цели урока:

Цели обучения определяются через формирование коммуникативной компетенции:

- понимать читаемый текст,

- определять тему и основную мысль текста,

- формулировать основную мысль своего высказывания, развивать высказанную мысль,

- аргументировать свою точку зрения,

- строить композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения,

- отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи,

- соблюдать при письме нормы литературного языка, в том числе орфографические и пунктуационные. Большую роль в создании речевой среды на уроке играет подбор дидактического материала.

Познавательный аспект: повторить и обобщить изученный за курс средней школы материал по русскому языку, проверить уровень усвоения знаний с помощью системы заданий разного типа; продолжить знакомство обучающихся с типами речевых и грамматических ошибок и дать тренировочные упражнения на их исправление.

Развивающий аспект: развивать ключевые компетенции, речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы; развивать умения самоконтроля, взаимоконтроля, умение работать во времени, развитие речемыслительных и творческих способностей учащихся;

Воспитательный аспект: совершенствование навыков этичного межличностного общения, воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры; формирование навыков контроля и самоконтроля, активизация познавательной деятельности в коллективе и формирование навыков сотрудничества в решении поисковых задач, воспитание у обучающихся морально-ценностных чувств.

Методические цели:

- индивидуализация и дифференциация процесса обучения;

- осуществление контроля с обратной связью, с диагностикой ошибок и оценкой результатов деятельности;

- осуществление самоконтроля и самокоррекции; осуществление в процессе усвоения учебного материала тренировки и самоподготовки обучающихся.


Комплексная работа с текстом использована для совершенствования языковой, лингвистической и культурологической компетенции обучающихся.

- лингвистическая компетенция, т.е. умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений;

- языковая компетенция, т. е. практическое владение родным языком, его словарем и грамматическим строем, соблюдением языковых норм;

- коммуникативная компетенция, т.е. умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания;

- интеллектуальная компетентность, т.е. умение осуществлять анализ, синтез, обобщение и систематизацию языковых и текстовых единиц.


Тип урока: повторительно-обобщающий

Вид урока: практикум

Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная и др.


Анализ текста предполагает опору не только на знания, но и на чувство языка, речевую интуицию, без чего невозможен процесс совершенствования культуры речи. Именно через текст реализуются все цели обучения в их комплексе: коммуникативная, образовательная, воспитательная.

Наконец, в тексте отражаются факты и особенности национальной культуры. Через текст обучающиеся усваивают знания и ценности, духовную культуру своего народа, уточняют нравственные и эстетические позиции.

Информационная компетенция обучающихся проявляется при создании слайдовой презентации по теме урока или при подготовке одного из его этапов.

Задачи урока:

- актуализировать и систематизировать теоретические знания по развитию речи, по основным разделам русского языка: Орфографии, Орфоэпии, Лексике, Синтаксису и т.д.;

- исследовать синтаксические конструкции через их сравнительный анализ;

- обобщить представления об экспрессивных возможностях данных синтаксических конструкций и показать необходимость их использования;

- умение грамотно проводить комплексный анализ текста;

- совершенствовать навыки правописания.

Методы работы:

- по характеру познавательной деятельности обучающихся: репродуктивный, проблемный (проблемная ситуация возникает при столкновении обучающихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новой учебной ситуации), частично-поисковый;

- по степени активности обучающихся: продуктивные, творческие;

- по источнику знаний: словесные, практические;

- стимулирования и мотивации: познавательные, эмоциональные;

- интеллектуальные: индуктивные, дедуктивные, сравнения, классификации материала;

- контроля и самоконтроля: устный, письменный, самоконтроль и взаимоконтроль;

- по организации деятельности: индивидуальные, групповые, парные, фронтальные.


Прогнозируемый результат: предполагается понимание обучающимися практической значимости грамотной речи, формирование видения речевых и грамматических ошибок и умения их исправлять.


Оборудование:

Рабочий лист урока, презентация, интерактивная доска для демонстрации, оценочный лист, карточки, эпиграф к уроку, слайд – диктант, раздаточный материал.






















Ход урока


I. Организационный момент.


II. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

1. Оглашение темы, целей и задач урока.


2. Актуализация опорных знаний обучающихся.

1) Работа с эпиграфом в виде беседы. Постановка учебной задачи.

Слово преподавателя.

- Давайте начнем нашу работу с чтения эпиграфа. «Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык» - писал А.Н. Толстой.

2) Беседа с обучающимися:

- Как вы понимаете слова известного русского писателя?

- Как вы считаете, для чего нужно говорить правильно?

- Исправите ли вы собеседника, если он допустит речевую ошибку? Свой ответ аргументируйте.


Да, исправлю

Нет

Не знаю

- Не нравится, когда говорят неправильно

- Чтобы не смущать человека

- В зависимости от собеседника

- Не надо портить русский язык

- Не обидеть

- В зависимости от настроения

- Чтобы человек больше не допускал ошибок

- Не оказаться бестактным



3) Слово преподавателя.

Называние типа урока, формулирование цели обучающимися.

- Как вы думаете, какова цель нашего урока? (Цель: продолжить работу по культуре речи, формировать коммуникативную компетенцию, умение анализировать текст, разобрать задания тестов, повторить сложные вопросы различных разделов языкознания).

4). Работа по теме урока.

1. Орфоэпическая разминка.

Слово преподавателя.

- Грамотный человек должен правильно произносить слова. Орфоэпия учит нас этому. Я предлагаю вам выполнить орфоэпическую разминку. На слайде слова одни из вариантов ЕГЭ. На ваших столах листы с этими же словами.

Ваша задача: в течение 2 - 3 минут расставить ударение в предложенных словах.

Добыча, прибывший, асимметрия, закупорить, премировать, вероисповедание, водопровод, избаловать, обеспечение, договор, завсегдатай, облегчить, приткнутый, озвучение, ивовый

(добЫча, прибЫвший, асимметрИя, закУпорить, премировАть, вероисповЕдание, водопровОд, избаловАть, обеспЕчение, договОр, завсегдАтай, облегчИть, прИткнутый, озвУчение, Ивовый).

Проверьте себя (На проекторе слайд с правильными ответами). Посчитайте количество ошибок. Оцените себя. (На проекторе слайд с критериями оценки). Спасибо за работу.


Слово преподавателя:

- Вы сейчас уже должны хорошо ориентироваться в терминах и понятиях, которыми вам предстоит пользоваться, когда будете студентами учебных заведений. Таких слов множество. Значение их знать необходимо, так же, как и правописание, ведь они встречаются на уроках.


2. Слово преподавателя.

- Ребята, а как вы отнесётесь к мнению А.С. Пушкина?

Как уст румяных без улыбки,

Без грамматической ошибки

Я русской речи не люблю.

- А к мнению Гоголя? Никто из наших поэтов не был так скуп на слова и выражения, как Пушкин, так и смотрел осторожно за самим собой, чтобы не сказать неумеренного и лишнего.

- Приглашаю вас к размышлению. Попытаемся разрешить это противоречие и найти ответ на вопрос, что же имел в виду Пушкин.


3. Решение учебной задачи. Обучающиеся работают в группах в течение 5 - 7 минут.

Для решения этой задачи группа разделиться на 2 подгруппы: 1 подгруппа - в роли преподавателя русского языка, 2 подгруппа – в роли лингвиста.


Редактирование текстов


I подгруппа

Задание: Вы преподаватель русского языка. Вам на проверку попала тетрадь нового обучающегося в группе, которого вы не знаете. Проверьте тетрадь, исправьте ошибки. Определите вид ошибки. Каким вы представили себе нового обучающегося? Воспользуйтесь примерной схемой ответа.


Карточка-тетрадь


1. Впереди лидирует команда наших спортсменов. (употребление лишнего слова)

2. На примере конкретных примеров покажите своеобразие чеховского пейзажа (употребление рядом однокоренных слов).

3. Чтобы быть грамотным и с большим жаргоном слов, надо много читать (употребление слова в несвойственном ему значении).

4. Родители хотели устроить праздник более пышнее. (неправильное образование форм прилагательных).


Примерная схема ответа

Новый обучающийся (Ф.И.) допустил следующие виды речевых ошибок (формулировка вида ошибки, чтение предложения).

В исправленном варианте предложения должны звучать так: (чтение исправленных вариантов).


II подгруппа

Задание: Прочитайте выразительно предложения. Определите вид ошибки. Намеренно ли допускает эти ошибки писатель? С какой целью использует этот приём писатель?

Карточка – текст

1) Как только я выдержала экзамены, то сейчас же поехала с маменькой, мебелью и братом… на дачу. (А.П. Чехов) (Отсутствие логики)

2) Взять жену без состояния я в состоянии, но входить в долги из-за тряпок я не в состоянии. (А.С. Пушкин). (Каламбур, словесная шутка)

3) Вдруг какой – нибудь эдакой, можете себе представить себе, Невский проспект, или там, знаете, какая – нибудь Гороховая, чёрт возьми, или там эдакая какая – нибудь Литейная; там шпиц эдакой какой – нибудь в воздухе; мосты там висят эдаким чёртом… ( Н.В. Гоголь ). (Повтор слов, ругательные слова).


Вывод: Подобные нарушения логики высказывания используются как стилистический приём создания комического эффекта.


4. Группы представляют результаты своей работы.

Комментарии преподавателя.

- Так что же имел в виду Пушкин, сказав: «… без грамматической ошибки я русской речи не люблю»?

Вспомним слова Н.В. Гоголя: «Никто из наших поэтов не был так скуп на слова и выражения, как Пушкин, так не смотрел осторожно за самим собой, чтобы не сказать неумеренного и лишнего». Пушкин прекрасно знал нормы литературного языка, тщательно редактировал свои рукописи, внимательно относился к тем критикам, которые отмечали немногочисленные неправильности его стихов. В языке художественной литературы нарушения нормы вполне возможны.

Лев Владимирович Щерба (1880 - 1944), русский языковед, утверждал: «…Авторов, вовсе не отступающих от нормы, конечно, не существует – они были бы невыносимо скучны. Когда чувство нормы воспитано у человека, тогда – то он начинает чувствовать всю прелесть обоснованных отступлений от неё у разных хороших писателей».


- Итак, к какому же выводу мы пришли? Нужно ли говорить правильно? Кто имеет право на ошибку?


5. Слово преподавателя. Знакомство с текстом. Стихотворение В. Шефнера «Устная речь».

- Любовь к родному языку связана с умением вслушиваться, вдумываться в слово. Умение надо развивать, чтобы научиться хорошо говорить, писать и понимать текст.

Слово «Текст» заимствовано в XVIII веке из немецкого языка. Text - словесное единство. Сегодня на уроке мы не только будем объяснять синтаксические понятия, но и продолжать учиться искусству чтения и понимания текста в его словесном единстве.

(1 обучающийся выразительно читает стихотворение наизусть)

Это так, а не иначе.

Ты мне, друг мой, не перечь:

Люди стали жить богаче,

Но беднее стала речь.


Гаснет устная словесность,

Разговорная краса;

Отступают в неизвестность

Речи русской чудеса.


Сотни слов родных и метких,

Сникнув, голос потеряв,

Взаперти, как птицы в клетках,

Дремлют в толстых словарях.


Ты их выпусти оттуда,

В быт обыденный верни,

Чтобы речь - людское чудо -

Не скудела в наши дни.


6. Групповая, парная, индивидуальная работа по интересам.

На уроке работают три группы:

«Литературоведы» (объясняют тему и идею текста);

«Языковеды» (исследуют языковые средства, изобразительно-выразительные средства, раскрывающие тему и идею стихотворения);

«Лингвисты» (исследуют синтаксические конструкции, помогающие понять мысль автора).


7. Планирование учебной деятельности. Собственно учебная деятельность-комплексный анализ текста.

Обучающиеся знакомятся с заданиями к тексту, алгоритмом работы, формируют пары, группы, кто-то решает работать индивидуально, отбирают справочную литературу.



Основной алгоритм

1. Выпишите ключевые слова текста.

2. Найдите в словаре объяснение слов в переносном значении.

3. Исследуйте синтаксические конструкции текста.

Индивидуальные задания:

1. Подберите синонимы из текста к слову речь (отметьте текстовые синонимы).

2. Укажите и объясните тропы, используемые автором: метафоры, эпитеты, сравнения.

Творческое задание:

  1. Составьте связное устное высказывание на основе практического исследования.


8. Задание «Оратор».

Подготовьте устное выступление на 1 минуту, с помощью которого убедите своего одногруппника в том, что изучение этой темы просто необходимо.


9. Выполнение тестового задания.

Паронимы - однокоренные слова, близкие по значению или частично совпадающие в своем значении.

- Чем отличаются данные пары слов? Устно объясните лексические значения паронимов. Выполните тестовые задания.


1. Надеть – одеть

В каком предложении вместо слова одеть нужно употребить слово Надеть?

1) После вчерашнего ливня в туфлях и улицу не перейдёшь, придётся одеть охотничьи сапоги.

2) Дарья Александровна обдумывала, как потеплее одеть детей завтра.

3) Хвойный лес одел все горы и подошёл вплотную к морю.

4) Танцоров одели в национальные костюмы.


2. Обсуждение – осуждение

В каком предложении вместо слова Обсуждение нужно употребить Осуждение?

1) Обсуждение проблемы загрязнения окружающей среды стало важней темой.

2) Никогда нельзя предугадать результаты Обсуждения сути научного открытия.

3) Урок был посвящен Обсуждению новой книги В. Распутина.

4) Обсуждение преступника судом на 3 года исправительных работ вызвало недовольство горожан.


3. Освоить – усвоить

В каком предложении вместо слова Освоить нужно употребить Усвоить?

1) Завод Освоил выпуск новой продукции.

2) Ученик сумел быстро Освоить

новый материал.

3) Жители деревни решили Освоить новые земли для посева зерновых культур.

4) Пришлось Освоить новую технику.


Обсуждение - процесс действия по знач. глаг.: обсуждать, обсудить. Осуждение - неодобрение, порицание.

Надеть что-либо - Одеть кого-либо.

Освоить – овладеть, довести до состояния годности.

Усваивать – 1) делать своим, свойственным, присущим себе. 2) запоминать, выучивать, осваивать

Проверка. Код ответов: 1, 4, 2


IV. Закрепление полученных знаний.

1. Творческое задание «Кубики».

Построить из данных «кубиков» текст, прочитайте его.

Внимание! У текста нет заключительной части. Придумайте концовку.

I. Задумались ли вы над тем, в чём проявляется богатство нашего языка?

II. Красота и благозвучие русского языка связаны, например, с чередованием звонких и глухих согласных, с тем, что есть ещё и мягкие, которые для слуха очень приятны.

III. Однако не забудем и о звуковой стороне речи.

IV. Русский язык хорошо справляется с обязанностями быть средством общения: он неисчерпаемо богат.

V. Если вы ответите, что оно заключается в богатстве словаря, в отточенности синонимических конструкций, то будете правы.

VI. Очень активны и гласные в нашей речи: хотя их всего шесть, они постоянно сопутствуют согласным, не допуская обычно их большого стечения. (по И.И. Постниковой и И.М. Подгаецкой).

Код ответов: IV, I, V, III, II, VI


2. Устные высказывания обучающихся: «Литературоведов», «Языковедов», «Лингвистов».

1 обучающийся называет ключевые слова текста.

Существительные: «словесность», «краса», «чудеса», «родные слова» - эти слова подсказывают тему - в стихотворении говорится о русской словесности, о ее красе, о чуде речи.

2 обучающийся называет деепричастия: «Сникнув, голос потеряв» при основном глаголе гаснет - подсказывают авторскую мысль: «Гаснет русская словесность». Глаголы повелительного наклонения «выпусти», «верни» звучат призывом к активным действиям.

3 обучающийся подводит итог.

Тема текста совпадает с названием «Устная речь».

Идея выражена в последней строке:

«Чтобы речь - людское чудо -

Не скудела в наши дни».


3. Индивидуальное сообщение.

В стихотворении поставлен вопрос-проблема:

- Какова же судьба русской словесности? Слово «гаснет» доминирует, оно настораживает читателя на грустный лад. Автору больно, что речь гаснет, значит, умирает, исчезает. Умирает красота слова - устная словесность, чудо русской речи, краса русской речи.

- Как же эта проблема выражается автором с помощью языковых средств?


Группа «Языковеды» (исследование художественных средств)

Идею текста: «Чтобы речь - людское чудо - не скудела в наши дни» автор выражает с помощью слов в переносном значении, тем самым создают образ устной словесности, ее судьбу (гибель «гибнет русская словесность») с помощью метафоры - гаснет русская словесность.

Гаснуть может свеча, а у автора - «гаснет слово», значит будет тьма, исчезнет красота слова. Образ русской словесности рисуется с помощью метафоры «разговорная краса» (краса девицы сравнивается с красотой слова), метафора чудеса речи дорисовывает образ речи как чуда, чуда слова. Олицетворения «сникнув», «голос потеряв», «взаперти дремлют» передают драму человека, изображают физические и душевные муки, так поэт передает судьбу русской словесности как драму.


Группа «Лингвисты» (исследование на синтаксическом уровне)

1 обучающийся. Синтаксические конструкции: простые предложения в составе сложноподчиненного. Простые предложения осложнены однородными сказуемыми, выраженными глаголами повелительного наклонения.

Ты их выпусти оттуда,

В быт обыденный верни..

глаголы повелительного наклонения: «выпусти», «верни» - побуждают к активным действиям, к воскрешению русской словесности.


2 обучающийся. Приложение в составе придаточного «чтобы речь – (людское чудо), - не скудела в наши дни» по-новому характеризует предмет, дает ему другое название, приложение обособлено с помощью тире, обособление - это выделение членов предложения для того, чтобы передать особую значимость в высказывании.


3 обучающийся. Таким образом, выбор автором данной синтаксической конструкции тоже подчинен главной мысли, выраженной в тексте.

«Чтобы речь - людское чудо - не скудела в наши дни».


Вывод преподавателя. Итак, вы показали, что с помощью лексических и синтаксических языковых средств доказана мысль автора - надежда на возрождение родной речи.


Задание «Оратор».

Слово преподавателя. Сегодня мы весь урок говорим о понятии «Культура». Можем ли мы нашу речь соотнести с этим понятием? Каковы для вас составляющие слова «культура»? (Ответы обучающихся) или (фотография Солженицына, текст его речи через проектор, у каждого обучающегося на парте ксерокопия листа с выступлением А.И. Солженицына).

Беседа с обучающимися.

- А если бы вам предложили выступить и откликнуться на то, о чём сказал писатель? О чём бы вы говорили?


V. Подведение итогов урока. Рефлексия.

1. Слово преподавателя

Наш современник Дмитрий Сергеевич Лихачёв, учёный – филолог, истинный российский интеллигент, блестяще владеющий русским словом, в книге «Письма о добром и прекрасном» писал: «Неточности языка происходят, прежде всего, от неточности мысли. Поэтому, учёному, инженеру, экономисту – человеку любой профессии следует заботиться, когда пишешь, прежде всего, о точности мысли. Строгое соответствие мысли языку и даёт лёгкость стиля».

Дай бог нам прадедов наследие сберечь,

Не притупить свой слух там, где ему всё ново,

И, выплавив строку, дождаться светлых встреч

С прозреньем Пушкина и красками Рублёва.

(В. Рождественский)


- Ребята, так в чём же секрет хорошей речи? (Ответы обучающихся).


2. Затем преподаватель выводит на проекторе схему

«Секреты хорошей речи»:

Ясность

Точность

Краткость

Выразительность



12



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!