Проект на областной конкурс на лучший проект по гражданско-патриотическому воспитанию гражданина Российской Федерации в Новосибирской области
Щученко Александр Васильевич,
учитель истории и обществознания,
высшей квалификационной категории,
руководитель ВПК «Русский Витязь»
МБОУ СОШ №93 Барабинского района
Название проекта:
Гражданско-патриотический проект «Мы в ответе за память о героях войны», посвящённый 80-летию разгрома немецко-фашистских войск под Москвой.
Номинация: «День в календаре» День начала контрнаступления советских против немецко-фашистских войск в битве под Москвой (1941 г.).
Сроки реализации проекта: декабрь 2021-май 2022г.
Основная идея проекта: современные 5-7-классники - последнее поколение, которые могут видеть реальных участников Великой Отечественной войны. Данный период нашей истории окончательно переходит в категорию далёких исторических событий – непосредственных участников, которых вскоре не останется. Поэтому очень важно пробудить у детей живой интерес к тем далёким, но очень важным событиям нашей истории. Суть проекта: в урочной и внеурочной деятельности учитель должен рассказать и показать детям о героическом подвиге нашего народа в дни битвы под Москвой. На протяжении реализации проекта уч-ся будут вовлечены в различного рода мероприятия информационно-просветительского и военно-спортивного характера: просмотры кинофильмов о Великой Отечественной войне, встречи с ветеранами войны и тружениками тыла, участие в военно-спортивных соревнованиях и экскурсиях, изучение подвигов советских людей и полководческого таланта прославленных военноначальников.
Целевая аудитория: уч-ся 5-7 классы.
Актуальность: К сожалению, проведённый опрос учащихся 5-7 кл., показал не очень хорошую статистику об исторической памяти современных детей о Великой Отечественной войне. Дети отвечали на вопросы: 1) читаете ли книги о Великой Отечественной войне – из 85 опрошенных, 78 ответили, что не читают; 2)смотрите ли фильмы о Великой Отечественной войне – из 85 опрошенных, посмотрели несколько фильмов 13 из 85; 3) обсуждаете с родителями прочитанные книги и увиденные фильмы о Великой Отечественной войне-70 учащихся ответили «нет»; 4)назовите барабинцев-героев Советского Союза-79 5-7-классников не назвали даже одного героя-земляка
Цель: создать условия для формирования у обучающихся патриотических ценностей на основе исторической памяти о событиях Великой Отечественной войны, для отражения попыток фальсификации, то есть принижения вклада нашего народа в победу над фашистской Германией через привлечения детей к различным видам патриотических событий.
Задачи: Изучение: этапов Великой Отечественной войны, подвига нашего народа в тылу и на фронтах, ратного пути земляков-барабинцев, оружия Победы, партизанского движения, подвигов пионеров и комсомольцев на основе пробуждения интереса обучающихся к истории Великой Отечественной войны.
Главной особенностью проекта: является то, что он является частью большого и продолжительного проекта: с мая 2021 г. по май 2025 г. Это объясняется возрастными особенностями детей-участников проекта - основная масса из них приобретут гражданский опыт и знания о Великой Отечественной войне к 2025 году-юбилейному году 80-летия Победы. На протяжении всех этих лет, уч-ся будут вовлечены в различного рода мероприятия посвящённые подвигу нашего народа в годы Великой Отечественной войны.
Основные этапы проекта: декабрь 2021 – май 2022 гг.
№ | Дата этапа | Содержание этапа | Цель этапа |
1 | декабрь | Анкетирование обучающихся «Что я знаю о битве за Москву» | Определить уровень знаний детей о Великой Отечественной войне и битве за Москву. Показать уч-ся 5-7х. кл. деятельность военно-патриотического клуба во всех направлениях на примере последних событий, акцентируя внимание детей на эпизодах связанных с участием «Русского Витязя» в мероприятиях посвящённых страницам Великой Отечественной войны |
2 | декабрь | Экскурсия в краеведческий музей Барабинска, осмотр экспозиции «Барабинск в годы Великой Отечественной войны» | Пробудить у детей интерес к событиям Великой Отечественной войны через «погружение» в эпоху при осмотре экспозиции |
3 | декабрь | Просмотр фильма «Битва за Москву» из документального сериала «Великая война» | Просмотр фильма оказывает большое влияние на эмоциональную сферу уч-ся, что способствует фиксации в памяти детей событий Великой Отечественной войны |
4 | декабрь | Районные военно-спортивные соревнования посвящённые 80-летию битвы за Москву | Уч-ся приобщаются к военно-прикладным видам спорта, получают опыт взаимодействия и взаимопомощи |
5 | декабрь | Военно-исторический урок «Маршал Жуков-полководец Победы», посвящённый 80-летию битвы за Москву | Уч-ся узнают о полководческом таланте маршала Жукова Г.К. Проникаются гордостью за великих сынов России |
6 | февраль | Школьные военно- спортивные соревнования, посвящённые дню Защитника Отечества | Уч-ся приобщаются к военно-прикладным видам спорта, получают опыт взаимодействия и взаимопомощи. У обучающихся формируется понимание, что справедливость и добро должны уметь защищать себя |
7 | март | Экскурсия в музей г. Татарск | Пробудить у детей интерес к событиям Великой Отечественной войны через «погружение» в эпоху при осмотре экспозиции |
8 | апрель | Всероссийский кинопоказ к международному Дню освобождения узников концлагерей | Пробудить у обучающихся мысль, о том , что было бы с нашей страной, в случае поражения. Подчеркнуть в сознании детей огромное историческое значение Победы в Великой Отечественной войне |
9 | май | Музыкально-поэтическое событие «Бьётся в тесной печурке огонь» | Прослушивание песен, стихов и музыкальных произведений о войне в исполнении учащихся школы, позволяет через эмоциональную сферу детей, донести до них величие подвига нашего народа |
10 | май | Школьный парад Победы | Школьный парад Победы ( 596 уч-ся), рождает чувство сопричастности к великим страницам нашей истории, социальный оптимизм и веру в свою страну и её великих сынов и дочерей |
11 | май | Анкетирование обучающихся «Что я узнал о битве за Москву» | Определить уровень знаний детей о Великой Отечественной войне и битве за Москву |
Социальные партнеры:
Организации партнёры | Формы сотрудничества |
Районная Организация Ветеранов-пенсионеров Войны, Труда, Военной Службы и Правоохранительных Органов Барабинского района Новосибирской области | Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и тружениками тыла |
Барабинское отделение Региональной Общественной Организации Ветеранов Пограничников имени Героя России Разумовского Д.А. | Проведение военно-спортивных соревнований, встречи с участниками локальных военных конфликтов |
Барабинская городская центральная библиотека | Библиотечный урок «Детская литература о Великой Отечественной войне» |
Военно-патриотические клубы г. Барабинска | Проведение совместных военно-спортивных соревнований и интеллектуальных игр |
Музейный комплекс г. Куйбышева | Проведение экскурсий по экспозициям о Великой Отечественной войне |
Историко-краеведческий музей имени Н. Я. Савченко г. Татарск | Проведение экскурсий по экспозициям о Великой Отечественной войне |
«Барабинский краеведческий музей» (МКУК БКМ) | Проведение экскурсий по экспозициям о Великой Отечественной войне |
Центр культуры и досуга г. Барабинска | Использование материальной базы партнёра (снаряжения, формы периода Великой Отечественной войны, кинозала) |
Линейный отдел (ЛО) МВД России на станции Барабинск | Использование материальной базы партнёра (оружие) для проведении военно-спортивных соревнований |
Учебный Центр "Цитадель" г. Барабинск | Использование материальной базы партнёра (стрелковый тир, «воздушки») для проведении военно-спортивных соревнований |
Материально-техническое обеспечение, необходимое для реализации проекта: для решения задач проекта используются возможности социальных партнёров и учебного заведения: макеты оружия, спортивные снаряды и видео и аудио аппаратура.
Конечные (ожидаемые) результаты проекта. Реализация подобного проекта в 2016-2017 г.г. позволяет надеяться на достижения качественных и количественных результатов:
Качественные показатели определяются через анкетирование обучающихся по следующим показателям: | количественные |
Положительное отношение к службе в рядах ВС РФ | Увеличение количества обучающихся: |
Поступление в военно-учебные заведения | В военно-спортивных событиях |
Поступление на исторические факультеты ВУЗов |
Положительная динамика по данным показателям свидетельствует о сформированности патриотических ценностей у значительной части обучающихся | В экскурсиях |
В просмотрах кино о Великой Отечественной войне |
В чтении книг о Великой Отечественной войне |
В военно-исторических исследованиях |
Проявляющих активный интерес к урокам истории и занятиям военно-патриотического клуба «Русский Витязь» |
Результаты проекта являются достаточно отдалёнными и наиболее полно проявятся после обретения полной социальной зрелости нынешними 5-7классниками. Положительные воспоминания школьного детства, связанные с участием в патриотических акциях, позволяют на это надееятся.
Обоснованность поставленных в проекте целей и задач, их соответствие актуальным тенденциям развития российского общества и современным идеям воспитания подрастающего поколения; соответствие содержания, формы проведения, методов и приемов особенностям заявленной аудитории; эффективность используемых в проекте форм и методов решения поставленных задач – определяется положительным опытом реализации подобного проекта в 2016-2017 г.г., как части большого проекта (2016-2020 г.г.) посвящённого 75-летию Победы
Наличие перспектив дальнейшего развития проекта: данная форма работы по формированию патриотических ценностей обучающихся, позволяет постоянно привлекать детей (с учётом возрастных особенностей) к различным событиям, посвящённым Великой Отечественной войне. Проект имеет понятную и логичную структуру, что даёт возможность распространения опыта в других организациях, муниципальных образованиях.
Ссылки на размещение информации о проекте в СМИ/социальных сетях:
1) [email protected] 2) https://cloud.mail.ru/public/Ezvd/UXkc4qhoC
Ссылка на документы
https://drive.google.com/drive/folders/1oQHzlOZP7eytrdvsDyrv_05G4CN90pO-?usp=sharing