Мацукова Анна Михайловна, Дегенгарт Анна Валерьевна
г. Нижний Тагил,
Гражданско - патриотическое воспитание молодежи
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Патриотизм, гражданско-патриотическое воспитание, военно-патриотический клуб, отечество, проблемы патриотического воспитания.
АННОТАЦИЯ: В статье раскрыта проблема гражданско-патриотического, военно-патриотическом воспитании молодежи. Обозначена необходимость реализации патриотического воспитания в образовательных учреждениях. Проведен опрос подростков, состоящих в военно-патриотическом клубе, с целью выявления степени влияния занятий на формирование мировоззрения и ценностей человека.
Matsukawa Anna M. Degengart Anna Valerevna
Nizhny Tagil,
Civil - Patriotic education of youth
Keywords: Patriotism, civil-Patriotic education, military-Patriotic club, the Fatherland, the problems of Patriotic education.
ABSTRACT: the article reveals the problem of civil-Patriotic and military-Patriotic education of youth. Indicated the necessity of realization of Patriotic education in educational institutions. A survey of adolescents in military-Patriotic club, to identify the degree of impact studies on the formation of attitudes and values.
Современный этап развития российского и мирового общества характеризуется серьезными культурно-цивилизационными изменениями, происходящими на рубеже тысячелетий. Наблюдается деформация общекультурных, ментальных и духовных ценностей, формировавшихся на протяжении тысячелетий, что является следствием изменений, произошедших в жизни российского народа в последней четверти ХХ века. В этот период времени экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовно-нравственных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание, снизили воспитательное воздействие общественных институтов (семьи, системы образования, культуры, средств массовой информации и т.д.), стала все более заметной постепенная утрата обществом ценностей отечественной культуры. [1]
Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения сегодня одна из актуальных задач государства и общества. В Национальной доктрине образования в Российской Федерации определена не только государственная политика в области образования, но и дан социальный заказ государства на воспитание человека с активной жизненной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и культуру других народов, проявляющего национальную и религиозную терпимость.
На государственном уровне принята Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2015 года №1493 утверждена государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы».
Патриотизм - одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У каждого человека должно быть чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.
Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благоприятная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине.
5 февраля 2014 года Президент РФ В.В. Путин произнес речь, в которой акцентировал внимание на гражданско-патриотическом воспитании молодежи: «Мы сегодня поговорим о проблеме, которая давно назрела и часто на слуху, но вот так системно, пожалуй, не помню, чтобы она обсуждалась: вопрос о патриотическом воспитании молодёжи. На самом деле это разговор о самом главном: о ценностях, о нравственных основах, на которых мы можем и должны строить нашу жизнь, воспитывать детей, развивать общество, в конечном итоге укреплять нашу страну».[2]
Для формирования гражданско-патриотической позиции у подрастающего поколения необходимо каждой образовательной организации проводить усиленную работу по патриотическому воспитанию.
Патриотическое воспитание - это многоплановая, систематическая, целенаправленная деятельность педагогического коллектива по формированию у обучающихся высокого патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины с учетом опыта и достижений прошлых поколений и тенденций развития общества.[2]
Формировать гражданско-патриотическую позицию необходимо в школах, т. к. именно в период обучения в школе у детей закладываются основные ценности и формируется взгляд на мир.
Определяющую роль в гражданско-патриотической работе образовательного учреждения играет уровень профессиональных знаний и духовно-нравственных качеств педагогического коллектива.
В МБОУ СОШ №64 г. Нижний Тагил создан и работает с 1 октября 1993 года военно-патриотический клуб «Витязь».
Цель деятельности клуба: создание условий, способствующих патриотическому, физическому, интеллектуальному и духовному развитию личности гражданина России.
Задачи клуба:
Воспитание гражданственности, патриотизма и любви к Родине.
Формирование профессионально значимых качеств и умений, верности конституционному и воинскому долгу.
Воспитание бережного отношения к героическому прошлому нашего народа.
Физическое и духовно-нравственное развитие детей и подростков.
Совершенствование ценностно-ориентированных качеств личности, обеспечение условий для самовыражения обучающихся, их творческой активности.
Мероприятия ВПК «Витязь» помогают реализоваться детям в обществе, учат уважать свою страну и воевавших за нее людей. Укрепляют любовь к Родине, и призывают к ответственности за ее могущество, честь и независимость.
В клубе «Витязь» ребята учатся маршировать, разбирать и собирать автомат «Калашникова», осваивают навыки рукопашного боя и, конечно же, изучают историю и медицину. В патриотическом клубе считается позором не знать историю своей страны.
За период работы ВПК «Витязь» становился многочисленным победителем военно-патриотических игр районного, городского, окружного и областного уровней. Неоднократно воспитанники клуба выезжали вместе с руководителем Белоусовым С.О. в Москву для участия в мероприятиях на Поклонной горе, посвященных Великой Отечественной войне, в город Брест для участия в мероприятиях посвященных 65-летию со дня начала Великой Отечественной войны и встречи с ветеранами.
Для выявления влияния на подростков занятий в военно-патриотических клубах, мы провели анкетирование.
По результатам проведенного опроса было выявлено, что 96% (38 чел.) респондентов считают патриотическое воспитание неотъемлемой и необходимой частью образовательного процесса, большинство участников указывают в анкетах, что гражданско-патриотическое воспитание нужно ввести отдельным уроком в учебный процесс. Благодаря занятиям в клубе подростки отмечают, что изменили взгляд на жизнь, приобрели новые ценности.
Главная цель военно-патриотического воспитания молодежи, безусловно, заключается в формировании патриотизма и чувства уважения и преданности своей Родине. Между тем, нельзя недооценивать и такие функции указанных мероприятий, как подготовка мальчиков к будущей службе в армии, а также повышение выносливости и уровня физической подготовки у девушек и юношей. Военно-патриотическое воспитание детей помогает гордиться своей страной, соотечественниками и уважать историю своего государства. Наконец, подобные мероприятия способствуют формированию активной гражданской позиции и умения отвечать за свои слова и нести ответственность за свои поступки.
Список литературы
1. Мешков А.Е. Гражданско-патриотическое воспитание учащихся на традиционных ценностях отечественной культуры. Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике [электронный ресурс] – Электрон. дан.– М,2010.- Режим доступа: / http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-grazhdansko-patrioticheskoe-vospitanie-uchaschihsya-na-traditsionnyh-tsennostyah-otechestvennoy-kultury#ixzz44plFzxrb.
2. Патриотическое воспитание в средних общеобразовательных школах. [электронный ресурс] – Электрон. дан.– М, 2011.- Режим доступа: / http://diplomba.ru/work/104470.