СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Гражданско-патриотическое воспитание школьников посредством школьного музея

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одним из основных направлений нашей школы является гражданско- патриотическое воспитание школьников, которое направлено на  реализацию Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».  Основная   цель   его   -   формирование   чувства   гражданственности,  уважения к государственной власти, любви к России, к родному краю, проявление культуры межнационального общения.  В наше неспокойное, сложное время неким островком нравственности, духовности, гражданственности остается школа. Именно здесь приобщаются ребята к вечным человеческим ценностям, познают историю, свои корни.  знаний, но и на развитие нравственных качеств личности, в том числе и патриотизма Как научить любить Родину? Как вырастить патриотов? Это не праздные вопросы: от них, сидящих сегодня за школьной партой, зависит будущее нашей страны. На мой взгляд, современная школа независимо от ее статуса (гимназия, лицей, коррекционная школа, общеобразовательная и др.) остро нуждается в школьном музее как факторе воспитания патриотизма, духовно-нравственной культуры личности, без чего невозможно представить себе наше будущее

Просмотр содержимого документа
«Гражданско-патриотическое воспитание школьников посредством школьного музея»

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ

Г.П.Ханбекова



( ГБОУ СОШ №1 « Образовательный центр» с .Сергиевск)

Одним из основных направлений нашей школы является гражданско- патриотическое воспитание школьников, которое направлено на  реализацию Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».  Основная   цель   его   -   формирование   чувства   гражданственности,  уважения к государственной власти, любви к России, к родному краю, проявление культуры межнационального общения.  В наше неспокойное, сложное время неким островком нравственности, духовности, гражданственности остается школа. Именно здесь приобщаются ребята к вечным человеческим ценностям, познают историю, свои корни.  знаний, но и на развитие нравственных качеств личности, в том числе и патриотизма Как научить любить Родину? Как вырастить патриотов? Это не праздные вопросы: от них, сидящих сегодня за школьной партой, зависит будущее нашей страны. На мой взгляд, современная школа независимо от ее статуса (гимназия, лицей, коррекционная школа, общеобразовательная и др.) остро нуждается в школьном музее как факторе воспитания патриотизма, духовно-нравственной культуры личности, без чего невозможно представить себе наше будущее. Каждая школа имеет «свое лицо», свой стиль, свои традиции, своих героев и кумиров, свое социальное окружение, свой педагогический и ученический коллективы. Это во многом определяет содержание, формы и методы работы школьного музея, его место в общей структуре жизнедеятельности школы. В рамках школьного музея объединяются как учащиеся всех возрастных ступеней, их родители, общественность школы, так и весь педагогический коллектив. Включив все названные категории взрослых и детей. (1, с. 32) В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.» определены приоритетные направления образования, среди которых важнейшим является увеличение воспитательного потенциала образовательного процесса. Ставится задача формирования у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Таким образом, предполагается ориентация школы не только на сообщение учащимся суммы знаний, но и различные виды деятельности. (2. с.3)



1

Историко- краеведческий школьный музей « Начало»

Функцию гражданско-патриотического воспитания в нашей школе выполняет школьный историко-краеведческий музей « Начало». Музей открыт в 200г. На базе музея создано объединение в 2007 году. Подписано Соглашение о сотрудничестве лидеров и руководителей молодежных общественных объединений муниципального района Сергиевский с районным Домом Молодежи села Сергиевск. Принят устав. Работа ведется по разработанной мною историко- краеведческой программе «Начало», которая имеет рецензию Самарского ОЦДЮТК. В объединение входят ученики 5-11 классов.

Направления деятельности :

1. Гражданско- патриотическое. 2. Историко- краеведческое.

Задачи: 1. Воспитание патриотизма, чувства любви к большой и малой Родине, чувства гордости за земляков.

2.Активизация исследовательской и поисковой работы.

3.Сохранение и передача исторической памяти о земляках, защитниках отечества, известных людях села.

4.Формирование интереса к профессии педагога, Любви к школе.

Принципы построения :

1.Открытость. 2.Патриотизм. 3.Историзм.

Функции:

1.Поисковая работа.2.Научно-исследовательская деятельность.3.Организация выставок, экспозиций. 4.Подготовка экскурсоводов.5.Организация шефства над ветеранами.6. Уроки мужества.7.Проведение различных мероприятий на базе музея и тематических классных часов.8.Проведение семинаров и открытых уроков.9.Участие в областных слетах, фестивалях активистов школьных музеев. 10. Организация походов.

Организация школьного музея:

1.Руководитель музея. 2.Совет музея. 3.Ответственный секретарь совета.4.Сектор по сбору, хранению, учету материалов.5.Сектор оформителей. 6.Сектор внешних связей и переписки.7.Сектор организации экскурсий, бесед. лекций, встреч с ветеранами, уроков мужества, походов. (3, с. 2)











2

Работа музея « Начало»

Музей постоянно используется в образовательном процессе, работает на школу. Оформлены выставки и экспозиции в школьном музее к 70летию Великой Победы: « Была война- Была Победа!», « Сердце отданное детям» о Савельеве И.М. учителе-фронтовике, « Подвиг во имя Родины» о Герое Советского Союза, нашем земляке Ганюшине П.Н., его имя будет носить наша школа, Портретная галерея: « Наши земляки- герои», « Война глазами детей», « Они ковали Победу!» с использованием маникенов. Ведется активная научно- исследовательская работа. Подготовка рефератов и работ к школьной и окружной научно- практической конференции по различной тематике: «Учителя- краеведы земли Сергиевской», «Учитель-фронтовик И.М. Савельев», « Истрия школы», « Улицы моего села». Социальные проекты: «Эстафета памяти»- альманах, вышедший к 55летию ВОВ, воспоминания участников войны наших земляков, вдов, тружеников тыла. « Сердце, отданное детям» о директоре школы Савельеве И.М., в результате которого были собраны средства на памятник Ивану Марковичу. «Соль земли Сергиевской» об учителе – краеведе Галяшине А.А., на доме, где он жил была установлена мемориальная доска в 2012г. « Учителя, вы в каждом сердце, остаетесь навсегда»- альманах об учителях нашей школы, выпущен к юбилею школы- 25летию. Ребята в музее проводят беседы: « Истрия школьных принадлежностей», « Школьная форма», « Улицы нашего села, названные именами наших земляков- Героев Советского Союза». Ведутся летописи классов, школы. Одно из главных предназначений объединения- воспитательная работа. Проводятся встречи с ветеранами войны и труда, учителями-старожилами. Шефство над ветеранами. учителями, находящимися на заслуженном отдыхе. Уроки мужества ко Дню Победы- 9мая. Ребята ведут активную поисковую работу и сотрудничают с другими объединениями школ и организациями с МЦДО « Поиск», ДМО.

Велась поисковая работа по сбору материала для проектов «Колокола памяти». С районным историко- краеведческим музеем совместно проводятся мероприятия: «Тропа детства», «День скорби и памяти 22 июня». Экскурсоводы школьного музея « Начало» проводят экскурсии совместно с экскурсоводами районного музея. Тесно сотрудничаем с районным архивом, так как архивные материалы составляют одно из ведущих мест в поисковой работе. Ребята используют архивные материалы для написания летописи школы. проектов, научно- практических конференций. « Улицы моего села», «История школы», « Вместе», «Колокола памяти». Одним из важных дел является сотрудничество с санаторием « СМВ». Собирали материал о санатории. бывшем курорте для написания работ: « История СМВ», «Серное озеро», « Шихан». Посещаем музей санатория, совместно проводим экскурсии для отдыхающих.



3

Приглашаем гостей в наш школьный музей, ветеранов войны и труда Сергиевского района, на базе музея проходил областной краеведческий семинар с участием ветеранов войны и труда областного Совета ветеранов. Большое внимание уделяется туристической работе. Традиционными стали однодневные походы и «Дни здоровья», которые проводятся ежегодно в сентябре и мае учебного года. Во время походов проводятся спортивные соревнования: бег, прыжки в длину. метание гранаты, « Гусеница». Ребята учатся собирать палатку, разжигать костер, пользоваться спальным мешком. Отдельно хочется отметить такую работу, как участие в областных краеведческих конкурсах: областных краеведческих юношеских «Головкинских чтениях». С 2006г. тесно сотрудничаем с Самарским центром детско- юношеского туризма и краеведения пол руководством Г.А.Огаревой. Ежегодно ездим на областные туристско- краеведческие смены и фестивали активистов школьных музеев, которые проходят летом в лагере « Жигули» с.Зольное. Эти смены интересны разнообразием конкурсов: « Экскурсоводов». « Музейные экспозиции», « Свой музей мы строим сами», « В салоне Анны Шерер», « Ярмарка», « Игры наших дедушек», « Кухня», « Шарманщики», «Игромир», « Ромашка», « В гостях у водяного», «Туриада».

Ребята ежегодно занимают призовые места, получают грамоты, дипломы, памятные подарки. Эти смены учат ребят толерантности, общению, интересу к краеведческой работе, способствуют гражданско- патриотическому воспитанию учащихся. Традиционно они заканчиваются « Свечой памяти», когда участники смены делятся своими впечатлениями, рассказывают, чему научились новому. Такая форма работы очень нравится ребятам, они с интересом готовятся к этим сменам. Вся работа объединения « Начало», размещена на школьном сайте, в материалах музейного портфолио, презентациях, освещается в районной газете «Сергиевская трибуна», ТРК «Радуга-3». В заключении хочется сказать, что наша работа не напрасна, дети любят свое cело, гордятся нашими земляками, а значит они патриоты своей страны и малой Родины- Сергиевск.(4, с. 43)













4







Список литературы





1. М.С. Ерохина .Курс краеведческой работы в школе. М. « Русское слово»-2009г. С.32.

2.Концепция модернизации российского образования на период до 2020г.

3. Устав объединения « Начало». 2007г. С.-43.

4.Материалы школьного музея. Совет школы, 2000г. С-2.































5


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!