Тема 4.1: Конфликт и его структура.
Тема урока: Структура конфликта. Типы конфликтов. – 2 часа
Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков.
Организационная форма проведения урока: рассказ учителя с элементами беседы и решением ситуационных задач.
Методы обучения: рассказ; беседа; методика критического мышления; решение ситуационных задач;
Дидактические средства обучения: учебник технологии, выдержки из нормативных документов, извлечения из печатных источников, статистические данные.
Ход урока:
1. Организационная часть урока:
- приветствие учащихся;
- проверка оснащённости рабочих мест;
- сообщение темы и цели урока.
- Основная часть
Опережающее задание:
Задание 1 На основе СМИ (периодическая печать, телевидение, интернет) подобрать примеры конфликтов и зафиксировать в тетради.
Задание 2 Разработать анкету по изучению конфликтов и провести социологический опрос на улицах города, представить количественный и качественный анализ результатов.
Задание 3 1-2 студентам предлагается провести скрытое наблюдение в течение недели за группой, результаты занести в дневник наблюдений по следующим критериям:
- количество конфликтов в течение дня;
- причины конфликтов;
- количество участников;
- результаты конфликтов.
Дидактическое обеспечение урока
Анализ конфликта
№
п/п
|
Характеристики конфликта
|
Первичный просмотр конфликта
(что я знаю о конфликтах?)
|
Повторный просмотр конфликта
(что я узнал о конфликтах?)
|
1.
|
Вид (виды) конфликтов
|
|
|
2.
|
Структура конфликта
|
|
|
3.
|
Причины конфликта
|
|
|
4.
|
Стратегия поведения в конфликте
|
|
|
5.
|
Типы конфликтных личностей
|
|
|
Карточка 1
Сущность конфликта и его структура
№ п/п
|
Задания
|
Баллы
|
1.
|
Прочитайте текст.
Выпишите основные понятия в рамках вашего вопроса
|
1 балл
|
2.
|
Сравните предложенные разными авторами структуры конфликтов, выделив в них общее и различное
|
1,5 балла
|
3.
|
В предложенном примере конфликта определите структурные компоненты
|
1,5 балла
|
4.
|
Сделайте вывод
|
1
|
Карточка 2
Классификация конфликтов
№ п/п
|
Задания
|
Баллы
|
1.
|
Прочитайте текст. Изучите предложенные классификации конфликтов
|
1 балл
|
2.
|
Составьте таблицу согласно изученным классификациям, проведите сравнительный анализ
|
1,5 балла
|
3.
|
Используя предложенные примеры конфликтов, определите их виды
|
1,5 балла
|
4.
|
Сделайте вывод по вопросу
|
1
|
Карточка 3
Причины конфликтов
№ п/п
|
Задания
|
Баллы
|
1.
|
Прочитайте текст. Выпишите основные понятия в рамках вашего вопроса
|
1 балл
|
2.
|
Запишите «Плюсы и минусы конфликта». Сделай не менее трёх развёрнутых выводов из неё.
|
1,5 балла
|
3.
|
Используя предложенный пример конфликта, определите причины его возникновения
|
1,5 балла
|
4.
|
Сделайте выводы по вопросу
|
1
|
Карточка 5
Динамика конфликта
№ п/п
|
Задания
|
Баллы
|
1.
|
Прочитайте предложенный текст и представьте его в виде таблицы
|
1 балл
|
2.
|
Исследователи утверждают, что если управлять конфликтом в начальной фазе, он разрешается на 92%; если на фазе подъёма - на 46%, а на стадии пик - менее 5%, на стадии спада - около 20%.
Объясните данное явление, обосновав свою точку зрения.
|
1, 5
балла
|
3.
|
В предложенном примере проследите динамику конфликта
|
1,5 балла
|
4.
|
Сделайте вывод по вопросу
|
1
|
Освоение нового материала.
Итак, в латинском языке слово «conflictus» означает столкновение. В русском языке слово «конфликт» стало употребляться с 19 века и трактуется как, «спор, столкновение, серьёзное разногласие». Ученые считают, что конфликты - это часть нашей жизни, они способствуют реформам, преобразованию, развитию человека и всего общества.
В то же время затянувшийся конфликт может быть губителен, если люди не могут расслабиться и перейти к нормальному режиму деятельности (давление повышается, мышцы сводит судорога, качество суждений ухудшается). Многообразные и затяжные конфликты создают неблагоприятный морально-психологический климат в коллективе, отвлекают внимание людей от непосредственной деятельности на «выяснение отношений», что тяжело отражается на их нервно-психическом состоянии.
Конфликт - это отстаивание своей позиции, точки зрения, столкновение отдельных людей или социальных групп, выражающее различные, а нередко, и противоположные цели, интересы и взгляды
- А какие ассоциации у вас возникают при слове КОНФЛИКТ
(подсказка для обучающихся: конфликт – злость, ненависть, ссора, несчастье, стресс, болезнь, радость, победа, ссора, спор, драка, разногласия, столкновение, непонимание).
Зачитывается высказывание Т.Фуллера – «Люди, которые ведут борьбу с огнём при помощи огня, обычно оказываются в пепле».
Для дальнейшей работы мы с вами разделимся на группы . Каждая группа получит комплект заданий.
Карточка 1
Сущность конфликта и его структура
№ п/п
|
Задания
|
Баллы
|
1.
|
Прочитайте текст.
Выпишите основные понятия в рамках вашего вопроса
|
1 балл
|
2.
|
Сравните предложенные разными авторами структуры конфликтов, выделив в них общее и различное
|
1,5 балла
|
3.
|
В предложенном примере конфликта определите структурные компоненты
|
1,5 балла
|
4.
|
Сделайте вывод
|
1
|
Для анализа конфликтов важно знать, каковы их структурные элементы. К основным структурным элементам конфликта относятся:
стороны конфликта — те субъекты социального взаимодействия (участники), которые находятся в состоянии конфликта;
предмет конфликта — то, по поводу чего возник конфликт. Он может быть материальным и психологическим, достаточно значим для участников столкновения, являться фактором, определяющим поведение;
мотивы конфликта — внутренние побудительные силы, провоцирующие участие в конфликте;
позиции конфликтующих сторон — то, о чем они заявляют друг другу в ходе конфликта;
конфликтогены, т.е. слова («красные флажки»), действия (или бездействие), которые могут привести к конфликту.
Однако сам по себе «конфликтоген-одиночка» не способен привести к конфликту. Для этого должна возникнуть целая цепочка таких конфликтогенов — их эскалация (от англ. — восхождение по лестнице, постепенное увеличение, углубление, расширение чего-либо), т.е. когда на негативное действие в адрес партнера тот старается ответить более сильным контр действием, часто выбирая наиболее скрытый из них. Исследователи выделяют такие типы конфликтогенов, как стремление к превосходству, проявление агрессии, проявление эгоизма.
Карточка 2
Классификация конфликтов
№ п/п
|
Задания
|
Баллы
|
1.
|
Прочитайте текст. Изучите предложенные классификации конфликтов
|
1 балл
|
2.
|
Составьте таблицу согласно изученным классификациям, проведите сравнительный анализ
|
1,5 балла
|
3.
|
Используя предложенные примеры конфликтов, определите их виды
|
1,5 балла
|
4.
|
Сделайте вывод по вопросу
|
1
|
- Виды социального конфликта: стр. 271.
внутриличностный (интраперсональный) — ролевой конфликт, возникает из-за состояния неудовлетворенного человека какими-либо обстоятельствами его жизни, связанными с наличием у него противоречащих друг другу интересов, стремлений и потребностей, низкой самооценкой и стрессов. Чаще всего такой конфликт разрешается самостоятельно или с помощью консультанта-психолога;
межличностный (интерперсональный) — наиболее распространенный тип конфликта из-за несовместимости взглядов, интересов, целей, направленности и потребностей участников взаимодействия, преследующих свои конкретные цели. Встречаются межличностные конфликты вертикальные (учитель—ученик), горизонтальные (коллега —коллега) и смешанные.
Эти конфликты обычно разрешаются руководителем — фасилитатором (от англ. — облегчать, помогать, способствовать);
между личностью и группой — проявляется как противоречие между ожиданиями отдельной личности и сложившимися в группе нормами поведения и общения;
межгрупповой — происходит вследствие столкновения интересов различных групп.
Для анализа и разрешения двух последних видов конфликтов зачастую приглашают специалистов со стороны — конфликтолога (консультанта) или модератора (от ит. тойегаге — сдерживание, обуздывание, смягчение).
Причины конфликтов
№ п/п
|
Задания
|
Баллы
|
1.
|
Прочитайте текст. Выпишите основные понятия в рамках вашего вопроса
|
1 балл
|
2.
|
запишите «Плюсы и минусы конфликта». Сделай не менее трёх развёрнутых выводов из неё.
|
1,5 балла
|
3.
|
Используя предложенный пример конфликта, определите причины его возникновения
|
1,5 балла
|
4.
|
Сделайте выводы по вопросу
|
1
|
Причины конфликта — это явления, события, факты, ситуации, которые предшествуют конфликту и, при определенных условиях деятельности субъектов социального взаимодействия, вызывают его.
1 группа - Среди огромного множества причин конфликтов прежде всего выделим так называемые общие причины, которые проявляются так или иначе практически во всех возникающих конфликтах. К ним можно отнести следующие причины.
Социально-политические и экономические причины связаны с социально-политической и экономической ситуацией в стране.
Социально-демографические причины отражают различия в установках и мотивах людей, обусловленные их полом, возрастом, принадлежностью к этническим группам и др.
Социально-психологические причины отражают социально-психологические явления в социальных группах: взаимоотношения, лидерство, групповые мотивы, коллективные мнения, настроения и т. д.
Индивидуально-психологические причины отражают индивидуальные психологические особенности личности (способности, темперамент, характер, мотивы и т. п.).
2 группа- причин - частные. Эти причины непосредственно связаны с конкретным видом конфликта. Здесь мы назовем лишь некоторые из них:
- неудовлетворенность условиями деятельности;
- нарушение служебной этики;
- нарушение трудового законодательства;
- ограниченность ресурсов;
- различия в целях, ценностях, средствах достижения целей;
- неудовлетворительные коммуникации.
Причины конфликтов обнаруживают себя в конкретных конфликтных ситуациях, устранение которых является необходимым условием разрешения конфликтов. Конфликтная ситуация — это накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия и создающие почву для реального противоборства между ними
Как видно в основе конфликтов лежат разные признаки. Поэтому в классификации выделяют такие характеристики, как конструктивные и деструктивные конфликты.
Конструктивные конфликты возникают в тех случаях, когда оппоненты не выходят за рамки этических норм деловых отношений и разумных аргументов. Разрешение такого конфликта приводит к развитию отношений между людьми и развитию группы (в соответствии с одним из законов диалектики: борьба противоположностей — источник развития). Причинами, например, конструктивных деловых конфликтов могут быть необеспеченность задания ресурсами или отсутствие необходимой компетентности. Разрешение конструктивного конфликта — это устранение причин, недостатков, т. е. усовершенствование процесса трудовой деятельности.
Деструктивные конфликты возникают в двух случаях: когда одна из сторон упорно и жестко настаивает на своей позиции и не желает учитывать интересы другой стороны; когда один из оппонентов прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, стремится психологически подавить партнера, дискредитируя и унижая его. Субъективными причинами, порождающими деструктивные конфликты, являются неправильные действия людей и несовместимость отдельных работников. В профессиональной деятельности причины конфликтов субъективного характера, как правило, возникают по вине самих руководителей (52 %) или по вине подчиненных (33 % — из-за несовместимости и 15 % — из-за несоответствия требованиям занимаемой должности).
Динамика конфликта
№ п/п
|
Задания
|
Баллы
|
1.
|
Прочитайте предложенный текст и представьте его в виде таблицы
|
1 балл
|
2.
|
Исследователи утверждают, что если управлять конфликтом в начальной фазе, он разрешается на 92%; если на фазе подъёма - на 46%, а на стадии пик - менее 5%, на стадии спада - около 20%.
Объясните данное явление, обосновав свою точку зрения.
|
1, 5
балла
|
3.
|
В предложенном примере проследите динамику конфликта
|
1,5 балла
|
4.
|
Сделайте вывод по вопросу
|
1
|
Кофликты имеют определенные фазы.
Фаза конфликта
|
Этап конфликта
|
Возможности разрешения конфликта (%)
|
Начальная фаза
|
Возникновение и развитие конфликтной ситуации;осознание конфликтной ситуации..
|
92%
|
Фаза подъема
|
Начало открытого конфликтного взаимодействия
|
46%
|
Пик конфликта
|
Развитие открытого конфликта
|
Менее 5%
|
Фаза спада
|
-
|
|
Причины конфликтов
Вопросы обучающимся:
- Конфликты влияют на общение и взаимоотношения людей? - Каким образом?
- Каким становится общение и взаимоотношения людей после ссоры?
Ведущий: «Но конфликты в жизни неизбежны. Конфликтов не будет, когда все люди вдруг станут совершенно одинаковыми: одинаково будут думать, одинаково чувствовать, жить без ссор! А, как вы думаете, весело или грустно будет жить в таком мире одинаковых людей? Вадим Зверев говорил, что «каждая лошадь думает, что её поклажа самая тяжелая». Так и у нас с вами есть различные формы общения, поведения и реакций в конфликтных ситуациях».
Упражнение «Фотоколлаж общения и поведения в конфликте».
Цель: закрепление теоретических знаний о тактиках поведения в конфликтной ситуации посредством группового составления фотоколлажа (технологической карты).Участникам каждой из команд предлагается выполнить следующее задание:
Команда № 1. Для закрепления знаний о тактиках поведения в конфликтных ситуациях, вам предлагается составить с помощью фотографий и иллюстраций фотоколлаж, (технологическую карту) правильного стиля и неправильного стиля общения и поведения в конфликтной ситуации . Время выполнения задания 5 минут. После выполнения задания, вам нужно прокомментировать и обосновать свой выбор, презентовать карту перед другой командой.
Вопросы участникам:
- почему данные стили поведения и общения вы считаете самыми лучшими?
- как они помогают человеку в жизни?
- почему так не нужно себя вести в конфликтных ситуациях?
- к чему может привести такое общение и поведение?
-, вы согласны или нет с картой, которую составили ваши товарищи из другой команды? Почему? - что вы бы добавили в эту карту?
Вопрос ко всем обучающимся: что вам дало выполнение этого задания?
Стратегии поведения в конфликте.
Японский писатель Ямамото говорил «Мудрый человек всегда найдёт способ, чтобы не начать войну».
Мы живём с вами в мире, где часто солнечный свет взаимопонимания заслоняется мрачными тучами обид, дует холодный ветер подозрений, сверкают молнии конфликтов.… Как сохранить прекрасную погоду в нашей душе, жить в мире и радости? Как не «промокнуть» под дождем непонимания и как помочь в этом другим? Рассмотрим некоторые варианты поведения в конфликте. В чем их сильные и слабые стороны? Вспомните, как вы вели себя переходя через мост? Был ли их выбор товарищей для разрешения конфликтной ситуации правильным? Очень важная роль в конфликтной ситуации принадлежит выбору соответствующего стиля поведения!
Вспомните тактики и стратегии поведения:
- конкуренция;- уклонение;- приспособление;- сотрудничество; - компромисс.
«Древнегреческий ученый Домиль считал, что «Те, кто не могут сварить суп, заваривают кашу». В связи с этим, я предлагаю вашему вниманию упражнение, которое будет помогать развитию у вас навыков неконфликтного общения».
Упражнение «Рисунок вдвоем». Цель: развитие навыков неконфликтного поведения.
Обучающиеся делятся на пары. Каждая пара получает лист бумаги. С этого момента и до окончания упражнения разговаривать нельзя. Необходимо взять одну ручку вдвоём и так, чтобы оба партнера держали её, нарисовать рисунок на свободную тему.
Обсуждение: - кто что рисовал, - почему нарисовали именно это,
- трудно ли было выполнять это задание? Почему?
Причина трудности выполнения задания: в ситуации, когда наши интересы не совпадают с интересами другого человека (а именно так возникает конфликт!), можно вести себя совершенно по-разному.
- как вы думаете, что нужно для того, чтобы лучше всех выполнить задание? Нужно: уметь договариваться о том, что будем рисовать.
- понравилось выполнять такое задание? Почему?
5. Закрепление изученного материала
Давайте мы с вами завершим заполнение таблицы « Анализ конфликта» , теперь записав столбик «Что я узнал о конфликтах»
6. Этап информации о домашнем задании.
Изучить должностную инструкцию учителя начальных классов и определить (выделить) личностные качества учителя которыми он должен обладать для решения конфликтных ситуаций .
7. Подведение итогов
8. Рефлексия.
- Я хочу вам рассказать одну довольно известную старую притчу, под названием «Коробочка».
Один человек всю жизнь искал безоблачное, счастливое, идеальное устройство жизни. Он сносил немало башмаков, обойдя много стран. Наконец, в одном городе на площади он увидел толпу. Все стремились пробиться к стоявшей в середине коробочке и заглянуть в одно из ее окошек.
Когда это удалось нашему страннику, то он был потрясен, очарован тем, что увидел. Это было то, к чему он стремился всю жизнь.
Вечером, счастливый, он расположился на отдых под крепостной стеной. Рядом пристроился такой же бродяга. Они разговорились. Бродяга с восторгом стал описывать то, что он увидел в одном из окошек коробочки. Но оказалось, что он увидел совсем другое. Как так?
-Ты просто смотрел с другой стороны, - был ответ»
-Могут ли быть у всех одинаковые интересы, убеждения, взгляды? (ответы обучающихся)
- Разногласия во взглядах, интересах и убеждениях к чему могут привести? (конфликтам)
Итак , что нового и полезного Вы узнали сегодня на нашем уроке? Для того, чтобы Вы смогли ответить на мой вопрос, я предлагаю вам упражнение «Сундук». Цель: рефлексия урока и подведение итогов урока. Задание: участники, по очереди начиная со слов: «После сегодняшнего урока Я могу положить в сундук..» перечисляют то, что увидели, почувствовали, узнали нового, научились делать, тренировались чему - то, т.е. наиболее важные для них результаты урока.
Конфликты неизбежны. Нужно уметь их решать и выходить из них с достоинством, оставаясь Человеком и наш урок мне бы хотелось завершить словами старинной народной мудрости:
Прежде чем сказать – посчитай до десяти, Прежде чем обидеть – посчитай до ста,
Прежде чем ударить – посчитай до тысячи.
Большое спасибо всем за активность и заинтересованность темой урока!м