Групповая технология обучения
Групповой технологией называют одну из технологий в системе обучения, где ведущая форма познавательной деятельности относится к групповой.
Такая форма предусматривает деление обучаемых на несколько групп, где дети получают специальные упражнения, для решения учебных задач. Действия выполняются под строгим контролем преподавателя. Цель данной технологии – создание необходимых условий для развития у детей самостоятельности, умения взаимодействовать с обществом и быстро выполнять поставленные задачи в группах. Она была описана у И. Первина, А.Г. Ривина, Н. Гузика, В.К. Дьяченко, В. Фирсова и других.
Актуальность группового обучения
Групповая форма работы позволяет быстро организовывать работу на любом уроке. Обучение производится в статистической и динамической паре во время повторения уже изученного материала. Это способствует за короткий срок справиться с проверкой всей группы, причем детям доведется побывать как в роли учащегося, так и учителя. Широко используется самопроверка или взаимопроверка заданий или упражнений. Такой метод позволяет ребенку чувствовать себя свободно, а каждый из них имеет возможность не только проверить, но и самостоятельно выявить ошибки и подсказать их пути решения.
Педагоги считают групповую технологию наиболее приемлемой, так как учащиеся взаимодействуют посредствам диалога, что воспитывает в них дух коллектива. Работая отдельными группами, им предоставляется возможность решать появившиеся проблемы вместе, обсуждать их, приходить к единому мнению.
Замечание 1
Данная стандартная система позволяет легко вписываться в учебный процесс и достойно проводить занятия. Немаловажная особенность – усвоение материала, интеллектуальное развитие, доброжелательность, взаимопомощь. При обсуждении учащиеся сравнивают объекты или явления, что позволяет ускорить усвоение материала.
Задачи и способы группового обучения
предметно-познавательная, относящаяся к учебной ситуации;
социально-ориентированная для воспитания гражданских качеств.
Групповые способы обучения бывают:
Использование групповых технологий обучения ведет к:
взаимообогащению знаниями при работе в группе;
активизации познавательных процессов;
самостоятельному распределению действий и операций;
коммуникации и обсуждениям для большего взаимопонимания;
обмену способами действий и их решений;
рефлексии.
Организация работы групп имеет свои особенности:
достижение быстрого результата в решении поставленных учителем задач;
получение знаний при работе в коллективе за счет обсуждений под руководством лидера группы или педагога;
выполнение задания с целью оценивания возможностей каждого;
подбор участников группы производится таким образом, чтобы в каждой из них были дети с разными уровнями знаний;
различие групп осуществляется по типам, по темам, по уровням сложности.
Технологический процесс работы учащихся в группе включает в себя элементы:
Существуют определенные правила, которые следует соблюдать при ведении дискуссии:
критиковать идеи, но не участников;
цель – найти оптимальное решение, а не победить;
терпеливое выслушивание соображений даже при несогласии с ними;
выяснение идей, фактов, относящихся к обеим позициям;
осмысление и понятие обеих взглядов на поставленную проблему или задачу;
применение личной точки зрения при наличии убедительных аргументов.