Беседа с игровыми элементами
Тема: "Время первых"
Форма : беседа с элементами игры.
Цели: формировать у учащихся знания о становлении космонавтики, о первых полётах в космос; способствовать нравственно-патриотическому воспитанию школьников; привитие чувств гордости и уважения к российской космонавтики; расширение кругозора; развитие познавательной активности, коммуникативных способностей.
Задачи:
-познакомить с первыми космонавтами,
-развивать познавательную и творческую активность, прививать интерес к изучению космоса,
-воспитывать чувство патриотизма.
Оборудование: информационный стенд, оформленный соответственно теме занятия, вопросы викторины.
Участники : воспитанники и педагоги.
План
I.Вводная часть «Приветствие»
Вступительное слово воспитателя
-раскрытие смысла темы
-озвучивание цели
-представление участников.
II.Основная часть «А мы летим орбитами»
1)Беседа о космосе
2)Вопросы из конверта
3)Кто такой космонавт
III.Заключительная часть «Космические дали»
1)Рефлексия
2)Подведение итогов
3)Заключительное слово воспитателя
Эпиграф. Две вещи поражают нас больше всего - звезды над головой и совесть внутри нас …
Древняя мудрость
Ход мероприятия
I.Вводная часть «Приветствие»
Добрый день участникам нашего мероприятия!Сегодня мы здесь собрались чтоб узнать очень интересную историю. Как вы думаете, о чем эта история ребята? (Обращение к информационному стенду) Правильно, о Космосе и героях, покорявших его.
Озвучивание цели детьми.
II.Основная часть «А мы летим орбитами»
1. Все люди живут под одним и тем же небом. Его красота пробуждает в нас высокие и светлые чувства, дарит радость творческого вдохновения. Его тайны призывают человеческий разум к размышлению, к исследованию физического мира. Понять природу наблюдаемых тел и явлений во Вселенной, дать объяснение их свойствам, узнать, как они возникают и развиваются, люди хотели всегда.
Они строили картину мира в соответствии с теми данными, которыми располагали. С течением времени картина менялась, потому что появлялись новые факты и новые мысли о сущности наблюдаемых явлений, а главное - появлялась возможность проверить правильность тех или иных идей через наблюдения и измерения, используя достижения смежных с астрономией наук, прежде всего физики. Не всегда изменение взглядов на мир носило характер простого уточнения - иногда это была настоящая революционная ломка старых представлений, как, скажем, утверждение гелиоцентрической системы Коперника или теория относительности Эйнштейна. Но и в эти переломные моменты астрономы сохранили глубокое уважение к трудам своих предшественников, рассматривая их вклад как серьезный и важный этап в общем движении к истине.
Благодаря растущему научно-техническому потенциалу цивилизации астрономические исследования быстро продвигались вперед. XX век для астрономии означает нечто большее, чем просто очередные сто лет. Именно в XX столетии узнали физическую природу звезд и разгадали тайну их рождения, изучили мир галактик и почти полностью восстановили историю Вселенной, посетили соседние планеты и обнаружили иные планетные системы. Умея в начале века измерять расстояния лишь до ближайших звезд, в конце столетия астрономы "дотянулись" почти до границ Вселенной. Обнаружили расширение Вселенной, космическое радиоизлучение, для которого прозрачна атмосфера Земли, узнали примерный возраст Солнца и других звезд, убедились в существовании протозвезд, черных дыр, обнаружили планеты у других звезд, узнали о странных свойствах пульсаров, активных ядер галактик и многое другое.
Вселенная.
Вселенная – это необъятный мир за пределами Земли.
Вселенная образовалась в результате так называемого Большого взрыва 15 млрд. лет назад.
Из материи, которая понемногу охлаждалась, образовались планеты, звёзды, галактики, кометы и другие небесные тела.
Галактики.
Галактики – это гигантские скопления звёзд, газа и пыли, удерживаемые вместе силой притяжения.
Галактики вращаются вокруг центральной точки.
Во вселенной миллиарды галактик и в каждой от одного до десятков миллиардов звёзд.
Галактики располагаются группами, образуя скопления из сотен и тысяч галактик.
Звёзды.
Звёзды, сияющие в ночном небе – тела из раскалённого газа.
Звёзды изучают яркий свет, потому что их температура достигает 10 млн. градусов.
Цвет звёзд зависит от их величины и температуры. Самые большие и горячие излучают голубоватый свет, а маленькие бывают белыми, желтыми, оранжевыми или красноватыми.
Яркость звёзд зависит от удаленности её от Земли, чем ближе к нам звезда, тем ярче она кажется.
Кометы.
Кометы – это небольшие космические тела, состоящие изо льда, пыли и камней.
Они обращаются вокруг Солнца по сильно вытянутым эллиптическим орбитам.
Проходя вблизи Солнца, комета теряет в сутки один см толщины своей оболочки.
Любой комете со временем суждено исчезнуть.
Солнце.
Солнце – это звезда, самая близкая к Земле.
Солнце – это гигантский шар из раскалённых газов.
Солнце это центр Солнечной системы, частью которой является и Земля.
Солнце образовалось около 5 млрд. лет назад. И ещё столько же лет будет светить.
Солнце вращается вокруг своей оси.
Планеты.
Вокруг Солнца движутся 9 планет с 68 спутниками, миллиарды астероидов, метеоритов и комет, а также огромное количество пыли и газа.
Вокруг Солнца движутся девять больших планет.
Каждая планета движется по своему пути – орбите, вокруг Солнца.
Солнце вместе с большими и маленькими планетами составляет Солнечную систему.
Люди живут только на Земле, на других планетах нет живых существ.
Космонавты на другие планеты не летали. Их изучение ведётся с помощью автоматических межпланетных станций.
Луна.
Луна – не звезда и не планета, большой каменный шар, в несколько раз меньше Земли.
Она спутник Земли, самое близкое к Земле небесное тело.
На Луне нет ни воды, ни воздуха. На Луне нельзя жить.
На поверхности Луны днём бывает – жара до 130 градусов, а ночью – мороз до 170 градусов.
Луна движется вокруг Земли и обходит ее за месяц.
12 апреля наша страна отмечает День космонавтики. Об этом великом событии XX века написано много книг, ему посвящены документальные и художественные фильмы. Думаю, вы без особого труда ответите на вопросы сегодняшней викторины о нашей Галактике, звездном небе, космических явлениях и исследователях космоса.
2. . Вопросы из конверта. Ведущий наугад вытягивает карточку с вопросом из конверта. Если команда отвечает неправильно, то право ответа переходит соперникам.
Вопросы
1. Назовите русского ученого, основоположника космонавтики. (К.Э. Циолковский)Константин Эдуардович Циолковский (1857 - 1935) - учитель из Калуги, хорошо знавший физику, математику, химию, астрономию, механику. Он является автором проектов дирижаблей, работ в области аэродинамики и ракетной техники, одним из основоположников теории межпланетных сообщений с помощью ракет, разработчиком принципа ракетного движения. Многие из современников считали его безумцем. Ученый смог наметить путь, по которому человечество вышло в космос.
2. Изобретатель первых советских космических кораблей. (Сергей Павлович Королев)
Сергей Павлович Королев (1906 -1966) - российский ученый и конструктор. Под его руководством были созданы баллистические и геофизические ракеты, первые искусственные спутники Земли, первые космические корабли, на которых впервые в истории совершены космический полет человека и выход человека в космос.
3. В каком году состоялся первый полёт человека в космос? (12 апреля 1961 г.)
4. Первый человек, покоривший звездное небо. (Юрий Алексеевич Гагарин)
5. Сколько длился космический полет Ю.А. Гагарина? (108 мин = 1 ч 48 мин)
6. Как назывался космический корабль Ю.А. Гагарина? ("Восток")
7. Первая в мире женщина-космонавт. (Валентина Владимировна Терешкова)
8. Кто первым вышел в открытый космос? (Алексей Архипович Леонов)
9. Кто стал первым человеком, ступившим на поверхность Луны? (Нил Армстронг)
20 июля 1969 года американские астронавты Нил Армстронг, Эдвин Олдрин и Майкл Коллинз на трехместном космическом корабле "Аполлон-11" осуществили посадку на Луну. А на следующий день Армстронг и Олдрин вышли из корабля на поверхность Луны, первым из них был Армстронг. Всего на Луну высаживались 12 астронавтов.
10. Как называются русский и американские космические корабли многоразового использования? ("Буран", "Шаттл")
"СПЕЙС ШАТТЛ" (англ. Space Shuttle - космический челнок) - многоразовый пилотируемый транспортный космический корабль США. Первый полет с астронавтами - апрель 1981 года. К 1992 году построены 5 орбитальных ступеней - "Колумбия", "Челленджер", "Дискавери", "Атлантис", "Эндевер".
"БУРАН" - воздушно-космический корабль многоразового использования. Выполнен по самолетной схеме типа "бесхвостка" с низкорасположенным крылом двойной стреловидности. Старт корабля с помощью ракеты-носителя "Энергия", спуск и посадка по "самолетному" режиму. Первый беспилотный полет с посадкой в автоматическом режиме 15 ноября 1988 года.
11. Как называется американский ракетоноситель, который 28 января 1986 года потерпел катастрофу - взорвался на 74 секунде с момента старта? ("Челленджер")
12. В каком году был произведен запуск первого искусственного спутника Земли? (4 октября 1957 г.)
13. Как назывался самоходный аппарат, совершивший путешествие по поверхности Луны? ("Луноход")
"Луноход" - автоматическое или управляемое устройство для работы и передвижения по поверхности Луны. Первый автоматический лунный самоходный аппарат, управляемый с Земли, - советский "Луноход-1" (1970), а первый управляемый лунный самоходный аппарат - американский луноход "Ровер" (1971).
14. Как назывались автоматические межпланетные станции, которые в 1984-85 годы исследовали Венеру и комету Галлея? ("Вега")
■ Первая женщина-космонавт. Ответ: Валентина Терешкова.
■ Как по-другому называют летчика? Ответ: Пилот.
■ Как раньше называли летчика? Ответ: Авиатор.
■ «Дом отдыха» самолетов. Ответ: Ангар.
■ Место расположения боевых самолетов. Ответ: Авиабаза.
■ Головной убор у десантников. Ответ: Берет.
■ Вокзал для самолетов. Ответ: Аэропорт.
■ Удар самолетом по самолету противника. Ответ: Таран.
■ Купол над десантником. Ответ: Парашют.
■ Самолет-стрекоза. Ответ: Вертолет.
■ Летательный аппарат с реактивным двигателем. Ответ: Ракета.
■ С него начинается дорога в космос. Ответ: Космодром.
■ Марка отечественного самолета. Ответ: Як.
■ Человек, который летает в космос. Ответ: Космонавт.
■ Движущееся небесное тело с головой и хвостом. Ответ: Комета.
■ Как по-другому можно назвать солнце? Ответ: Светило.
■ Красная планета Солнечной системы. Ответ: Марс.
■ Отечественный космический корабль или сторона света. Ответ: Восток.
■ Самолет, приспособленный для взлета с воды и посадки на воду. Ответ: Гидросамолет.
■ Один виток. Ответ: Оборот.
■ Лестница, по которой поднимаются в самолет или ракету. Ответ: Трап.
3. Особая профессия космонавт.
Космонавт – это человек, который испытывает космическую технику и работает на ней в космосе.
Начало этой профессии было положено полётом первого космонавта планеты Ю.А.Гагарина.
Космонавт – это исследователь. Каждый день на орбите – это экспериментальная работа в космической лаборатории.
Космонавт выполняет роль биолога, проводя наблюдения за живыми организмами.
Космонавт – медик, когда участвуют в медицинских исследованиях здоровья членов экипажа.
Космонавт– это строитель, монтажник.
III.Заключительная часть «Космические дали»
1)Рефлексия
– О чем мы с вами сегодня говорили?
– Что нового услышали и узнали?
2)Подведение итогов
3)Заключительное слово воспитателя
Астрономии XXI века предстоит освоить новые "окна" во Вселенную. Например, узнать существуют ли у ближайших звезд планеты земного типа и есть ли на них жизнь, какие процессы способствуют началу формирования звезд, как образуются и распространяются по Галактике биологически важные элементы, такие, как углерод, кислород, являются ли черные дыры источником энергии активных галактик и квазаров, где и когда сформировались галактики, будет ли вселенная расширяться вечно и многое другое.
Вы ребята тоже можете стать героями космических вершин, если приложите максимум стараний.
Государственное бюджетное учреждение
для детей-сирот и детей ,оставшихся без попечения родителей,
Петровский детский дом
Ишимбайский район
Республика Башкортостан
Беседа
«Время первых»
Подготовила и провела :
воспитатель
Базулина Н.Н.
2023 год