Урок 41. И. А. БУНИН. «КОСЦЫ».
ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА В РАССКАЗЕ
Цели деятельности учителя: ознакомить учащихся с некоторыми фактами биографии талантливого русского писателя, создателя интересных картин русской жизни; раскрыть нравственное содержание рассказа, романтическую настроенность произведений писателя; показать роль пейзажа как средства создания настроения удали и свободы, любви к родной строне, к родине; воспитывать патриотические чувства.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику героя.
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.
Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдает правила речевого поведения.
Ход урока
I. Чтение статьи о писателе (учебник, ч. 2, с. 3-4).
Работа по заданиям 1, 2 «Проверьте себя» в учебнике.
II. Работа над статьей «Происхождение моих рассказов» (учебник, с. 10; из заметок И. А. Бунина).
Рассказ «Косцы» был опубликован в Берлине в альманахе «Медный всадник».
Большую часть жизни писатель провел в эмиграции в Пари же, но все это время в его душе жили воспоминания о любимой России, ее просторах, песнях простых людей... Рассказ пронизан восхищением автора каждым движением крестьян, каждым звуком, раздававшимся в лесу. В воспоминаниях Бунина все еще свежи запечатлевшиеся в памяти эпизоды жизни: как шли они по лесной дороге, а недалеко от нее косцы косили и пели. Кругом лес, глушь, тишина, зной, медвяные ароматы, шелест березовых веток, пение летнего властелина леса — соловья...
Возможно ли все это вычеркнуть из памяти, забыть на чужбине? Никогда!
Долгая жизнь в деревне, среди крестьян и мелкопоместных дворян, обогатила Бунина знанием русской природы, русской деревни, русской жизни в ее самых корневых, родовых истоках.
Ответы на вопросы 1-3 – «Размышляем о прочитанном», с. 10.
III. Чтение учителем рассказа «Косцы» (учебник, с. 4-9).
Беседа по прочитанному.
Вопросы:
1. Почему Бунин вспоминает о родине, ее песнях, сказках?
2. Кто такие косцы?
3. Чем они смогли вызвать восхищение Бунина?
4. В чем была «дивная прелесть», «очарование» песен косцов?
5. Можно ли сказать, что рассказ «Косцы» является продолжением ряда произведений о природе и родине?
Домашнее задание.
1. Ответить на вопросы учебника, выполнить задания (с. 10-11).
2. Сочинить свой рассказ, начав его фразой: «Мне понравилось описание природы в рассказе И. А. Бунина “Косцыˮ».