СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

И. А. Бунин «Лапти»

Категория: Литература
Тема: Лапти 98

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«И. А. Бунин «Лапти»»

Технологическая карта урока литературы

  1. Каримова Эльвира Равильевна

  2. Класс: 6

  3. Тема урока: И. А. Бунин «Лапти»

  4. Тип урока: урок усвоения новых знаний

  5. Место данного урока в содержании курса: из русской литературы XIX в.

  6. Учебник: Литература: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2 / авт. – сост. Г. С. Меркин. – 2-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013. – 302 с. – (ФГОС. Инновационная школа).

  7. Ресурсы: учебная хрестоматия, мультимедийная презентация

  8. Методы: метод работы с учебником, фронтальный опрос

Цель: научиться определять проблему художественного произведения, его идею, которая нашла отражение в символическом противопоставлении

Задачи:

  1. Образовательные: на основе методического приёма «чтение с остановками» учиться анализировать поступок героя, находить художественные детали, средства художественной выразительности;

  2. Развивающие: развивать способности к творческой деятельности учащихся, речевые навыки; навыки выступления перед аудиторией;

  3. Воспитательные: способствовать воспитанию чуткого отношения к чужому горю, способности переживать.

Формируемые УУД:

Регулятивные УУД:

самостоятельно формулировать тему, проблему и цель урока; в диалоге с учителем вырабатывать критерии своей работы.

Познавательные УУД:

самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации (фактуальную, подтектовую, концептуальную); пользоваться изучающим видом чтения; извлекать информацию предоставленную в различных формах; пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением; излагать содержание прочитанного подробно, сжато, выборочно; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения; выступать перед аудиторией сверстников с сообщением.



















Этапы урока

Дозировка времени

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

Организационный момент

2 мин.

- Добрый день, ребята! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте друг другу хорошего настроения на уроке.

Приветствуют учителя и друг друга.

2

Стадия вызова

5

– Сегодня мы познакомимся с рассказом И.А. Бунина «Лапти». Знакомо вам имя писателя? С какими его рассказами вы уже знакомы?

- Давайте прочитаем статью К.Г. Паустовского о Бунине. Какова, по вашему, основная мысль статьи?





– Итак, рассказ «Лапти». Что такое лапти?

– Можно ли предположить, о чём будет этот рассказ?

Вспоминают прочитанные в 5 классе рассказы «В деревне», «Подснежник».


Учащиеся предлагают несколько вариантов:

«В области русского языка Бунин был мастером непревзойденным».

«Всю жизнь Бунин ждал счастья.. и нашёл его в своей поэзии, прозе, в любви к жизни».

«Бунина надо читать самому».

(Составляется корзина идей)

3

Стадия осмысления

30 мин

Работа с текстом

1-ая часть. Чтение рассказа до слов: « А Господь его знает. Бредит, весь огнем горит...»

Первая остановка

– Что вы узнали?

– Как бы вы озаглавили эту часть рассказа?

– Сбылись ли ваши ожидания?

– В начале урока вы привели слова Паустовского о том, что Бунин «в области русского языка был мастером непревзойденным». Найдите слова или выражения, передающие атмосферу, в которой разворачиваются события.

– Что чувствует в этот момент мать?

(Лексическая работа: верста)

– Кто такой Нефёд?

– Как к нему относится барыня?


– Что произойдет дальше?


2-ая часть.

Выразительное чтение текста до слов: «...выбрался за ворота и потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море».

Вторая остановка.

– Как можно озаглавить эту часть?


– Какие детали портрета Нефеда говорят о его материальном положении?

– Какие слова вам незнакомы?

(Лексическая работа: зипун, фуксин, подпояска)

– Какое средство художественной выразительности использует Бунин в данном отрывке? Какое значение оно имеет?


– Как вы оцениваете поступок Нефеда?




3-я часть.

Чтение рассказа до слов «И мать кидалась на колени и била себя в грудь:

– Господи, помоги! Господи, защити!»


Третья остановка

– Как можно озаглавить эту часть?

Обращаем внимание на первое предложение отрывка: «Пообедали, стало смеркаться, смерклось – Нефеда не было». Четыре простых предложения практически без второстепенных членов передают состояние долгого, напряженного ожидания, от которого «ночь была еще страшнее».

– Чье состояние передает нам автор?




– Как вы думаете, что будет дальше?


4-я часть.

Самостоятельное чтение учащимися рассказа до конца.

Четвертая остановка

– Предполагали вы такой финал? Оправдались ваши ожидания?


– Как можно назвать эту часть?

– Какая фраза одновременно и обнадеживает, и настораживает, пугает читателя?




– Напрасно ли Нефёд отправился в такую пургу за лаптями? Может, стоило подождать?

Обращаем внимание учащихся на то, что на протяжении всего рассказа Бунин использует два символических цвета: белый и красный, олицетворющих зло и добро.

Учащиеся составляют простой план рассказа по ходу чтения текста.




«Большое горе», «Непроглядная вьюга», белый и холодный дом, бледный сумрак






Страх и беспомощность



Слово «Нефедушка» говорит о добром отношении барыни к мужику.








«Нефёд отправляется за лаптями» или «Душа желает – надо добывать»

Старый полушубок, разбитые валенки




Метафора «потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море». Вьюга разыгралась, ничего не видно, выходить на улицу страшно.


Нефёд не просто жалеет больного ребенка, он знает, что ему надо помочь, во что бы то ни стало. Нефед сам вызвался достать лапти (барыня не приказывала ему!)







«Долгое ожидание»







Состояние матери, которое передано глаголами «кидалась» и «била». Она волнуется, чувствует свою беспомощность, и единственный выход видит в молитве.






Учащиеся все же надеялись на счастливый финал: Нефед принесет лапти, и ребенок поправится.

«Мужики нашли замерзшего Нефеда»,

«Нефед достал лапти», «Самопожертвование Нефеда» или др.

«Рассвело, послышалось .. совсем не так, как всю ночь мерещилось, а затем .. зловещий стук в окно»

Дискуссия


Учащиеся могут найти в тексте образы, «окрашенные» в символические цвета и составить табличку-схему:

белый красный

вьюга лапти

снег свеча

снежная бездна молитва и т.д.

4


5 мин.

– Понравился вам рассказ?

– На какие размышления навел рассказ «Лапти»?

– Как вы думаете, что хотел донести до читателей Бунин?

Итог: несмотря на то, что Нефед замерз в поле, добро победило. Сам того не ведая, уже мертвый, Нефед спас жизнь мужикам, которые «всю ночь плутали». И самое главное – есть надежда на выздоровление мальчика.

Учащиеся отвечают на вопросы. Высказывают свои мысли.

5

Домашнее задание

3 мин.

Выучить стихотворение И. А. Бунина.

Записывают домашнее задание.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!