СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

И. А. Крылов басня «Стрекоза и Муравей»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«И. А. Крылов басня «Стрекоза и Муравей»»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Тема: И. А. Крылов басня «Стрекоза и Муравей»

Цель урока: 

Содержательная: знакомство с басней И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей»

Деятельностная: Формирование умения определять , чему учит автор

Задачи урока:

Образовательные:

1. Учится сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали) жанру.

2. Учится объединять произведения по жанру, авторской принадлежности;

3. Учится определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по темам, жанрам и видам;

4.Учится формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения

Развивающие:

1. Учится с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации.

2. Учиться выбирать источник получения информации.

3. Учиться согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде.

4. Учиться проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии.

5. Учиться строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

6. Учиться соответственно выполнять свою часть работы.

7. Учиться планировать действия по решению учебной задачи для получения результата.

8. Учиться устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности.

Воспитательные:

1.Воспитывать в себе познавательный интерес, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании;

2.Проявлять сопереживание, уважение и доброжелательность.

Планируемые результаты:

Предметные:.

1. Сравнивает произведения по теме, главной мысли (морали) жанру.

2. Объединяет произведения по жанру, авторской принадлежности;

3.Определяет существенный признак для классификации, классифицирует произведения по темам, жанрам и видам;

4.Формулирует выводы и подкрепляет их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения

Личностные:

1.Проявляет познавательный интерес, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании;

2.Проявляет сопереживание, уважение и доброжелательность.

Метапредметные:

Познавательные:

1. Выбирает источник получения информации.

2. Находит в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде.

3. Формулирует выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов

проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования).

Регулятивные:

1.Панировует действия по решению учебной задачи для получения результата.

2. Устанавливает причины успеха/неудач учебной деятельности.

Коммуникативные:

1. Проявляет уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии.

2. Строит речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

3. Выполняет свою часть работы.

Оборудование: презентация, учебник, раздаточный материал, презентация.

Образовательный ресурс:

План урока:

1.Этап мотивации

1.1. Приветствие.

1.2. Работа с пословицей.

1.3. Проверка готовности к уроку.

2.Этап актуализации и пробного учебного действия

2.1. Беседа о басни

2.2. Викторина по басни «Лебедь, рак и щука»

3. Этап выявления места и причины затруднения

3.1. Антиципация по названию

3.2. Формулирование проблемы урока

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

4.1. Формулирование темы урока.

4.2. Формулирование цели урока.

4.3. Планирование деятельности.

5. Этап реализации построенного проекта

5.1 Прослушивание басни(аудиозапись)

5.2 Проверка первичного восприятия

6. Этап анализа произведения

6.1 Беседа по содержанию.

6.2 Словарная работа

6.3 Работа с иллюстрациями.

7. Этап обобщения и интерпретации

7.1. Выразительно чтение

7.2 Работа с половицами

7.3. Знакомство с приёмом «Синквейн»

7.4. Чтение по ролям

8. Этап рефлексии учебной деятельности

8.1. Подведение итогов

8.2. Игра «Продолжи фразу»


Этапы урока, их задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы контроля

Планируемые

результаты

1. Этап мотивации

Задача: создание условий для

возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в УД

1.1. Приветствие

-Здравствуйте, ребята. Садитесь.

1.2. Работа с пословицей.

-Ребята, посмотрите на слайд. Прочтите пословицу про себя.

Маленькое дело лучше большого безделья.

- Прочти вслух.

- Как вы понимаете смысл пословицы?

1.3.Проверка готовности к уроку

-Проверьте, пожалуйста, все ли у вас готово к уроку. На партах должен быть учебник по литературному чтению, тетрадь, пенал.

Приветствуют учителя



что лучше сделать немного, чем вообще ничего не сделать. Каждая работа хороша, из малого складывается большое дело.

Фронтальная



Фронтальная







Л1

ПР6

К1

К2


2. Этап

актуализации

пробного учебного действия

Задача: повторение изученного

материала, необходимого для

«открытия нового знания», и

выявление

затруднений

индивидуальной

деятельности

каждого учащегося


2.1. Беседа о басни.

- С каким автором мы познакомились на прошлом уроке?



- А что вы запомнили о жизни и творчестве И.А. Крылова?


-А что писал И.А.Крылов? (Басни)






-Давайте вспомним, что такое басня?

Басня-это короткий рассказ или стихотворение с поучительным содержанием.

-Что высмеивается в баснях?

-А что главное в басни?  

-Что такое мораль?

Вывод, где объясняется смысл басни, где осуждаются глупые и плохие поступки

- С какой басней И.А. Крылова мы познакомились?

2.2. Викторина по басни «Лебедь, рак и щука»

- Сейчас, мы с вами проведём викторину, узнаем как внимательно вы читали дома басню.

1.Какое дело объединило героев басни?

Строить дом

Везти воз

Везти плот

2. Куда тянул поклажу лебедь?

К себе домой

В облака

На рынок

3. Куда тянула поклажу щука?

К себе домой

На гору

В воду

4. Сколько дней герои басни везли воз?

10

5

Нет ответа

5. Куда тянул поклажу рак?

В воду

На гору

Назад

6. С чем был воз?

С одеждой

С удочками

С поклажей

7. Почему воз не двигался с места?

Все трое тянули в разные стороны

Он был слишком тяжелый

Не было колес

8. Кто из героев басни был виноват?

Нет ответа

Рак

Щука

9. Чего не было у героев басни, чтобы воз поехал?

Сил

Ума

Согласия

- Молодцы, ребята.

- Ребята, так чему учит басня «Лебедь, рак и щука?




Познакомились с творчеством И.А. Крылова.

Басни


Поступки людей, их недостатки

Мораль



Лебедь, рак и щука











И. Я Крылов


Баснописец




























понимать, что, чтоб достигнуть цели, нужно работать в команде, а не мешать друг другу. 






Фронтальная







П3

ПР1

П2

К1

Л1

3. Этап выявления места и причины затруднения

Задача: организация анализа уч-ся воз-никшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

3.1 Антиципация по названию

- Ребята, внимательно прочитайте загадки и отгадайте название басни, которую мы будем сегодня читать.

Две горошины – глаза,         В лесу у пня беготня, суетня,
Ножки   – грабелькой,           Народ рабочий весь день хлопочет,
Хвостик – сабелькой,            Себе дом строит.
Крылья – бантиком.                            (Муравьи)
                   (Стрекоза)

-Как одним словом можно назвать стрекозу и муравья? 

-Герои пришли к нам сегодня в гости.

- Сегодня на уроке, мы познакомимся ёще с одной басней И. А. Крылова «Стрекоза и муравей».

- Откройте учебник на стр.106, прочитайте название басни.

- Предположите о чём будет басня?

3.2 Формулирование проблемы урока

- Мы с вами знаем героев басни , знаем автора, а чего мы не знаем?

-Верно, мы с вами не знаем о чём будет басни и чему она нас учит?





Чему учит басня



насекомые










Фронтальная

Индивидуальная







ПР4

ПР1

ПР2

П2

К2

Л1









ПР1

ПР2

П2

4.Этап построения проекта выхода из затруднения

Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

4.1. Формулирование темы урока

- Кто догадался, какова же тема нашего урока?

4.2. Формулирование цели урока

-Какую цель мы перед собой поставим?

4.3. Планирование деятельности

- Чтобы достичь цели, что мы будем делать?

-Верно. Мы с вами прочитаем басню.


И.А.Крылов «Стрекоза и муравей»

Узнать чему учит басня


Прочитаем басню, прочитаем по ролям, отвечать на вопросы.

Фронтальная

Р1

Р2

К1

5.

Этап

реализации

построенного проекта

Задача: построение учащимися нового способа действий и

формирование

умений его

применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение,

так и при решении задач такого класса или типа вообще.

5.1 Прослушивание басни ( аудиозапись)

- Сядьте ровно, из рук все отложите. Ребята послушайте басню .

5.2 Проверка первично восприятия

- Подмените руку кому понравилась басня? Почему?

- Скажите, это грустное или смешное произведение?


Дети прослушивают басню



















Фронтальная

Индивидуальная











Л1

ПР1

ПР4

ПР5



Р2


П1

К1

К2

Р3

К3








6. Этап анализа произведения

Задача: углубление восприятия прочитанного, постижение художественной

6.1 Беседа по содержанию

1) Как жила Стрекоза, где она кушала летом

2) Как изменилась жизнь Стрекозы с наступлением зимы?

3)К кому пошла Стрекоза за помощью?

4) С какой просьбой обратилась Стрекоза к Муравью?

6) Вы считаете, Муравей поступил правильно?

7) Как бы вы поступили на месте Муравья? Почему?

6.2 Словарная работа

- Прежде чем начать читать басню разберём лова, которые могут вам быть незнакомы.

— Как надо понимать слова «удручена», «вешних»?

Удручена - огорчена.

Вешних — весенних.

— Объясните, как вы понимаете следующие выражения:

• Оглянуться не успела.

• Как под каждым ей листком / Был готов и стол и дом.

• И кому же в ум пойдет...

- Давайте сравним ваше предположение со слайдом.

- Ребята, чем учит нас басня? Какова мораль басни?

Автор устами Муравья укоряет людей за лень, беззаботность, легкомыслие. Люди с такими пороками не думают о завтрашнем дне, проводят время в праздности и наслаждениях и поэтому часто попадают в беду.

6.3 Работа с иллюстрацией.

-  Посмотрите на иллюстрацию басни в учебнике. Кто на ней изображён?

- Что делает муравей?




Пустить к себе перезимовать.

Нет

Да, ведь Стрекоза ленивая, несерьёзная






Прошло все очень быстро

Везде могла найти еду и место для отдыха.

Никто даже не подумал

Басня учит быть трудолюбивым, благоразумным, ответственным за свои поступки. 


Муравей, стрекоза

Тянет воз

Фронтальная

Индивидуальная








Фронтальная

Индивидуальная




ПР2

ПР4

Л1

Л2




Р3








ПР3

П1

Р2

К1

К2

7. Этап обобщения и интерпретации

Задача: уточнение идеи произведения и помощь в осмыслении их читательской позиции

аниях.


7.1 Выразительное чтение.

-Ребята, прочитайте пожалуйста басню про себя.

- Поднимите руку те кто уже прочитал.

- А теперь прочитаем басню выразительно. (3 – 4 человека)

7.2. Работа с половицами

- У вас на парте лежит карточка с пословицами. Соберите пословицы в парах (найдите конец каждой из них). Выберите те, которые больше всего подходя т к басне.

За большим погонишься —

Кто веселится весной —

Поспешишь

Делу время,

Лето пролежишь


людей насмешить,

зимой с сумой побежишь,

потехе час.

тот плачет летом,

малое потерешь.

- В чем смысл каждой пословицы?

7.3 Знакомство с приёмам «Синквейн»

- Ребята, сегодня на уроке я хочу вас познакомить с одним очень интересным приёмам, которые можно использовать на уроке литературного чтения.

- Слово синквейн - очень простое и происходит от французского слова «пять», что означает почти дословно «стихотворение из пяти строк, которые строятся по определенным правилам.

- Синквейн - это попытка уместить в достаточно краткой форме свои знания, чувства, ассоциации, и выразить свое мнение по  событию или предмету, который и является темой синквейна, или просто краткая  характеристика.

- Синквейн составляется по определёнными правилам.

На доске и на слайде показаны привила.

Первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь).

Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.

Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.

Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.

Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.

- Давайте с вами попробуем составить синквейн. Первый ряд слово «зима, второй ряд «весна», третий ряд «лето».

- Молодцы, у кого не получилось, не расстраивайтесь мы с вами только начали.

- А теперь составьте синквейн первый вариант слова «Муравей», второй вариант «Стрекоза».

- Но прежде чем вы начнёте составлять, дадим характеристику героев.

- Какая была стрекоза?

- А муравей, что вы можете о нём сказать?

- А теперь составьте синквейна.

- Давайте послушаем что получилось у…

7.4 Чтение по ролям

- Ребята, а сейчас мы с вами прочитаем басню по ролям.

Подготовка к чтению

— Сколько действующих лиц в этой басне?

— Найдите слова автора, прочитайте их.

— Найдите слова Стрекозы, прочитайте их.

— Найдите слова Муравья, прочитайте.

— Как надо читать слова Стрекозы и Муравья, чтобы всем

было понятно, что хотел сказать автор?

Дети читают басню по ролям








Дети составляют пословицы и объясняют их смысл














































Дети зачитывают что у них получилось






Красавица, беззаботная, легкомысленная, веселая

Труженик, коллективист, умный




Фронтальная

индивидуальная




парная





























Фронтальная





















Индивидуальная











Индивидуальная



ПР1




П1

К1

К2



ПР4













ПР2













ПР1




П1

К1

К2




8. Этап рефлек-сии учебной

деятельности

Задача:самооценка учащимися

результатов

своей учебной

деятельности, осознание метода

построения и границ применения

нового способа действия.

8.1 Подведение итогов

- С какой басней мы сегодня познакомились?

- Кто её автор?

- Какова была цель нашего урока?

- Кто бы поставил себе за урок 5? Поднимите руку

- Поднимите руку, если вы считаете, что мы достигли цели?

8.2 Игра «Продолжи фразу»

- На слайде фразы, выберите ту, которая вам подходит.

Сегодня на уроке я узнал…

Сегодня на уроке я научился….

Сегодня на уроке я познакомился…

Сегодня я на уроке повторил…

Сегодня я на уроке я закрепил…

- Спасибо за урок, до свидание!

Стрекоза и муравей

Работать слаженно, дружно

И.А. Крылов

Узнать чему учит басня, мораль басни


Фронтальная










Самооценка

Р3

П2

К1

К2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!