Тема: И. Тургенев «Осенний день в берёзовой роще»
Цель: знакомство детей с ОВЗ (и. н) с новым произведением И.Тургенева
Задачи:
-формировать навык правильного сознательного выразительного чтения целыми словами;
-познакомить ребят с писателем И. Тургеневым.
Оборудование: портрет И. Тургенева
Ход урока
1.Орг. момент.
Учитель читает стихотворение и делает упражнения, дети повторяют за ним.
- Из глубокого колодца (руки «О»)
- Солнце медленно встает (руки над головой),
- Свет его на нас прольётся (руки вытянуты перед собой, ладошками вверх.)
- Луч его нам улыбнется (руки параллельно вытянуты)
- Новый день она начнет (руки вниз широко).
Учитель:
С наступлением нового дня, ребята! Улыбнитесь мне, а я вам, пусть ваш новый день будет таким же солнечным, как ваши улыбки.
Дыхательная гимнастика.
А)
Есть еще один рассказ,
Замечательный, для вас.
Вы вдохните – не дышите,
Ветра в поле не будите,
А тихонько выдыхайте,
Подул ветер – У_У_У!
Пожелтели, задрожали листья – Ф_Ф_Ф!
Полетели на землю – П_П_П!
2.Проверка домашнего задания.
-Чтение подготовленных пословиц уч-ся об осени
3. Постановка темы и цели урока.
- Послушайте загадку и скажите, о чем пойдет речь на нашем уроке чтения?
Солнцу теплому не верьте -
Впереди метели.
В золотистой круговерти
Листья полетели.
Это я пришла с дождями,
Листопадом и ветрами. (Осень)
- Назовите осенние приметы.
4) Учитель:
-Сегодня на уроке мы отправимся на экскурсию в березовую рощу, посмотрим, как меняется роща с приходом осени. Поможет нам в этом отрывок из рассказа "Свидание", написанный Иваном Сергеевичем Тургеневым.
-Кто будет на занятии самым внимательным, тот узнает сегодня много нового и интересного.
Иван Сергеевич Тургенев родился 28 октября 1818 года. Как видите, тоже осенью. Детство его прошло в селе Спасском в нашей Орловской области. Маленький Ваня очень любил сад рядом со своим домом. Он любил слушать птичье пенье, с интересом слушал рассказы садовника, лесных сторожей о жизни зверей и птиц. С детства он полюбил природу.
– Тургенев был страстным охотником, ездил по полям, степям, лугам, лесам. Там, бродя с ружьём, любознательный и проницательный охотник много видел и наблюдал. Из богатого запаса своих охотничьих встреч и наблюдений он отобрал самое интересное для своих рассказов. Серию таких рассказов он назвал "Записки охотника". В этот сборник вошли такие рассказы, как "Бежин луг", "Лес и степь", "Малиновая вода" и много-много других.
5). Работа по теме
Учитель:
Ребята, а приходилось ли вам бывать в осенние дни в березовой роще? Какая она? Опишите ее. (Березы стоят все желтые, под ногами шуршит листва. Если нет дождя, то в роще тихо и спокойно. Под березами можно увидеть грибы подберезовики.)
А вот какой увидел Тургенев березовую рощу, мы с вами узнаем из рассказа "Осенний день в березовой роще", который является отрывком из рассказа "Свидание".
Я прочитаю вам этот отрывок, а вы слушайте внимательно и подумайте, о каком периоде осени рассказывает писатель.
А) Первичное знакомство с произведением. (Учитель читает рассказ)
- Какое настроение возникло у вас во время моего чтения?
– Итак, о каком же периоде осени рассказывается в этом отрывке? (Ранняя осень)
Б) Словарная работа
Учитель:
- Какие трудные и непонятные слова встретились нам в тексте? (чтение слов хором по одному, выяснение их лексического значения)
Дети:
- Говор, трепет, шушуканье, лепетанье, болтовня.
Заволакивалось, дремотно, лукаво, лазурь - светло- синий
Учитель:
- Кто из вас может объяснить значение этих слов?
6. Физминутка
В) Выборочное чтение
Учитель:
Расскажите, а какие звуки, кроме шума листвы, услышал Тургенев в роще?
Дети: Голос птицы.
Учитель:
-Зачитайте последнее предложение.
-Голос какой птицы услышал автор? Почему только голос синички звучал в берёзовой роще? (Остальные птицы улетели или притаились из-за дождя)
-Как вы думаете, случайно ли в тексте использованы слова с ласковым значением – колокольчиком, голосок?
Дети:
Нет. Автор хотел передать нежное и трепетное отношение к природе.
7. Итог урока
Какое произведение мы читали сегодня на уроке?
Какие звуки и краски наблюдал Тургенев в роще?
Дети отвечают, опираясь на текст.
– Какие описания рощи особенно понравились вам, ребята? Зачитайте.
Выслушиваются ответы детей.
– О чем говорится в тексте-описании?
-Молодцы, ребята! Вы хорошо сегодня потрудились. (Выставление отметок за урок)
Домашнее задание Прочитать рассказ, пересказать близко к тексту. стр.31-32