СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Я—гражданин своей Родины.

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПЛАН-КОНСПЕКТ занятия по портфолио (внеурочная деятельность)

Я—гражданин своей Родины.

 

1

Ф.И.О. (полностью)

Тараненко Ольга Владимировна

2

Место работы

МОУ Лицей №9 имени заслуженного учителя школы РФ А.Н.Неверова

3

Должность

Учитель начальных классов

4

Предмет

 

5

Класс

1

6

Тема и номер урока в теме

Я—гражданин своей Родины.

7

Базовый учебник

Портфолио, 1 класс

 

 

Я—гражданин своей Родины.

Цели:

-Познакомить  учащихся с понятиями: «государство», «гражданин», «государственные символы страны».

- Развивать речь, память, коммуникативные навыки посредствам работы в группах;

-Воспитывать гражданственность, патриотизм.

Ход занятия.

 

1. Организационный момент.

Учитель:

- Сегодня мы продолжим работать в портфолио. А о чём пойдёт речь, вы узнаете, посмотрев отрывок из мультфильма.

  – Скажите, о чём он?

Просмотр мультфильма (отрывок из сборника «Гора самоцветов»)

- О чём сегодня поговорим на занятии?

- Правильно , мы сегодня ещё раз поговорим о символах нашей страны, о нашей Родине.

Послушайте стихотворение (Роман Сеф) «Необычный пешеход»

- Какие слова здесь главные?

Кто по улице идет?

Hеобычный пешеход.

У него пятьсот имен:

Hа заводе слесарь он,

В яслях он - родитель,

В кинотеатре - зритель,

А пришел на стадион -

И уже болельщик он.

Он кому-то сын и внук,

Для кого-то близкий друг.

Он - мечтатель в дни весны,

Он - защитник в дни войны.

И всегда, везде и всюду -

Гражданин своей страны!

- Какие слова здесь главные? (Гражданин своей страны)

-  Тема нашего занятии так и звучит «Я—гражданин своей Родины.»

2. Постановка задачи.

- Как вы думаете, что  мы сегодня на нашем занятии должны узнать?

- Мы сегодня  узнаем, что такое символы и какие символы у нашей страны.

- А ещё мы изготовим буклеты. Это цветная иллюстрированная информация о чём-либо, изготовленная на одном листе. (Рассматривают виды буклетов.)

- Для того, чтобы  лучше запомнить информацию, знания, полученные на нашем занятии

- Наш буклет будет называться «Символы России».

3. Ознакомление с темой.

--- Как вы думаете, что значит быть гражданином своей страны?

Гражданин – это человек, который родился и живёт в данной стране, и мысли, и поступки которого,  направлены на благо Отечества, на благо своего народа.

-Какие понятия включает в себя слово “гражданин”?  Каким он должен быть?(Любовь к родной природе, земле, близким, к своей Родине). Осознавать свою ответственность за судьбу Родины , ее будущее, любить свою родину, защищать ее от врагов.

 

Игра « Выберите значимые качества человека»

(на партах лежат карточки, надо выбрать нужные слова)

Выберите 4-5 наиболее  значимые качества человека, которыми должен обладать настоящий гражданин из следующего списка. (уважает других людей, соблюдает законы, культурный, активный, жестокий, любит Родину, злой) (Работа в парах)

-Гражданами какой страны мы являемся? (России)

 В стародавние времена ее называли Русью. Слово "Русь", как полагают некоторые ученые, произошло от слова "русло". Русло - это ложе реки, по которому она течет меж берегов.

Русь - страна рек и озер. Русь - светлое место. Это страна света, солнца, добрых людей. Русских называют еще россами, а страну, где они живут, - Россией.

За ясные зори, умытые росами,

За русское поле с колосьями рослыми,

За реки разливные в пламени синем

Тебя по-славянски назвали Россия.

                                                                                                                   (1-3 слайд)

Посмотрите на карту, наша родина - Россия – самая большая страна на свете, она так велика, что над ее просторами почти никогда не заходит солнце. Когда на Московских часах 3 часа дня, то на Камчатке полночь. Когда на востоке страны наступает утро, и  дети проснулись и собираются идти в школу и в детский сад, на другом конце страны (на западе) вечер, дети собираются ложиться спать. На севере нашей страны идёт снег, трещит мороз, люди ходят в шубах, а на юге в это время цветут цветы, порхают бабочки. В России много самого-самого. Есть реки – большие, многоводные: Обь, Енисей, Амур, Лена, Волга. Это 5 из 22 главных рек земного шара. Если говорить об озерах, самое большое – Каспийское, а самое глубокое – Байкал. В России растет самый большой лес на земле.  Правда, это всё похоже на сказку?    Вот такая она удивительная и необычная наша страна Россия! (4 слайд)

– Как вы думаете, какое  самое главное богатство страны?( Народ)

- Все люди, живущие в нашей стране —россияне. Но национальности у всех разные. Россия – многонациональное государство. Проживают более 180 национальностей, народностей и этнических групп. Русские, татары, мордва, чеченцы, башкиры, чуваши, ингуши и др. . Наш народ широк душой и составляет единую дружную семью. Мы, народ, -- это и есть граждане страны.(Слайд 5)

Физминутка «Я, ты, он, она»

- Каждый гражданин должен знать столицу своей страны. Москва --  самый большой и красивый город нашей Родины.

- В столице находится правительство страны. Здесь живёт и работает президент нашей страны.

- Кто президент Российской Федерации? (Путин В.В.) (Беседа сопровождается наглядностью на доске)

Работа в портфолио.

Теперь давайте заполним страницу 16  в портфолио.

- Как называется страна, гражданами которой мы являемся? (Вывешивается на доске  табличка Россия)

- Назовите столицу нашей Родины.( Вывешивается на доске  табличка Москва)

- Кто является президентом нашей страны? (Вывешивается на доске  табличка В.В.Путин)

 

Каждый гражданин должен знать  символы своей страны. Это свои отличительные знаки. Знаете ли вы, что относится к государственным символам страны?(Флаг, герб,  гимн)

- Отношение к символам – это отношение к самому государству. Оскорбление государственных  символов – оскорбление государства, его народа, его истории и культуры.

 

Первый отличительный знак --  Государственный флаг (Наглядность на доске)

Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех одинаковых по размеру горизонтальных полос: верхняя - белого, средняя - синего, нижняя - красного цвета. Каждый цвет имеет особое значение.

- Для того, чтобы понять что означают цвета нашего флага, я предлагаю вам выполнить небольшое задание, которое и поможет  разъяснить цвета нашего флага.  (Учащимся предлагаются стихотворные отрывки, требующие дополнения рифмы.)       Снежинки так прекрасны и легки,         Как совершенны у ромашки лепестки,         Как на доске строка написанная мелом,         Мы говорим сейчас о цвете … (белом) 

- Что означает белый цвет? (совершенство, чистота, а ещё правду.) Спокойны и чисты рек русских воды  Прозрачны и светлы как вечер зимний  И благородны и просторны неба своды  Художник их раскрасил в … (синий) 

-- Что означает синий цвет? (это небо, благородство, а ещё верность отчизне).        Россия много войн пережила         И наши деды умирали не напрасно         И верность Родине их к славе привела         Под Знаменем Победы ярко… (красным) 

--- Что означает красный цвет? (отвагу, мужество и героизм, а ещё огонь, кровь). Три полоски флага – это неспроста:

Белая полоска – мир и ……..(чистота)

Синяя полоска – это цвет……..(небес),

Куполов нарядных, радости, чудес.

Красная полоска – подвиги солдат,

Что свою отчизну от  врагов хранят.

Он страны великой самый главный знак –

Доблестный трёхцветный наш российский ………(флаг)!

Мы познакомились с первым символом нашего государства. Это ….(флаг). У вас на партах есть карточки с флагами государств. Найдите флаг Российской Федерации. Приклеим его в правом верхнем углу нашего буклета. Раскрасьте его.( Работа в парах) (создание буклета)

- О цветах нашего флага существует ещё и легенда. Познакомимся с ней на стр. 17 портфолио.

- Что интересного узнали?

Второй отличительный знак России – Герб.

Герб – это отличительный знак государства, города, рода. Его изображают  на флагах, монетах, печатях и других официальных документах.

В нем отражена история государства.

- Я хочу обратить ваше внимание на то, что у вас на столах лежат карточки. На них написаны значения различных элементов нашего герба. Я предлагаю вам в течении 5 минут познакомиться с их значениями. (Работа в парах.)

КАРТОЧКИ:    лев – «сила»;  корона – «власть, благородство»;  конный всадник – «победа»;  орёл – «сила, власть», копьё – «военная слава, могущество»;  - Давайте подведем итоги нашей работы. Взгляните на герб Российской Федерации, и вместе постараемся предположить, какое значение в нём заложено.  (учащиеся высказывают свои предположения на основе прочитанных значений разных элементов герба)

На герб посмотрим: здесь орел,

Да не простой – двуглавый, ……..(высказывают свои предположения)

Символизирует страну –

Могучий, величавый.

В Европе с Азией страна

Раскинулась широко –

Меж океанов и морей,

От запада к востоку.

Вот и взирает птица-царь

 В две стороны внимательно: ………(высказывают свои предположения)

В порядке ль все, не шел чтоб враг.

Следит он обязательно.

В руках держава, скипетр есть.

Над главами - короны…(высказывают свои предположения)

.И всадник на коне верхом,…… (высказывают свои предположения)

И змей, копьем сраженный…….. (олицетворение победы добра над злом)

- Мы познакомились со вторым отличительным знаком—гербом.

- О гербе тоже существует легенда, давайте послушаем. Портфолио стр. 17

- Почему на собрании животные для герба выбрали именно орла?

- У вас на столах лежат части герба Российской Федерации. Ваша задача: собрать из частей герб и приклить его в правый верхний угол нашего буклета. (создание буклета)

Третий отличительный знак  -- Гимн.

Гимн - это торжественная песня, исполняемая в особых, наиболее важных случаях. Гимн – это песня, посвященная своей Родине. Гимн прославляет могущество и единство нашей огромной страны

Что такое гимн вообще?

Песня главная в стране!

В гимне российском есть такие слова:

«Россия - любимая наша страна».

Россией гордимся, России верны,

И нету на свете лучше страны.

Слова написал те Сергей Михалков,

Понятен и близок нам смысл этих слов.

А Александров ноты сложил,

Работу над гимном так завершил.

Гимн слушаем стоя и молча всегда:

Его нам включают в момент торжества!

Гимн слушают стоя. Давайте и мы послушаем эту торжественную песню.

(слайд 6) (прослушивание гимна 1 куплет без слов. )

- Не правда, ли очень торжественная музыка?

- А слова гимна мы с вами приклеим посередине буклета, для того чтобы нам их выучить.

4. Закрепление

- Наша страна знаменита не только государственными символами, но и национальными.  Рассмотрите карту России, которая помещена в нашем буклете. Назовите национальные символы России.

(Дети называют и раскрашивают символы: ). (Слайд 7)

5. Итог.

- Что же такое символы?

- Какие государственные символы страны, перечислите?

- Какие национальные символы страны мы знаем?

- Что нового узнали на нашем занятии?

- Мы с вами создали буклет-памятку, в котором отразили и государственные и национальные символы России. А своё настроение , с которым вы работали на занятии,  отразите в раскрашивании букв.

Под музыку дети раскрашивают буквы.

Просмотр содержимого документа
"Я—гражданин своей Родины."


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!