ПЛАН-КОНСПЕКТ занятия по портфолио (внеурочная деятельность)
Я—гражданин своей Родины.
1
|
Ф.И.О. (полностью)
|
Тараненко Ольга Владимировна
|
2
|
Место работы
|
МОУ Лицей №9 имени заслуженного учителя школы РФ А.Н.Неверова
|
3
|
Должность
|
Учитель начальных классов
|
4
|
Предмет
|
|
5
|
Класс
|
1
|
6
|
Тема и номер урока в теме
|
Я—гражданин своей Родины.
|
7
|
Базовый учебник
|
Портфолио, 1 класс
|
Я—гражданин своей Родины.
Цели:
-Познакомить учащихся с понятиями: «государство», «гражданин», «государственные символы страны».
- Развивать речь, память, коммуникативные навыки посредствам работы в группах;
-Воспитывать гражданственность, патриотизм.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Учитель:
- Сегодня мы продолжим работать в портфолио. А о чём пойдёт речь, вы узнаете, посмотрев отрывок из мультфильма.
– Скажите, о чём он?
Просмотр мультфильма (отрывок из сборника «Гора самоцветов»)
- О чём сегодня поговорим на занятии?
- Правильно , мы сегодня ещё раз поговорим о символах нашей страны, о нашей Родине.
Послушайте стихотворение (Роман Сеф) «Необычный пешеход»
- Какие слова здесь главные?
Кто по улице идет?
Hеобычный пешеход.
У него пятьсот имен:
Hа заводе слесарь он,
В яслях он - родитель,
В кинотеатре - зритель,
А пришел на стадион -
И уже болельщик он.
Он кому-то сын и внук,
Для кого-то близкий друг.
Он - мечтатель в дни весны,
Он - защитник в дни войны.
И всегда, везде и всюду -
Гражданин своей страны!
- Какие слова здесь главные? (Гражданин своей страны)
- Тема нашего занятии так и звучит «Я—гражданин своей Родины.»
2. Постановка задачи.
- Как вы думаете, что мы сегодня на нашем занятии должны узнать?
- Мы сегодня узнаем, что такое символы и какие символы у нашей страны.
- А ещё мы изготовим буклеты. Это цветная иллюстрированная информация о чём-либо, изготовленная на одном листе. (Рассматривают виды буклетов.)
- Для того, чтобы лучше запомнить информацию, знания, полученные на нашем занятии
- Наш буклет будет называться «Символы России».
3. Ознакомление с темой.
--- Как вы думаете, что значит быть гражданином своей страны?
Гражданин – это человек, который родился и живёт в данной стране, и мысли, и поступки которого, направлены на благо Отечества, на благо своего народа.
-Какие понятия включает в себя слово “гражданин”? Каким он должен быть?(Любовь к родной природе, земле, близким, к своей Родине). Осознавать свою ответственность за судьбу Родины , ее будущее, любить свою родину, защищать ее от врагов.
Игра « Выберите значимые качества человека»
(на партах лежат карточки, надо выбрать нужные слова)
Выберите 4-5 наиболее значимые качества человека, которыми должен обладать настоящий гражданин из следующего списка. (уважает других людей, соблюдает законы, культурный, активный, жестокий, любит Родину, злой) (Работа в парах)
-Гражданами какой страны мы являемся? (России)
В стародавние времена ее называли Русью. Слово "Русь", как полагают некоторые ученые, произошло от слова "русло". Русло - это ложе реки, по которому она течет меж берегов.
Русь - страна рек и озер. Русь - светлое место. Это страна света, солнца, добрых людей. Русских называют еще россами, а страну, где они живут, - Россией.
За ясные зори, умытые росами,
За русское поле с колосьями рослыми,
За реки разливные в пламени синем
Тебя по-славянски назвали Россия.
(1-3 слайд)
Посмотрите на карту, наша родина - Россия – самая большая страна на свете, она так велика, что над ее просторами почти никогда не заходит солнце. Когда на Московских часах 3 часа дня, то на Камчатке полночь. Когда на востоке страны наступает утро, и дети проснулись и собираются идти в школу и в детский сад, на другом конце страны (на западе) вечер, дети собираются ложиться спать. На севере нашей страны идёт снег, трещит мороз, люди ходят в шубах, а на юге в это время цветут цветы, порхают бабочки. В России много самого-самого. Есть реки – большие, многоводные: Обь, Енисей, Амур, Лена, Волга. Это 5 из 22 главных рек земного шара. Если говорить об озерах, самое большое – Каспийское, а самое глубокое – Байкал. В России растет самый большой лес на земле. Правда, это всё похоже на сказку? Вот такая она удивительная и необычная наша страна Россия! (4 слайд)
– Как вы думаете, какое самое главное богатство страны?( Народ)
- Все люди, живущие в нашей стране —россияне. Но национальности у всех разные. Россия – многонациональное государство. Проживают более 180 национальностей, народностей и этнических групп. Русские, татары, мордва, чеченцы, башкиры, чуваши, ингуши и др. . Наш народ широк душой и составляет единую дружную семью. Мы, народ, -- это и есть граждане страны.(Слайд 5)
Физминутка «Я, ты, он, она»
- Каждый гражданин должен знать столицу своей страны. Москва -- самый большой и красивый город нашей Родины.
- В столице находится правительство страны. Здесь живёт и работает президент нашей страны.
- Кто президент Российской Федерации? (Путин В.В.) (Беседа сопровождается наглядностью на доске)
Работа в портфолио.
Теперь давайте заполним страницу 16 в портфолио.
- Как называется страна, гражданами которой мы являемся? (Вывешивается на доске табличка Россия)
- Назовите столицу нашей Родины.( Вывешивается на доске табличка Москва)
- Кто является президентом нашей страны? (Вывешивается на доске табличка В.В.Путин)
Каждый гражданин должен знать символы своей страны. Это свои отличительные знаки. Знаете ли вы, что относится к государственным символам страны?(Флаг, герб, гимн)
- Отношение к символам – это отношение к самому государству. Оскорбление государственных символов – оскорбление государства, его народа, его истории и культуры.
Первый отличительный знак -- Государственный флаг (Наглядность на доске)
Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех одинаковых по размеру горизонтальных полос: верхняя - белого, средняя - синего, нижняя - красного цвета. Каждый цвет имеет особое значение.
- Для того, чтобы понять что означают цвета нашего флага, я предлагаю вам выполнить небольшое задание, которое и поможет разъяснить цвета нашего флага.
(Учащимся предлагаются стихотворные отрывки, требующие дополнения рифмы.)
Снежинки так прекрасны и легки,
Как совершенны у ромашки лепестки,
Как на доске строка написанная мелом,
Мы говорим сейчас о цвете … (белом)
- Что означает белый цвет? (совершенство, чистота, а ещё правду.)
Спокойны и чисты рек русских воды
Прозрачны и светлы как вечер зимний
И благородны и просторны неба своды
Художник их раскрасил в … (синий)
-- Что означает синий цвет? (это небо, благородство, а ещё верность отчизне).
Россия много войн пережила
И наши деды умирали не напрасно
И верность Родине их к славе привела
Под Знаменем Победы ярко… (красным)
--- Что означает красный цвет? (отвагу, мужество и героизм, а ещё огонь, кровь).
Три полоски флага – это неспроста:
Белая полоска – мир и ……..(чистота)
Синяя полоска – это цвет……..(небес),
Куполов нарядных, радости, чудес.
Красная полоска – подвиги солдат,
Что свою отчизну от врагов хранят.
Он страны великой самый главный знак –
Доблестный трёхцветный наш российский ………(флаг)!
Мы познакомились с первым символом нашего государства. Это ….(флаг). У вас на партах есть карточки с флагами государств. Найдите флаг Российской Федерации. Приклеим его в правом верхнем углу нашего буклета. Раскрасьте его.( Работа в парах) (создание буклета)
- О цветах нашего флага существует ещё и легенда. Познакомимся с ней на стр. 17 портфолио.
- Что интересного узнали?
Второй отличительный знак России – Герб.
Герб – это отличительный знак государства, города, рода. Его изображают на флагах, монетах, печатях и других официальных документах.
В нем отражена история государства.
- Я хочу обратить ваше внимание на то, что у вас на столах лежат карточки. На них написаны значения различных элементов нашего герба. Я предлагаю вам в течении 5 минут познакомиться с их значениями. (Работа в парах.)
КАРТОЧКИ:
лев – «сила»;
корона – «власть, благородство»;
конный всадник – «победа»;
орёл – «сила, власть»,
копьё – «военная слава, могущество»;
- Давайте подведем итоги нашей работы. Взгляните на герб Российской Федерации, и вместе постараемся предположить, какое значение в нём заложено.
(учащиеся высказывают свои предположения на основе прочитанных значений разных элементов герба)
На герб посмотрим: здесь орел,
Да не простой – двуглавый, ……..(высказывают свои предположения)
Символизирует страну –
Могучий, величавый.
В Европе с Азией страна
Раскинулась широко –
Меж океанов и морей,
От запада к востоку.
Вот и взирает птица-царь
В две стороны внимательно: ………(высказывают свои предположения)
В порядке ль все, не шел чтоб враг.
Следит он обязательно.
В руках держава, скипетр есть.
Над главами - короны…(высказывают свои предположения)
.И всадник на коне верхом,…… (высказывают свои предположения)
И змей, копьем сраженный…….. (олицетворение победы добра над злом)
- Мы познакомились со вторым отличительным знаком—гербом.
- О гербе тоже существует легенда, давайте послушаем. Портфолио стр. 17
- Почему на собрании животные для герба выбрали именно орла?
- У вас на столах лежат части герба Российской Федерации. Ваша задача: собрать из частей герб и приклить его в правый верхний угол нашего буклета. (создание буклета)
Третий отличительный знак -- Гимн.
Гимн - это торжественная песня, исполняемая в особых, наиболее важных случаях. Гимн – это песня, посвященная своей Родине. Гимн прославляет могущество и единство нашей огромной страны
Что такое гимн вообще?
Песня главная в стране!
В гимне российском есть такие слова:
«Россия - любимая наша страна».
Россией гордимся, России верны,
И нету на свете лучше страны.
Слова написал те Сергей Михалков,
Понятен и близок нам смысл этих слов.
А Александров ноты сложил,
Работу над гимном так завершил.
Гимн слушаем стоя и молча всегда:
Его нам включают в момент торжества!
Гимн слушают стоя. Давайте и мы послушаем эту торжественную песню.
(слайд 6)
(прослушивание гимна 1 куплет без слов. )
- Не правда, ли очень торжественная музыка?
- А слова гимна мы с вами приклеим посередине буклета, для того чтобы нам их выучить.
4. Закрепление
- Наша страна знаменита не только государственными символами, но и национальными. Рассмотрите карту России, которая помещена в нашем буклете. Назовите национальные символы России.
(Дети называют и раскрашивают символы: ). (Слайд 7)
5. Итог.
- Что же такое символы?
- Какие государственные символы страны, перечислите?
- Какие национальные символы страны мы знаем?
- Что нового узнали на нашем занятии?
- Мы с вами создали буклет-памятку, в котором отразили и государственные и национальные символы России. А своё настроение , с которым вы работали на занятии, отразите в раскрашивании букв.
Под музыку дети раскрашивают буквы.