Беседа: « Я – гражданин России.»
Цель:
Познакомить обучающихся с понятиями: «государство», «гражданин», «государственные символы страны: герб, флаг, гимн».
Задачи:
Образовательные:
2. Формировать представления учащихся о государственных символах
России, о Конституции РФ, основных правах и обязанностях граждан.
Развивающие:
2. Развивать коммуникативные навыки в ходе групповой работы, помочь
детям осознать их значимость в достижении общей цели.
Воспитательные:
Воспитывать у детей чувство патриотизма, гражданственности, бережного отношения к историческому наследию России.
Форма проведения: воспитательский час с элементами игры.
Оборудование:
Установка мультимедиа, запись гимна, презентация к уроку.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня необычный воспитательский час. Он очень важен для каждого из нас, поэтому мне бы хотелось, чтобы вы были очень внимательны, и чтобы каждый открыл для себя что-то новое, интересное. Тема нашей беседы: «Я - гражданин России», эпиграфом станут слова русского поэта С. Есенина:
«Если крикнет рать святая:
«Брось ты Русь! Живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте Родину мою!»
Воспитатель. Родина, Россия, Отечество, героизм, подвиг.
Это слово с детства знает каждый. А что же означает слово «Родина»?
Родина! Это слово с детства знает каждый родина – это место, где ты родился, где ты живешь со своими родителями, со своими друзьями.
Родина мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерьми заботится о них, приходит на помощь, придает силы.
Воспитатель: Родина – это, то место, где ты родился, где ты живешь со своими родителями, со своими друзьями.
У каждого человека есть свой маленький уголок – деревня или город, улица, дом, где он родился. Это его маленькая родина. Из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина. С чего начинается Родина. Лучше всего на этот вопрос ответит старая советская песня.
(Исполнение песни «С чего начинается Родина?»)
Воспитатель: Послушайте одну историю.
Жил – был Человек. Были у него семья, работа, друзья, но вдруг у него начались неприятности: поссорился с товарищами, на работе – выговор. В общем, обиделся Человек на всех, а больше всего – на свою страну: даже говорить стал: “Не “моя страна”, не “мой народ”, а “эта страна”, “этот народ”.
По его понятиям, его страна была бедная, народ ленивый. “Пусть они живут, как хотят, мне с ними не по пути”, – решил Человек. Собрал вещи и поехал жить за границу. А там газоны подстрижены, улицы с мылом моют. Работа нашлась, и деньги появились. Но только почему-то нерадостно у него на душе, будто что-то важное потерял, без чего все остальное уже не так привлекательно. Не хочется отдыхать на дорогих курортах. Завелась тоска и гложет изнутри. В общем, как говорят в народе, “на душе кошки скребут”
– Давайте подумаем: когда так говорят?
– Почему же Человек заскучал?
Человека замучила тоска по Родине, которую он оставил, по людям, которые были ему, когда-то дороги.
Вот бежит он на причал встречать теплоход, не может наговориться на родном языке. Вернувшись, домой открывает семейный альбом, со слезами на глазах рассматривает фотографии. И снова звучат слова: “моя страна”, “моя Родина”. Такое состояние называется – ностальгия. Ностальгия – это тоска по Родине.
Воспитатель: Об отношении человека к Родине существует много пословиц и поговорок, в которых нашла своё отражение многовековая мудрость народа. Соберите пословицы из частей и подумайте, что в них выразил народ (по две пословицы для группы).
Человек без Родины, (что соловей без песни).
Одна у человека родная мать, (одна у него и родина).
Всякому мила (своя сторона).
Родина – мать, ...(умей за неё постоять).
Для Родины своей ...(ни сил, ни жизни не жалей).
Жить – (Родине служить).
Первое в жизни - ...(верно служить Отчизне).
Нет ничего на свете краше, ...(чем Родина наша).
(Пока дети собирают послушайте стихотворение Романа Сефа «Необычный пешеход».)
Кто по улице идет?
Необычный пешеход.
У него пятьсот имен:
На заводе слесарь он,
В яслях он – родитель,
В кинотеатре – зритель,
А пришел на стадион –
И уже болельщик он.
Он кому – то сын и внук,
Для кого – то близкий друг.
Он – мечтатель в дни весны,
Он – защитник в дни войны.
И везде, везде и всюду –
Гражданин своей страны!
Какие здесь главные слова?
(«Гражданин своей страны!»)
Ребята, а когда человек становится гражданином страны? (Ответ как только родился.)
Каждый человек с момента рождения становится гражданином своей страны. Но мало родиться гражданином, им надо еще стать.
Давайте подумаем: Кого мы можем назвать этим ярким и громким словом – «гражданин»? Всякий ли человек достоин, именоваться гражданином? Какими качествами должен обладать истинный гражданин?
Воспитатель: У каждого гражданина есть свои права и обязанности, их много. Все права и обязанности записаны основном законе нашего государства. Как он называется? ( Конституция.)
(Слайд на экране).
Конституция Российской федерации – это основной закон страны.
Но мне бы хотелось, чтобы у нас в школе были свои законы, которые необходимо выполнять каждому ученику нашей школы, чтобы стать достойным гражданином своей Родины.
Обучающийся: Закон школы.
1. Закон правды
Запомни, «правда» нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям. Будь справедлив.
2. Закон добра
Будь добр к ближнему и «добро» вернется к тебе.
3. Закон заботы
Прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к одноклассникам. Помни об их интересах, потребностях, нуждах.
4. Закон милосердия
Тебе сегодня хорошо, но рядом могут быть люди, у которых слезы на глазах. Не забывай о них!
5. Закон уважения
Хочешь, чтобы тебя уважали – уважай других!
6. Закон чести
Вспоминай о своей физической силе только наедине с собой. Помни о своей духовной силе, долге, благородстве, достоинстве.
Воспитатель: В Конституции расписаны права и обязанности граждан РФ. А на что мы имеем право?
На здоровье, свободу, равенство перед законом гражданство, свободу мысли, труд, отдых, образование.
Воспитатель: Самое главное, самое важное - право человека на жизнь.
Но так думали не всегда. Было в древности такое государство Спарта, которое славилось своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. В этом государстве каждого новорожденного мальчика осматривали и решали его судьбу. Что вам известно об этом из истории?
Ученики: Если младенец рождался крепким и здоровым - пусть живет, а если родился слабым, больным - бросали его со скалы.
Воспитатель: Как вы думаете, правильно, справедливо поступали жители Спарты?
Обучающиеся: Конечно – «же» нет, ведь физически слабый человек, если будет хорошо питаться и заниматься спортом, может стать очень сильным. Больных необходимо лечить «слабым» помогать.
(На экране слайд – портрет Суворова)
Воспитатель: Совершенно верно. Ребята, например, знаменитый русский полководец А.В.Суворов родился слабым и больным ребенком. Но у него была сильная воля: он занимался физкультурой, закалялся и победил свои болезни. Если вы помните, под руководством Суворова русская армия не проиграла ни одного сражения.
Воспитатель: А сейчас чуть отдохнем - я предлагаю разобрать конституцию в сказках:
1. Кто из сказочных героев воспользовался правом на свободное передвижение? (Лягушка-путешественница, Старик-Хоттабыч, Элли из Изумрудного города).
2. Кто воспользовался правом вести подсобное хозяйство и вырастил гигантский урожай? (Дед из сказки «Репка»).
3. У какой известной сказочной героини нарушено право на отдых, разумное ограничение рабочего времени? («Золушка» Ш.Перро).
Вы неплохо разбираетесь в правах, но не бывает прав без обязанностей. Какие обязанности граждан нашей страны вам известны? (Ответы детей)
-А какова ваша главная обязанность?
Обучающиеся: Хорошо учиться.
Воспитатель: А для чего вам нужна учеба на данный момент?
Обучающиеся: Для того чтобы получить в будущем среднее специальное и высшее образование. А потом работать на той работе, которая приносит пользу нам и нашему государству.
(Слайд на экране)
Воспитатель: Сейчас мы с вами прочитаем волшебное стихотворение:
Ручеек заливисто журчит,
Одуванчик ярко золотится,
Солнце так развесило лучи,
Словно крылья радужной жар-птицы.
И, на воле весело играя,
Я скажу вам: нет прекрасней края!
На первый взгляд, обычное стихотворение. Но давайте прочитаем первые буквы каждой строчки: Р-О-С-С-И-Я. У нас получилось название страны, гражданами которой мы являемся,- Россия!
Россия – единое многонациональное демократическое государство. Её населяют более 180 национальностей, народностей и этнических групп.
Да, много народов живет в нашей стране. Русские, татары, мордва, чеченцы, башкиры, чуваши, ингуши и другие народы создали свои республики. Но все они составляют единую дружную семью.
– Как называют жителей нашей страны? Россияне.
Воспитатель: Каждый гражданин должен знать столицу своей страны. Какой город является столицей нашей необъятной Родины? (ответ Москва.)
Обучающийся:
В России городов не счесть,
У них особенные лица.
И самый главный город есть –
Москва, прекрасная столица.
Москвы – красавицы наряд
Из многих - выполнен узоров,
На солнце золотом блестят
Кресты и маковки соборов.
Девятый век Москва живет,
Столица славная России,
И расцветает каждый год
Пышнее, ярче и красивей!
В столице находится правительство страны. Здесь живут и работают президент (В.В. Путин) и премьер-министр (Д.А.Медведев). Москва – самый большой и красивый город в России. Сердце Москвы – Красная площадь с древним Кремлём. В Кремле можно увидеть множество чудес: белоснежные соборы с золотыми куполами, богато украшенные дворцы, Царь-колокол – колокол-великан, огромных размеров пушку – Царь-пушку. А на Красной площади – храм Василия Блаженного. По большим праздникам на Красной площади проходят военные парады и весёлые гуляния.
У каждой страны есть свои символы, то есть отличительные знаки. Знаете ли вы, что относится к государственным символам любой страны?
К государственным символам любой страны относятся:
государственный герб,
государственный флаг и
государственный гимн.
Есть они и у нашей Родины. Отношение к символам показывает отношение к самому государству.
Воспитатель: Первый отличительный знак страны – герб.
1. Герб России (Слайд на экране)
Обучающийся: На красном поле мы видим золотого орла с расправленными крыльями. Это не обычный, а волшебный орёл – царь, повелитель всех птиц.
У него две головы, потому что он должен смотреть во все стороны огромной страны и видеть всё, что происходит вокруг. Над головами орла три короны, а в лапах он держит знаки царской власти: похожий на волшебную палочку скипетр и золотой шар – державу.
В самой середине герба вы видите щит. На щите изображён всадник на белом коне. Воин вонзает копьё в страшного дракона. Кто же этот смелый герой? Это святой Георгий Победоносец. В давние-давние времена в озере
жил чудовищный змей, который требовал, чтобы ему на съедение приводили юношей и девушек. Однажды к змею привели царскую дочку. Но вдруг появился святой Георгий, убил змея и спас прекрасную девушку. Георгий Победоносец – небесный покровитель, помощник всех отважных воинов. Рисунок, где изображён святой Георгий, побеждающий дракона, означает победу добра над злом.
Итак, мы с вами познакомились с первым символом Российской Федерации – гербом.
Воспитатель: Второй отличительный знак страны – это флаг.
2. Флаг России (Слайд на экране)
Обучающийся: Российский флаг состоит из трёх полос верхняя полоса – белая, как чистый снег, средняя полоса – синяя, как ясное небо, а нижняя полоса – ярко – красная, как солнышко на рассвете.
Три полоски флага – это неспроста:
Белая полоска – мир и чистота,
Синяя полоска – это цвет небес,
Куполов нарядных, радости, чудес,
Красная полоска – подвиги солдат,
Что свою Отчизну от врагов хранят.
Он страны великой самый главный знак –
Доблестный трёхцветный наш российский флаг!
Защищать честь флага – значит защищать честь своей Родины, Отчизны. Ребята, а когда мы празднуем день флага? (22 августа с 1994 года.)
Воспитатель: Итак, мы познакомились со вторым символом нашего государства – флагом.
Воспитатель: Третий отличительный знак страны – гимн.
3. Гимн России (Слайд на экране)
Обучающийся: Третий отличительный знак страны – гимн, торжественная песня, в которой каждый народ прославляет свою Родину. В государственном гимне России поётся о том, как велика, могуча и прекрасна наша страна.
Гимн исполняется в особо торжественных случаях. Например, когда российские спортсмены побеждают в больших международных соревнованиях и получают золотые медали. Каждое утро, ровно в шесть часов, гимн можно услышать по главному российскому радио. С его исполнения начинается новый день страны.
Государственный гимн принято слушать стоя. При его исполнении мужчины и мальчики должны снять головные уборы.
Музыку гимна России написал композитор Александр Васильевич Александров.
Автор слов гимна – знаменитый поэт и писатель Сергей Владимирович Михалков, который много произведений написал и для детей. (Звучит гимн России). Гимн утвержден Указом Президента 30 декабря 2000 года.
Не правда ли, очень торжественная музыка и красивые слова?
Воспитатель: Ребята, а кто из вас знает какое большое событие и где произошло в нашей стране в 2014 году? (Ответы детей)
В 2014 году в городе Сочи прошли зимние Олимпийские игры. Олимпийские игры, спортивные соревнования, которые проводятся один раз в четыре года. Являются важными и распространенными спортивными соревнованиями в мире.
Итог: Итак, хотелось бы закончить нашу беседу словами поэта Некрасова «Поэтом можешь ты не быть,… НО ГРАЖДАНИНОМ БЫТЬ ОБЯЗАН!»
Человек без Родины, | что соловей без песни. |
| |
Одна у человека родная мать, | одна у него и родина. |
| |
Всякому мила | своя сторона. |
| |
Родина – мать, . | умей за неё постоять. |
| |
Для Родины своей… | ни сил, ни жизни не жалей. |
| |
Жить – | Родине служить. |
| |
Первое в жизни - . | верно служить Отчизне. |
| |
Нет ничего на свете краше, . | чем Родина наша. |