СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Я кистью к памяти взываю» (Вечер в художественном салоне)

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Я кистью к памяти взываю»

  1. Подготовительный этап.

К мероприятию оформляется выставка репродукций картин о Великой Отечественной войне. Параллельно оформляется выставка детских творческих работ по теме «Давным-давно была война».

  1. В мероприятии участвует 12 воспитанников старшей группы детского творческого объединения «Радуница». Зрители - воспитанники средней и младшей группы, приглашённые ветераны села Мамоны, родители воспитанников ДТО «Радуница». Руководитель: Русинова Н.П.

Звучит песня «День Победы» (муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова)

  Ведущий: Добрый день, ребята и уважаемые гости! Мы снова встретились с вами в нашем художественном салоне и посвящена наша встреча Великой Победе.

Великая Отечественная война закончилась весной 45-го года. Смеясь и плача, многие солдаты падали на майскую траву, бросая на землю каски, и в них капали слезы мужественных защитников. А солдат смотрел на землю, смотрел и делал потрясающие открытия, что трава под ногами зеленая, очень зеленая. И птичий свист совсем не похож на свист пуль, и что тишина может быть такой оглушительной, как близко разорвавшийся снаряд. В этот день бойцы палили в воздух. И не только от радости, что остались живы. Это  был первый салют павшим, это был первый салют победы и первый салют Памяти.

Прошло уже более полувека. И каким бы противоречивым не было время, и как бы не менялась наша жизнь, этот день навечно останется для всех нас светлым, потому что никогда человек не приносил таких жертв во имя мира на земле. И мы ждем этот праздник, и снова будет салют, и мы знаем, что память наша жива. Она жива в картинах созданных художниками-живописцами. Они на воине изображали боевые действия: от крупных решающих сражений до небольших, отдельных эпизодов и сцен фронтового быта.

Чтец 1:

У памяти старой в плену,

Не зная к себе снисхожденья,

Художники пишут войну,

Живую картину сраженья.

И видят опять наяву

Разбитых траншей  повороты,

Через ледяную Неву

Бросок беззаветной пехоты.

Гудит на ветру полотно

От жаркого грохота стали,

Погибшие в битве давно

Живыми из мертвых восстали,

Покорные кисти пошли

В атаку по старому следу,

Уже различая вдали

Добытую дважды Победу

                             М. Дудин

Чтец 2: В 1942 году получила легендарную известность картина о событии еще более легендарном – военном параде 7 ноября 1941 г. на Красной площади. Ее автор – художник Константин Федорович Юон.

Парад состоялся в Москве на Красной площади в честь 24-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции. Проходил он в условиях, когда советские войска вели тяжелые оборонительные бои с фашистами, которые находились в70-100 км от столицы. По Красной площади торжественно, под звуки марша военного оркестра, мерным, чеканным шагом стройными рядами прошли войска. Сначала курсанты военных училищ, затем стрелковые дивизии, кавалерия, артиллерийский полк, зенитный полк, танковый батальон. Был сильный снегопад, пурга, поэтому авиация в параде участия не приняла, как предполагалось изначально.

В твердой поступи войск – сила, уверенность в победе над врагом. Этот парад, единственный в истории всех войн, проходивший в таких тяжелых условиях, оказал огромное влияние на моральный и боевой дух советских воинов и народа. Часть войск прямо с парада отправлялась на фронт с большой верой в победу.

Чтец 3: Героический образ создает в своей монументальной картине «Оборона Севастополя» художник Александр Александрович Дейнека. Оборона Севастополя продолжалась в течение 8 месяцев – с 30 октября 1941 года по 4 июля 1942 года. Когда фашисты прорвались к Крыму, то они надеялись сразу же захватить Севастополь, но сухопутные войска и флот, защищавшие город, объединились и оказали фашистам сопротивление.

Фашистская армия насчитывала 200 тыс. человек, танки, самолеты, артиллерия, корабли наносили удары с воздуха и моря. Сначала защитники успешно отражали атаки противника, но постепенно заканчивались боеприпасы.

Фашисты блокировали город с моря, и когда вошли в Севастополь, то защитники по приказу Ставки Верховного главнокомандующего отошли к бухтам. Некоторой части удалось спастись на катерах и других мелких судах, другие ушли в горы к партизанам. Оставшиеся на берегу защитники города (около 5500 тыс. человек), имевшие только стрелковое оружие, самоотверженно отражали атаки противников, пока не кончились боеприпасы, продовольствие и питьевая вода.

Этот момент и изобразил художник Александр Александрович Дейнека в своей картине: моряки, морские десантники идут в штыковую атаку. На фоне дымного, закопченного неба, темно-синей воды моря, руин домов – гневная, мощная и светлая фигура советского матроса с непокрытой русой головой. В яростном порыве он бросает связку гранат, а у его ног – распластанное тело поверженного фашиста. В протянутых руках убитого словно застыла мольба о пощаде. Все говорит о том, что враг будет побежден.

В центре второго плана картины шеренга моряков, разворачивающаяся от главной фигуры по диагонали вглубь перспективы, идет в штыковую атаку, а внизу слева поднимается новая волна атакующих.

Сюжетную динамику и напряженность картины дополняет и расширяет пейзажный фон. Сумрачная синева неба, освещенные призрачным светом руины домов, плиты набережной, красновато-черная от зловещего пламени и дыма небо-все оттеняет накал смертельной рукопашной схватки.

Посмотрите, как художник нарисовал черты, мимику лиц моряков, а группа фашистов дана безликой, сплошной массой. Если моряки показаны в светлой форме, то фашисты в темной. Этот цветовой контраст олицетворяет извечную борьбу светлых сил с темными.

Чтец 4: Известный художник – баталист Петр Александрович Кривоногов в своих картинах описывал могучую силу Советской армии в Великой Отечественной войне. Его кисти принадлежат полотна, изображающие героические сражения. Одной из таких работ является картина «На Курской дуге». Эта картина имеет два варианта. В первом варианте, стремясь создать впечатляющий образ победного финала битвы, автор сознательно отбросил второстепенные детали. Можно было изобразить на холсте и снайпера, и трофейную команду и санитарку,  перевязывающую солдата. Художник пробовал вводить их в композицию. «Но вот удивительно,- писал он, - как только я это делал, так сразу на этих моментах заострялось все внимание, картина из эпической превращалась в эпизод».

Первый вариант картины критики находили удачной, особенно в цвете. Но автора она не удовлетворила: «Слишком много места уделено танкам, - вспоминал художник, - края обрезаны «случайно», отчего полотно казалось фрагментарным. И после всей работы, которую можно было считать завешенной, я решил перейти на новый холст…» А ведь это не шуточное дело – переписывать заново холст размером более полутора на четыре с лишним метра.

Новый вариант картины удался. Ее композиция построена на противопоставлении образов выстоявшей в огне спелой ржи и догорающей военной техники врага. Заходящее солнце последними лучами словно помогает огню стереть с лица земли следы не званых гостей. Пронзительно одиноко торчит посреди поля чудом уцелевший телеграфный столб. И всюду – в полях, на изрытой сталью гусениц дороге – трупы гитлеровцев. Вот они – завоеватели, осквернившие наше мирное хлебное поле, истоптавшие цветы дорогой нам русской земли, - лежат, как затравленные грызуны.

Картина Петра Кривоногова «На Курской дуге» исполнена глубокого патриотизма, гордости за Родину, ее непобедимых героев – сыновей.

Чтец 5:

… Все смешалось –

Рассветы, закаты.

Рвется к Курску отчаянно враг.

От орудий оглохли солдаты

И устали от контратак.

Все ползут и ползут вражьи танки –

То «пантеры», то «тигры» пыля,

И тогда по сигналу атаки

В бой рванулась и наша броня.

                                 И. Чернухин

Чтец 6: Бытовой жанр в живописи во время Великой Отечественной войны тоже изменился. Художники этого жанра стремились показать мужество и стойкость гражданского населения и показать, какое зло могут принести война и фашизм.

В 1943 году появилась картина Сергея Васильевича Герасимова «Мать партизана». Трагический конфликт, лежащий в основе сюжета картины, понятен с первого взгляда: гитлеровцы  схватили партизана, проникшего в родное село. К месту допроса сына привели мать, надеясь с ее помощью заставить заговорить партизанского разведчика. Немец в зеленом мундире с хлыстом в руке стоит боком к зрителю. Он чуть подался к женщине, и, не видя, мы чувствуем, какой звериной злобой искажено его лицо. И переводим взгляд не нее, на мать. И поражаемся и восхищаемся ею. Чувствуется, что она – центр происходящего, более того – хозяйка положения. За ее спиной рвется в ней из рук конвоиров ее сын, совсем еще мальчик. Но не на него смотрит она, не увидеть слез материнского отчаяния фашистам. Мать стоит босая, с опущенными вдоль тела руками, ее фигура, осанка полны достоинства, неповторимо выражение лица, на котором сдерживаемое горе смешано со спокойным презрением. Мы чувствуем, что ее не могут унизить и сломить ни положение пленницы, ни отчаяние. Она противопоставлена фашисту. Раздражению, гневу немца противостоит спокойная уверенность матери, его угловатой, в резком движении фигуре – ее неподвижная, какая-то спокойно-монументальная фигура. И понимаешь, что вооруженный фашист бессилен перед безоружной женщиной, и в этом огромный человеческий смысл замечательного произведения С. В. Герасимова.

Чтец 7: Известный художник Аркадий Александрович Пластов в 1942 году написал картину «Фашист пролетел». В ней он изобразил сцену убийства фашистским летчиком, беззащитного, ни в чем не повинного мальчика-пастушка.

На картине убитый из нацистского самолета мальчик-пастух, лежащий на фоне осенних перелесков и полей, он воплощает идею чудовищной противоестественности войны, ровно,  как и печаль обо всех бедах, обрушившихся на деревню в целом.

В картине художник выразил свою скорбь «Это – из тех картин, что пока пишешь – наплачешься», - говорил художник.

Небо подернуто облачками и в глубине него виден удаляющийся фашистский самолет. А на опушке леса, на земле уткнувшись, лежит мальчик с простреленной головой, в траве по-осеннему пожелтевшей и кажется, что плачут о нем вся природа и его верный друг – маленький, смешной, лохматый щенок.

В своей картине А. А. Пластов показал суть фашизма, бесчеловечность, жестокость войны.

Среди большой войны жестокой,

С чего ума не приложу.

Мне жалко той судьбы далекой,

Как будто мертвый, одинокий,

Как будто это я лежу.

                   А. Твардовский

 

Чтец 8: Картина художника Александра Ивановича Лактионова «Письмо с фронта» написано после войны в 1947 году.

Замысел картины возник в 1943 году. Помог случай. «Однажды, бродя по Загорску, - рассказывал Александр Иванович, - я увидел такую сцену. Идет по пыльной улице солдат в запыленных сапогах с перевязанной правой рукой. В другой – шинель, под мышкой палка, пилотка набекрень. Он разыскивал номер нужного ему дома. В руке белел треугольник письма. Я подошел к нему и спросил: «Вы кого-то ищете?» Оказалось, он разыскивал дом своего товарища, что бы передать весточку с фронта…

Я почувствовал, как в душе заговорило то, что я долго искал, к чему стремился. Весь смысл моего «Письма с фронта» именно в таком человеке, именно такой человек должен принести письмо с фронта».

…В провинциальный город на обветшалое крыльцо старого дома, пришла радость – весточка от дорогого человека, добивающего уже на далеком фронте фашистов. О том, что война еще не закончена, напоминают и красная повязка на рукаве девушки с надписью «Дежурный ПВХО», и куда-то спешащий красноармеец, и следы «ястребков» в высоком небе. Но все пронизано ощущением близкой победы. Переживания героев картины словно воплотились в ослепительном солнечном свете. Он затопил небо, широкий двор, ворвался на крыльцо и в коридор, яркими отсветами озарил лица, одежду, интерьер…

«Картину «Письмо с фронта» я писал два летних сезона, два солнечных лета, таких солнечных, какие редко бывают, выло даже слишком много неба без облаков, которые мне были нужны. Я измучился в поисках лучшего композиционного решения и потерял уже надежду что-либо найти…», - говорил он.

А сейчас нам кажется, что иной картина и быть не может – настолько она убедительна, так впечатляют образы ее героев. Смысловой и композиционный центр полотна – письмо, мы его замечаем сразу, ведь к нему обращены взоры всех присутствующих, объединенных общим интересом. Картиной  «Письмо с фронта» художник сумел рассказать о силе духа русского народа, его непобедимость. Эта картина по праву вошла в золотой фонд изобразительного искусства.

Чтец 9:

Я к тебе, родная,

Всей душою рвусь.

Жди меня с победой,

Скоро я приеду,

Скоро я вернусь!

 

Смолкнет канонада,

Стихнет жаркий бой,

И тогда с победой

Я к тебе приеду,

Я вернусь домой.

Чтец 10: Свой вклад в создание художественной летописи Великой Отечественной войны внесли и иркутские художники. В первые дни войны они быстро перестроили свою работу на военный лад. Большая группа ушла на фронт.

Художники, оставшиеся в тылу, не прекращали художественную деятельность. В истории художественной жизни Иркутска никогда еще, ни в какие времена не было такого высокого творческого и физического напряжения, как при работе над созданием и выпуском в годы Великой Отечественной войны плакатов. Это поистине героическая страница жизни живописцев и графиков сурового военного тыла. В тяжелых условиях, при отсутствии необходимых материалов, в тесных не благоустроенных помещениях, в холоде и голоде, дни и ночи художники трудились над созданием плакатов.

Иркутские художники писали и станковые картины, изображали героев тыла и фронта, создавали композиции о трудовых буднях рабочих и колхозников.

Чтец 11: В  первый год Великой Отечественной войны добровольцем ушел на фронт Виталий Сергеевич Рогаль, где не щадя себя защищал Родину. Не смотря не трудности и тяготы фронтовой жизни, полученные ранения он не расставался с кистью и карандашом. В своем путевом альбоме фронтовика, этюдах и зарисовках он с документальной достоверностью фиксировал реалии войны. Военное творчество В.С. Рогаля является на сегодняшний день самым полным и известным из всех подобных собраний других художников, но, вместе с тем, и недостаточно изученным. За время войны было создано, по подсчёту самого художника, пять живописных полотен и около 1000 графических работ в разной технике (тушь, акварель, карандаш). Использовалась также уникальная «краска» для траншейных листовок - жидкий дёготь. Из живописи сохранилась только одна картина «В рабстве» (1943г., хранится в Музее - Мастерской В.С. Рогаля). Во время создания картины художник использовал факты из жизни своей семьи (сестра Людмила жила на оккупированной территории, брат Николай был в плену), свидетельства очевидцев и свои собственные наблюдения. Достоверно установлены названия утраченных картин, даты отмечены приблизительно: «Вперёд на Запад» (1942г., долгое время, примерно до 1951г., хранилась в Чите), «Сибиряки-маршевики» (1943г), «Переход гвардейцев через Большой Хинган» (1945г), «Маршалы Советского Союза Мерецков, Василевский, Малиновский в Порт-Артуре» (1945г). Самую большую популярность в военные годы и особенно в послевоенные годы художник получил благодаря своим объемным графическим циклам «Портреты героев боёв за Восточную Пруссию», "Цугольский дацан», «Фронтовые будни», «Порт-Артур». Часть из перечисленных работ находилась в Военно-Историческом музее (г. Москва), достаточно большое количество портретов бойцов было передано в Красноярск, в музей 17 гвардейской дивизии, но одна из лучших подборок графики представляется ежегодно вниманию посетителей в Мемориальном музее - мастерской В.С. Рогаля - это, в первую очередь, акварели из цикла «Порт - Артур», зарисовки из военной жизни в Маньчжурии, траншейные листовки. Несмотря на то, что всю войну художник был на передовой, он прилагал все усилия для того, чтобы совершенствовать своё мастерство, чтобы получать новые знания он, пожалуй, единственный из всех художников - сибиряков, кто участвовал во всех общероссийских, региональных и областных выставках того времени. Кроме того, он организовал сам свои передвижные выставки во время передышек между боями. В те же годы о нем сложилось устойчивое мнение как о графике. Действительно, карандаш гуашь в его руках творили чудо: скупые линии создавали впечатляющее, незабываемое представление о том, что видел и чувствовал Виталий Сергеевич.

 

Ведущий: Наша встреча подошла к концу. Мы увидели, услышали, узнали, вспомнили только часть, малую часть того, что создано благодарным народом в память об ушедшей войне. И чем дальше от нас уходят военные годы, тем дороже становится все то, что касается тех дней. Вам предстоит сделать еще много открытий, не раз восхититься мужеством и стойкостью героев, испытать чувство гордости за наш народ.

С Праздником Победы вас!

Пусть над нами всегда будет чистое голубое небо!

Просмотр содержимого документа
««Я кистью к памяти взываю» (Вечер в художественном салоне)»

"Я кистью к памяти взываю« Великая Отечественная война в творчестве художников.

Автор: Русинова Надежда Петровна

МОУ ИРМО ДОД «Центр развития детей и юношества»

Юон К.В. Парад 7 ноября 1941г.

Юон К.В. Парад 7 ноября 1941г. "На Красной площади в Москве"

Денейка А.А. Оборона

Денейка А.А. Оборона "Севастополя "

Кривоногов П.А.

Кривоногов П.А."На Курской дуге."

Кривоногов П.А.

Кривоногов П.А."На Курской дуге" (2-й вариант)

Герасимов С.В.

Герасимов С.В. "Мать партизана"

Пластов А.А.

Пластов А.А. "Фашист пролетел"

Лактионов А.А.

Лактионов А.А. "Письмо с фронта"

Рогаль В.С.

Рогаль В.С.

Рогаль В.С.  Зарисовки военных лет

Рогаль В.С. Зарисовки военных лет

Городской выставочный центр имени В. С. Рогаля

Городской выставочный центр имени В. С. Рогаля

В мемориальной мастерской художника

В мемориальной мастерской художника


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!