СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Я - Кузбассовец!» в работе классного руководителя

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал предназначен для классных руководителей. В статье описаны цель и задачи Региональной стратегии, причины их реализации. Развитие воспитания на этапе принятия ценностных приоритетов в общеобразовательных организациях, а также реализация модуля "Я - Кузбассовец!" в детском доме.

Просмотр содержимого документа
««Я - Кузбассовец!» в работе классного руководителя»

«Я - Кузбассовец!» в работе классного руководителя

Руководитель ШМО классных руководителей,

Якимова В. А.



Если в карту России всмотреться,

На ней обозначены контуры сердца.

И бьется оно, и Отчизна внимает

Рабочему ритму Кузнецкого края.

И в буднях эпохи, и в каждом из нас

Пульсирует гордое имя КУЗБАСС!

Г. Юров


Согласно региональной стратегии развития воспитания «Я - Кузбассовец!» в Кемеровской области – Кузбассе на период до 2025 года, в рабочую программу воспитания МКОУ «Детский дом-школа №95» с этого года введен модуль «Россия – моя история».

Региональная стратегия разработана с учетом анализа состояния воспитания в Российской Федерации, Кемеровской области – Кузбассе с опорой на лучшие практики воспитания и определяет методологическую основу, цель и задачи, векторы, ступени и ценностные ориентации и содержание развития воспитания, оценку эффективности, условия, механизмы реализации адресатов Региональной стратегии.

Региональная стратегия основывается на положениях:

  • Конституции Российской Федерации,

  • Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

  • Федерального закона от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации»,

  • Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р,

  • Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 года № 2403-р,

  • иных нормативных правовых актах Российской Федерации,

  • а также нормативных правовых актах Кемеровской области – Кузбасса.

В Региональной стратегии заложена идея приоритетности достижения эффективности воспитания на всех уровнях образования в современных условиях общественного развития с учетом новых вызовов времени.

Изучение динамики личностного развития обучающихся в организациях дошкольного, общего, дополнительного, среднего профессионального образования, а также в организациях, реализующих адаптированные общеобразовательные программы, выявило проблемное поле воспитания, что определило перспективы воспитательной деятельности в регионе. Данные исследования, проводимые в течение последних 10 лет через мониторинговые и социологические исследования, позволяют получить достаточно полную и объективную информацию о сформированности ценностных ориентаций обучающихся, начиная от групп раннего развития дошкольной образовательной организации и завершая обучением в СПО или вузе Кузбасса, на основе самооценки учащихся, опроса родителей по результатам наблюдения за детьми, экспертных оценок педагогов и др.

Исследование сформированности видов социального опыта свидетельствует о всестороннем, гармоничном развитии обучающихся. Вместе с тем все участники исследования из года в год отмечают наиболее высокую сформированность интеллектуального опыта, опыта освоения общечеловеческих ценностей и коммуникативного опыта, однако существует проблема сформированности умений эффективного разрешения возникающих конфликтных ситуаций, навыков сотрудничества в различных видах деятельности и некоторые др.

Самые низкие оценки получены при характеристике одиннадцатиклассниками и их родителями опыта социальной деятельности, характеризующегося активностью участия в:

  • ученическом самоуправлении и общественной жизни,

  • социально значимых проектах,

  • волонтерском движении,

  • организации и проведения школьных мероприятий,

  • участия в общественных объединениях детей и молодежи,

  • социальной ответственностью.

Наряду с развитием опыта самоорганизации школьников его оценка учителями является самой низкой относительно остальных видов опыта. Проблемы формирования у выпускников школы опыта самоорганизации обусловлены преимущественно недостаточностью умений самостоятельно определять цели и составлять планы, осуществлять, контролировать и корректировать деятельность, использовать возможные ресурсы, выбирать успешные стратегии для достижения поставленных целей,

Несмотря на расширение опыта гражданско-патриотической деятельности школьников, мнение о низкой активности и инициативности выпускников в организации и проведении мероприятий патриотической направленности выразили 20,57 % учащихся и 11,55 % родителей. Обращает на себя внимание также снижение удельного веса школьников, выбирающих ответы, указывающие на сформированность ценностного отношения к своей Родине: с 97,10 % в 4-м классе до 89,57 % в 11-м классе.

Приоритетной задачей развития образования является обеспечение условий для профессиональной ориентации всех обучающихся, осознанного выбора профессиональной траектории. Вместе с тем недостаточность опыта пробы своих сил в направлениях интересующей деятельности и специальностях отметили около 15 % выпускников школ, на это же указали более 10 % родителей и учителей. Около 12 % одиннадцатиклассников также выразили мнение о недостаточной готовности к саморазвитию и совершенствованию своих возможностей, что является необходимым условием успешной реализации жизненных и профессиональных намерений.

Анализ данных исследования показал наличие заметной положительной динамики экологического опыта за период обучения детей в школе, формирование у них экологического мышления, культуры, приобретение навыков в области эколого-направленной деятельности. Вместе с тем на недостаточность опыта участия выпускников в организации мероприятий экологической направленности, низкую вовлеченность в решение экологических проблем указали около 30 % одиннадцатиклассников, 15 % учителей и более 20 % родителей.

Несмотря на заметное развитие опыта здоровьесбережения, 15,52 % учащихся и 8,11 % родителей отрицательно ответили на вопросы исследования, позволяющие оценить сформированность у школьников умений использовать имеющиеся знания и навыки в области здоровьесберегающей деятельности на практике.

Полученные результаты свидетельствуют о необходимости усиления внимания к развитию самостоятельности, активности и инициативности в вопросах осознанного отношения детей к своему здоровью. Наряду со значительным развитием коммуникативного опыта существует проблема сформированности у выпускников умений продуктивно разрешать конфликтные ситуации. Так, каждый десятый одиннадцатиклассник и родитель, а также около 12 % учителей отметили затруднения учащихся в аспекте конструктивного решения возникающих конфликтов. При этом следует также подчеркнуть, что средний балл при оценке данной составляющей на всех этапах исследования является наиболее низким относительно остальных компонентов коммуникативного опыта.

В Кузбассе в последние годы растет число выпускников общеобразовательных организаций, уезжающих для получения высшего образования, а также после получения профессионального образования в системе СПО, в другие регионы. При этом мигрирующие молодые кузбассовцы стремятся закрепиться на постоянное место жительство в более крупных городах, зачастую «перетягивая» к себе и родительские семьи. Таким образом, трудовые ресурсы региона беднеют и количественно, и качественно.

По результатам исследований, проведенных среди 8-9 и 10-11 классов, основной причиной, по которой они хотят уехать из Кемеровской области – это:

  • отсутствие представления о перспективах для личностного и профессионального роста и развития в Кузбассе,

  • состояние экологии, негативно влияющее на здоровье,

  • малое количество возможностей для успешного трудоустройства,

  • уровень общественного развития в перспективе,

  • а также многие другие компоненты, определяющие качество жизни человека.

Приведенные данные наглядно иллюстрируют, что без совершенствования в регионе социокультурной инфраструктуры, улучшения условий, способствующих формированию здоровой, счастливой личности, нацеленной найти возможность реализации своего трудового потенциала в регионе, должного информационного сопровождения этих процессов, проблема оттока кадров не представляется разрешимой.

В связи с этим определились цель и задачи Региональной стратегии, векторы, ступени и ценностные ориентации развития воспитания в аспекте региональной специфики.

Целью Региональной стратегии является совершенствование единой воспитательной среды, отвечающей требованиям общества, государства, региона, основанной на взаимодействии всех субъектов процесса воспитания, ориентированной на развитие и саморазвитие личности в динамично меняющимся мире, на формирование гражданского самосознания, общей культуры, здорового образа жизни, профессионального самоопределения патриотически ориентированной личности кузбассовца.

Задачами Региональной стратегии являются:

  • усиление интеграции всех уровней и видов образования, образовательных, культурных, спортивных, научных и других организаций, государственных, общественных институтов и частных партнеров, создающих условия для консолидации усилий общества, государства и семьи по воспитанию обучающихся;

  • содействие эффективному взаимодействию образовательной организации с семьей, формированию целостного образовательного процесса, полноправным субъектом которого являются родители;

  • совершенствование системы социально-педагогической поддержки успешной социализации детей и молодежи, их самоопределения и конструктивного саморазвития;

  • формирование у обучающихся готовности к совместному решению социально значимых проблем на региональном и федеральном уровнях путем вовлечения в волонтерскую деятельность;

  • содействие повышению качества образования путем модернизации содержания образования с учетом регионального компонента, формирования у обучающихся мотивации к общему и профессиональному обучению в регионе, к саморазвитию в обществе и профессии в регионе;

  • оптимизация ресурсов Единого информационного образовательного пространства Кузбасса в целях формирования системы просвещения родителей, педагогических и руководящих работников, других субъектов, занимающихся воспитанием детей и молодежи, по проблемам организации патриотического, духовного, нравственного, трудового, эстетического, экологического, гражданского, физического воспитания и формирования культуры здоровья, профессионального самоопределения детей и молодежи.

Региональными векторами стратегии являются:

  • Моя малая Родина (вопросы гражданско-патриотического, духовно-нравственного, этнокультурного и нормативного правового воспитания);

  • Семья (развитие семейного воспитания, а также культуры осознанного родительства);

  • Единомышленники (комплекс всех форм детского, взрослого и детско-взрослого взаимодействия);

  • Экология (аспекты единства физического, психологического и социального здоровья, экологического воспитания);

  • Созидание (возможности современной системы образования для развития воспитания);

  • Творчество (креативное самовыражение обучающихся в форматах дополнительного образования, а также организации досуга);

  • Успех ((пред)профессиональное становление, развитие, самореализация и самоопределение личности).

Развитие воспитания на этапе принятия ценностных приоритетов в общеобразовательных организациях

На данном этапе формирования ценностных ориентаций предполагается:

  • в рамках вектора «Моя малая Родина» посредством формирования базовых национальных ценностей: патриотизма, социальной солидарности, гражданственности, семьи, труда и творчества, формирования нравственных ориентиров, ценностей и смыслов жизни, таких как честь, верность, самоотверженность, служение, любовь и принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации, а также особой региональной специфики данных категорий; совершенствования системы обучения в школах по сохранению и развитию культур и языков народов России и Кузбасса, приобщению к мировым культурным ценностям; развития социально значимых направлений деятельности: военно-патриотического, спортивно-технического, туристско-краеведческого, эколого-биологического, физкультурно-оздоровительного, повышение уровня культуры безопасности жизнедеятельности детей и молодежи в рамках региональных программ, проектов и активностей;

  • в рамках вектора «Семья» посредством трудового, физического и гигиенического воспитания, воспитания в молодежной среде позитивного отношения к семье и браку; создания условий в системе образования для развития экономического и трудового воспитания молодежи; обеспечения социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, подготовки их к семейной жизни, жизни в обществе, создания условий, компенсирующих длительный отрыв от семьи;

  • в рамках вектора «Экология» посредством формирования установок толерантного поведения, профилактики молодежного экстремизма; развития межнациональных отношений; поддержки общественных инициатив, направленных на патриотическое воспитание подрастающего поколения; создания в образовательных организациях структур школьного самоуправления (клубов, советов и других) на интернациональной основе, а также условий для координации их деятельности; развития сети психолого-педагогических служб для детей «группы риска» и детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи; разработки и реализации программ с учетом интеллектуальных и физических возможностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, рекомендаций психологов и врачей; целенаправленного вовлечения семьи в осуществление комплексных динамических коррекционно-развивающих мер;

  • в рамках вектора «Созидание» посредством определения содержания воспитания, его форм и методов на основе возрастных, индивидуально-психологических особенностей обучающихся с учетом конкретных возможностей и специфики общеобразовательных организаций разных видов, в том числе специфики общеобразовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам, оздоровительных образовательных организаций санаторного типа, образовательных организаций для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, организациях отдыха детей и их оздоровления в разных муниципалитетах и типах поселений Кузбасса; повышения воспитательного потенциала обучения, эффективности воспитания в части включения регионального компонента воспитания; системной поддержки программ и проектов, направленных на формирование активной гражданской позиции обучающихся, укрепление нравственных ценностей; комплексного решения задач воспитания в системе дополнительного образования в сопряжении с задачами воспитания в системе общего образования в целом, в том числе в рамках разработки федеральных государственных требований к дополнительным программам общего и предпрофессионального образования, с учётом инфраструктуры и потенциала региона; интеграции дополнительного и общего образования, организации сетевого взаимодействия в целях повышения качества воспитания обучающихся, расширения возможностей реализации программ духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на уровнях общего образования;

  • в рамках вектора «Успех» посредством информированности о выбираемой профессии, осознанной мотивации на получение профессии, осознания ценности и смысла общественно полезного труда, сформированности смысложизненных ориентаций, направленных на моделирование и построение личностно-профессиональных планов; содействия преодолению затруднений в социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, формированию коммуникативных навыков; создания условий для трудового, эстетического, физического воспитания; эффективного использования потенциала системы дополнительного образования детей для профориентационной работы и предпрофессиональной подготовки обучающихся с учетом социально значимых направлений деятельности; включения в образовательные программы компонентов, обеспечивающих раннее вовлечение обучающихся в систему профессиональных отношений, погружение в профессиональную деятельность с принятием на себя ответственности за решаемые задачи с осознанием ценности результатов труда, их социального значения; формирования активной позиции в осуществлении процесса принятия решения о выборе профессии, наличии запасных вариантов профессионального выбора; участие в профессиональных пробах, практико-ориентированных мероприятиях, всероссийских открытых уроках по профессиональной навигации, федеральных и региональных профориентационных проектах «Билет в будущее», «ПроеКТОриЯ», «Сто дорог – одна моя» и др., чемпионатах профессионального мастерства.



Реализация модуля «Я -Кузбассовец!»

в МКОУ «Детский дом-школа №95»

В воспитании обучающихся акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

На классных часах и школьных мероприятиях поддерживается развитие системы всеобщего, комплексного и непрерывного патриотического воспитания, образования и просвещения учащихся на основе сохранения и приумножения культурного наследия школы, города, области, возрождения традиционных нравственных ценностей. В школе создается и развивается единая система формирования патриотических чувств; сохранение, развитие и эффективное использование потенциала школы патриотической направленности.

В качестве основных задач у данных мероприятий выступают:

  • создание условий для формирования духовно-богатого, социально-активного гражданина;

  • разработка механизмов, обеспечивающих координацию деятельности урочной и внеурочной системы программных мероприятий;

  • разработка и создание научно-методических;

  • реализация системы программных мероприятий патриотической направленности и оценка их эффективности;

  • сформировать нравственные основы личности, повысить уровень духовной культуры;

  • сформировать гуманистическое отношение к окружающему миру и людям;

  • сформировать внутреннюю потребность личности в постоянном самосовершенствовании;

  • вести постоянную работу по социализации обучающихся, готовить их к жизни в современной действительности;

  • формирование патриотических чувств и сознания учащихся на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира;

  • сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, область, школу, семью; ее выдающиеся достижения в области политики, экономики, науки, культуры, спорта;

  • воспитание личности гражданина - патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов.

Ожидаемые результаты модуля «Я -Кузбассовец!»:

  • создание системы гражданско-патриотического воспитания;

  • повышение чувства гордости у подрастающего поколения за свою Малую Родину;

  • повышение степени готовности обучающихся к выполнению своего гражданского долга;

  • умение и желание сочетать общественные и личные интересы;

  • повышение реального вклада молодого поколения в дело процветания родного края и Отечества;

  • формирование активной жизненной позиции и формирование гражданской грамотности учащихся;

  • повышение эффективности патриотической работы;

  • повышение качества мероприятий по организации и проведению патриотической работы с подростками;

  • внедрение новых форм и методов работы по данному направлению;

  • обеспечение духовно-нравственного единства в школе;

  • развитие толерантности и сохранение славных боевых и трудовых традиций родного края.

Классные руководители в работе с классным коллективом реализуют следующую эффективную воспитательную цепочку:

  • Любовь к родителям, родному дому, к родным и близким людям (любовь и привязанность к семье, ученическому коллективу, любовь к школе).

  • Воспитание и уважение к старшим, к людям труда (приобщение детей к традициям народа, стремление чтить память погибших воинов, проявление уважения к людям пожилого возраста, воспитание уважения к труду).

  • Любовь к родной природе (охрана окружающей среды, бережное отношение к ней).

  • Моя Родина - Россия. Мой город – Новокузнецк (расширение представлений о нашей Родине – России, воспитание любви к своей Малой Родине – Кузбассу, к родному городу Новокузнецку, любовь к государству, развитие интереса к русским традициям).

  • Человек – защитник своего Отечества (любовь, забота и сохранение своей родины, формирование чувства патриотизма, уважения и симпатии к другим народам и их традициям, гордости за Российскую армию, желание служить своему Отечеству, формирование знаний о правах человека, знакомство с государственными символами, развитие чувств ответственности и гордости за достижение страны, формирование толерантности),

Одно из условий формирования патриота – воспитание правдой. Такая активная информация воспринимается учащимися как явление действительности и соотносится с реальной практической деятельностью учащихся в рамках организованного коллектива. В содержание патриотического воспитания интегрируются этические, правовые, политические, экономические, экологические и другие знания.

Одно из основных направлений работы патриотическому воспитанию - формирование опыта гражданского действия, позволяющего учащимся практически реализовывать важнейшие человеческие ценности. Патриотические черты личности формируются там, где учащиеся вовлечены не только в жизнь школы, но и окружающую их социальную среду.

На внешкольном уровне участие в мероприятиях военно-патриотической, научно (спортивно)-технической, туристско-краеведческой, эколого-биологической, физкультурно-спортивной, художественной, социально-гуманитарной направленности (примечание: ориентиром являются планы городских/областных/региональных конкурсов и мероприятий с обучающимися):

 участие в спортивных соревнованиях, посвященных памятным датам (День защитника Отечества, День Победы);

 участие в фотовыставках «Моя малая Родина», «Красота природы Кузбасса» и др.;

 участие в краеведческих проектах, олимпиадах, конкурсах, конференциях;

 участие литературно-художественных конкурсах, имеющие региональную специфику;

 участие в конкурсах на лучшую организацию работы музеев образовательных организации и лучших экскурсоводов музея;

 участие в профориентационных фестивалях, связанных с профессиями, востребованными в нашем регионе;

 подготовка и размещение информационных материалов (в социальных группах).

На школьном уровне:

 церемония выноса флага и исполнение гимнов Кемеровской области – Кузбасса;

 общешкольные мероприятия – ежегодно проводимые творческие дела, связанные со значимыми для учащихся и учителей знаменательными датами, в которых участвуют все классы школы «День знаний», конкурс литературно-музыкальных композиций «Победа в сердцах каждого живет», конкурс чтецов, «Стихи о войне», конкурс рисунков «День защитников Отечества», конкурс «Строя и песни», митинг «Мы помним, мы гордимся», «Последний звонок» и др.

 экскурсии, походы в театры, музеи, выставки, организуемые в классах классными руководителями, в том числе совместно с воспитателями, психологами, с привлечением их к планированию, организации, проведению, оценке мероприятия.

На уровне классов:

Реализация воспитательного потенциала модуля определяется классным руководителем с учетом календарного плана воспитательной работы школы, сложившего социального взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, культуры, спорта, социокультурного окружения. Наряду с этим классные руководители инициируют:

 выбор и делегирование представителей классов в активы школы (Совет старшеклассников,), ответственных за подготовку общешкольных дел;

 участие школьных классов в реализации общешкольных дел.

На индивидуальном уровне:

 вовлечение по возможности каждого учащегося в дела школы и класса в одной из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих, музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.);

 индивидуальная помощь учащемуся (при необходимости) в освоении навыков подготовки, проведения и анализа совместных дел;

 наблюдение за поведением учащихся в ситуациях подготовки, проведения и

анализа совместных дел, за их отношениями со сверстниками, старшими и младшими школьниками, с учителями и другими взрослыми.

Результативность работы школы по реализации модуля «Я -Кузбассовец!» измеряется степенью готовности и стремлением школьников к выполнению своего гражданского и патриотического долга, их умением и желанием сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым ими в дело процветания Отечества, родного края и Малой Родины.

Для достижения поставленных целей необходима систематическая работа всех участников образовательно-воспитательного процесса. Работа по формированию патриотического воспитания подрастающего поколения планируется в тесном сотрудничестве со всеми службами: педагогами, психологом, медработником, преподавателями истории и преподавателями физической культуры при активной поддержке и помощи администрации МКОУ «Детский дом-школа №95».


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!