Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Богородицкая средняя общеобразовательная школа
Смоленского района Смоленской области
Программа
Я одарённая личность
учителя русского языка и литературы
Магер Марины Михайловны
Сроки реализации программы: 2015-2020 год
Пояснительная записка
Современное образование в качестве своей приоритетной цели ставит признание личности ученика основным субъектом образования. Такая постановка цели актуальна, когда речь идет об одаренных детях, представляющих собой особую ценность для общества.
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для этого, чтобы они могли проявить свои дарования — это умелое руководство со стороны взрослых.
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального образовательного стандарта общего образования на основе ФЗ от 29 декабря 2012 года №273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в соответствии с общешкольной программой «Я одаренная личность» http://bogorod-school.ru/page/31/ . Программа опирается на основную стратегию российского образования по ФГОС - «формировать личность, способную быстро ориентироваться в динамично развивающемся и обновляющемся информационном пространстве, получать и использовать разнообразную информацию…».
В связи с высоким темпом развития науки и техники, появлением новых информационных технологий резко возрастают требования к продуктивному мышлению человека. Необходимо, чтобы каждый человек, а особенно выпускник школы, владел элементами творческой деятельности, т. е. умел мыслить глубоко, самостоятельно ориентировался в сложных ситуациях, принимал нестандартные решения.
Основная цель - создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных обучающихся, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями и требованиями ФГОС.
Задачи программы:
выявление и развитие как собственно одаренных и талантливых детей, так и способных, создание условий для развития их творческого потенциала личности;
разработка научно-методического обеспечения диагностики, обучения и развития одаренных детей;
интеграция урочной и внеурочной деятельности учащихся;
организация проектной деятельности;
забота о сохранении физического и психического здоровья учащихся, сохранение высокой самооценки, формирование умения учиться как базисной способности саморазвития;
использование инновационных педагогических и информационных технологий на уроках с целью достижения максимального уровня развития детей.
Приоритетные направления программы
создание условий для оптимального развития детей с высоким творческим потенциалом, привлечение их к научно-исследовательской деятельности.
одним из способов достижения этой цели является развитие интеллектуального, творческого мышления учащихся в процессе учебной деятельности.
Принципы работы педагога с одаренными детьми:
принцип личностно-ориентированного подхода;
максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества;
принцип индивидуализации и дифференциации обучения.
Ожидаемые результаты Программы
увеличение количества одарённых детей, адекватно проявляющих свои интеллектуальные или иные способности;
-положительная динамика процента участников и призеров конкурсов, олимпиад, фестивалей, творческих выставок, соревнований различного уровня;
создание комплекса благоприятных условий, обеспечивающего формирование и развитие личности, важнейшими качествами которого станут инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни.
Направления деятельности:
организация и проведение как групповых занятий, так и индивидуальной работы с одаренными детьми;
подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам школьного, муниципального, регионального и другого уровня;
обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми.
«Ученик умственно воспитывается лишь тогда, когда по отношению к знаниям он занимает не пассивную, а деятельную позицию. Только при этом условии учение, познание доставляет ему глубокие чувства радости, удовлетворенности, взволнованности, эмоциональной приподнятости», - писал В.А. Сухомлинский.
Российский психолог по проблемам развития одарённых детей Виктория Соломоновна Юркевич выделяет три основных типа одарённости:
академическая одарённость – ярко выраженная способность учиться;
интеллектуальная одарённость – развитые аналитические навыки;
творческая одарённость – нестандартное мышление и видение мира.
При всех различиях, считает психолог, одарённых детей объединяет познавательная потребность, которая проявляется в жажде нового знания и умственного труда.
Комплексная работа по формированию и развитию способностей учащихся:
Составляется план групповых и индивидуальных занятий.
Педагог стимулирует активное участие одарённых детей в урочной и внеурочной деятельности: кружках, семинарах, проведении тематических и предметных недель, конкурсах и олимпиадах.
Работа на уроке с одарёнными детьми планируется через создание ситуаций успеха, использование заданий дифференцированной сложности и задействование одарённых учащихся в помощи одноклассникам.
Педагоги подбирают оптимальные методы работы с одарёнными детьми.
Собирается «копилка» материалов для работы с одарёнными детьми по конкретному предмету.
Каждый учитель в своей педагогической деятельности применяет множество различных методов, форм, технологий обучения, чтобы фактически все ученики были заинтересованы его предметом, успешны и имели прочные знания.
Формы работы.
Индивидуальная работа. Приглашаю «сильных» учеников во внеурочное время для восполнения пробелов, консультации, даю им индивидуальные творческие задания.
Групповая работа. Во время урока подбираю задания для отдельных групп.
Игровые технологии. Всем известно, что игровой момент или урок-игра всегда интересны для детей.
Основное направление в работе с одаренными детьми состоит не только в том, чтобы сохранить этот высокий уровень развития ребенка, но и дать возможность раскрыть свои способности в дальнейшем и не ограничивать эти способности определенными рамками.
Методы обучения, как способы организации учебной деятельности учащихся, являются важным фактором успешности усвоения знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качеств. К обучению интеллектуально одаренных учащихся, безусловно, ведущими и основными являются методы творческого характера — проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные — в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы.
Мониторинг результативности работы с учащимися
«Методика экспертных оценок по определению одарённых детей А.А. Лосева».
Таблица наблюдений «Критерии оценки и показатели уровня творческого развития личности» (Макарова Т.Е. Творческое развитие личности воспитанника и педагогическое диагностирование его уровня в детском образовательном учреждении, Самара 2002)
Методика «Потребность в достижении успеха»
Опросник креативности Джонсона
План работы с одаренными детьми (ежегодный)
Сроки | Мероприятия | Критерии эффективности |
Внеурочная деятельность |
Сентябрь | Проведение стартовой диагностики. Подготовка к школьному этапу олимпиады школьников | |
Октябрь | Проведение стартовой диагностики. Подготовка к муниципальному этапу олимпиады школьников | |
Ноябрь | Участие в муниципальном этапе олимпиады школьников Проведение мероприятий в честь Героя Советского союза Викторова Г.П. Игра-конкурса "Русский медвежонок - языкознание для всех" | |
Декабрь | Подготовка и проведение недели физики | |
Январь | Проведение общешкольных мероприятий: рождественские праздники | |
Февраль | День защиты проектов "Пегас" - международный игровой конкурс по литературе | |
Март | Горизонты открытий Международный конкурс чтецов «Живая классика» | |
Апрель | День науки | |
Май | Проведение общешкольных мероприятий: «День победы», Проведение итоговой диагностики | |
В течение года | Участие в конкурсах, олимпиадах, викторинах Участие в социальных проектах | |
Урочная деятельность |
В течение года | Разработка и проведение уроков с использованием современных технологий; Проектная деятельность; Разработка презентаций к урокам; Дифференцированный подход к обучению Уроки грамотности «21 февраля – Международный день родного языка» День славянской письменности и культуры (24 мая) | Качество знаний Уровень обученности Учебная мотивация |
Список использованной литературы
Амтхауер Р. Тест структуры интеллекта. Обнинск, изд-во “Принтер”, 1993.
Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Творческая работа – просто устойчивое словосочетание. // Педагогика.- 1998, №3
Брюно Ж. и др. Одаренные дети: психолого-педагогические исследования и практика. // Психологический журнал. – 1995, №4
Газман О.С. Педагогика свободы? Педагогика необходимости? Учительская газета. 1997. 13 мая
Грязева В.Г., Петровский В.А. Одаренные дети: экология творчества. – Москва-Челябябинск: ИПИ РАО, ЧГИИК, 1993
Драйден Г., Вос Д. Революция в обучении. - Москва, Парвинэ, 2003
Еремкин А.И. Школа одаренности. Тайна рождения гениев.-М.:ООО «АиФ Принт», 2003
Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников.М.: 2000
Лосева А.А. Работа практического психолога с одаренными детьми подросткового возраста. // Журнал практического психолога.- 1998.- №3
Мелхорн Г., Мелхорн Х.-Г. Гениями не рождаются: Общество и способности человека: Кн. для учителя: Пер. с нем.- М., Просвещение, 1989
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1999
Савенков А.И. Одаренный ребенок в школе и дома. Потенциал личности и программа развития.-Екатеринбург: У-Фактория, 2004
Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, 1997
Хуторской А.В. развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения. Пособие для учителя. -М.: Владос,2000
Чистякова Г.Д. Творческая одаренность в развитии познавательных структур. // Вопр. психологии. – 1991.- №6.- с.103.
Шумакова Н.Б. Междисциплинарный подход к обучению одаренных детей. // Вопр. психологии. - 1996.- №3.- с.34.
Юркевич В.С. Проблема диагноза и прогноза одаренности в работе практического психолога. // Школа здоровья. - 1997.- №1.- с.59.