СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Я - учитель проект

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие, посвященное творчеству Александра Блока (литературная гостиная)

 

Цель: Расширить знания жизни и творчества великого поэта

Задачи:

1. Изучить внеклассные произведения А. Блока.

2. Развивать умение глубокого проникновения в идейный замысел автора.

3. Воспитывать активную жизненную  и гражданскую позицию.

 

 

 

Ведущий:  Он с ранних лет любил бесконечные прогулки по ближайшим

окрестным лесам и полям. Он знал  все окрестности, хорошо изучил места, где водились белые грибы, где было много земляники, где цвели незабудки, ландыши… Он особенно любил ходить за грибами, тем более что находил их там, где никто и не видел. Придя домой, он, захлебываясь от восторга, рассказывал о своих находках всем. Животных любил он до страсти. Дворовые псы были его большими приятелями. Глубокую нежность питал он к зайцам, ежам, любил насекомых, червей

и прочих гадов, словом – все живое.  В пять лет он сочинял стихи.

Просмотр содержимого документа
«Я - учитель проект»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Замишевская средняя общеобразовательная школа»

243003, РФ, Брянская область, Новозыбковский район,

село Замишево, пер. Первомайский, д.14.,

ИНН 3222002734,  КПП 322201001 тел.(48343)5-72-84, e-mail: [email protected]





Выполнили: Стешиц Юлия,

Шихалев Максим

Руководитель: Савельева Татьяна Игоревна, учитель русского языка

и литературы

МБОУ «Замишевская СОШ»











с. Замишево 2018 -2019 г

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………………...3

История появления мобильного телефона……………………………….................4

Сотовый телефон в жизни современного человека………………………………...5

Влияние сотовых телефонов на организм человека………………………………..7

Влияние сотового телефона на детский организм………………………………...10

Методы исследования……………………………………………………………….13

Результаты исследования……………………………………………………………13

Заключение …………………………………………………………………………..15

Рекомендации………………………………………………………………………..15

Список использованной литературы……………………………………………….18

Приложение………………………………………………………………………….19





























Сквозь нас красота русской нитью.
Мы (даже колючей зимой)
Проснемся. Встряхнемся финифтью.
И... ну хохотать хохломой!
Душа распоется свирелью.
И грусть вдруг распишется гжелью.


Введение.

Христиане верят в то, что у мира есть Творец. Бог вложил Свою любовь и мудрость в мир. Поэтому познавая мир, христианин в определенной степени постигает и замысел его Творца.
Великий русский ученый Михаил Ломоносов говорил, что Бог дал людям две книги: книгу природы и Библию. В книгу природы Бог вложил природные законы, в Библию – заповеди.
Поэтому Ломоносов считал, что христианин, изучающий законы природы, исполняет великое и именно христианское служение.

Бог выше человека, а человек выше природы: христианство не считает людей ровней с животными. У человека есть «образ Божий», т.е. разум и свобода. И именно поэтому на человеке лежит ответственность за мир. Кому больше дано – с того больше спросится. Волк и заяц – это просто части лесной жизни. Никто из них не отвечает за сохранение всего леса.
А человек выше природы. Выше потому, что у океанов и вулканов нет разума, а у человека – есть. У человека есть совесть, а у звезд ее нет. У человека есть свобода и ответственность, а у облаков и водопадов – нет. Поэтому перед Творцом, который создал и человека, и лес, и океаны, человек отвечает за то, убил ли он эту жизнь и эту красоту или сохранил и преумножил.
Сегодня многие люди уже поняли свою ответственность. Поэтому современная наука не просто изучает природу, но и ищет способы защитить ее от нас. Экология – это наука, которая изучает отношения человека и природы для того, чтобы и в будущем природа радовала людей.
Для христианина вся природа – это его родной дом и Божий храм. Поэтому нельзя бездумно сорить и оставлять за собой грязь. Бесцельное обламывание живых веток кустов и деревьев – тоже грех. Такое поведение вредит не только природе. Оно еще и в душе такого хулигана создает привычку к злобе и разрушению. У истинного же христианина окружающий мир рождает естественное желание творить. Поэтому и появляются удивительные произведения искусства, наполняющие кладовую нашей культуры.

Актуальность данной работы заключается в проблеме изучения христианской культуры. Развитие науки и познание мира – это доброе дело для христианина. Но мир надо не только познавать. В мире надо трудиться. Мы неоднократно говорили о том, что к многообразным видам созидательного труда относится культура (как ни странно это звучит). Культура есть такой труд, в котором человек изменяет мир, делая его более безопасным и удобным. А главное – стоит на пути защиты духовности. Христианской духовности.
К сожалению, в последние столетия человек слишком увлекся перестройкой окружающего его мира. Многие люди решили, что главная цель их труда состоит в том, чтобы получить побольше выгод и удобств. Они перестали видеть в природе самый прекрасный Божий храм. 
Несколько поколений людей вели хозяйство столь жадно и бездумно, что, по сути, отравляли нашу планету. Воздух, вода, почва потеряли свою чистоту. Многие виды животных исчезли с лица Земли.
Христианин полагает, что Бог вручил нам мир в надежде, что мы сохраним и преумножим его красоту. Поэтому развитие культуры, ее преумножение - это соответствие желанию Истинного Хозяина (Владыки) на земле – Бога.

Все эти истины не забудутся нами, пока есть она - наша русская культура.

Цель работы: рассмотреть связь культуры и христианского отношения к миру.

Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи

1) изучить предметы русской классической литературы, музыки, живописи;

2) развивать навыки исследования объектов русской культуры;

3) учить формулировке логических выводов на основе синтеза и анализа;

4) воспитывать гордость своей страной.

Объект исследования: русская культура

Предмет исследования: христианская основа русской культуры.

Гипотеза: движение времени вперед не изменяет духовных ценностей.


Кризис современной христианской культуры.

Все, что произошло в мире в двадцатом веке и продолжает совершаться и ныне, свидетельствует о том, что христианское человечество переживает глубокий религиозный кризис. Широкие слои людей утратили живую веру и отошли от христианской церкви. Но, отойдя от нее, многие не остались к ней безразличны; они усвоили себе настроение отчужденности, осуждения и вражды. У одних эта вражда – холодная и пассивная; у других эта вражда – волевая и организованная, но сравнительно корректная; у третьих – это есть фанатическая ненависть, принимающая форму гонений. Различие между этими группами не глубокое и не принципиальное: все они образуют единый фронт взаимного молчаливого понимания, сочувствия и даже – тайной или явной – поддержки.

В первые полтора тысячелетия после Рождества Христова многое и притом основное обстояло совсем иначе. Потому ли, что души людей были доверчивее и цельнее, менее сложны и разнообразны (менее дифференцированы), более инстинктивны и иррациональны и потому более скромны и духовно робки; потому ли, что божественность Евангельского откровения воспринималась непосредственнее, острее и глубже; потому ли, что человек чувствовал себя не господином природы, а ее зависимой и беспомощной жертвой; потому ли, что жизнь на земле была более скудна, неустроенна и, со стороны природы, более угрожаема, – но только в ту эпоху люди воспринимали религию, как центр духовной жизни, как ее главный, а, может быть, и единственный источник. Хранительницей же этой религии была для них христианская церковь. А говорит она с нами (мы не всегда понимаем это) языком природы.

Вы слышали ? гремел весенний гром!

Пусть каждый дом одарит он добром!

Как хорошо! Гремел весенний гром!

Ответил ему ландыш серебром.

Прислушаемся сердцем и ….умом

К тому, как прогремел весенний гром.

Деятели искусства в христианском отношении к природе.

За последние четыре века и, в особенности, за последние два века (18 и 19) – это положение дел в душах сильно изменилось. Сбывается, наверное, предсказание великих. Где мы эти предсказания находим? Конечно, в бессмертных творениях.

Наиболее известным воплощением религиозной культуры является иконопись. Икона — один из ключевых символов и образов, раскрывающих перед человеком божественный мир. Для православного христианина икона — это способ приобщения к тайне, средство получения благодати, способной оказывать влияние на человека, чудесным образом решать его проблемы и даже воздействовать на ход событий. Не случайно в России пользуются широкой славой иконы — заступницы, защитницы, целительницы.

«Иначе пришлось бы предположить, что Рафаэль, Леонардо да Винчи, Микеланджело достигли бы несравненно более высоких художественных вершин, если бы вместо легендарной мадонны, мифологических героев и уж совсем сомнительных ангелов они реалистически запечатлели простых тружеников итальянских полей и кузнецов-передовиков, своевременно снабжающих их высококачественным инвентарём» .

Громадную роль в христианских богослужениях играет музыка, которая обладает большой силой воздействия. По этому поводу выдающийся дирижёр Леопольд Стоковский писал: «Подлинный музыкант умеет так сосредоточенно воспринимать музыку, что как бы растворяется в ней. Тогда приходят в действие какие - то свойства его подсознания, мы не знаем даже, как их назвать. И музыкант становится проводником сил, куда более могучих, чем таланты, которыми его одарила природа. Он должен отдаться свободному течению этих сил, подчиниться им и передать их. И тогда и музыкантов-исполнителей, и слушателей охватывает единый душевный порыв. Перед ними как бы раскрываются небеса, и мы слышим зов божественных голосов»

Во всех музыкальных жанрах созданы величайшие произведения духовного искусства. Среди них мессы И.С. Баха, Й. Гайдна, Л. Бетховена, В.А. Моцарта, Ф. Листа и др. Особые отношения имеет музыкальное искусство с христианством, включая и православие.

Начиная с XVIII в. у церкви появился соперник в виде светской музыки. Эта музыка, не стесняемая нормами церковных богослужений, стала оказывать всё большее влияние на культурную жизнь России. Сочинения выдающихся русских композиторов и музыкантов (М. И. Глинки, С. В. Рахманинова, П. И. Чайковского) не укладывались в рамки требований ортодоксального богословия, но и они пробовали свои силы в области церковной музыки.





До наших времён дошли изображения животных и людей, сделанные ещё в эпоху первобытного общества на стенах пещер. С тех пор прошли многие тысячелетия, но живопись всегда оставалась неизменным спутником духовной жизни человека. Русская природа всегда оказывала огромное влияние на художников России. Можно даже сказать, что именно природа нашей страны, ее ландшафт, климатические условия, краски, сформировали национальный характер, а следовательно, и породили все особенности русской национальной культуры, в том числе живописи.  

      Однако собственно пейзажная живопись в России начала развиваться только в XVIII в. вместе с развитием светской живописи. Когда стали возводить великолепные дворцы, разбивать роскошные сады, когда, как по волшебству, начали расти новые города, появилась потребность все это увековечить. При Петре I появились уже первые виды Петербурга, сделанные русскими художниками.

      Первые русские художники-пейзажисты черпали вдохновение за границей. Федор Матвеев – видный представитель классицизма в русской пейзажной живописи. «Вид в окрестностях Берна» – изображение современного художнику города, но реальный пейзаж представлен художником идеально-возвышенным.

      Итальянская природа отражена на холстах Щедрина. В его картинах природа раскрылась во всей своей естественной красе. Он показал не только внешнее обличье природы, но ее дыхание, движение, жизнь. Однако уже в работах Венецианова мы видим обращение к картинам родной природы. Бенуа писал о творчестве Венецианова: «Кому в целой русской живописи удалось передать такое истинно летнее настроение, как то, которое вложено в его картину «Лето»! Такая же удивительная вещь – парная ей картина «Весна», где «в пейзаже выражена вся тихая, скромная прелесть русской весны».

     Современники считали, что творчество Шишкина отзывается фотографичностью, и именно в этом заслуга мастера.

      В 1871 г. на выставке появилась знаменитая картина Саврасова «Грачи прилетели». Эта работа стала откровением, настолько неожиданным и странным, что тогда, несмотря на успех, не нашлось ей ни одного подражателя.

     Говоря о русских пейзажистах, нельзя не упомянуть В.Д. Поленова, его трогательные пейзажи «Бабушкин сад», «Первый снег», «Московский дворик».

     Саврасов был учителем, а Поленов – другом знаменитого русского художника-пейзажиста Левитана. Картины Левитана – новое слово в русской пейзажной живописи. Это не виды местностей, не справочные документы, но сама русская природа с ее неизъяснимо тонким очарованием. Левитана называют открывателем красот нашей русской земли, тех красот, что лежат рядом с нами и каждый день и час доступны нашему восприятию. Его картины дают не только наслаждение глазу, они помогают понять и изучить нашу Землю, ее природу.

     В русской живописи прошлого столетия раскрываются две стороны пейзажа как вида живописи: объективная-то есть изображение, вид определенных местностей и городов, и субъективная - выражение в образах природы человеческих чувств и переживаний. Пейзаж является отображением находящейся вне человека и преобразуемой им действительности. С другой стороны, он отражает и рост личного и общественного самосознания.

      Природа удивительно разнообразна красками и формами. Жуки, бабочки, стрекозы, цветки, листья, капли росы, снежинки – какое разнообразие красоты! Даже на островках природы в городе – во дворах, парках, газонах! А сколько красоты в лесу, на лугу, среди поля, у реки, у озера! А сколько в природе звуков – целые многоголосия хоров насекомых, птиц, лягушек и других животных! 

      Природа – настоящий храм красоты, и не случайно все поэты, художники, музыканты черпали свои замыслы, наблюдая их в природном окружении.

      Музыка и стихи – это то прекрасное, без чего человек не может жить. Писатель Паустовский сказал чудесные слова: «… и если мне хочется иногда жить до ста двадцати лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца все очарование и всю исцеляющую силу нашей русской природы».  Любовь к родной природе – один из вернейших признаков любви к своей стране.

       Композиторы сочинили множество песен о красоте природы. Может ли песня внести радость в наше сердце? А стихи? А природа? В ней есть душа, в ней есть язык, только, к сожалению, не каждому дано услышать этот язык, понять его. Но многим талантливым людям, таким как поэт С.А. Есенин, композитор П.И. Чайковский, Г.В. Свиридов удалось понять язык природы и всем сердцем полюбить ее, поэтому, и создали они много прекрасных произведений.

     Звуки природы послужили основой для создания многих музыкальных произведений. Природа мощно звучит в музыке. Музыка была уже у древних людей. Первобытные люди стремились изучать звуки окружающего мира, они помогали им ориентироваться, узнавать об опасности, охотится. Наблюдая за предметами и явлениями природы, они создали первые музыкальные инструменты – барабан, арфу, флейту. Музыканты всегда учились у природы. Даже звуки колокола, которые раздаются в церковные праздники, звучат благодаря тому, что колокол создали по подобию цветка колокольчика. 

В 1500 в Италии был сделан медный цветок, случайно его ударили, и раздался мелодичный звон, колоколом заинтересовались служители религиозного культа и вот он звучит, радуя прихожан своим звоном.

      Учились у природы и великие музыканты: Чайковский не выходил из леса, когда писал детские песенки о природе и цикл “Времена года”. Лес подсказывал ему настроение и мотивы музыкального произведения.

            Нет на свете более гениального художника, чем сама природа. Все созданное ей – это настоящие шедевры. Художников привлекают эти образы уголков нетронутой природы. На картинах многих русских художников изображены степные ландшафты с их еще не нарушенной девственной красотой.

«Степь родимая! Горький ветер, оседающий на гривах косячных маток и жеребцов. На сухом конском храпе от ветра солоно, и конь, вдыхая горько-солёный запах, жуёт шелковистыми губами и ржёт, чувствуя на них привкус ветра и солнца. Родимая степь под низким донским небом!.. Ковыльный простор с затравившим гнездовым следом конского копыта, курганы в мудром молчании, берегущие зарытую казачью славу». Так описывает донской писатель М. А. Шолохов наш Отчий край. В этих словах чувствуется вся красота и ширь таких привычных для нас с детства пейзажей.  Красота донской природы в необъятных степях. Чем больше всматриваешься в неброскую красоту родных пейзажей, тем больше впитываешь в себя ощущение невиданного простора и шири. И краски, и цвета в природе здесь какие-то особенные.

Рядом с живописью в глубокой древности зародилась и архитектура, искусство создавать здания и их комплексы, образующие среду жизни человека. В этих сооружениях можно увидеть стремление человека творить по законам природы, используя симметрию, линии, подсмотренные у природы. Люди стремились украсить свой быт, свою повседневную жизнь, сделать ее красивей, нарядней. Присмотритесь к вещам, которые окружают вас, и вы увидите, что в их создании принимал участие художник.

    Рассмотрите в доме обои, открытки, игрушки, посуду, платок мамы, коврик и вы убедитесь, что нет в доме предмета, к которому не прикасалась рука художника. Вот платок, его повязывают мамы, бабушки. Чем украшен он – красными розами, алыми маками – хороводом цветов, все это делает его нарядным, праздничным, улучшает настроение. А посуда: чашки, чайники, что изображено на них? Опять же цветы, листья, фрукты, наши любимые звери, птицы. Какая посуда вам нравиться больше,  металлическая, без рисунка?  Или та, что украшена рисунками природных обитателей или пейзажами. Красота природы волновала человека во все времена. Очень важно, чтобы мы научились любить и ценить природу. И жизнь станет для нас богаче и интереснее. Мы не будем равнодушными и бессердечными: кто любит природу, тот не испортит дерево, не сорвёт цветок, не погубит птицу. Чтобы мы  научились слышать не только ушами, но и сердцем и шорох листьев, и шелест травы и журчанье ручейка, и пение птиц; чтобы мы научились любить и жалеть всё живое в лесу и сам лес - это необыкновенное чудо природы. Общение с природой рождает в душе, открытой познанию добра, высокие нравственные чувства. Станьте ближе к природе, повернитесь к ней лицом.    

     Давно замечено, что вставая рано утром, надо обязательно подойти к окну и поздороваться с восходящим солнцем, небом, землей, деревьями, птицами. В этом источник нашего здоровья и хорошего настроения.

Приведенные примеры весьма убедительно доказывают, что культура как искусство живописцев, музыкантов, служителей Терпсихоры – великий труд во благо мира, добра, созидания. Цель этого труда -  сохранение целостности  души христианской.

 А что уже говорить о литературе? Древнейшее из искусств, она и родилась, очевидно, с предназначением создавать и, если нужно, отстаивать мир тепла, чистоты и любви. Даже малому ребенку известно, где живет сила, побеждающая зло. Спросите. Он скажет: «В сказках». И удивиться наивности вопроса.

 Не мечом и копьем, а единственно силой духа и изяществом  слова устное народное творчество одерживало победу над мраком. И русичи, на лоне родной природы впитавшие с молоком матери сердечность колыбельных,  радость  сказок, мудрость пословиц, подрастая, пахали, любили, сражались… Они и не ведали, наверное, какую силу вложило в них то, что сегодня мы называем умным словом «фольклор».

 Так, думается, был воспитан всем известный НЕИЗВЕСТНЫЙ автор «Слова о полку Игореве». В его несокрушимом «Слове…» тождественны образы правды, свободы, чести, совести, женщины, русичей.… И встает перед нами Родина. Неповторимая по красоте и величию своему.

Так было всегда. Неутомимые труженики литературного искусства.… С кого надобно перечислять? С Нестора? С Фонвизина? С Радищева? С Жуковского? С Пушкина? Их поле брани – жизнь. Предмет защиты – сердце человека. А время сражения? Теперь мы понимаем: это вечность. Они ушли. А клинки их поэзии и прозы остры все так же.

  ПЕВЦЫ

 Это был Тургеневский певец Яков. Потом родились Толстовские  искатели Пьер и Андрей. Вывел из темноты своего Раскольникова Достоевский. Горький осветил мечтой Петю Трофимова.  

  Годы тяжелейших испытаний и радостных побед  -  и новые труженики  искусства : Шолохов, Бондарев, Васильев…

 Герои всех произведений  вошли в мир  для того, чтобы  пойти по страницам наших жизней. И, как показывает время, еще жизней многих и многих.

 В начале, ссылаясь на утверждение Ломоносова, мы говорили, что культура есть труд. Труд созидающий и преобразующий.

  Сколько еще поколений благодарно поклонится труду Андрея Платонова? Прочитаем «Юшку»!  Обязательно проснется и чувство стыда, и желание увидеть в некрасивом великое. И благодарность к «никогда не евшему сахара», чтобы мы его ели. Может быть, научимся прощать обиды, как Юшка, уверенный в том, что дети обижают его потому, что «не знают, КАК надо любить человека». А еще рассмотрим окружающий нас мир через призму героя. «Уйдя далеко, где было вовсе безлюдно, Юшка не скрывал более своей любви к живым существам. Он склонялся к земле и целовал цветы, стараясь не дышать на них, чтоб они не испортились от его дыхания, он гладил кору на деревьях и подымал с тропинки бабочек и жуков, которые пали замертво, и долго всматривался в их лица, чувствуя себя без них осиротевшим».

Спасибо труду Леонида Андреева. Уже за то даже, что, совершив оплошность, мы слышим рядом его Кусаку.  «Собака выла — ровно, настойчиво и безнадежно спокойно. И тому, кто слышал этот вой, казалось, что это стонет и рвется к свету сама беспросветно-темная ночь, и хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему женскому сердцу. Собака выла».

  А труд Юрия Нагибина?  Рассказ «Старая черепаха» легко заменит лекцию психолога. Ведь  «мать не окликнула Васю, она решила охранять его издали, чтобы не помешать первому доброму подвигу своего сына». И это потому, что «Вася не мог найти ответа, но ответ был в его растревоженном сердце, впервые познавшем простую, но неведомую прежде истину: не только мир существует для тебя, но и ты для мира. И с этим новым чувством возникло в нем то новое неотвратимое веление, название которого — долг — Вася узнает гораздо позднее».   У Евгения Евтушенко в сокровищнице чувств и мыслей есть стихотворение « Баллада о разбеге». Значимость разбега велика. Нам он подарен трудом тех, кто причислен к разряду людей искусства и в силу талант и в силу безграничной любви к земле своей, сутью которой являются люди.

Неужто мир себя испел

и вместе с голосом истлел

под равнодушною травой

тот соловей предгрозовой?!

И мир не тот, и мы не те

в бессоловьиной темноте.

Но, если снова духота,

спой, соловьёныш: хоть с креста

на кладбище, где вновь смола

с крестов от зноя поползла.

Пробей в полночную жару

в заборе голосом дыру!

А как прекрасен стал бы мир,

где все заборы — лишь из дыр!

Спой, соловьёныш, — подпою,

как подобает соловью,

как пел неназванный мой брат

тому назад, тому назад...

Соловей будет петь! Будет петь до тех пор, пока слагает его песни природа. Книга природы есть неисчерпаемый источник познания для человека, нам придется открывать ее страницы всю жизнь. Еще когда-то, великий художник Леонардо да Винчи сказал: «В наставницы себе я взял Природу, учительницу всех учителей».



Философские взгляды на будущее русско – христианской культуры

Лихачев Дмитрий Сергеевич (1906-1999) - филолог, историк культуры, культуролог. Его основные труды посвящены истории русской литературы X-XVII вв., а также творчеству русских писателей: Пушкина, Гоголя, Некрасова, Достоевского, Лескова, Блока, Ахматовой. В 80-х гг. создал культурологическую концепцию, в основе которой рассматривались проблемы гуманизации жизни людей, а также переориентация воспитательных идеалов и всей системы образования как определяющие общественное развитие на современном этапе. Лихачев рассматривает культуру как историческую память, как творческую подготовку культуры будущего на основе прошлого и настоящего. Именно он ввел понятие «экология культуры». Важное место в культурологической концепции занимает идея взаимосвязи культуры и природы («Поэзия садов. К семантике садово-парковых стилей», 1982, 1991).

Д.С.Лихачев подчеркивает европейский характер тысячелетней русской культуры, вобравшей в себя христианские идеалы. И в то же время раскрывает природу национальной самобытности России, проявляющейся в духовных исканиях народа, в канонах русской эстетики, в религиозном опыте русского православия. Этот опыт благоговейного отношения к земле, к природе, восходящей к дохристианской практике и освященный крещением Руси, лежит в основе современных проблем философии и этики экологии, от решения которых зависит судьба человечества.

С культурой Лихачев тесно связывает понятие интеллигентности и последней с нравственностью. В этическом аспекте рассматриваются проблемы национальной культуры. По мнению Лихачева, национальная культура - это часть мирового культурного процесса. Он активно выступал против массовой культуры, обедняющей культуру общества и особенно молодежи.





Алексей Степанович Хомяков был многогранным мыслителем: философом, богословом, историком, экономистом, поэтом, инженером. Разочаровавшись в западной цивилизации, Хомяков пришёл к идее об особом пути России, и со временем стал лидером нового направления русской общественной мысли, которое позже назвали славянофильством. Умер Алексей Степанович во время холерной эпидемии, заразившись от крестьян, которых сам лечил. Главный (и, увы, неоконченный) философский труд Хомякова – «Записки о всемирной истории», с лёгкой руки Гоголя прозванный «Семирамидой». По его мнению, каждый народ обладает особой исторической миссией, в которой проявляется одна из сторон мирового Абсолюта. Миссия России – православие, а её историческая задача – освобождение мира от одностороннего развития, навязанного западной цивилизацией. Хомяков полагал, что каждый народ может отклоняться от своей миссии; так и произошло с Россией из-за реформ Петра Первого. Теперь ей необходимо избавиться от рабского подражания Западу и вернуться на свой путь.


«Если вы хотите, как мы, чтобы полная свобода индивидуума и его жизни были уважаемы — вы поневоле принуждены будете отвергнуть владычество человека над человеком, какого бы вида оно ни было». Князь Пётр Алексеевич Кропоткин был отпрыском одной из знатнейших российских фамилий. По его мнению, история – это борьба двух традиций: власти и свободы. Настоящими двигателями прогресса он считал не конкуренцию и борьбу за существование, а взаимопомощь и сотрудничество. Кропоткин принимал дарвиновскую теорию, своеобразно интерпретируя её не как борьбу между индивидами, а как борьбу между видами, где преимущество получает тот вид, внутри которого царит взаимопомощь. Свои выводы он подкреплял многочисленными примерами, взятыми как из животного мира, так и из человеческой истории.

Владимир Сергеевич Соловьёв, сын знаменитого историка, начинал учиться на физико-математическом факультете, но быстро разочаровался в естественных науках и переключился на философию. Основной смысл любви, по Соловьёву, создание нового человека, причём прежде всего имеется в виду духовная, а не физическая составляющая. Философ мечтал об объединении человечества на основе христианства (путь к этому лежал через воссоединение церквей). Конечная цель истории для него – богочеловечество и окончательная победа Добра. Ведущую роль в этом процессе он отводил России.

Христианский подход к философии. Ап. Павел предупреждал колоссян: "Смотрите, (братия,) чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу" (Кол 2:8). Такое предупреждение вполне уместно, если учесть, что именно считалось философией во времена ап. Павла. Однако сразу вслед за этим апостол сам делает философское утверждение, говоря, что во Христе "обитает вся полнота Божества телесно" и что Христос есть "глава всякого начальства и власти" (Кол 2:9-10). Ап. Павел, повидимому, считал заслуживающими рассмотрения по крайней мере нек-рые проблемы, интересовавшие философов той эпохи. Напр., упоминая Христа и "стихии мира", ап. Павел предполагает тем самым возможность двух ответов на важный, с его точки зрения, философский вопрос.

Через несколько веков после смерти ап. Павла христианская философия возобладала над светской. Втечениетысячелетия, предшествовавшего Новому времени, практически всеевропейские философы были христианами. Эти философы были убеждены, что Божье откровение, явленное в природе, в Христе и в Св. Писании, необходимо интерпретировать посредством древнегреческой философии. Античная философия столь ясно сформулировала основные вопросы, стоящие перед каждым человеком, что христианские философы поставили себе целью дать на них адекватные ответы с точки зрения общего и специального Божьего откровения.

В Новое время опять стала преобладать светская философия, зачастую ориентированная антихристиански.Основные вопросы философии остались прежними, но их формулировки и предлагаемые ответы на протяжении последних столетий не всегда были совместимы с христианством. Поэтому сейчас исключительно важно продемонстрировать, что истины откровения заслуживают философского анализа.

Целей современной христианской философии нельзя достигнуть без обращения к библейской науке и теологии. Ортодоксальное христианство основано на событиях, описанных и истолкованных в Библии, и призвано соответствовать этому первоисточнику. Поэтому христианский философ должен понимать Св. Писание так, как оно само понимает себя. Особенно полезны теологические интерпретации Св. Писания, посвященные тем проблемам, о к-рых говорили Божьи пророки и апостолы. Христианская философия должна развиваться на этой теологической основе, ничем ее не подменяя.

Поскольку на протяжении своей истории человечество узнало много нового о Божьем и человеческом творчестве, современный христианский мыслитель должен рассматривать и проблемы, не известные библейским авторам. Более того, чтобы наилучшим образом познать Божью истину через естественное откровение, постичь вселенную, сотворенную и управляемую милосердным и любящим библейским Богом, христианин должен прибегнуть к спекулятивной философии. Это не значит, что мы должны принять мировоззрение, несовместимое со Св. Писанием. Нет никакой нужды отвергать чудеса и прочие библейские события, на к-рых основывается христианская вера. Философский подход вовсе не обязательно будет безрелигиозным или, тем более, антихристианским, хотя на заре своего существования философия была ориентирована именно таким образом (и в Новое время вернулась к этой ориентации). Для того чтобы заниматься философией надлежащим образом, христианин должен критически оценивать отк-рытия и теории, расширившие наше знание о Божьем творении, и вплетать это знание в единую ткань теоретического целого, согласующегося с Библией. При этом христианин будет рассматривать и оценивать в свете Св. Писания все человеческие достижения в науке и контроле за окружающей средой, в общественной жизни и искусстве.

Главная цель христианского философа - возлюбить Бога всем своим существом, в т.ч. и разумом. Кроме того, христианский философ стремится помочь теологу двумя способами. Вопервых, - разрабатывая методы критического анализа общекультурных и теологических положений, понятий и доктрин, а также выводов, к-рые из них можно сделать; вовторых, - выстраивая единую связную схему, посредством крой систематический теолог сможет продемонстрировать связь Св. Писания с современностью. Вполне очевидно, что ни один систематический теолог не обойдется без философской системы, а потому христианские философы должны помочь теологам выбрать такую систему, края была бы совместима с Библией.








8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!