Добрый день уважаемые участники и члены жюри второго этапа республиканского конкурса «Я выбираю право». Хочу представить вам мою презентацию «Права, обязанности, ответственность». 1слайд
Понятия «права», «обязанности» и «»ответственность» тесно взаимосвязаны между собой.
Права: такие правила, которые обеспечивают защиту достоинства и свободы каждого отдельного человека . В своей совокупности основные права образуют основу правового статуса личности.
2 слайд
Сейчас я бы хотела перечислить основные международные документы, в которых отражены права ребенка и человека. Женевская Декларация прав ребенка (1924), Всеобщая Декларация прав человека (1948), Декларация прав ребенка (1959), Конвенция о правах ребенка (1989). 3 слайд
С раннего детства каждый ребенок имеет права, которые связанны с домом, школой и его дальнейшей жизнью. 4 слайд
Существуют следующие права:
Гражданские - начинают свое действие с первой же секунды жизни. С первым вздохом младенец становится гражданином государства, причем в некоторых странах для этого хватает самого факта рождения на ее территории, а в других необходимо, чтобы гражданство имел кто-то из родителей.
Социальные
Главная задача взрослых – создать условия, в которых дети смогут расти здоровыми и всесторонне развитыми. Родители или законные представители должны реализовать право ребенка на образование. Кроме школы и сада можно заниматься в кружках и секциях, посещать спортивные, художественные и музыкальные школы.
Слайд 5 Самые важные права ребенка дают ему возможность расти гармоничной личностью вне зависимости от социального и финансового статуса родителей, расы и места проживания.
С каждым годом ребенок становится взрослее и у него появляются новые права и обязанности, которые мы сейчас и рассмотрим.
Слайд 6 Несовершеннолетним возрастом считается период с 14 до 18 лет. Достигнув четырнадцати, ребенок приобретает неполную гражданскую дееспособность. Однако, полноценная реализация прав возможна с согласия родителей.
Рассмотрим основные права несовершеннолетних:
- личные
- имущественные
- жилищные
- на труд
- на защиту прав
Слайд 7 Личные
Семейный кодекс закрепляет за ребенком право на имя. С 14 лет несовершеннолетний может изменить свои данные самостоятельно, с учетом мнения законного представителя. Право воспитываться в семье также принадлежит гражданам с рождения. Достигнув 12 лет, они могут решать, с кем из родителей проживать, если они живут раздельно.
Слайд 8 Имущественные
С момента рождения ребенок имеет право на обладание любыми вещами, не запрещенными законом. 14-летие ознаменовывает новый этап в имущественных правах. Теперь он может распоряжаться собственностью с согласия законного представителя.
расходование своей зарплаты и стипендии;
распоряжение денежными средствами, находящимися на банковских счетах, открытых подростком;
возможность иметь авторские права и получать от них доходы.
Жилищные
Выбирать с кем жить, ребенок не может. Но, начиная с 10 лет, он может высказать свое личное мнение, к которому органы опеки могут прислушаться, а могут - и нет. В 14 лет, подростку уже дано право принимать решение самостоятельно - он может просто собрать вещи и уйти жить к тому родителю, с которым ему жить комфортнее. До этого возраста нужно будет соблюдать то решение, которое вынесет суд.
Слайд 9
На труд
Несовершеннолетние могут осуществлять трудовую деятельность. При этом нагрузка и длительность рабочего дня должны соответствовать возрасту подростка.
Слайд 10 На защиту прав
Сейчас подросток может самостоятельно обращаться в специализированные органы за защитой нарушенных интересов, может круглосуточно позвонить специалисту с просьбой о предоставлении защиты.
Обязанности подростка в обществе
Определенные обязанности возлагаются на несовершеннолетнего, как на гражданина ЛНР. Они неотъемлемо связаны с фактом гражданства.
Среди них:
получение паспорта;
воинский учет;
образование.
Паспорт гражданина является основным документом, удостоверяющим личность.
Все лица мужского пола, достигшие семнадцатилетнего возраста, подлежат постановке на воинский учет.
Праву ребенка на образование противопоставлена обязанность по получению знаний. К ней относится надлежащее поведение на уроках, уважительное отношение к педагогам и должностным лицам организации, выполнение домашних заданий, соблюдение устава учреждения. Однако ответственность за ненадлежащее исполнение обязанности по обучению возлагается не на несовершеннолетнего, а на его родителей.
Слайд 11 Ответственность подростков
С 14 лет ребенка можно привлечь к уголовной ответственности за совершение особо опасного общественного деяния . При совершении правонарушения лицо подлежит наказанию в соответствии с уголовным законодательством. Достигнув указанного возраста, в зависимости от тяжести совершенного преступления, ребенок может получить наказание, связанное с лишением свободы.
С 16 лет несовершеннолетний может привлекаться к мерам административного воздействия. Нарушение правил дорожного движения, мелкое хулиганство, появление в общественных местах в состоянии алкогольного или наркотического опьянения являются основанием для привлечения подростка к ответственности на общих основаниях. Кроме того, на несовершеннолетнего возлагается обязанность по возмещению нанесенного ущерба. Данные действия производятся в соответствии с Гражданским законодательством.
Обязанности в семье
Законодательно не закрепляются, в их основе лежат детско-родительские отношения. В этом возрасте ребенок должен уважительно относится к старшим родственникам, братьям и сестрам, заботиться об имуществе, помогать в ведении хозяйства.
Слайд 12
Поскольку данная тема тесно касается детей. Подводя итог презентации, хотела бы сказать пару слов. Я обращаюсь ко всем взрослым с призывом: Не бросайте детей! Дайте им право на счастливую жизнь в семье.
Нет ничего больней на этом свете,
Чем встретить взгляд ребёнка-сироты,
В его глазах весеннего рассвета
Вопрос сердечный:«Мамочка, где ты?»
Я прячу взгляд, мне стыдно, горько, жалко…
Чем виноват мальчишка пяти лет?
Его ручонки тянутся к подарку,
Вот только милой мамы рядом нет
Прости малыш, смотрю в твои глазёнки
И сердце плачет глубже и больней,
Не отнимайте детство у ребёнка!
Не покидайте, матери, детей!
Безумный мир, обиженные дети,
Куда летишь, куда несёшься ты?
Вся красота, всё золото на свете
Не стоят и слезинки сироты.
Не оставляйте сирот, посмотрите
Как радует их ваша доброта,
Чужое детство на руки возьмите,
Не думая, что это сирота.