Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
Я выбираю профессию
для основного уровня образования
(9 класс)
количество часов в неделю- 1
всего в год - 17
Составил(а):
Шенчукова И.А.
Педагог-психолог
Томск 2024
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности (коррекционно-развивающая область) разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Данная программа составлена на основе авторской программы предпрофильной подготовки для 9-х классов «Психология и выбор профессии» Галины Резапкиной, 3-е изд. М.: Генезис, 2013. , направленной на профессиональное самоопределение молодежи. Программа внеурочной деятельности содержит дифференцированные требования к результатам освоения и условиям её реализации, обеспечивающие удовлетворение образовательных потребностей учащихся с ОВЗ. Рабочая программа разработана с учётом:
- Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010г. №1897);
- Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
- СанПиН 2.4.2.2821 -10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (от 29.12.2010 г. №189 в редакции изменений №3, утверждённых постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 24.11.2015 г. №81);
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2010.
- Письмо ДОО Минобрнауки России от 12.05.20111 №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования»
Основной образовательной программы основного общего образования МАОУ СОШ №4 им.И. С. Черных г. Томска
Общая характеристика курса.
Программа внеурочной деятельности «Я выбираю профессию» разработана для учащихся 9 классов в соответствии с новыми требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта основного общего образования (далее ФГОС ООО).
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся.
С введением ФГОС второго поколения воспитательный процесс должен строиться на основе развития у учащихся психологической готовности к выбору, профессиональному и личностному самоопределению. Правильный выбор профессии – один из значимых факторов успешности в жизни человека. В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место.
Мир профессий огромен. Найти свое место в нем, обрести уверенность в себе, стать профессионалом – процесс длительный. Проблема профессиональной ориентации с учётом личностных факторов становится в наши дни, как никогда актуальна. Данной программой определяется, что учащиеся понимают роль и место психологической компетентности в построении правильно жизненной стратегии и успешного достижения поставленных целей. Успешность профессионального самоопределения тесно связана с общим развитием личности, показателем психического развития, способностью к самоанализу, уровнем мотивации.
Программа «Я выбираю профессию» направлена на расширение кругозора учащихся по профориентации и создание условий для формирования личностных качеств.
Цель: формирование профориентационной компетентности подростков путем включения в процесс активного планирования своего профессионального будущего.
Задачи:
1. Активизировать внутренние психологические ресурсы обучающихся для формирования умения составлять и корректировать свою профессиональную перспективу;
2. Осознать значимость правильного выбора будущей профессии;
3. Развивать навыки конструктивного взаимодействия при выборе будущей профессии;
4. Уметь оценивать свое решение о профессиональном выборе.
Занятия проводятся в форме групповой работы с элементами тренинга.
При проведении занятий курса используются следующие формы и методы работы:
• профориентационные игры;
• игровые профессиональные упражнения;
• самоописание;
• групповая дискуссия;
• использование конструктивной обратной связи.
В основе программы курса внеурочной деятельности ««Я выбираю профессию»» лежат ценностные ориентиры, достижение которых определяется воспитательными результатами.
Формы занятий: рассказ, беседа, практика, ролевая игра, тренинг, тестирование, анкетирование, экскурсии, участие в ярмарках рабочих мест, встречи с людьми интересных профессий и др.
Срок реализации программы 1 год
1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
1. Личностные:
-потребность повышать свой культурный уровень, само реализовываться в разных видах деятельности;
-в качестве личностных результатов освоения обучающимися программы выступают готовность и способность к осознанному выбору профессии и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;
-принятие моральных норм и правил нравственного поведения с представителями разных поколений (ветераны, инвалиды, дети младшего возраста), носителей разных убеждений и представителей различных социальных групп нашего города;
-способность анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков своих сверстников;
-умение взаимодействовать со сверстниками в коллективе и в школе, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
-формирование бережного отношения к традициям своей семьи, школы;
-об этике и эстетике повседневной жизни человека в обществе;
-о принятых в обществе нормах поведения и общения;
-об основах здорового образа жизни;
-развитие ценностного отношения подростков к труду.
2. Метапредметные:
Регулятивные:
-умение ставить цель своей деятельности на основе имеющихся возможностей;
-умение оценивать свою деятельность, аргументируя при этом причины достижения или отсутствия планируемого результата (участие в конкурсах);
-формирование умения находить достаточные средства для решения своих учебных задач;
-демонстрация приёмов саморегуляции в процессе подготовки мероприятий разного уровня, участие в них, в том числе и в качестве конкурсанта.
Познавательные:
-навык делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи на основе полученной информации о профессиях
-анализ и принятие опыта разработки и реализации проекта исследования разной сложности;
-умение находить в тексте требуемую информацию, ориентироваться в тексте, устанавливать взаимосвязи между описываемыми событиями и явлениями;
-критическое оценивание содержания и форм современных текстов;
-овладение культурой активного использования словарей и других поисковых систем.
Коммуникативные:
-приобретение навыков работы индивидуально и в коллективе для решения поставленной задачи;
-умение находить общее решение и разрешать конфликты;
-о правилах конструктивной групповой работы;
-опыт публичного выступления;
-опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности;
-соблюдение норм публичной речи в процессе выступления.
С целью осуществления более эффективного управления профессиональным развитием учащихся профориентационные задачи ставятся с учетом их условного деления на три уровня:
1. Когнитивный (информирование о мире профессий, состоянии рынка труда, содержании той или иной трудовой деятельности, о профессиональных образовательных программах и учреждениях);
2.Мотивационно-ценностный (формирование у школьников всей гаммы смыслообразующих и профессиональных ценностей);
3.Деятельностно-практический (составление, уточнение, коррекция и реализация профессиональных планов).
Первый уровень результатов: приобретение обучающимися знаний о труде и профессиях (знание и уважение трудовых традиций своей семьи, знания о разных профессиях и их требованиях к здоровью, морально-психологическим качествам, знаниям и умениям человека и т.п.). Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями и родителями (в урочной, внеурочной деятельности) как значимыми для него носителями профессионального знания и положительного повседневного опыта.
Второй уровень результатов: получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к труду, как базовой ценности общества, ценностного отношения к профессиональной и социально значимой деятельности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т.е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов: получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественно полезного действия, формирование у подростка социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественно полезном действии человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных профессиональных и социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают эффекты профориентации:
•на первом уровне профориентация приближена к обучению, при этом предметом профориентирования как учения являются не столько теоретические знания, сколько знания о ценностях;
•на втором уровне профориентация осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных профессионально ориентированных поступков;
•на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в профессионально ориентированной, социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта трудового творческого сотрудничества и общественно полезного труда.
Таким образом, знания о труде как о ценности переводятся в реально действующие, осознанные мотивы трудового поведения, его значение присваивается обучающимися и становится их личностным смыслом.
Формы достижения результатов: познавательные беседы, инструктажи, профессиональные пробы, экскурсии, исследовательские работы
Формы контроля:
1. Рефлексия по каждому занятию в форме вербального проговаривания, письменного выражения своего отношения к теме.
2. По итогам курса обучающиеся выполняют самостоятельную работу – творческое эссе по теме: «Я в профессии».
3. В рамках курса предполагается организовать проектную деятельность обучающихся.
Итоги учёта знаний, умений, овладения обучающимися универсальных учебных действий подводятся посредством листов педагогических наблюдений, опросников.
Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела.
Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, ролевые игры, школьная научно-практическая конференция.
УМК: в качестве основы для планирования содержательной части курса взято методическое пособие автора: Г.В. Резапкина Программа предпрофильной подготовки для 9-х классов
«Психология и выбор профессии».
Преемственность: Разработанная программа «Я выбираю профессию» для учитывает особенности подросткового возраста и специфику организации учебного процесса в массовой общеобразовательной школе. Для успешной социальной адаптации подростка необходимо создание среды, где он сможет познать себя, укрепить веру в себя и в свои силы, ощутить свою уникальность и неповторимость. Сформировать представление о пределе и глубине своего «Я», о своем жизненном пути и роли своего «Я» на этом пути. Именно этому призван способствовать данный курс..
Соориентированность на достижение планируемых результатов ФГОС:
Подростковый период (от 11 до 15 - 16 лет) является переходным периодом прежде всего в биологическом смысле, это возраст полового созревания, параллельно которому достигают зрелости в основном и другие биологические системы организма.
В социальном плане подростковая фаза – продолжение первичной социализации. Психологически этот возраст крайне противоречив. Для него характерны максимальные диспропорции в уровне и темпах развития. Исследования показали, что происходящие в этот период физиологические процессы повышают эмоциональную возбудимость, импульсивность, неуравновешенность подростка. Программа рассчитана на работу с детьми 15-16 лет, обучающимися в 9-х классах обычного вида общеобразовательной школы.
Занятия проводятся с учащимися, осуществившими свой выбор данного курса (15 человек), не требуется специального помещения или оборудования.
Режим занятий.
Занятия курса предполагается проводить для учащихся класса по подгруппам в течение 1 и 2 полугодия. Продолжительность занятия составляет не более 40 минут. Занятия проводятся один раз в неделю в соответствии с расписанием курсов внеурочной деятельности.
Количество часов в неделю: 1 час.
Количество часов в год: 17 часов.
Класс: 9.
2. Содержание курса с указанием форм организации и видов деятельности
Программа включает разделы, посвященные эмоционально-волевой и мотивационной сферам личности, темпераменту и характеру, когнитивным процессам, правилам конструктивного общения и принятия решений,
-Блок «Что я знаю о своих возможностях» (5 час.).
В данном блоке будут рассмотрены темы: Основные понятия курса, тематические линии. Темы, связанные с изучением психологических особенностей личности (темперамент, познавательные процессы – память, мышление, внимание, восприятие). Что такое самооценка и уровень притязаний.
-Блок «Что я знаю о профессиях» (5 час.)
В блоке учащиеся знакомятся с примерами классификаций профессий, ее признаками. Разбираются в понятиях профессия, специальность, должность. Определяют тип будущей профессии (на основе Матрицы выбора профессии). Определение интересов и склонностей в выборе профессии. Определение профессионального типа личности. Познакомятся с понятием профессионально важные качества. Определят показания и противопоказания (здоровье) к той или иной профессии.
-Блок «Профессиональный успех и нравственный выбор» (карьера, нравственное формирование, групповое взаимодействие) (7 час.)
Темы данного блока будут направлены на выяснение уровня развития способностей к различным видам профессий (в соответствии с типологией профессий - Способности и профессиональная пригодность. Способности общие и специальные. Способности к практическим видам деятельности. Способности к интеллектуальным видам деятельности. Способности к профессиям социального типа. Способности к офисным видам деятельности.
Способность к предпринимательской деятельности. Эстетические способности. Уровни профессиональной пригодности.
-Блок «Профессия и карьера» (конструирование будущего, самопознание, саморазвитие, самоактуализация, самопрезентация) (2 час.).
Познакомятся с мотивами и потребностями при выборе профессии. Рассмотрят основные ошибки при выборе профессионального будущего.
3. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся.
№ | Название темы | Количество часов | Основное содержание |
| Что я знаю о своих возможностях. Введение в предмет. Основные понятия курса, линии курса. Темперамент. Когнитивные процессы: внимание, память, мышление. Самооценка и уровень притязаний. | 5 | Практическая работа по изучению своих индивидуальных особенностей. Самодиагностика. |
| Что я знаю о профессиях. Классификация профессий. Признаки профессии. Формула профессии. Профессия, специальность, должность. Определение типа будущей профессии. Интересы и склонности в выборе профессии. Определение профессионального типа личности. Профессионально важные качества. Профессия и здоровье. | 5 | Беседа. Самодиагностика профессиональных склонностей |
| Профессиональный успех и нравственный выбор Способности и профессиональная пригодность. Способности общие и специальные. Способности к практическим видам деятельности. Способности к интеллектуальным видам деятельности. Способности к профессиям социального типа. Способности к офисным видам деятельности. Способность к предпринимательской деятельности. Эстетические способности. | 5 | Самодиагностика. Практическая работа по тестовым параметрам |
| Профессия и карьера. Мотивы и потребности. Ошибки в выборе профессии. Современный рынок труда. Итоговое занятие. | 2 | Собеседование. Творческий самоотчет. Резюме. |
| ИТОГО: | 17 часов | |
Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Материально – техническое обеспечение: компьютер, проектор, бумага.
Литература
Белухин Д.А. Куда идешь? М., 2002.
Веллер М.И. Все о жизни, М. 2001.
Волкова Т.Р., Мишин А.В. Секреты поиска работы. М., 2003.
Грановская Р.М. Конфликты и творчество в зеркале психологии. М., 2001.
Громов М.М. Тому, кто хочет летать и работать лучше. М., 1958.
Дусавицкий А.К. Формула интереса. М., 1989.
Дружинин В.Н. Варианты жизни. М., 2000.
Жариков Е.С., Крушельницкий Е.Л. Для тебя и о тебе. М., 1991.
Карнеги Д. Малоизвестные факты о хорошо известных людях. М., 1993.
Климов Е.А., Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации, М., 1983,
Климов Е.А. Как выбирать профессию. М., 1991.
Кузин Ф.А. Культура делового общения. М., 2000.
Левитин К.Е. Я прошла сквозь мрак и бури. 2-е изд. М., 1981.
Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. М.; Воронеж, 2003.
Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. М., 1991.
Подвижники России / А.Н. Сахаров и др. М., 1999.
Поляков В.А. Технология карьеры. М., 1995.
Пономаренко В.А. Страна Авиация — черное и белое. М., 1995.
Прихожан А.М., Психология неудачника, М., 1995.
Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию. М., 1991.
Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. М.; Воронеж, 1997.
Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника. М., 2005.
Резапкина Г.В., Отбор в профильные классы, М., 2005.
Речицкий В.И. Профессия — изобретатель. М., 1988.
Рогов Е.И. Выбор профессии: становление профессионала. М., 2003.
Самопознание и выбор профессии / И.А. Волошина и др. М., 2001.
Снайдер Д. Практическая психология для подростков, или Как найти свое место в жизни. М., 2000.
Степанов А.Н., Бендюков М.А., Соломин И.Л. Азбука профориентации. СПб., 1995.
Степанов С.С. На всякое хотенье есть… теория // Школьный психолог. 2004. № 12.
Тарас А.Е. Психология экстремальных ситуаций. М., 2001.
Тимофеев Б.Н. Правильно ли мы говорим? Л., 1963.
Фромм Э. Иметь или быть. М., 1990
Фаустов А.С., Щербатых Ю.В. Обучение и здоровье. Воронеж, 2000.
Фопель К., На пороге взрослой жизни: Психологическая работа с подростковыми и юношескими проблемами, М., Генезис, 2008.
Хозиев В.Б. Психология: Учебное пособие для 10—11 классов. М.; Воронеж, 2000.
Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. М., 1995.
Чибисова М.Ю. Единый государственный экзамен: психологическая подготовка. М., 2004.
Чистякова С.Н. Технология профессионального успеха. М., 2003.
Энциклопедический справочник 2000 профессий. Минск, 1986.
Яровицкий В. Моя первая книга по психологии. М., 2000.