СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Я выбираю профессию

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа «Я выбираю профессию» направлена на расширение кругозора учащихся по профориентации и создание условий для формирования личностных качеств

Просмотр содержимого документа
«Я выбираю профессию»


Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

Я выбираю профессию

для основного уровня образования

(9 класс)

количество часов в неделю- 1

всего в год - 17















Составил(а):

Шенчукова И.А.

Педагог-психолог

















Томск 2024









Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности (коррекционно-развивающая область) разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Данная программа составлена на основе авторской программы предпрофильной подготовки для 9-х классов «Психология и выбор профессии» Галины Резапкиной, 3-е изд. М.: Генезис, 2013. , направленной на профессиональное самоопределение молодежи. Программа внеурочной деятельности содержит дифференцированные требования к результатам освоения и условиям её реализации, обеспечивающие удовлетворение образовательных потребностей учащихся с ОВЗ. Рабочая программа разработана с учётом:

- Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010г. №1897);

- Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);

- СанПиН 2.4.2.2821 -10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (от 29.12.2010 г. №189 в редакции изменений №3, утверждённых постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 24.11.2015 г. №81);

- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2010.

- Письмо ДОО Минобрнауки России от 12.05.20111 №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования»

Основной образовательной программы основного общего образования МАОУ СОШ №4 им.И. С. Черных г. Томска

Общая характеристика курса.

Программа внеурочной деятельности «Я выбираю профессию» разработана для учащихся 9 классов в соответствии с новыми требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта основного общего образования (далее ФГОС ООО).

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся.

С введением ФГОС второго поколения воспитательный процесс должен строиться на основе развития у учащихся психологической готовности к выбору, профессиональному и личностному самоопределению. Правильный выбор профессии – один из значимых факторов успешности в жизни человека. В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место.

Мир профессий огромен. Найти свое место в нем, обрести уверенность в себе, стать профессионалом – процесс длительный. Проблема профессиональной ориентации с учётом личностных факторов становится в наши дни, как никогда актуальна. Данной программой определяется, что учащиеся понимают роль и место психологической компетентности в построении правильно жизненной стратегии и успешного достижения поставленных целей. Успешность профессионального самоопределения тесно связана с общим развитием личности, показателем психического развития, способностью к самоанализу, уровнем мотивации.

Программа «Я выбираю профессию» направлена на расширение кругозора учащихся по профориентации и создание условий для формирования личностных качеств.

Цель: формирование профориентационной компетентности подростков путем включения в процесс активного планирования своего профессионального будущего.

Задачи:

1. Активизировать внутренние психологические ресурсы обучающихся для формирования умения составлять и корректировать свою профессиональную перспективу;

2. Осознать значимость правильного выбора будущей профессии;

3. Развивать навыки конструктивного взаимодействия при выборе будущей профессии;

4. Уметь оценивать свое решение о профессиональном выборе.


Занятия проводятся в форме групповой работы с элементами тренинга.

При проведении занятий курса используются следующие формы и методы работы:

• профориентационные игры;

• игровые профессиональные упражнения;

• самоописание;

• групповая дискуссия;

• использование конструктивной обратной связи.

В основе программы курса внеурочной деятельности ««Я выбираю профессию»» лежат ценностные ориентиры, достижение которых определяется воспитательными результатами.

Формы занятий: рассказ, беседа, практика, ролевая игра, тренинг, тестирование, анкетирование, экскурсии, участие в ярмарках рабочих мест, встречи с людьми интересных профессий и др.

Срок реализации программы 1 год

1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

1. Личностные:

-потребность повышать свой культурный уровень, само реализовываться в разных видах деятельности;

-в качестве личностных результатов освоения обучающимися программы выступают готовность и способность к осознанному выбору профессии и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;

-принятие моральных норм и правил нравственного поведения с представителями разных поколений (ветераны, инвалиды, дети младшего возраста), носителей разных убеждений и представителей различных социальных групп нашего города;

-способность анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков своих сверстников;

-умение взаимодействовать со сверстниками в коллективе и в школе, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

-формирование бережного отношения к традициям своей семьи, школы;

-об этике и эстетике повседневной жизни человека в обществе;

-о принятых в обществе нормах поведения и общения;

-об основах здорового образа жизни;

-развитие ценностного отношения подростков к труду.

2. Метапредметные:

Регулятивные:

-умение ставить цель своей деятельности на основе имеющихся возможностей;

-умение оценивать свою деятельность, аргументируя при этом причины достижения или отсутствия планируемого результата (участие в конкурсах);

-формирование умения находить достаточные средства для решения своих учебных задач;

-демонстрация приёмов саморегуляции в процессе подготовки мероприятий разного уровня, участие в них, в том числе и в качестве конкурсанта.

Познавательные:

-навык делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи на основе полученной информации о профессиях

-анализ и принятие опыта разработки и реализации проекта исследования разной сложности;

-умение находить в тексте требуемую информацию, ориентироваться в тексте, устанавливать взаимосвязи между описываемыми событиями и явлениями;

-критическое оценивание содержания и форм современных текстов;

-овладение культурой активного использования словарей и других поисковых систем.

Коммуникативные:

-приобретение навыков работы индивидуально и в коллективе для решения поставленной задачи;

-умение находить общее решение и разрешать конфликты;

-о правилах конструктивной групповой работы;

-опыт публичного выступления;

-опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности;

-соблюдение норм публичной речи в процессе выступления.

С целью осуществления более эффективного управления профессиональным развитием учащихся профориентационные задачи ставятся с учетом их условного деления на три уровня:

1. Когнитивный (информирование о мире профессий, состоянии рынка труда, содержании той или иной трудовой деятельности, о профессиональных образовательных программах и учреждениях);

2.Мотивационно-ценностный (формирование у школьников всей гаммы смыслообразующих и профессиональных ценностей);

3.Деятельностно-практический (составление, уточнение, коррекция и реализация профессиональных планов).

Первый уровень результатов: приобретение обучающимися знаний о труде и профессиях (знание и уважение трудовых традиций своей семьи, знания о разных профессиях и их требованиях к здоровью, морально-психологическим качествам, знаниям и умениям человека и т.п.). Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями и родителями (в урочной, внеурочной деятельности) как значимыми для него носителями профессионального знания и положительного повседневного опыта.

Второй уровень результатов: получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к труду, как базовой ценности общества, ценностного отношения к профессиональной и социально значимой деятельности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т.е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов: получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественно полезного действия, формирование у подростка социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественно полезном действии человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных профессиональных и социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают эффекты профориентации:

•на первом уровне профориентация приближена к обучению, при этом предметом профориентирования как учения являются не столько теоретические знания, сколько знания о ценностях;

на втором уровне профориентация осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных профессионально ориентированных поступков;

на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в профессионально ориентированной, социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта трудового творческого сотрудничества и общественно полезного труда.

Таким образом, знания о труде как о ценности переводятся в реально действующие, осознанные мотивы трудового поведения, его значение присваивается обучающимися и становится их личностным смыслом.

Формы достижения результатов: познавательные беседы, инструктажи, профессиональные пробы, экскурсии, исследовательские работы

Формы контроля:

1. Рефлексия по каждому занятию в форме вербального проговаривания, письменного выражения своего отношения к теме.

2. По итогам курса обучающиеся выполняют самостоятельную работу – творческое эссе по теме: «Я в профессии».

3. В рамках курса предполагается организовать проектную деятельность обучающихся.

Итоги учёта знаний, умений, овладения обучающимися универсальных учебных действий подводятся посредством листов педагогических наблюдений, опросников.

Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».

Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела.

Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, ролевые игры, школьная научно-практическая конференция.

УМК: в качестве основы для планирования содержательной части курса взято методическое пособие автора: Г.В. Резапкина Программа предпрофильной подготовки для 9-х классов
«Психология и выбор профессии».

Преемственность: Разработанная программа «Я выбираю профессию» для учитывает особенности подросткового возраста и специфику организации учебного процесса в массовой общеобразовательной школе. Для успешной социальной адаптации подростка необходимо создание среды, где он сможет познать себя, укрепить веру в себя и в свои силы, ощутить свою уникальность и неповторимость. Сформировать представление о пределе и глубине своего «Я», о своем жизненном пути и роли своего «Я» на этом пути. Именно этому призван способствовать данный курс..

Соориентированность на достижение планируемых результатов ФГОС:

Подростковый период (от 11 до 15 - 16 лет) является переходным периодом прежде всего в биологическом смысле, это возраст полового созревания, параллельно которому достигают зрелости в основном и другие биологические системы организма.

В социальном плане подростковая фаза – продолжение первичной социализации. Психологически этот возраст крайне противоречив. Для него характерны максимальные диспропорции в уровне и темпах развития. Исследования показали, что происходящие в этот период физиологические процессы повышают эмоциональную возбудимость, импульсивность, неуравновешенность подростка. Программа рассчитана на работу с детьми 15-16 лет, обучающимися в 9-х классах обычного вида общеобразовательной школы.

Занятия проводятся с учащимися, осуществившими свой выбор данного курса (15 человек), не требуется специального помещения или оборудования.

Режим занятий.

Занятия курса предполагается проводить для учащихся класса по подгруппам в течение 1 и 2 полугодия. Продолжительность занятия составляет не более 40 минут. Занятия проводятся один раз в неделю в соответствии с расписанием курсов внеурочной деятельности.

Количество часов в неделю: 1 час.

Количество часов в год: 17 часов.

Класс: 9.

2. Содержание курса с указанием форм организации и видов деятельности

Программа включает разделы, посвященные эмоционально-волевой и мотивационной сферам личности, темпераменту и характеру, когнитивным процессам, правилам конструктивного общения и принятия решений,

-Блок «Что я знаю о своих возможностях» (5 час.).

В данном блоке будут рассмотрены темы: Основные понятия курса, тематические линии. Темы, связанные с изучением психологических особенностей личности (темперамент, познавательные процессы – память, мышление, внимание, восприятие). Что такое самооценка и уровень притязаний.

-Блок «Что я знаю о профессиях» (5 час.)

В блоке учащиеся знакомятся с примерами классификаций профессий, ее признаками. Разбираются в понятиях профессия, специальность, должность. Определяют тип будущей профессии (на основе Матрицы выбора профессии). Определение интересов и склонностей в выборе профессии. Определение профессионального типа личности. Познакомятся с понятием профессионально важные качества. Определят показания и противопоказания (здоровье) к той или иной профессии.

-Блок «Профессиональный успех и нравственный выбор» (карьера, нравственное формирование, групповое взаимодействие) (7 час.)

Темы данного блока будут направлены на выяснение уровня развития способностей к различным видам профессий (в соответствии с типологией профессий - Способности и профессиональная пригодность. Способности общие и специальные. Способности к практическим видам деятельности. Способности к интеллектуальным видам деятельности. Способности к профессиям социального типа. Способности к офисным видам деятельности.

Способность к предпринимательской деятельности. Эстетические способности. Уровни профессиональной пригодности.

-Блок «Профессия и карьера» (конструирование будущего, самопознание, саморазвитие, самоактуализация, самопрезентация) (2 час.).

Познакомятся с мотивами и потребностями при выборе профессии. Рассмотрят основные ошибки при выборе профессионального будущего.


3. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся.



Название темы


Количество часов

Основное содержание


Что я знаю о своих возможностях.

Введение в предмет. Основные понятия курса, линии курса. Темперамент. Когнитивные процессы: внимание, память, мышление. Самооценка и уровень притязаний.

5

Практическая работа по изучению своих индивидуальных особенностей. Самодиагностика.


Что я знаю о профессиях.

Классификация профессий. Признаки профессии. Формула профессии. Профессия, специальность, должность. Определение типа будущей профессии. Интересы и склонности в выборе профессии. Определение профессионального типа личности. Профессионально важные качества. Профессия и здоровье.

5

Беседа. Самодиагностика профессиональных склонностей


Профессиональный успех и нравственный выбор

Способности и профессиональная пригодность. Способности общие и специальные. Способности к практическим видам деятельности. Способности к интеллектуальным видам деятельности.

Способности к профессиям социального типа. Способности к офисным видам деятельности.

Способность к предпринимательской деятельности. Эстетические способности.

5

Самодиагностика. Практическая работа по тестовым параметрам


Профессия и карьера.

Мотивы и потребности. Ошибки в выборе профессии. Современный рынок труда. Итоговое занятие.

2

Собеседование. Творческий самоотчет. Резюме.



ИТОГО:

17 часов




Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Материально – техническое обеспечение: компьютер, проектор, бумага.

Литература

  1. Белухин Д.А. Куда идешь? М., 2002.

  2. Веллер М.И. Все о жизни, М. 2001.

  3. Волкова Т.Р., Мишин А.В. Секреты поиска работы. М., 2003.

  4. Грановская Р.М. Конфликты и творчество в зеркале психологии. М., 2001.

  5. Громов М.М. Тому, кто хочет летать и работать лучше. М., 1958.

  6. Дусавицкий А.К. Формула интереса. М., 1989.

  7. Дружинин В.Н. Варианты жизни. М., 2000.

  8. Жариков Е.С., Крушельницкий Е.Л. Для тебя и о тебе. М., 1991.

  9. Карнеги Д. Малоизвестные факты о хорошо известных людях. М., 1993.

  10. Климов Е.А., Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации, М., 1983,

  11. Климов Е.А. Как выбирать профессию. М., 1991.

  12. Кузин Ф.А. Культура делового общения. М., 2000.

  13. Левитин К.Е. Я прошла сквозь мрак и бури. 2-е изд. М., 1981.

  14. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. М.; Воронеж, 2003.

  15. Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. М., 1991.

  16. Подвижники России / А.Н. Сахаров и др. М., 1999.

  17. Поляков В.А. Технология карьеры. М., 1995.

  18. Пономаренко В.А. Страна Авиация — черное и белое. М., 1995.

  19. Прихожан А.М., Психология неудачника, М., 1995.

  20. Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию. М., 1991.

  21. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. М.; Воронеж, 1997.

  22. Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника. М., 2005.

  23. Резапкина Г.В., Отбор в профильные классы, М., 2005.

  24. Речицкий В.И. Профессия — изобретатель. М., 1988.

  25. Рогов Е.И. Выбор профессии: становление профессионала. М., 2003.

  26. Самопознание и выбор профессии / И.А. Волошина и др. М., 2001.

  27. Снайдер Д. Практическая психология для подростков, или Как найти свое место в жизни. М., 2000.

  28. Степанов А.Н., Бендюков М.А., Соломин И.Л. Азбука профориентации. СПб., 1995.

  29. Степанов С.С. На всякое хотенье есть… теория // Школьный психолог. 2004. № 12.

  30. Тарас А.Е. Психология экстремальных ситуаций. М., 2001.

  31. Тимофеев Б.Н. Правильно ли мы говорим? Л., 1963.

  32. Фромм Э. Иметь или быть. М., 1990

  33. Фаустов А.С., Щербатых Ю.В. Обучение и здоровье. Воронеж, 2000.

  34. Фопель К., На пороге взрослой жизни: Психологическая работа с подростковыми и юношескими проблемами, М., Генезис, 2008.

  35. Хозиев В.Б. Психология: Учебное пособие для 10—11 классов. М.; Воронеж, 2000.

  36. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. М., 1995.

  37. Чибисова М.Ю. Единый государственный экзамен: психологическая подготовка. М., 2004.

  38. Чистякова С.Н. Технология профессионального успеха. М., 2003.

  39. Энциклопедический справочник 2000 профессий. Минск, 1986.

  40. Яровицкий В. Моя первая книга по психологии. М., 2000.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!