СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Язык и его роль в жизни человека

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

развить представление о языке как средстве общения;

начать формирование умения читать и анализировать лингвистиче-

ский текст; познакомить учащихся со структурой учебника, с его спра-

вочными и вспомогательными материалами; развить первоначальные

навыки обращения к научной информации; расширить лексический

запас; развивать навык выразительного чтения

Просмотр содержимого документа
«Язык и его роль в жизни человека»

Урок 1. Язык и его роль

в жизни человека (§ 1, 2, 3)

Цели урока: развить представление о языке как средстве общения;

начать формирование умения читать и анализировать лингвистиче-

ский текст; познакомить учащихся со структурой учебника, с его спра-

вочными и вспомогательными материалами; развить первоначальные

навыки обращения к научной информации; расширить лексический

запас; развивать навык выразительного чтения.

Личностные УУД. Саморазвитие. Стремление к речевому совер-

шенствованию. Осознание значимости учебной деятельности. Регуля-

тивные УУД. Целеполагание. Познавательные УУД. Извлечение ин-

формации из учебного текста. Расширение представления о языке как

средстве общения. Коммуникативные УУД. Развитие основных видов

речевой деятельности.

Ход урока

I. Представление учителя. Знакомство с учебником, его

структурой и справочным аппаратом.

Что нужно для того, чтобы в путешествии не заблудиться, но заглянуть во все самые интересные уголки? Нужен путеводитель (справочник о каком-нибудь маршруте). Ещё путешественники используют карты и атласы. Атлас — это сборник таблиц, карт, специальных рисунков. А мореплаватели в трудных ситуациях заглядывают в лоцию — специальную книгу, в которой содержится руководство, как преодолевать эти

трудности (новые слова заносятся в специальную тетрадь — словарик). Не похож ли учебник на путеводитель, на атлас, на лоцию? В нём много рисунков, есть таблицы и схемы (учащиеся самостоятельно находят их), подробные руководства, справочные материалы, памятки (с. 169) а также упражнения, которые помогут не наткнуться на подводные камни, а их так много встретится на пути. Ещё здесь есть специальные значки, на которые надо ориентироваться при обращении к материалам книги (с. 3). На отдельных остановках к путешественникам будут присоединяться герои, живущие на страницах этой книги, — Елена Ивановна, Аня и Ваня. Впервые они встретятся на с. 33.

— Книга, с которой мы отправляемся в путь, называется хорошо знакомым нам словом — учебник. А вы задумывались над тем, сколько у этого слова родственников?

II. Лингвистическая пятиминутка. «Кто больше?»

Пятиклассникам за определённое время нужно записать «родственников» учебника (учить, учиться, а также приставочные глаголы; ученик, учащийся, учитель, учёный, учёность, учебный, учение, ученический, учёба, училище и др.).

Победитель на текущий урок назначается помощником лоцмана — учителя. Вторым помощником учителя становится ученик, который правильно сформулирует значение слова лоцман (специалист, который помогает проводке судов, хорошо знающий лоцию и руководствующийся ею), третьим — ученик, который объяснит значение слога -ман (от человек) в этом слове и больше всех подберёт слов с таким же элементом в таком же значении: флагман, штурман, боцман, мичман (обращаем внимание на то, что все эти слова связаны с морем).

III. Освоение нового материала.

1. Анализ темы урока и формулирование его цели.

— Как происходило наше общение на сегодняшнем уроке?

Можно ли назвать его успешным? Что мы узнали друг о друге, о предмете, который нас объединил, о нашем помощнике — учебнике?

— Что помогло нашему взаимодействию, что сделало его успешным? Могло ли быть наше сотрудничество результативным без языка?

— Сделайте вывод о роли языка в жизни человека, используя теоретические сведения на с. 4.

— Как вы думаете, как надо относиться к родному языку?

2. Познакомьтесь с высказыванием И. С. Тургенева (вынесено на доску), выразительно прочитайте его: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса».

— Почему эти слова писателя стали эпиграфом к первой теме?

3. Устное выполнение упр. 1, 3 (с. 4—5). Дополнительное задание для помощников (выполняют по абзацам): в тексте упр. 3 выделите главные слова аналогично тому, как это сделано в упр. 1, запишите их на доске (общение, способ хранить знания; научились передавать словами; слова помогли объединяться).

Класс проверяет и анализирует выполнение работы.

4. Упр. 7. Выразительное чтение высказывания К. Г. Паустовского. Запись текста. Выделение главных слов.

IV. Подведение итогов урока.

— В каких формах на сегодняшнем уроке проходило наше общение? В ответе на вопрос используйте рисунки на с. 6.

— Как вы думаете, почему И. С. Тургенев, К. Г. Паустовский, Л. В. Успенский стали писателями? Повлияло ли на это их отношение к русскому языку?

V. Домашнее задание. Выучить наизусть высказывание о русском языке из упр. 7 и подготовиться выразительно произносить его и писать по памяти.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!