СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Язык сближения и язык общения

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Риторика,  5 класс

Тема:  «Язык сближения и язык общения: приветствие и прощание».

Цели и задачи:

  1.  Способствовать пониманию значения  употребления разных форм приветствия и прощания, роль слов и  зависимость от ситуации.
  2.  Формирование системы универсальных учебных действий; активизация мыслительной  и речевой деятельности.
  3.  Воспитание благородного отношения к слову.

Оборудование: учебные пособия, тетради.

Технология встречных усилий учителя и учащихся

Тип урока – урок объяснения нового материала.

План  - конспект урока

Просмотр содержимого документа
«Язык сближения и язык общения»

Дата_____

Риторика, 5 класс

Тема: «Язык сближения и язык общения: приветствие и прощание».

Цели и задачи:

  1. Способствовать пониманию значения употребления разных форм приветствия и прощания, роль слов и зависимость от ситуации.

  2. Формирование системы универсальных учебных действий; активизация мыслительной и речевой деятельности.

  3. Воспитание благородного отношения к слову.

Оборудование: учебные пособия, тетради.

Технология встречных усилий учителя и учащихся

Тип урока – урок объяснения нового материала.

План - конспект урока

I. Оргмомент. Создание эмоционального настроя.

1. Реализация домашнего задания: своя сказка. Продолжение, развязка.

2. Целеполагание. Приём «Вспомним»

Ребята, сегодня мы с вами поговорим о словах Вежливости. Вы, конечно, уже знаете много вежливых, волшебных слов. Вспомните их. -

Какими частями речи они являются?

II. Контрольно-подготовительный этап.

1. Работа по тексту стихотворения «Доброе утро».

Придумано кем-то просто и мудро –
При встрече здороваться: Доброе утро!
Доброе утро - солнцу и птицам!
Доброе утро - улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера!

Какие еще слова приветствия вы знаете? (ответы детей)

  1. Работа по теме.

1. Анализ стихотворения.

Стихи о школьнике одном.
Его зовут..., а впрочем,
Мы лучше здесь его не назовем.
«Спасибо», «здравствуйте», «простите» —
Произносить он не привык,
Простого слова «извините»
Не одолел его язык.
Ему бывает часто лень
Сказать при встрече «Добрый день».
Казалось бы, простое слово,
А он стесняется, молчит,
И в лучшем случае «здорово»
Он вместо «здравствуй» говорит.
А вместо слова «до свидания»
Не говорит он ничего.
Или заявит на прощанье:
«Ну, я пошел, пока, всего...»

Какие слова употребляет этот герой при встрече и прощании?

А какие слова приветствия употребляете вы?

Кого вы можете приветствовать словами «здорово» и «привет»?

Кому вы скажете на прощание «пока»?

2. Лингвистическое наблюдение. Слова «здравствуй» и «до свидания» — очень интересные слова. Вдумайтесь в их значения. «Здравствуй» — мы желаем вам здоровья здравия). «До свидания» — мы надеемся еще раз увидеть вас. Поэтому людям приятно слышать эти слова.

  1. Рефлексия

1. — Здравствуйте! — Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хоть были совсем незнакомы.
— Здравствуйте! — Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

Можете вы ответить на эти вопросы?

Вывод: для того, чтобы людям было радостней, приятней, мы добавляем к словам приветствия ещё слова, которые делают нашу речь более теплой, доброжелательной.

2. А теперь послушайте стихотворение «Здравствуй, Гусь!»

Ко мне бежит огромный гусь.
Я говорю себе: “Не трусь”.
Быть может, этот гусь ручной
Бежит знакомиться со мной.
Но у гуся свирепый вид,
Он угрожающе шипит.
Щипаться будет.
Ну и пусть!
Я улыбнулась:
"Здравствуй, гусь!"
Он головой кивнул в ответ,
И мне послышалось: "Привет!"

Как вы думаете, почему свирепый гусь вдруг кивнул девочке головой и как бы сказал «привет»?

Вывод: если ты идешь навстречу другому с улыбкой, с добрым словом «здравствуй», — это значит, что ты не хочешь причинить вреда, обидеть, и даже самый сердитый гусь смягчится. Вот такое удивительное слово «здравствуй».

3. А сейчас разыграем с вами несколько ситуаций.

1. Встречаются воспитательница и воспитанник. 
—Кто должен поздороваться первым? /воспитанник/ 
—Какие слова можно использовать в качестве приветствия утром, днем, вечером? /здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер/

2. Встречаются мальчик и девочка.
—Кто должен поздороваться первым? /мальчик/
—Как могут поздороваться ровесники? /привет/

  1. Подведём итог занятия.

Сегодня мы с вами вспомнили и повторили, какие слова приветствия можно говорить при встрече.

Почему тема урока звучит так «Язык сближения и язык общения- приветствие и прощание»?

  1. Домашнее задание: выучить стихотворение о Великой Отечественной войне.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!