Дата_____
Риторика, 5 класс
Тема: «Язык сближения и язык общения: приветствие и прощание».
Цели и задачи:
Способствовать пониманию значения употребления разных форм приветствия и прощания, роль слов и зависимость от ситуации.
Формирование системы универсальных учебных действий; активизация мыслительной и речевой деятельности.
Воспитание благородного отношения к слову.
Оборудование: учебные пособия, тетради.
Технология встречных усилий учителя и учащихся
Тип урока – урок объяснения нового материала.
План - конспект урока
I. Оргмомент. Создание эмоционального настроя.
1. Реализация домашнего задания: своя сказка. Продолжение, развязка.
2. Целеполагание. Приём «Вспомним»
— Ребята, сегодня мы с вами поговорим о словах Вежливости. Вы, конечно, уже знаете много вежливых, волшебных слов. Вспомните их. -
— Какими частями речи они являются?
II. Контрольно-подготовительный этап.
1. Работа по тексту стихотворения «Доброе утро».
Придумано кем-то просто и мудро –
При встрече здороваться: Доброе утро!
Доброе утро - солнцу и птицам!
Доброе утро - улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера!
— Какие еще слова приветствия вы знаете? (ответы детей)
Работа по теме.
1. Анализ стихотворения.
Стихи о школьнике одном.
Его зовут..., а впрочем,
Мы лучше здесь его не назовем.
«Спасибо», «здравствуйте», «простите» —
Произносить он не привык,
Простого слова «извините»
Не одолел его язык.
Ему бывает часто лень
Сказать при встрече «Добрый день».
Казалось бы, простое слово,
А он стесняется, молчит,
И в лучшем случае «здорово»
Он вместо «здравствуй» говорит.
А вместо слова «до свидания»
Не говорит он ничего.
Или заявит на прощанье:
«Ну, я пошел, пока, всего...»
—Какие слова употребляет этот герой при встрече и прощании?
— А какие слова приветствия употребляете вы?
— Кого вы можете приветствовать словами «здорово» и «привет»?
— Кому вы скажете на прощание «пока»?
2. Лингвистическое наблюдение. Слова «здравствуй» и «до свидания» — очень интересные слова. Вдумайтесь в их значения. «Здравствуй» — мы желаем вам здоровья здравия). «До свидания» — мы надеемся еще раз увидеть вас. Поэтому людям приятно слышать эти слова.
Рефлексия
1. — Здравствуйте! — Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хоть были совсем незнакомы.
— Здравствуйте! — Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
— Можете вы ответить на эти вопросы?
Вывод: для того, чтобы людям было радостней, приятней, мы добавляем к словам приветствия ещё слова, которые делают нашу речь более теплой, доброжелательной.
2. А теперь послушайте стихотворение «Здравствуй, Гусь!»
Ко мне бежит огромный гусь.
Я говорю себе: “Не трусь”.
Быть может, этот гусь ручной
Бежит знакомиться со мной.
Но у гуся свирепый вид,
Он угрожающе шипит.
Щипаться будет.
Ну и пусть!
Я улыбнулась:
"Здравствуй, гусь!"
Он головой кивнул в ответ,
И мне послышалось: "Привет!"
— Как вы думаете, почему свирепый гусь вдруг кивнул девочке головой и как бы сказал «привет»?
Вывод: если ты идешь навстречу другому с улыбкой, с добрым словом «здравствуй», — это значит, что ты не хочешь причинить вреда, обидеть, и даже самый сердитый гусь смягчится. Вот такое удивительное слово «здравствуй».
3. А сейчас разыграем с вами несколько ситуаций.
1. Встречаются воспитательница и воспитанник.
—Кто должен поздороваться первым? /воспитанник/
—Какие слова можно использовать в качестве приветствия утром, днем, вечером? /здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер/
2. Встречаются мальчик и девочка.
—Кто должен поздороваться первым? /мальчик/
—Как могут поздороваться ровесники? /привет/
Подведём итог занятия.
— Сегодня мы с вами вспомнили и повторили, какие слова приветствия можно говорить при встрече.
—Почему тема урока звучит так «Язык сближения и язык общения- приветствие и прощание»?
Домашнее задание: выучить стихотворение о Великой Отечественной войне.