СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ИБЦ и библиотека

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сравнение ИБЦ с библиотекой в школе.

Просмотр содержимого документа
«ИБЦ и библиотека»

ИБЦ и библиотека.


Существенные отличия ИБЦ от библиотеки


Школьная библиотека

Информационно-библиотечный центр (ИБЦ)

Деятельность библиотекаря

Деятельность педагога-библиотекаря

- комплектование, обработка библиотечного фонда;

- участвует в реализации основной образовательной программы в соответствии с ФГОС общего образования;

- организация и использование каталогов и других элементов справочно-библиографического аппарата;

- осуществляет дополнительное образование обучающихся, воспитанников по культурному развитию личности;

- ведение и использование автоматизированных баз данных;

- обеспечивает и анализирует достижения обучающихся, выявляет их творческие способности;

- участие в научно-исследовательской и методической работе библиотеки, в разработке и реализации программ развития библиотеки, планов библиотечного обслуживания населения.

- участвует в обеспечении самообразования обучающихся (воспитанников), педработников ОО средствами библиотечных и информационно-библиографических ресурсов;


- участвует в работе педагогических, методических советов, объединений и т.д.

Структура библиотеки

Структура ИБЦ

Абонемент

Абонемент

Читальный зал

Читальный зал

Книгохранилище

Компьютерная зона


Аудио- и видеозона


Зона закрытого хранения


Зона открытого хранения


Зона тематических выставок

Функции школьной библиотеки

Функции ИБЦ

Предоставляет возможнос­ти использования информации вне зависимости от ее вида, формата и носителя.

Обеспечивающая функция:

- Пополнение и обновление книжных фондов, предоставление новых видов ресурсов, удовлетворение новых типов

потребностей образовательной организации с целью реализации ФГОС.

− Поддержка образовательного процесса электронными образовательными ресурсами, программными средствами,

доступом к сети Интернет.

− Активное использование помещения и оборудование информационно - библиотечного центра в образовательном

процессе.

− Использование возможности кооперации с другими информационно-библиотечными центрами при отсутствии

необходимых ресурсов.

− Привлечение дополнительных ресурсов за счет развития частно-государственного партнерства, сотрудничества с фондами

развития, привлечения средств благотворительных организаций

и частных лиц.

Способствует развитию чувства патриотизма по отношению к государству, своему краю и школе.

Образовательная функция:

− Обеспечение интеграции отдельных предметных дисциплин и поддержка метапредметного образовательного процесса.

− Создание условий для организации учебно-исследовательской и проектной деятельности, предоставление учебным проектным группам необходимой инфраструктуры для коллективной

работы.

− Формирование предметных и метапредметных универсальных

учебных действий за счет применения в образовательном процессе современных технологий: образовательных онлайн -

сервисов, виртуального образовательного пространства, электронного образовательного контента и других видов

информационных образовательных средств.

− Удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей пользователей в рамках самостоятельных занятий.

Организует мероприятия, воспиты­вающие культурное и социальное самосознание, со­действующие эмоциональному развитию учащихся.

Информационно-методическая функция:

− Аккумулирование научно-методических наработок, созданных в ОУ, на уровне района, региона, страны, и обеспечение

педагогов современными методиками в его предметной области.

− Помощь педагогу в формировании собственной инновационной

программы и педагогического портфолио для использования в образовательном процессе и прохождения педагогической

аттестации.

− Оказание квалифицированной помощи педагогам в формировании поисковых и библиографических запросов, в

повышении информационной грамотности.

− Оказание информационно-методической поддержки развитию общего уровня информационной культуры.

Поддерживает и обеспечивает об­разовательные цели, сформированные в задачах развития школы и в образовательных программах по предметам.

Культурно-просветительская функция:

− Создание условий для формирования целостного мировоззрения, ответственного отношения к учению, самообразования и развития учащихся, воспитание гражданской идентичности и передачи всего комплекса ценностей,

заложенных федеральными государственными образовательными стандартами.

− Повышение уровня культуры, образования пользователя, его

интеллектуальное и духовное развитие, социализация.

− Проведения мероприятий культурно-просветительской направленности – выставок, тематических чтений, работы

тематических кружков.

− Активное участие во внеучебной деятельности образовательной

организации: в подготовке стенгазет, в подготовке театральных постановок, в проведении интеллектуальных игр.

− Ориентация контента, предоставляемого информационно-библиотечным центром, не только на учебные предметы, но и

на подготовку к жизни, расширение кругозора, выстраивание жизненных маршрутов и познание мира во всем его

многообразии.


Профориентационная функция:

− Создание необходимых информационных ресурсов и

программного обеспечения для профориентационной деятельности.

− Создание условий для личностного самоопределения и построения индивидуальной образовательной траектории, одной из важнейших компетенций, формируемых при

реализации ФГОС.

− Оказание профориентационной поддержки, содействие в построении индивидуальных образовательных траекторий, развитие навыков самопроектирования и способности к

непрерывному образованию на протяжении всей жизни.


Досуговая функция:

− Создание общественного пространства для встреч и неформального времяпрепровождения. Посетителям должны обеспечиваться комфортные условия для досуговой деятельности, отдыха, свободного выхода в Интернет через Wi-Fi.


Примерная структура школьного ИБЦ.


ИБЦ

Библиотека

Абонемент

Книгохранилище

Информационный центр:




Зона длительного абонемента




Зона абонемента открытого доступа




Зона коллективной работы




Презентационная зона




Зона индивидуальной работы




Рекреационная зона, предназначенная для досуга


Таблица – сопоставление нормативно-правовых документов,

регламентирующих деятельность школьной библиотеки / ИБЦ



Школьная библиотека

Информационно-библиотечный центр (ИБЦ)

Документы международного уровня

Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 г.).

Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 г.).

Декларация прав ребенка (принята Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1959 г.).

Декларация прав ребенка (принята Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1959 г.).

Конвенция ООН о правах ребенка (принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 г.).

Конвенция ООН о правах ребенка (принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 г.).

Манифест ИФЛА для школьных библиотек (2000 г.).

Манифест ИФЛА для школьных библиотек (2000 г.).

Документы федерального уровня

Конституция Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации.

Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. № 78-ФЗ «О библиотечном деле».

Федеральный государственный образовательный стандарт начального, основного, среднего (полного) общего образования

Гражданский кодекс Российской Федерации:

Часть 4:

Раздел VII «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства и индивидуализации»:

Глава 70 «Авторское право».

Концепция развития школьных информационно-библиотечных центров

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных».

Указ Президента Российской Федерации «О национальной стратегии

действий в интересах детей» от 01.06. 2012 г. № 761;

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Федеральный закон РФ от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред

их здоровью и развитию» от 29.12.2010 г. № 436-ФЗ;


Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении основ

государственной культурной политики» от 24.12.2014 г. № 808;


Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении

Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» от 29.05. 2015 г. № 996-р;

Документы регионального уровня

Приказ министерства образования Хабаровского края «Об утверждении порядка учета библиотечных фондов библиотек общеобразовательных учреждений» от 19.06.03. №498

«Концепция развития сети информационно-библиотечных центров образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих основные общеобразовательные программы в Хабаровском крае» от 18.11.2016г.

Приказ министерства образования Хабаровского края от 07.07.2008г. №823«О внесении изменений в приказ министерства образования края от 19.06.2003 №498 «Об утверждении порядка учета библиотечных фондов библиотек общеобразовательных учреждений»

Распоряжение министерства образования и науки Хабаровского края от 06.07.2016 г. № 1249 "О деятельности регионального ресурсного информационно-библиотечного центра»


Положение о Региональном ресурсном информационно-библиотечном центре от 09.04.2018г. № 448


Распоряжение министерства образования и науки Хабаровского края
от 29.12.18 г. № 1914
от 27.11.2019г. №1605

Распоряжение министерства образования и науки Хабаровского края
от 29.12.18 г. № 1914
от 27.11.2019г. №1605

Нормативные документы, регламентирующие работу школьной библиотеки:

основная внутрибиблиотечная документация

Положение о библиотеке

Концепция развития ИБЦ ОО

План работы библиотеки

Положение об ИБЦ ОО

Должностные инструкции работников библиотеки

Должностная инструкция руководителя ИБЦ ОО

Правила пользования библиотекой

Правила пользования ИБЦ ОО

Режим работы библиотеки

План размещения пространственно-обособленных зон ИБЦ ОО (формат А4)


План работы ИБЦ


Должностные инструкции работников ИБЦ


Режим работы ИБЦ


Программа развития ИБЦ


Порядок организации доступа в Интернет








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!