СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЕГЭ . Задание 15 : " Пунктуация в сложносочинённом предложении и в предложении с однородными членами (теория и практика). ОБЗ ФИПИ (стр.31-51)"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация содержит практические задания из ОБЗ ФИПИ: раздел "Пунктуация", стр.31-51.

Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ . Задание 15 : " Пунктуация в сложносочинённом предложении и в предложении с однородными членами (теория и практика). ОБЗ ФИПИ (стр.31-51)"»

ЕГЭ  Задание 15  Пунктуация в сложносочинённом предложении и в предложении с однородными членами (Теория и практика)  ОБЗ ФИПИ: раздел «Пунктуация» (стр.31-51) Учитель Горшенина Алла Александровна

ЕГЭ Задание 15 Пунктуация в сложносочинённом предложении и в предложении с однородными членами (Теория и практика) ОБЗ ФИПИ: раздел «Пунктуация» (стр.31-51)

Учитель Горшенина Алла Александровна

умение расставлять запятые однородных членах и в сложносочиненном предложении.
  • умение расставлять запятые однородных членах и в сложносочиненном предложении.
одному и тому же слову один и   тот же
  • одному и тому же слову один и   тот же
главными второстепенными обособленные члены
  • главными второстепенными обособленные члены
Все члены предложения могут выступать в роли однородных!!! Первое: вспомните определения ВСЕХ членов предложения . Их всего пять : подлежащее, сказуемое, определение, дополнение, обстоятельство.  Подлежащее . Кто? Что? Сказуемое . Что делает? Чем является? Каков? Дополнение : все вопросы косвенных падежей (косвенные падежи – все, кроме именительного). Определение : Какой? Чей? Обстоятельство . Как? Каким образом? Когда? Где? Зачем? Почему? При каких условиях? В какой мере?

Все члены предложения могут выступать в роли однородных!!!

  • Первое: вспомните определения ВСЕХ членов предложения .
  • Их всего пять : подлежащее, сказуемое, определение, дополнение, обстоятельство.
  • Подлежащее . Кто? Что?
  • Сказуемое . Что делает? Чем является? Каков?
  • Дополнение : все вопросы косвенных падежей (косвенные падежи – все, кроме именительного).
  • Определение : Какой? Чей?
  • Обстоятельство . Как? Каким образом? Когда? Где? Зачем? Почему? При каких условиях? В какой мере?
Второе: нужно знать – это союзы. При однородных членах употребляются только сочинительные союзы:  сочинительные союзы делятся на три вида : соединительные:   и, да  в значении  и ,  не только…, но и ,  ни…, ни, как…, так и. противительные:   а, но, зато, однако, да  в значении  но. разделительные:   или, либо, то…, то, то ли…, то ли .
  • Второе: нужно знать – это союзы. При однородных членах употребляются только сочинительные союзы:
  • сочинительные союзы делятся на три вида :
  • соединительные:   и, да  в значении  ине только…, но ини…, ни, как…, так и.
  • противительные:   а, но, зато, однако, да  в значении  но.
  • разделительные:   или, либо, то…, то, то ли…, то ли .
Особенности употребления союзов:   если   соединительный  или  разделительный союз ОДИН, то запятая не ставится: Налетела туча с крупным градом и разметала она всю листву. За чаем собрались гости  да (=и)  хозяева. Во время полёта можно вздремнуть  или просто помечтать .  

Особенности употребления союзов:

  • если   соединительный  или  разделительный союз ОДИН, то запятая не ставится:

Налетела туча с крупным градом и разметала она всю листву.

За чаем собрались гости да (=и) хозяева.

Во время полёта можно вздремнуть или просто помечтать .  

Особенности употребления союзов:   если союз двойной , то есть союз состоит из двух частей (см. список выше), запятая ставится перед ВТОРОЙ частью союза ( не только…, но и ,  ни…, ни, как…, так и): Для наблюдательного человека в тайге много интересного как летом, так   и зимой.    С поэтами-декабристами композитора А.А. Алябьева связывали  как  общие взгляды, так и многие обстоятельства жизни и тяжёлой личной судьбы.  Владение хорошей речью важно как для политика, так и для журналиста. 

Особенности употребления союзов:

  • если союз двойной , то есть союз состоит из двух частей (см. список выше), запятая ставится перед ВТОРОЙ частью союза ( не только…, но ини…, ни, как…, так и):
  • Для наблюдательного человека в тайге много интересного как летом, так  и зимой.   
  • С поэтами-декабристами композитора А.А. Алябьева связывали как общие взгляды, так и многие обстоятельства жизни и тяжёлой личной судьбы. 
  • Владение хорошей речью важно как для политика, так и для журналиста. 

Особенности употребления союзов:   если союз повторяющийся , то запятая ставится ПОСЛЕ ПЕРВОГО однородного члена , вне зависимости от того, есть при нем союз или нет ( если однородных членов предложения больше двух и союз и повторяется хотя бы дважды, запятая ставится между всеми однородными членами (в том числе и перед первым и).  : Здесь заповедными стали истоки рек , и родники , и рощи , и  дубравы. Всё блещет , и нежится ,  и радостно тянется к солнцу. В музее есть картины , и игрушки ,  и предметы быта  XV  века.  

Особенности употребления союзов:

  • если союз повторяющийся , то запятая ставится ПОСЛЕ ПЕРВОГО однородного члена , вне зависимости от того, есть при нем союз или нет ( если однородных членов предложения больше двух и союз и повторяется хотя бы дважды, запятая ставится между всеми однородными членами (в том числе и перед первым и).  :
  • Здесь заповедными стали истоки рек , и родники , и рощи , и дубравы.
  • Всё блещет , и нежится , и радостно тянется к солнцу.
  • В музее есть картины , и игрушки , и предметы быта  XV  века.  
Что нужно знать про сложносочиненное предложение?  СОЧИНИТЕЛЬНЫМИ

Что нужно знать про сложносочиненное предложение?

  • СОЧИНИТЕЛЬНЫМИ
Условие , при котором запятая в ССП не ставится ОДНО !!! сложносочиненном есть общий второстепенный член !!! каким-либо общим элементом

Условие , при котором запятая в ССП не ставится ОДНО !!!

  • сложносочиненном есть общий второстепенный член !!!
  • каким-либо общим элементом
второстепенным членом предложения ( Осенью природа засыпает и  люди готовятся к зиме).    придаточной частью сложноподчиненного предложения ( Когда мама вошла в комнату,1/осколки вазы валялись на полу и  дети пытались их собрать. Как это часто бывает , вспоминается плохое и  забывается хорошее )    поясняемой двумя частями сложносочиненного предложениия третья часть , предшествующей им и связанной с ними бессоюзной связью вводным словом , словосочетанием или предложением ( К удивлению , погода резко переменилась и  наступила настоящая жара.  ) частицей (ограничительная, усилительная, выделительная) ( Да здравствует свет и  скроется тьма)    Дальнейшие встречи были так же приятны и  беседы так же полезны, как в первый раз . 
  • второстепенным членом предложения ( Осенью природа засыпает и  люди готовятся к зиме).
  • придаточной частью сложноподчиненного предложения ( Когда мама вошла в комнату,1/осколки вазы валялись на полу и  дети пытались их собрать. Как это часто бывает , вспоминается плохое и  забывается хорошее )
  • поясняемой двумя частями сложносочиненного предложениия третья часть , предшествующей им и связанной с ними бессоюзной связью
  • вводным словом , словосочетанием или предложением ( К удивлению , погода резко переменилась и  наступила настоящая жара. )
  • частицей (ограничительная, усилительная, выделительная) ( Да здравствует свет и  скроется тьма) Дальнейшие встречи были так же приятны и  беседы так же полезны, как в первый раз
Запятая перед соединительным и разделительным союзами в сложносочиненном предложении не ставится, если в его состав в качестве частей входят:  вопросительные предложения ( Когда вы приедете ещё раз и сможем ли мы встретиться?)    побудительные предложения ( Старайся всё делать хорошо и пусть у тебя всё получится!)    восклицательные предложения ( Как у вас хорошо и как мне всё нравится !)  односоставные неопределенно-личные предложения (если предполагается один и тот же производитель действия)  односоставные безличные предложения, имеющие синонимичные слова ( Жарко и душно. Холодно и дождливо .)  односоставные номинативные (или назывные) предложения ( Жара и духота. Холод и дождь.)

Запятая перед соединительным и разделительным союзами в сложносочиненном предложении не ставится, если в его состав в качестве частей входят:

  • вопросительные предложения ( Когда вы приедете ещё раз и сможем ли мы встретиться?)
  • побудительные предложения ( Старайся всё делать хорошо и пусть у тебя всё получится!)
  • восклицательные предложения ( Как у вас хорошо и как мне всё нравится !)
  • односоставные неопределенно-личные предложения (если предполагается один и тот же производитель действия)
  • односоставные безличные предложения, имеющие синонимичные слова ( Жарко и душно. Холодно и дождливо .)
  • односоставные номинативные (или назывные) предложения ( Жара и духота. Холод и дождь.)
1.При наличии общего второстепенного члена предложения запятая перед союзоми ставится, если союз повторяется: В такую погоду и волк не рыщет, и медведь не вылезает из берлоги. 2.Не является объединяющим элементом противительный союз, после которого или перед которым находятся два соединенных союзом и простых предложения, поэтому запятая перед и ставится: Ибрагим был бы очень рад избавиться, но ассамблея была дело должностное, и государь строго требовал присутствия своих приближённых (П.); Он подавил вздох и не спеша стал сворачивать папироску, но почему-то дрогнули руки, и он рассыпал на колени табак (Ш.); Гроза прошла, и тучи рассеялись, но духота ещё сохранялась.   Следующее задание
  • 1.При наличии общего второстепенного члена предложения запятая перед союзоми ставится, если союз повторяется: В такую погоду и волк не рыщет, и медведь не вылезает из берлоги.
  • 2.Не является объединяющим элементом противительный союз, после которого или перед которым находятся два соединенных союзом и простых предложения, поэтому запятая перед и ставится: Ибрагим был бы очень рад избавиться, но ассамблея была дело должностное, и государь строго требовал присутствия своих приближённых (П.); Он подавил вздох и не спеша стал сворачивать папироску, но почему-то дрогнули руки, и он рассыпал на колени табак (Ш.); Гроза прошла, и тучи рассеялись, но духота ещё сохранялась.   Следующее задание
в устойчивых сочетаниях ни пуха ни пера , и смех и грех , ни свет ни заря и т.д
  • в устойчивых сочетаниях ни пуха ни пера , и смех и грех , ни свет ни заря и т.д
Шаг 1  всегда
  • Шаг 1
  • всегда
Шаг 2  проверяем наличие общего второстепенного члена при его отсутствии смело ставим запятую
  • Шаг 2
  • проверяем наличие общего второстепенного члена при его отсутствии смело ставим запятую
Шаг 3 Если центр один, задаем вопросы ко ВСЕМ членам предложения, находим однородные (один и тот же вопрос от одного и того же члена), смотрим на их количество (должно быть два, чтобы была одна запятая), и опознаем союзы (соединительный, противительный, разделительный, двойной, повторяющийся) и… заносим ответ в табличку!
  • Шаг 3
  • Если центр один, задаем вопросы ко ВСЕМ членам предложения, находим однородные (один и тот же вопрос от одного и того же члена), смотрим на их количество (должно быть два, чтобы была одна запятая), и опознаем союзы (соединительный, противительный, разделительный, двойной, повторяющийся) и… заносим ответ в табличку!
Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал. кто-то прибирал и поджидал, 
  • Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал.
  • кто-то прибирал и поджидал, 
В синтаксическом строе двух текстов мы можем найти как сходства так и различия. мы можем найти, найти сходства найти различия как…, так и
  • В синтаксическом строе двух текстов мы можем найти как сходства так и различия.
  • мы можем найти, найти сходства найти различия как…, так и
М.В. Ломоносовым было намечено разграничение знаменательных и служебных слов и в дальнейшем это разграничение поддерживалось крупнейшими представителями русской науки.  Центры:  разграничение было намечено  и  разграничение поддерживалось,  их два, значит, предложение сложное, части соединены соединительным союзом И, общего  второстепенного члена нет, запятая ставится.
  • М.В. Ломоносовым было намечено разграничение знаменательных и служебных слов и в дальнейшем это разграничение поддерживалось крупнейшими представителями русской науки.
  • Центры:  разграничение было намечено  и  разграничение поддерживалось,  их два, значит, предложение сложное, части соединены соединительным союзом И, общего  второстепенного члена нет, запятая ставится.
Многие литературоведы и историки вновь и вновь спорят по поводу переписки Гете с великим русским поэтом А.С. Пушкиным.  Центр: литературоведы и историки спорят, спорят (кто?) литературоведы, спорят (кто?) историки, однородные подлежащие соединены союзом И, он не двойной и не повторяющийся, запятая не ставится;  спорят  (как?)  вновь  и (как?)  вновь , однородные обстоятельства, соединенные союзом и, запятая не ставится.
  • Многие литературоведы и историки вновь и вновь спорят по поводу переписки Гете с великим русским поэтом А.С. Пушкиным.
  • Центр: литературоведы и историки спорят, спорят (кто?) литературоведы, спорят (кто?) историки, однородные подлежащие соединены союзом И, он не двойной и не повторяющийся, запятая не ставится;  спорят  (как?)  вновь  и (как?)  вновь , однородные обстоятельства, соединенные союзом и, запятая не ставится.
А.С. Грин мог подробно описать как изгиб реки так и расположение домов как вековые леса так и уютные приморские города. Грин мог описать изгиб реки расположение леса города как…, так и
  • А.С. Грин мог подробно описать как изгиб реки так и расположение
  • домов как вековые леса так и уютные приморские города.
  • Грин мог описать изгиб реки расположение леса города как…, так и
ОБЗ ФИПИ  стр.31

ОБЗ ФИПИ стр.31

1. Укажите предложение, в котором нужно поставить  одну  запятую. (Знаки препинания не расставлены.)   1)  Первые глиняные блюда и кувшины были грубы и примитивны.    2)  Индия славилась своими хлопчатобумажными и шёлковыми тканями пряностями и ювелирными украшениями каналами для искусственного орошения полей и плотинами.    3)  У людей гортань и язык и губы участвуют в образовании звуков.        4)  Лицом пригожа да нравом негожа.

1. Укажите предложение, в котором нужно поставить  одну  запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

  •   1)  Первые глиняные блюда и кувшины были грубы и примитивны.   
  • 2)  Индия славилась своими хлопчатобумажными и шёлковыми тканями пряностями и ювелирными украшениями каналами для искусственного орошения полей и плотинами.   
  • 3)  У людей гортань и язык и губы участвуют в образовании звуков.       
  • 4)  Лицом пригожа да нравом негожа.
1. Укажите предложение, в котором нужно поставить  одну  запятую. (Знаки препинания не расставлены.)   1)  Первые глиняные блюда и кувшины были грубы и примитивны.    2)  Индия славилась своими хлопчатобумажными и шёлковыми тканями пряностями и ювелирными украшениями каналами для искусственного орошения полей и плотинами.    3)  У людей гортань и язык и губы участвуют в образовании звуков.        4)  Лицом пригожа да нравом негожа.

1. Укажите предложение, в котором нужно поставить  одну  запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

  •   1)  Первые глиняные блюда и кувшины были грубы и примитивны.   
  • 2)  Индия славилась своими хлопчатобумажными и шёлковыми тканями пряностями и ювелирными украшениями каналами для искусственного орошения полей и плотинами.   
  • 3)  У людей гортань и язык и губы участвуют в образовании звуков.       
  • 4)  Лицом пригожа да нравом негожа.
2. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.  Было темно ( ) и только высоко на вершинах деревьев кое-где дрожал яркий золотой свет и переливался радугой в сетях паука.     1)  Простое предложение с однородными членами, перед союзом  И  запятая не нужна.    2)  Сложносочинённое предложение, перед союзом  И  запятая не нужна.    3)  Простое предложение с однородными членами, перед союзом  И  нужна запятая.    4)  Сложносочинённое предложение, перед союзом  И  нужна запятая.

2. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.

  • Было темно ( ) и только высоко на вершинах деревьев кое-где дрожал яркий золотой свет и переливался радугой в сетях паука.    
  • 1)  Простое предложение с однородными членами, перед союзом  И  запятая не нужна.   
  • 2)  Сложносочинённое предложение, перед союзом  И  запятая не нужна.   
  • 3)  Простое предложение с однородными членами, перед союзом  И  нужна запятая.   
  • 4)  Сложносочинённое предложение, перед союзом  И  нужна запятая.
2. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.  Было темно ( ) и только высоко на вершинах деревьев кое-где дрожал яркий золотой свет и переливался радугой в сетях паука.     1)  Простое предложение с однородными членами, перед союзом  И  запятая не нужна.    2)  Сложносочинённое предложение, перед союзом  И  запятая не нужна.    3)  Простое предложение с однородными членами, перед союзом  И  нужна запятая.    4)  Сложносочинённое предложение, перед союзом  И  нужна запятая.

2. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.

  • Было темно ( ) и только высоко на вершинах деревьев кое-где дрожал яркий золотой свет и переливался радугой в сетях паука.    
  • 1)  Простое предложение с однородными членами, перед союзом  И  запятая не нужна.   
  • 2)  Сложносочинённое предложение, перед союзом  И  запятая не нужна.   
  • 3)  Простое предложение с однородными членами, перед союзом  И  нужна запятая.   
  • 4)  Сложносочинённое предложение, перед союзом  И  нужна запятая.
3. Укажите предложение, в котором нужно поставить  одну  запятую. (Знаки препинания не расставлены.)  1)  В поезде я спокойно мог отдохнуть и почитать какую-нибудь книжку или учебник.     2)  Чехов бережно и внимательно относился к слову и подолгу вынашивал характеры своих героев.    3)  История нашла своё материальное воплощение в камне и металле в легендах и летописях.    4)  В вечерней школе изучали и алгебру и геометрию и физику.    

3. Укажите предложение, в котором нужно поставить  одну  запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

  • 1)  В поезде я спокойно мог отдохнуть и почитать какую-нибудь книжку или учебник.  
  •   2)  Чехов бережно и внимательно относился к слову и подолгу вынашивал характеры своих героев.   
  • 3)  История нашла своё материальное воплощение в камне и металле в легендах и летописях.   
  • 4)  В вечерней школе изучали и алгебру и геометрию и физику.    
3. Укажите предложение, в котором нужно поставить  одну  запятую. (Знаки препинания не расставлены.)  1)  В поезде я спокойно мог отдохнуть и почитать какую-нибудь книжку или учебник.     2)  Чехов бережно и внимательно относился к слову и подолгу вынашивал характеры своих героев.    3)  История нашла своё материальное воплощение в камне и металле в легендах и летописях.    4)  В вечерней школе изучали и алгебру и геометрию и физику.    

3. Укажите предложение, в котором нужно поставить  одну  запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

  • 1)  В поезде я спокойно мог отдохнуть и почитать какую-нибудь книжку или учебник.  
  •   2)  Чехов бережно и внимательно относился к слову и подолгу вынашивал характеры своих героев.   
  • 3)  История нашла своё материальное воплощение в камне и металле в легендах и летописях.   
  • 4)  В вечерней школе изучали и алгебру и геометрию и физику.    
1. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении. Кряхтели лягушки в зацветающих лужах ( ) и свежо и ярко светились высыпавшие на траву жёлтые пятачки мать-и-мачехи.     1)  Простое предложение с однородными членами, перед союзом  И  запятая не нужна.     2)  Сложносочинённое предложение, перед союзом  И  нужна запятая.    3)  Сложносочинённое предложение, перед союзом  И  запятая не нужна.     4)  Простое предложение с однородными членами, перед союзом  И  нужна запятая.

1. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.

  • Кряхтели лягушки в зацветающих лужах ( ) и свежо и ярко светились высыпавшие на траву жёлтые пятачки мать-и-мачехи.    
  • 1)  Простое предложение с однородными членами, перед союзом  И  запятая не нужна.  
  •   2)  Сложносочинённое предложение, перед союзом  И  нужна запятая.   
  • 3)  Сложносочинённое предложение, перед союзом  И  запятая не нужна.  
  •   4)  Простое предложение с однородными членами, перед союзом  И  нужна запятая.
1. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении. Кряхтели лягушки в зацветающих лужах ( ) и свежо и ярко светились высыпавшие на траву жёлтые пятачки мать-и-мачехи.     1)  Простое предложение с однородными членами, перед союзом  И  запятая не нужна.     2)  Сложносочинённое предложение, перед союзом  И  нужна запятая.    3)  Сложносочинённое предложение, перед союзом  И  запятая не нужна.     4)  Простое предложение с однородными членами, перед союзом  И  нужна запятая.

1. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.

  • Кряхтели лягушки в зацветающих лужах ( ) и свежо и ярко светились высыпавшие на траву жёлтые пятачки мать-и-мачехи.    
  • 1)  Простое предложение с однородными членами, перед союзом  И  запятая не нужна.  
  •   2)  Сложносочинённое предложение, перед союзом  И  нужна запятая.   
  • 3)  Сложносочинённое предложение, перед союзом  И  запятая не нужна.  
  •   4)  Простое предложение с однородными членами, перед союзом  И  нужна запятая.
2. Укажите предложение, в котором нужно поставить  одну  запятую. (Знаки препинания не расставлены.)  1)  Лекари Шумера из стеблей и корней растений изготавливали порошки и настои.    2)  В творчестве лучших театральных художников эскиз является не только рабочим планом сценического оформления но и самостоятельным художественным произведением.    3)  Из-за дождя ходить в лес или на реку можно было лишь в резиновых сапогах или босиком.    4)  Летом одинаково хорошо в лесу и в поле и на лугу.

2. Укажите предложение, в котором нужно поставить  одну  запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

  • 1)  Лекари Шумера из стеблей и корней растений изготавливали порошки и настои.   
  • 2)  В творчестве лучших театральных художников эскиз является не только рабочим планом сценического оформления но и самостоятельным художественным произведением.   
  • 3)  Из-за дождя ходить в лес или на реку можно было лишь в резиновых сапогах или босиком.   
  • 4)  Летом одинаково хорошо в лесу и в поле и на лугу.
2. Укажите предложение, в котором нужно поставить  одну  запятую. (Знаки препинания не расставлены.)  1)  Лекари Шумера из стеблей и корней растений изготавливали порошки и настои.    2)  В творчестве лучших театральных художников эскиз является не только рабочим планом сценического оформления но и самостоятельным художественным произведением.    3)  Из-за дождя ходить в лес или на реку можно было лишь в резиновых сапогах или босиком.    4)  Летом одинаково хорошо в лесу и в поле и на лугу.

2. Укажите предложение, в котором нужно поставить  одну  запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

  • 1)  Лекари Шумера из стеблей и корней растений изготавливали порошки и настои.   
  • 2)  В творчестве лучших театральных художников эскиз является не только рабочим планом сценического оформления но и самостоятельным художественным произведением.   
  • 3)  Из-за дождя ходить в лес или на реку можно было лишь в резиновых сапогах или босиком.   
  • 4)  Летом одинаково хорошо в лесу и в поле и на лугу.
1. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.  У древних римлян во времена республики роза считалась символом строгой нравственности ( ) и служила наградой за выдающиеся деяния.      1)  Сложносочинённое предложение, перед союзом  И  запятая не нужна.    2)  Сложносочинённое предложение, перед союзом  И  нужна запятая.    3)  Простое предложение с однородными членами, перед союзом  И  запятая не нужна.    4)  Простое предложение с однородными членами, перед союзом  И  нужна запятая.

1. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.

  • У древних римлян во времена республики роза считалась символом строгой нравственности ( ) и служила наградой за выдающиеся деяния.   
  •   1)  Сложносочинённое предложение, перед союзом  И  запятая не нужна.   
  • 2)  Сложносочинённое предложение, перед союзом  И  нужна запятая.   
  • 3)  Простое предложение с однородными членами, перед союзом  И  запятая не нужна.   
  • 4)  Простое предложение с однородными членами, перед союзом  И  нужна запятая.
1. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.  У древних римлян во времена республики роза считалась символом строгой нравственности ( ) и служила наградой за выдающиеся деяния.      1)  Сложносочинённое предложение, перед союзом  И  запятая не нужна.    2)  Сложносочинённое предложение, перед союзом  И  нужна запятая.    3)  Простое предложение с однородными членами, перед союзом  И  запятая не нужна.    4)  Простое предложение с однородными членами, перед союзом  И  нужна запятая.

1. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.

  • У древних римлян во времена республики роза считалась символом строгой нравственности ( ) и служила наградой за выдающиеся деяния.   
  •   1)  Сложносочинённое предложение, перед союзом  И  запятая не нужна.   
  • 2)  Сложносочинённое предложение, перед союзом  И  нужна запятая.   
  • 3)  Простое предложение с однородными членами, перед союзом  И  запятая не нужна.   
  • 4)  Простое предложение с однородными членами, перед союзом  И  нужна запятая.
2. Укажите предложение, в котором нужно поставить  одну  запятую. (Знаки препинания не расставлены.)  1) 2) 3) 4)

2. Укажите предложение, в котором нужно поставить  одну  запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

  • 1)
  • 2)
  • 3)
  • 4)
2. Укажите предложение, в котором нужно поставить  одну  запятую. (Знаки препинания не расставлены.)  1) 2) 3) 4)

2. Укажите предложение, в котором нужно поставить  одну  запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

  • 1)
  • 2)
  • 3)
  • 4)
3. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении. Магний играет ключевую роль в производстве энергии внутри каждой клетки ( ) и влияет на общий энергетический потенциал организма.     1)  Простое предложение с однородными членами, перед союзом  И  нужна запятая.    2)  Простое предложение с однородными членами, перед союзом  И  запятая не нужна.    3)  Сложносочинённое предложение, перед союзом  И  нужна запятая.    4)  Сложносочинённое предложение, перед союзом  И  запятая не нужна.

3. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.

  • Магний играет ключевую роль в производстве энергии внутри каждой клетки ( ) и влияет на общий энергетический потенциал организма.    
  • 1)  Простое предложение с однородными членами, перед союзом  И  нужна запятая.   
  • 2)  Простое предложение с однородными членами, перед союзом  И  запятая не нужна.   
  • 3)  Сложносочинённое предложение, перед союзом  И  нужна запятая.   
  • 4)  Сложносочинённое предложение, перед союзом  И  запятая не нужна.
3. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении. Магний играет ключевую роль в производстве энергии внутри каждой клетки ( ) и влияет на общий энергетический потенциал организма.     1)  Простое предложение с однородными членами, перед союзом  И  нужна запятая.    2)  Простое предложение с однородными членами, перед союзом  И  запятая не нужна.    3)  Сложносочинённое предложение, перед союзом  И  нужна запятая.    4)  Сложносочинённое предложение, перед союзом  И  запятая не нужна.

3. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.

  • Магний играет ключевую роль в производстве энергии внутри каждой клетки ( ) и влияет на общий энергетический потенциал организма.    
  • 1)  Простое предложение с однородными членами, перед союзом  И  нужна запятая.   
  • 2)  Простое предложение с однородными членами, перед союзом  И  запятая не нужна.   
  • 3)  Сложносочинённое предложение, перед союзом  И  нужна запятая.   
  • 4)  Сложносочинённое предложение, перед союзом  И  запятая не нужна.
1. Укажите предложение, в котором нужно поставить  одну  запятую. (Знаки препинания не расставлены.)   1)  Когда-то странствующие артисты водили за собой медведей и обезьян показывали фокусы и акробатические номера разыгрывали небольшие пьесы и пели.    2)  Французская революция не была результатом случайного стечения обстоятельств или действия агрессивных личностей.    3)  Деревянные и бронзовые скульптуры и маски поражают своей выразительностью.    4)  Тени от облаков то скользят то стелются по узким полоскам чёрных пашен.

1. Укажите предложение, в котором нужно поставить  одну  запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

  •   1)  Когда-то странствующие артисты водили за собой медведей и обезьян показывали фокусы и акробатические номера разыгрывали небольшие пьесы и пели.   
  • 2)  Французская революция не была результатом случайного стечения обстоятельств или действия агрессивных личностей.   
  • 3)  Деревянные и бронзовые скульптуры и маски поражают своей выразительностью.   
  • 4)  Тени от облаков то скользят то стелются по узким полоскам чёрных пашен.
1. Укажите предложение, в котором нужно поставить  одну  запятую. (Знаки препинания не расставлены.)   1)  Когда-то странствующие артисты водили за собой медведей и обезьян показывали фокусы и акробатические номера разыгрывали небольшие пьесы и пели.    2)  Французская революция не была результатом случайного стечения обстоятельств или действия агрессивных личностей.    3)  Деревянные и бронзовые скульптуры и маски поражают своей выразительностью.    4)  Тени от облаков то скользят то стелются по узким полоскам чёрных пашен.

1. Укажите предложение, в котором нужно поставить  одну  запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

  •   1)  Когда-то странствующие артисты водили за собой медведей и обезьян показывали фокусы и акробатические номера разыгрывали небольшие пьесы и пели.   
  • 2)  Французская революция не была результатом случайного стечения обстоятельств или действия агрессивных личностей.   
  • 3)  Деревянные и бронзовые скульптуры и маски поражают своей выразительностью.   
  • 4)  Тени от облаков то скользят то стелются по узким полоскам чёрных пашен.
2. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:  Мгновенно сверкнула неуловимая молния ( ) и осветила лес.      1)  Простое предложение с однородными членами, перед союзом  И  запятая не нужна.              2)  Сложносочинённое предложение, перед союзом  И  нужна запятая.    3)  Сложносочинённое предложение с общим для частей второстепенным членом, перед союзом  И  запятая не нужна.    4)  Простое предложение с однородными членами, перед союзом  И  нужна запятая.       

2. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

  • Мгновенно сверкнула неуловимая молния ( ) и осветила лес.   
  •   1)  Простое предложение с однородными членами, перед союзом  И  запятая не нужна.           
  •   2)  Сложносочинённое предложение, перед союзом  И  нужна запятая.   
  • 3)  Сложносочинённое предложение с общим для частей второстепенным членом, перед союзом  И  запятая не нужна.   
  • 4)  Простое предложение с однородными членами, перед союзом  И  нужна запятая.       
3. Укажите предложение, в котором нужно поставить  одну  запятую. (Знаки препинания не расставлены.)    1)  В былинах поётся и о войнах со степняками и о борьбе с разбойниками   и о сборе дани с окрестных племён.    2)  Любое техническое изобретение или произведение искусства той или иной исторической эпохи являются результатом стремления человека   к истине.    3)  Весенний гром то грозно рычал то добродушно ворчал.    4)  Ни скверная английская погода ни ледяная стужа спальни ни остывший чай не могли изменить настроение гостя.

3. Укажите предложение, в котором нужно поставить  одну  запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

  •   1)  В былинах поётся и о войнах со степняками и о борьбе с разбойниками  и о сборе дани с окрестных племён.   
  • 2)  Любое техническое изобретение или произведение искусства той или иной исторической эпохи являются результатом стремления человека  к истине.   
  • 3)  Весенний гром то грозно рычал то добродушно ворчал.   
  • 4)  Ни скверная английская погода ни ледяная стужа спальни ни остывший чай не могли изменить настроение гостя.
1. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствие в предложении:  В воздухе парило ( ) и день обещал быть нестерпимо жарким.     1)  Сложносочинённое предложение, перед союзом  И  нужна запятая.    2)  Простое предложение с однородными членами, перед союзом  И  нужна запятая.    3)  Сложносочинённое предложение с общим для частей второстепенным членом, перед союзом  И  запятая не нужна.    4)  Простое предложение с однородными членами, перед союзом  И  запятая не нужна.

1. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствие в предложении:

  • В воздухе парило ( ) и день обещал быть нестерпимо жарким.    
  • 1)  Сложносочинённое предложение, перед союзом  И  нужна запятая.   
  • 2)  Простое предложение с однородными членами, перед союзом  И  нужна запятая.   
  • 3)  Сложносочинённое предложение с общим для частей второстепенным членом, перед союзом  И  запятая не нужна.   
  • 4)  Простое предложение с однородными членами, перед союзом  И  запятая не нужна.
2. Укажите предложение, в котором нужно поставить  одну  запятую. (Знаки препинания не расставлены.)  1) 2) 3) 4)

2. Укажите предложение, в котором нужно поставить  одну  запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

  • 1)
  • 2)
  • 3)
  • 4)
3. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:  В прозрачную голубизну неба поднимаются птичьи стаи ( ) и далеко окрест разносятся их прощальные крики.      1)  Сложносочинённое предложение, перед союзом  И  нужна запятая.    2)  Простое предложение с однородными членами, перед союзом  И  запятая не нужна.    3)  Сложносочинённое предложение с общим для частей второстепенным членом, перед союзом  И  запятая не нужна.    4)  Простое предложение с однородными членами, перед союзом  И  нужна запятая.

3. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

  • В прозрачную голубизну неба поднимаются птичьи стаи ( ) и далеко окрест разносятся их прощальные крики.   
  •   1)  Сложносочинённое предложение, перед союзом  И  нужна запятая.   
  • 2)  Простое предложение с однородными членами, перед союзом  И  запятая не нужна.   
  • 3)  Сложносочинённое предложение с общим для частей второстепенным членом, перед союзом  И  запятая не нужна.   
  • 4)  Простое предложение с однородными членами, перед союзом  И  нужна запятая.
1. Укажите предложение, в котором нужно поставить  одну  запятую. (Знаки препинания не расставлены.)  1)  Полы в средневековом замке устилали ароматными травами или тростниковыми циновками.    2)  Раньше он либо не замечал окружающей природы либо смотрел на неё с практической точки зрения.    3)  Тряска в лёгком возке да пьянящий степной воздух усыпили мальчика.    4)  Наиболее богат и разнообразен растительный и животный мир влажных тропических лесов.

1. Укажите предложение, в котором нужно поставить  одну  запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

  • 1)  Полы в средневековом замке устилали ароматными травами или тростниковыми циновками.   
  • 2)  Раньше он либо не замечал окружающей природы либо смотрел на неё с практической точки зрения.   
  • 3)  Тряска в лёгком возке да пьянящий степной воздух усыпили мальчика.   
  • 4)  Наиболее богат и разнообразен растительный и животный мир влажных тропических лесов.
2. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:  Прибрежные горы прикрывают долины от холодных морских ветров ( ) и деревья здесь высокие и прямые.     1)  Простое предложение с однородными членами, перед союзом  И  запятая не нужна.     2)  Сложносочинённое предложение с общим для частей второстепенным членом, перед союзом  И  запятая не нужна.    3)  Сложносочинённое предложение, перед союзом  И  нужна запятая.    4)  Простое предложение с однородными членами, перед союзом  И  нужна запятая.

2. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

  • Прибрежные горы прикрывают долины от холодных морских ветров ( ) и деревья здесь высокие и прямые.    
  • 1)  Простое предложение с однородными членами, перед союзом  И  запятая не нужна.  
  •   2)  Сложносочинённое предложение с общим для частей второстепенным членом, перед союзом  И  запятая не нужна.   
  • 3)  Сложносочинённое предложение, перед союзом  И  нужна запятая.   
  • 4)  Простое предложение с однородными членами, перед союзом  И  нужна запятая.
3. Укажите предложение, в котором нужно поставить  одну  запятую. (Знаки препинания не расставлены.)   1)  На одном и том же кусте сирени я увидел жёлтые листья и начавшие набухать почки.    2)  Гусáк разговаривал сам с собой сипловатым басом и подбирал просыпанные семечки и зёрна.    3)  Наличие в речи не только слов-паразитов но и речевых штампов и канцеляризмов свидетельствует о бедности словарного запаса.    4)  Очевидны факты изменения животных и растений под влиянием селекции.

3. Укажите предложение, в котором нужно поставить  одну  запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

  •   1)  На одном и том же кусте сирени я увидел жёлтые листья и начавшие набухать почки.   
  • 2)  Гусáк разговаривал сам с собой сипловатым басом и подбирал просыпанные семечки и зёрна.   
  • 3)  Наличие в речи не только слов-паразитов но и речевых штампов и канцеляризмов свидетельствует о бедности словарного запаса.   
  • 4)  Очевидны факты изменения животных и растений под влиянием селекции.
1. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:  Первые тополиные листочки сильно и терпко пахли ( ) и аромат их перебивал все остальные запахи.     1)  Простое предложение с однородными членами, перед союзом  И  запятая не нужна.    2)  Сложносочинённое предложение с общим для частей второстепенным членом, перед союзом  И  запятая не нужна.    3)  Сложносочинённое предложение, перед союзом  И  нужна запятая.    4)  Простое предложение с однородными членами, перед союзом  И  нужна запятая.

1. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

  • Первые тополиные листочки сильно и терпко пахли ( ) и аромат их перебивал все остальные запахи.    
  • 1)  Простое предложение с однородными членами, перед союзом  И  запятая не нужна.   
  • 2)  Сложносочинённое предложение с общим для частей второстепенным членом, перед союзом  И  запятая не нужна.   
  • 3)  Сложносочинённое предложение, перед союзом  И  нужна запятая.   
  • 4)  Простое предложение с однородными членами, перед союзом  И  нужна запятая.
2. Укажите предложение, в котором нужно поставить  одну  запятую. (Знаки препинания не расставлены.)  1)  Полёты кораблей в космос и пребывание людей в космическом пространстве стали для нас привычными и даже будничными.     2)  Крестьяне разводили кур и уток и гусей.     3)  Эскимосы используют для украшения одежды кусочки кожи или рыбьей чешуи.    4)  Русские мастерицы расшивали мундиры и камзолы церковные облачения и женские платья.

2. Укажите предложение, в котором нужно поставить  одну  запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

  • 1)  Полёты кораблей в космос и пребывание людей в космическом пространстве стали для нас привычными и даже будничными.  
  •   2)  Крестьяне разводили кур и уток и гусей.  
  •   3)  Эскимосы используют для украшения одежды кусочки кожи или рыбьей чешуи.   
  • 4)  Русские мастерицы расшивали мундиры и камзолы церковные облачения и женские платья.
3. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:  Ночью луна осветила равнину ( ) и стала круто взбираться по звёздному куполу неба.     1)  Простое предложение с однородными членами, перед союзом  И  запятая не нужна.    2)  Сложносочинённое предложение с общим для частей второстепенным членом, перед союзом  И  запятая не нужна.    3)  Сложносочинённое предложение, перед союзом  И  нужна запятая.    4)  Простое предложение с однородными членами, перед союзом  И  нужна запятая.

3. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

  • Ночью луна осветила равнину ( ) и стала круто взбираться по звёздному куполу неба.    
  • 1)  Простое предложение с однородными членами, перед союзом  И  запятая не нужна.   
  • 2)  Сложносочинённое предложение с общим для частей второстепенным членом, перед союзом  И  запятая не нужна.   
  • 3)  Сложносочинённое предложение, перед союзом  И  нужна запятая.   
  • 4)  Простое предложение с однородными членами, перед союзом  И  нужна запятая.
1.Укажите предложение, в котором нужно поставить  одну  запятую. (Знаки препинания не расставлены.)  1) 2) 3) 4)

1.Укажите предложение, в котором нужно поставить  одну  запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

  • 1)
  • 2)
  • 3)
  • 4)
2. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:  Грациозно закачались гибкие концы папоротников ( ) и опять всё стихло.     1)  Простое предложение с однородными членами, перед союзом  И  запятая не нужна.    2)  Сложносочинённое предложение с общим для частей второстепенным членом, перед союзом  И  запятая не нужна.    3)  Сложносочинённое предложение, перед союзом  И  нужна запятая.    4)  Простое предложение с однородными членами, перед союзом  И  нужна запятая.

2. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

  • Грациозно закачались гибкие концы папоротников ( ) и опять всё стихло.    
  • 1)  Простое предложение с однородными членами, перед союзом  И  запятая не нужна.   
  • 2)  Сложносочинённое предложение с общим для частей второстепенным членом, перед союзом  И  запятая не нужна.   
  • 3)  Сложносочинённое предложение, перед союзом  И  нужна запятая.   
  • 4)  Простое предложение с однородными членами, перед союзом  И  нужна запятая.
3. Укажите предложение, в котором нужно поставить  одну  запятую. (Знаки препинания не расставлены.)  1)  Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал.    2)  Многие литературоведы и историки вновь и вновь спорят по поводу отношений Гёте с великим русским поэтом А.С. Пушкиным.    3)  На утренней морозной заре или в золотистых летних сумерках город был похож на ожившую сказку.    4)  Сердце то задрожит и забьётся то тонет в воспоминаниях.

3. Укажите предложение, в котором нужно поставить  одну  запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

  • 1)  Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал.   
  • 2)  Многие литературоведы и историки вновь и вновь спорят по поводу отношений Гёте с великим русским поэтом А.С. Пушкиным.   
  • 3)  На утренней морозной заре или в золотистых летних сумерках город был похож на ожившую сказку.   
  • 4)  Сердце то задрожит и забьётся то тонет в воспоминаниях.
1. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении: Профессор Киевского университета Прахов заведовал росписью знаменитого Владимирского собора ( ) и к работе над росписями он привлёк художников из Абрамцева.     1)  Сложносочинённое предложение, перед союзом  И  нужна запятая.    2)  Простое предложение с однородными членами, перед союзом  И  запятая не нужна.     3)  Сложносочинённое предложение с общим для частей второстепенным членом, перед союзом  И  запятая не нужна.    4)  Простое предложение с однородными членами, перед союзом  И  нужна запятая.

1. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

  • Профессор Киевского университета Прахов заведовал росписью знаменитого Владимирского собора ( ) и к работе над росписями он привлёк художников из Абрамцева.    
  • 1)  Сложносочинённое предложение, перед союзом  И  нужна запятая.   
  • 2)  Простое предложение с однородными членами, перед союзом  И  запятая не нужна.  
  •   3)  Сложносочинённое предложение с общим для частей второстепенным членом, перед союзом  И  запятая не нужна.   
  • 4)  Простое предложение с однородными членами, перед союзом  И  нужна запятая.
2. Укажите предложение, в котором нужно поставить  одну  запятую. (Знаки препинания не расставлены.)    1)  Подтвердить или опровергнуть эти предположения довольно трудно.    2)  В конце XVI века в царских и боярских палатах и в монастырях печи стали облицовывать изразцами.    3)  Медвежонок лежал на соломе у самой мачты или взбирался на неё вверх до беседки и здесь сидел или тоже лежал.    4)  В последние годы жизни Рубенс достиг удивительного совершенства как в искусстве портрета так и в пейзаже.

2. Укажите предложение, в котором нужно поставить  одну  запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

  •   1)  Подтвердить или опровергнуть эти предположения довольно трудно.   
  • 2)  В конце XVI века в царских и боярских палатах и в монастырях печи стали облицовывать изразцами.   
  • 3)  Медвежонок лежал на соломе у самой мачты или взбирался на неё вверх до беседки и здесь сидел или тоже лежал.   
  • 4)  В последние годы жизни Рубенс достиг удивительного совершенства как в искусстве портрета так и в пейзаже.
1. Расставьте знаки препинания.  Укажите два предложения , в которых нужно поставить  ОДНУ  запятую. Запишите номера этих предложений.  1)  Культура наша сильна не столько столичными деятелями сколько жителями глубинки.     2)  Самые первые архивы в России возникли вместе с монастырскими   и церковными книжными и рукописными собраниями.    3)  Изредка ранней весной или поздней осенью ходил отец на охоту.     4)  Солнце ползёт вверх и пронизывает сосновые макушки долгожданными радужными спицами.     5)  Его глаза из-под толстых стёкол скафандра блестели от удовольствия и в знак полного удовлетворения он комично завертел головой в своём металлическом колпаке.

1. Расставьте знаки препинания.  Укажите два предложения , в которых нужно поставить  ОДНУ  запятую. Запишите номера этих предложений.

  • 1)  Культура наша сильна не столько столичными деятелями сколько жителями глубинки.  
  •   2)  Самые первые архивы в России возникли вместе с монастырскими  и церковными книжными и рукописными собраниями.   
  • 3)  Изредка ранней весной или поздней осенью ходил отец на охоту.  
  •   4)  Солнце ползёт вверх и пронизывает сосновые макушки долгожданными радужными спицами.  
  •   5)  Его глаза из-под толстых стёкол скафандра блестели от удовольствия и в знак полного удовлетворения он комично завертел головой в своём металлическом колпаке.
2. Расставьте знаки препинания.  Укажите два предложения , в которых нужно поставить  ОДНУ  запятую. Запишите номера этих предложений.  1)  Щегольство и изящество в одежде и убранстве домов составляли как привычку так и необходимость их жизни.    2)  Энергия не может ни возникнуть из ничего ни исчезнуть бесследно.    3)  Солнце светило ласково и нежно и согревало своим теплом землю.    4)  В клевете его видел я досаду оскорблённого самолюбия и отвергнутой любви и великодушно извинял своего несчастного соперника.         5)  Волшебная сказка дала полную волю человеческому воображению и тем самым сослужила огромную службу литературе.

2. Расставьте знаки препинания.  Укажите два предложения , в которых нужно поставить  ОДНУ  запятую. Запишите номера этих предложений.

  • 1)  Щегольство и изящество в одежде и убранстве домов составляли как привычку так и необходимость их жизни.   
  • 2)  Энергия не может ни возникнуть из ничего ни исчезнуть бесследно.   
  • 3)  Солнце светило ласково и нежно и согревало своим теплом землю.   
  • 4)  В клевете его видел я досаду оскорблённого самолюбия и отвергнутой любви и великодушно извинял своего несчастного соперника.        
  • 5)  Волшебная сказка дала полную волю человеческому воображению и тем самым сослужила огромную службу литературе.
3. Расставьте знаки препинания.  Укажите два предложения , в которых нужно поставить  ОДНУ  запятую. Запишите номера этих предложений.    1)  Вдали пред ним пестрели и цвели луга и нивы золотые.    2)  Давно уже не слышно было ни звона колокольчика ни стука колёс по  каменистой дороге.   3)  В Москве можно услышать и типично московскую речь и областные говоры.    4)  Мухомор выделяется своей красотой и яркостью из всех остальных грибов.    5)  Кукушка выскакивает из часов и насмешливо кукует над тобой в пустом доме.

3. Расставьте знаки препинания.  Укажите два предложения , в которых нужно поставить  ОДНУ  запятую. Запишите номера этих предложений.

  •   1)  Вдали пред ним пестрели и цвели луга и нивы золотые.   
  • 2)  Давно уже не слышно было ни звона колокольчика ни стука колёс по  каменистой дороге.  
  • 3)  В Москве можно услышать и типично московскую речь и областные говоры.   
  • 4)  Мухомор выделяется своей красотой и яркостью из всех остальных грибов.   
  • 5)  Кукушка выскакивает из часов и насмешливо кукует над тобой в пустом доме.
4. Расставьте знаки препинания.  Укажите два предложения , в которых нужно поставить  ОДНУ  запятую. Запишите номера этих предложений.  1)  Ждал я вас на покос этим летом однако не дождался.    2)  Любовь к изобразительному искусству проходит через всю жизнь М.Ю. Лермонтова и отражается в его творчестве.    3)  Я вспоминал и эти цветы и этот лес и радостный птичий гомон в вершинах берёз.    4)  Многие набоковские размышления об А.С. Пушкине не потеряли художествоенного значения и актуальности и в наши дни.    5)  Дворцовая казна была всегда полна и все налоги взыскивались в срок   и полностью.

4. Расставьте знаки препинания.  Укажите два предложения , в которых нужно поставить  ОДНУ  запятую. Запишите номера этих предложений.

  • 1)  Ждал я вас на покос этим летом однако не дождался.   
  • 2)  Любовь к изобразительному искусству проходит через всю жизнь М.Ю. Лермонтова и отражается в его творчестве.   
  • 3)  Я вспоминал и эти цветы и этот лес и радостный птичий гомон в вершинах берёз.   
  • 4)  Многие набоковские размышления об А.С. Пушкине не потеряли художествоенного значения и актуальности и в наши дни.   
  • 5)  Дворцовая казна была всегда полна и все налоги взыскивались в срок  и полностью.
Расставьте знаки препинания.  Укажите два предложения, в которых нужно поставить  ОДНУ  запятую. Запишите номера этих предложений.  1)  Изредка ранней весной или поздней осенью ходил отец на охоту.    2)  Гусак разговаривал сам с собой сипловатым басом и подбирал просыпанные семечки.    3)  Наличие в речи слов-паразитов а также речевых штампов и канцеляризмов свидетельствует о бедности словарного запаса.    4)  Солнце ползёт вверх и пронизывает сосновые макушки бледными радужными спицами.    5)  Романы его не столь занимательны и средь огромного количества современной беллетристики они до сих пор остаются незамеченными.

Расставьте знаки препинания.  Укажите два предложения, в которых нужно поставить  ОДНУ  запятую. Запишите номера этих предложений.

  • 1)  Изредка ранней весной или поздней осенью ходил отец на охоту.   
  • 2)  Гусак разговаривал сам с собой сипловатым басом и подбирал просыпанные семечки.   
  • 3)  Наличие в речи слов-паразитов а также речевых штампов и канцеляризмов свидетельствует о бедности словарного запаса.   
  • 4)  Солнце ползёт вверх и пронизывает сосновые макушки бледными радужными спицами.   
  • 5)  Романы его не столь занимательны и средь огромного количества современной беллетристики они до сих пор остаются незамеченными.
Расставьте знаки препинания.  Укажите два предложения, в которых нужно поставить  ОДНУ  запятую. Запишите номера этих предложений.    1)  Справа от нас то таял в дымке то вновь выплывал из тумана пустынный берег.    2)  Пёстрые полевые цветы усеяли луга и поляны и лесные прогалины.    3)  Акварелью можно писать по сухой или сырой бумаге.    4)  Фигурные изображения украшают тексты и поля рукописей и вместе   с текстом составляют красочное и тонкое декоративное целое.    5)  От древнейшего форума в Риме остался лишь фундамент и первоначальный вид этого архитектурного сооружения можно увидеть только в реконструкции.

Расставьте знаки препинания.  Укажите два предложения, в которых нужно поставить  ОДНУ  запятую. Запишите номера этих предложений.

  •   1)  Справа от нас то таял в дымке то вновь выплывал из тумана пустынный берег.   
  • 2)  Пёстрые полевые цветы усеяли луга и поляны и лесные прогалины.   
  • 3)  Акварелью можно писать по сухой или сырой бумаге.   
  • 4)  Фигурные изображения украшают тексты и поля рукописей и вместе  с текстом составляют красочное и тонкое декоративное целое.   
  • 5)  От древнейшего форума в Риме остался лишь фундамент и первоначальный вид этого архитектурного сооружения можно увидеть только в реконструкции.
Расставьте знаки препинания.  Укажите два предложения, в которых нужно поставить  ОДНУ  запятую. Запишите номера этих предложений.  1) 2) 3) 4) 5)

Расставьте знаки препинания.  Укажите два предложения, в которых нужно поставить  ОДНУ  запятую. Запишите номера этих предложений.

  • 1)
  • 2)
  • 3)
  • 4)
  • 5)
Расставьте знаки препинания.  Укажите два предложения, в которых нужно поставить  ОДНУ  запятую. Запишите номера этих предложений. 1)  Мифологические боги и герои выделялись своими определёнными достоинствами и способностями.    2)  Из древнегреческой и древнеримской мифологии вам знакомы имена   и Авроры и Венеры и Аполлона.    3)  На взгляд-то он хорош да зелен.    4)  Древесина грецкого или маньчжурского ореха имеет коричневатые   и серые цвета разнообразных оттенков.    5)  Некоторые учёные трудятся над созданием новых методов лечения   и я с огромным уважением отношусь к их труду.

Расставьте знаки препинания.  Укажите два предложения, в которых нужно поставить  ОДНУ  запятую. Запишите номера этих предложений.

  • 1)  Мифологические боги и герои выделялись своими определёнными достоинствами и способностями.   
  • 2)  Из древнегреческой и древнеримской мифологии вам знакомы имена  и Авроры и Венеры и Аполлона.   
  • 3)  На взгляд-то он хорош да зелен.   
  • 4)  Древесина грецкого или маньчжурского ореха имеет коричневатые  и серые цвета разнообразных оттенков.   
  • 5)  Некоторые учёные трудятся над созданием новых методов лечения  и я с огромным уважением отношусь к их труду.
Расставьте знаки препинания.  Укажите два предложения, в которых нужно поставить  ОДНУ  запятую. Запишите номера этих предложений.      1)  Пленяющая красота русских пейзажей поразительна и надолго остаётся в памяти.    2)  Поэту видится то алмазный блеск березняка то бархатный блеск пашен то янтарный блеск свечей.    3)  К числу самых древних изображений на стенах пещер эпохи палеолита относятся и оттиски руки человека и непонятные узоры с беспорядочными переплетениями волнистых линий.    4)  Логику познания Декарт выстроил от простейшего и очевидного   к сложному и непонятному.    5)  Для художественной речи характерна как образность так и эмоциональность.

Расставьте знаки препинания.  Укажите два предложения, в которых нужно поставить  ОДНУ  запятую. Запишите номера этих предложений.  

  •   1)  Пленяющая красота русских пейзажей поразительна и надолго остаётся в памяти.   
  • 2)  Поэту видится то алмазный блеск березняка то бархатный блеск пашен то янтарный блеск свечей.   
  • 3)  К числу самых древних изображений на стенах пещер эпохи палеолита относятся и оттиски руки человека и непонятные узоры с беспорядочными переплетениями волнистых линий.   
  • 4)  Логику познания Декарт выстроил от простейшего и очевидного  к сложному и непонятному.   
  • 5)  Для художественной речи характерна как образность так и эмоциональность.
Расставьте знаки препинания.  Укажите два предложения, в которых нужно поставить  ОДНУ  запятую. Запишите номера этих предложений.  1)  Утром роса заливает травы и сладко пахнет хлебом из каждой избы.    2)  Багровый свет уже загорался в окнах дворцов и падал вниз.    3)  От ночной лампы во все стороны ложились странные узоры или тёмные пятна.    4)  Подвести итог сказанному в тексте может как предложение так и целый абзац.    5)  Похолодало и среди дождливой пелены замелькали мокрые снежинки.

Расставьте знаки препинания.  Укажите два предложения, в которых нужно поставить  ОДНУ  запятую. Запишите номера этих предложений.

  • 1)  Утром роса заливает травы и сладко пахнет хлебом из каждой избы.   
  • 2)  Багровый свет уже загорался в окнах дворцов и падал вниз.   
  • 3)  От ночной лампы во все стороны ложились странные узоры или тёмные пятна.   
  • 4)  Подвести итог сказанному в тексте может как предложение так и целый абзац.   
  • 5)  Похолодало и среди дождливой пелены замелькали мокрые снежинки.
Расставьте знаки препинания.  Укажите два предложения, в которых нужно поставить  ОДНУ  запятую. Запишите номера этих предложений.  1)  Фольклор и русская история являются источниками вдохновения художников современных Мстёры и Жостова.    2)  В поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» в той или иной степени использованы все основные жанры фольклора.    3)  Каких только песен не поют в Москве и на её окраинах и в других городах!    4)  Поэта можно любить или не любить принимать его идеи или быть их противником.    5)  Сказка дала волю человеческому воображению и тем самым она сослужила огромную службу литературе.

Расставьте знаки препинания.  Укажите два предложения, в которых нужно поставить  ОДНУ  запятую. Запишите номера этих предложений.

  • 1)  Фольклор и русская история являются источниками вдохновения художников современных Мстёры и Жостова.   
  • 2)  В поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» в той или иной степени использованы все основные жанры фольклора.   
  • 3)  Каких только песен не поют в Москве и на её окраинах и в других городах!   
  • 4)  Поэта можно любить или не любить принимать его идеи или быть их противником.   
  • 5)  Сказка дала волю человеческому воображению и тем самым она сослужила огромную службу литературе.
Расставьте знаки препинания.  Укажите два предложения, в которых нужно поставить  ОДНУ  запятую. Запишите номера этих предложений.  1)  Романы писателя не столь занимательны и до сих пор они остаются незамеченными.    2)  Самые первые архивы в России возникли вместе с монастырскими   и церковными рукописными собраниями.    3)  Культура наша сильна не столько столичными деятелями сколько жителями глубинки.    4)  Солнце ползёт вверх и пронизывает сосновые макушки бледными радужными спицами.    5)  Пленяющая красота русских пейзажей поразительна и надолго остаётся   в памяти.

Расставьте знаки препинания.  Укажите два предложения, в которых нужно поставить  ОДНУ  запятую. Запишите номера этих предложений.

  • 1)  Романы писателя не столь занимательны и до сих пор они остаются незамеченными.   
  • 2)  Самые первые архивы в России возникли вместе с монастырскими  и церковными рукописными собраниями.   
  • 3)  Культура наша сильна не столько столичными деятелями сколько жителями глубинки.   
  • 4)  Солнце ползёт вверх и пронизывает сосновые макушки бледными радужными спицами.   
  • 5)  Пленяющая красота русских пейзажей поразительна и надолго остаётся  в памяти.
Расставьте знаки препинания.  Укажите два предложения, в которых нужно поставить  ОДНУ  запятую. Запишите номера этих предложений.  1)  На столе лежали как журналы и газеты так и книги.    2)  Вспомните каменную громаду Георгиевского собора под Новгородом или деревянную сказку Кижей!    3)  Мы выехали на тракт и скоро миновали посёлок и стоящую возле него церковь.    4)  В Суздале и Пскове и Ростове Великом творили великие мастера.    5)  Книга не только вводит читателя в богатый мир русского языка но   и раскрывает законы языковой гармонии.

Расставьте знаки препинания.  Укажите два предложения, в которых нужно поставить  ОДНУ  запятую. Запишите номера этих предложений.

  • 1)  На столе лежали как журналы и газеты так и книги.   
  • 2)  Вспомните каменную громаду Георгиевского собора под Новгородом или деревянную сказку Кижей!   
  • 3)  Мы выехали на тракт и скоро миновали посёлок и стоящую возле него церковь.   
  • 4)  В Суздале и Пскове и Ростове Великом творили великие мастера.   
  • 5)  Книга не только вводит читателя в богатый мир русского языка но  и раскрывает законы языковой гармонии.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!