СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЕГЭ. Задание 7: " Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления (Теория и практика)"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Данная презентация содержит примеры задания 7 ЕГЭ с ответами.  Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления (Теория и практика)

Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ. Задание 7: " Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления (Теория и практика)"»

ЕГЭ  Задание 7  Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления (Теория и практика)   Русский язык, 11класс Учитель Горшенина Алла Александровна

ЕГЭ Задание 7 Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления (Теория и практика)

Русский язык, 11класс

Учитель Горшенина Алла Александровна

7 задание из ЕГЭ по русскому языку заключается в установлении соответствия между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками. За правильное выполнение 7 задания из ЕГЭ можно получить 5 баллов, именно поэтому его нужно уметь выполнять.   Источник: http://worksbase.ru/russkii/teoriya/168-zadanie-7.html
  • 7 задание из ЕГЭ по русскому языку заключается в установлении соответствия между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками. За правильное выполнение 7 задания из ЕГЭ можно получить 5 баллов, именно поэтому его нужно уметь выполнять. Источник: http://worksbase.ru/russkii/teoriya/168-zadanie-7.html
1. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым   не совпадает число подлежащего и сказуемого; не совпадает род подлежащего и сказуемого.

1. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

не совпадает число подлежащего и сказуемого;

не совпадает род подлежащего и сказуемого.

Сказуемое должно быть согласовано с подлежащим, а не со второстепенными членами предложения.  Если подлежащим является существительное мужского рода, обозначающее должность или профессию, то род сказуемого определяется из контекста. Если присутствует указание на женский пол, сказуемое должно быть женского рода, в противном случае – мужского. Если подлежащим является сложносокращенное слово, род сказуемого определяется главным словом из словосочетания.  Местоимение «кто» употребляется с глаголом в единственном числе и мужском роде.  Обособленный оборот не влияет на форму сказуемого.  Если числительное является подлежащим и оканчивается на один, то сказуемое должно быть в единственном числе.
  • Сказуемое должно быть согласовано с подлежащим, а не со второстепенными членами предложения.
  • Если подлежащим является существительное мужского рода, обозначающее должность или профессию, то род сказуемого определяется из контекста. Если присутствует указание на женский пол, сказуемое должно быть женского рода, в противном случае – мужского.
  • Если подлежащим является сложносокращенное слово, род сказуемого определяется главным словом из словосочетания.
  • Местоимение «кто» употребляется с глаголом в единственном числе и мужском роде.
  • Обособленный оборот не влияет на форму сказуемого.
  • Если числительное является подлежащим и оканчивается на один, то сказуемое должно быть в единственном числе.
 Пример 1 Те, кто придут позже, займут свободные места.    Предложение является сложноподчиненным, состоящим из 2 частей: главная и придаточная. Основа главной части: те займут (подлежащее и сказуемое во множественном числе). Основа в придаточной части: кто придут (кто – в единственном числе, придут – во множественном числе). Связь между подлежащим и сказуемым нарушена, поэтому нужно поставить сказуемое «придут» в единственное число.   Верный вариант: Те, кто придет позже, займут свободные места.

Пример 1

  • Те, кто придут позже, займут свободные места.
  • Предложение является сложноподчиненным, состоящим из 2 частей: главная и придаточная. Основа главной части: те займут (подлежащее и сказуемое во множественном числе). Основа в придаточной части: кто придут (кто – в единственном числе, придут – во множественном числе). Связь между подлежащим и сказуемым нарушена, поэтому нужно поставить сказуемое «придут» в единственное число.
  • Верный вариант: Те, кто придет позже, займут свободные места.
ПРИМЕР 2 Спор — это способ коллективного решения проблемы, при котором каждая из сторон претендуют на установление истины.  Предложение является сложноподчиненным, состоящим из 2 частей: главная и придаточная. Основа главной части: спор это способ (подлежащее и сказуемое в единственном числе). Основа в придаточной части: каждая претендуют (каждая – в единственном числе, претендуют – во множественном числе). И хотя в придаточной части речь идет о сторонах, которых несколько, слово «стороны» в родительном падеже не является подлежащим. Вместо него подлежащим является слово «каждая». Поэтому сказуемое «претендуют» нужно поставить в единственное число.  Верный вариант: Спор — это способ коллективного решения проблемы, при котором каждая из сторон претендует на установление истины.

ПРИМЕР 2

  • Спор — это способ коллективного решения проблемы, при котором каждая из сторон претендуют на установление истины.
  • Предложение является сложноподчиненным, состоящим из 2 частей: главная и придаточная. Основа главной части: спор это способ (подлежащее и сказуемое в единственном числе). Основа в придаточной части: каждая претендуют (каждая – в единственном числе, претендуют – во множественном числе). И хотя в придаточной части речь идет о сторонах, которых несколько, слово «стороны» в родительном падеже не является подлежащим. Вместо него подлежащим является слово «каждая». Поэтому сказуемое «претендуют» нужно поставить в единственное число.
  • Верный вариант: Спор — это способ коллективного решения проблемы, при котором каждая из сторон претендует на установление истины.
ПРИМЕР 3 Команда орнитологов из нескольких университетов разработали методику изучения редких птиц.  Основа предложения: команда разработали (команда – в единственном числе, разработали – во множественном числе). Хотя в предложении говорится об орнитологах, которых несколько, подлежащим является слово «команда» (т.к. команда в именительном падеже, а орнитологи в родительном падеже). Поэтому сказуемое «разработали» нужно поставить в единственное число.  Верный вариант: Команда орнитологов из нескольких университетов разработала методику изучения редких птиц.

ПРИМЕР 3

  • Команда орнитологов из нескольких университетов разработали методику изучения редких птиц.
  • Основа предложения: команда разработали (команда – в единственном числе, разработали – во множественном числе). Хотя в предложении говорится об орнитологах, которых несколько, подлежащим является слово «команда» (т.к. команда в именительном падеже, а орнитологи в родительном падеже). Поэтому сказуемое «разработали» нужно поставить в единственное число.
  • Верный вариант: Команда орнитологов из нескольких университетов разработала методику изучения редких птиц.
ПРИМЕР 4 Печать, в частности молодёжные журналы, уделяют много внимания вопросам культуры.  Основа предложения: печать уделяют (печать – в единственном числе, уделяют – во множественном числе). Хотя в предложении есть обособленная часть «в частности молодёжные журналы» во множественном числе, она не влияет на число сказуемого. Связь между подлежащим и сказуемым нарушена, поэтому нужно поставить сказуемое «уделяют» в единственное число.  Верный вариант: Печать, в частности молодёжные журналы, уделяет много внимания вопросам культуры.

ПРИМЕР 4

  • Печать, в частности молодёжные журналы, уделяют много внимания вопросам культуры.
  • Основа предложения: печать уделяют (печать – в единственном числе, уделяют – во множественном числе). Хотя в предложении есть обособленная часть «в частности молодёжные журналы» во множественном числе, она не влияет на число сказуемого. Связь между подлежащим и сказуемым нарушена, поэтому нужно поставить сказуемое «уделяют» в единственное число.
  • Верный вариант: Печать, в частности молодёжные журналы, уделяет много внимания вопросам культуры.
ПРИМЕР 5 Пятьдесят один строительный объект сданы в прошлом году.  Основа предложения: пятьдесят один объект сданы. Так как в подлежащем есть числительное, заканчивающееся на один, сказуемое должно быть в единственном числе, хотя в предложении речь идет о нескольких объектах. Поэтому нужно поставить сказуемое «сданы» в единственное число.   Верный вариант: Пятьдесят один строительный объект сдан в прошлом году.

ПРИМЕР 5

  • Пятьдесят один строительный объект сданы в прошлом году.
  • Основа предложения: пятьдесят один объект сданы. Так как в подлежащем есть числительное, заканчивающееся на один, сказуемое должно быть в единственном числе, хотя в предложении речь идет о нескольких объектах. Поэтому нужно поставить сказуемое «сданы» в единственное число.
  • Верный вариант: Пятьдесят один строительный объект сдан в прошлом году.
ПРИМЕР 6 Сухуми раскинулась на самом берегу моря.  Основа предложения: Сухуми раскинулась (Сухуми – это город, то есть слово мужского рода, раскинулась – женский род). Поэтому нужно поставить сказуемое «раскинулась» в мужской род.  Верный вариант: Сухуми раскинулся на самом берегу моря.

ПРИМЕР 6

  • Сухуми раскинулась на самом берегу моря.
  • Основа предложения: Сухуми раскинулась (Сухуми – это город, то есть слово мужского рода, раскинулась – женский род). Поэтому нужно поставить сказуемое «раскинулась» в мужской род.
  • Верный вариант: Сухуми раскинулся на самом берегу моря.
2. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением: примеры предложений   Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением – ошибка, которую часто требуется определить в задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса.   Приложение – это определение (признак предмета, отвечающий на вопрос: какой?), выраженное существительным.

2. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением: примеры предложений Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением – ошибка, которую часто требуется определить в задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса. Приложение – это определение (признак предмета, отвечающий на вопрос: какой?), выраженное существительным.

уметь находить в предложении приложение
  • уметь находить в предложении приложение
ПРИМЕР 1    О своём отношении к классической музыке В.П. Астафьев написал в очерке «Постскриптуме».  Определяемое слово: очерке. Приложение: Постскриптуме (в очерке каком?). Нужно согласовать приложение с определяемым словом (очерке «Постскриптум») либо убрать определяемое слово, и тогда форма слова «Постскриптум» будет зависеть от глагола «написал».   О своём отношении к классической музыке В.П. Астафьев написал в очерке «Постскриптум».  Или  О своём отношении к классической музыке В.П. Астафьев написал в «Постскриптуме».

ПРИМЕР 1

  • О своём отношении к классической музыке В.П. Астафьев написал в очерке «Постскриптуме».
  • Определяемое слово: очерке. Приложение: Постскриптуме (в очерке каком?). Нужно согласовать приложение с определяемым словом (очерке «Постскриптум») либо убрать определяемое слово, и тогда форма слова «Постскриптум» будет зависеть от глагола «написал». О своём отношении к классической музыке В.П. Астафьев написал в очерке «Постскриптум».
  • Или
  • О своём отношении к классической музыке В.П. Астафьев написал в «Постскриптуме».
ПРИМЕР 2    Утром ребята уже были на туристической базе «Радуге».  Определяемое слово: базе. Приложение: Радуге (на базе какой?). Нужно согласовать приложение с определяемым словом (базе «Радуга»).  Верный вариант: Утром ребята уже были на туристической базе «Радуга».

ПРИМЕР 2

  • Утром ребята уже были на туристической базе «Радуге».
  • Определяемое слово: базе. Приложение: Радуге (на базе какой?). Нужно согласовать приложение с определяемым словом (базе «Радуга»).
  • Верный вариант: Утром ребята уже были на туристической базе «Радуга».
ПРИМЕР 3    Мы встретились, отъехав от города Сочей несколько километров.  Определяемое слово: города. Приложение: Сочей (от города какого?). Название города Сочи не склоняется, поэтому в предложении нужно исправить Сочей на Сочи.  Верный вариант: Мы встретились, отъехав от города Сочи несколько километров.

ПРИМЕР 3

  • Мы встретились, отъехав от города Сочей несколько километров.
  • Определяемое слово: города. Приложение: Сочей (от города какого?). Название города Сочи не склоняется, поэтому в предложении нужно исправить Сочей на Сочи.
  • Верный вариант: Мы встретились, отъехав от города Сочи несколько километров.
3. Ошибка в построении предложения с однородными членами

3. Ошибка в построении предложения с однородными членами

Чтобы найти ошибку, нужно уметь находить однородные члены в предложении, а также знать основные правила:    Нельзя объединять в однородный ряд глаголы и существительные, полные и краткие формы прилагательных и причастий, причастный или деепричастный оборот и придаточное предложение, родовые и видовые понятия, а также далекие по смыслу понятия.

Чтобы найти ошибку, нужно уметь находить однородные члены в предложении, а также знать основные правила:

  • Нельзя объединять в однородный ряд глаголы и существительные, полные и краткие формы прилагательных и причастий, причастный или деепричастный оборот и придаточное предложение, родовые и видовые понятия, а также далекие по смыслу понятия.
Нельзя употреблять общее зависимое слово при однородных членах, требующих разного управления. Эта ошибка также называется «Нарушение управления при однородных членах предложения».  Двойные союзы не должны быть искаженными, а также необходимо соблюдать верный порядок слов при использовании двойных союзов.  Не должно быть избыточного использования союзов.
  • Нельзя употреблять общее зависимое слово при однородных членах, требующих разного управления. Эта ошибка также называется «Нарушение управления при однородных членах предложения».
  • Двойные союзы не должны быть искаженными, а также необходимо соблюдать верный порядок слов при использовании двойных союзов.
  • Не должно быть избыточного использования союзов.
ПРИМЕР 1     Занятия ведутся в соответствии и на основе утверждённого графика.  Однородные члены: в соответствии и на основе. Есть зависимое слово «график», которое является общим для однородных членов. Однако они требуют разного управления: «в соответствии» ставит зависимое слово в творительный падеж (в соответствии с чем? графиком), а «на основе» ставит зависимое слово в родительный падеж (на основе чего? графика). Поэтому нужно сделать так, чтобы слово «график» перестало быть общим зависимым словом.  Верный вариант: Занятия ведутся в соответствии с утвержденным графиком и на основе него.

ПРИМЕР 1

  • Занятия ведутся в соответствии и на основе утверждённого графика.
  • Однородные члены: в соответствии и на основе. Есть зависимое слово «график», которое является общим для однородных членов. Однако они требуют разного управления: «в соответствии» ставит зависимое слово в творительный падеж (в соответствии с чем? графиком), а «на основе» ставит зависимое слово в родительный падеж (на основе чего? графика). Поэтому нужно сделать так, чтобы слово «график» перестало быть общим зависимым словом.
  • Верный вариант: Занятия ведутся в соответствии с утвержденным графиком и на основе него.
ПРИМЕР 2 !    Он чувствовал, что душа его наполнена восхищением и любовью к матери.  Однородные члены: восхищением и любовью. Есть зависимое слово «мать», которое является общим для однородных членов. Однако они требуют разного управления: «восхищением» ставит зависимое слово в творительный падеж (восхищением кем? матерью), а «любовью» ставит зависимое слово в дательный падеж (любовью к кому? к матери). Поэтому нужно сделать так, чтобы слово «мать» перестало быть общим зависимым словом.  Верный вариант: Он чувствовал, что душа его наполнена восхищением матерью и любовью к ней.

ПРИМЕР 2 !

  • Он чувствовал, что душа его наполнена восхищением и любовью к матери.
  • Однородные члены: восхищением и любовью. Есть зависимое слово «мать», которое является общим для однородных членов. Однако они требуют разного управления: «восхищением» ставит зависимое слово в творительный падеж (восхищением кем? матерью), а «любовью» ставит зависимое слово в дательный падеж (любовью к кому? к матери). Поэтому нужно сделать так, чтобы слово «мать» перестало быть общим зависимым словом.
  • Верный вариант: Он чувствовал, что душа его наполнена восхищением матерью и любовью к ней.

ПРИМЕР 3

  • Недалеко от старого квартала мы увидели и познакомились с местными жителями. Однородные члены: увидели и познакомились. Есть зависимое слово «жители», которое является общим для однородных членов. Однако они требуют разного управления: «увидели» ставит зависимое слово в винительный падеж (увидели кого? жителей), а «познакомились» ставит зависимое слово в творительный падеж (познакомились с кем? с жителями). Поэтому нужно сделать так, чтобы слово «жители» перестало быть общим зависимым словом. Верный вариант: Недалеко от старого квартала мы увидели местных жителей и познакомились с ними.
  • Недалеко от старого квартала мы увидели и познакомились с местными жителями. Однородные члены: увидели и познакомились. Есть зависимое слово «жители», которое является общим для однородных членов. Однако они требуют разного управления: «увидели» ставит зависимое слово в винительный падеж (увидели кого? жителей), а «познакомились» ставит зависимое слово в творительный падеж (познакомились с кем? с жителями). Поэтому нужно сделать так, чтобы слово «жители» перестало быть общим зависимым словом. Верный вариант: Недалеко от старого квартала мы увидели местных жителей и познакомились с ними.
  • Недалеко от старого квартала мы увидели и познакомились с местными жителями. Однородные члены: увидели и познакомились. Есть зависимое слово «жители», которое является общим для однородных членов. Однако они требуют разного управления: «увидели» ставит зависимое слово в винительный падеж (увидели кого? жителей), а «познакомились» ставит зависимое слово в творительный падеж (познакомились с кем? с жителями). Поэтому нужно сделать так, чтобы слово «жители» перестало быть общим зависимым словом. Верный вариант: Недалеко от старого квартала мы увидели местных жителей и познакомились с ними.
  • Недалеко от старого квартала мы увидели и познакомились с местными жителями. Однородные члены: увидели и познакомились. Есть зависимое слово «жители», которое является общим для однородных членов. Однако они требуют разного управления: «увидели» ставит зависимое слово в винительный падеж (увидели кого? жителей), а «познакомились» ставит зависимое слово в творительный падеж (познакомились с кем? с жителями). Поэтому нужно сделать так, чтобы слово «жители» перестало быть общим зависимым словом. Верный вариант: Недалеко от старого квартала мы увидели местных жителей и познакомились с ними.
  • Недалеко от старого квартала мы увидели и познакомились с местными жителями.
  • Однородные члены: увидели и познакомились. Есть зависимое слово «жители», которое является общим для однородных членов. Однако они требуют разного управления: «увидели» ставит зависимое слово в винительный падеж (увидели кого? жителей), а «познакомились» ставит зависимое слово в творительный падеж (познакомились с кем? с жителями). Поэтому нужно сделать так, чтобы слово «жители» перестало быть общим зависимым словом.
  • Верный вариант: Недалеко от старого квартала мы увидели местных жителей и познакомились с ними.
ПРИМЕР 4    Подобравшись поближе, охотники увидели, что медведь не убит, а только раненый .  Однородные члены: убит и раненый. Прилагательное «убит» находится в краткой форме, а «раненый» в полной. Поэтому нужно поставить оба слова либо в краткую, либо в полную форму.  Верный вариант: Подобравшись поближе, охотники увидели, что медведь не убит, а только ранен.

ПРИМЕР 4

  • Подобравшись поближе, охотники увидели, что медведь не убит, а только раненый .
  • Однородные члены: убит и раненый. Прилагательное «убит» находится в краткой форме, а «раненый» в полной. Поэтому нужно поставить оба слова либо в краткую, либо в полную форму.
  • Верный вариант: Подобравшись поближе, охотники увидели, что медведь не убит, а только ранен.
ПРИМЕР 5    Простудам подвержены домашние животные, собаки, кошки, грызуны.   Однородные члены: домашние животные, собаки, кошки и грызуны. Родовое понятие «домашние животные» объединено в однородный ряд с видовыми понятиями «собаки, кошки, грызуны». Поэтому нужно либо убрать домашних животных из однородного ряда, либо сделать его обобщающим словом, так как все перечисленные дальше животные являются домашними.  Верный вариант: Простудам подвержены домашние животные: собаки, кошки, грызуны.

ПРИМЕР 5

  • Простудам подвержены домашние животные, собаки, кошки, грызуны.
  • Однородные члены: домашние животные, собаки, кошки и грызуны. Родовое понятие «домашние животные» объединено в однородный ряд с видовыми понятиями «собаки, кошки, грызуны». Поэтому нужно либо убрать домашних животных из однородного ряда, либо сделать его обобщающим словом, так как все перечисленные дальше животные являются домашними.
  • Верный вариант: Простудам подвержены домашние животные: собаки, кошки, грызуны.
ПРИМЕР 6    Книга не только предназначена для учителей, но и для учащихся старших классов.  Однородные члены: учителей и учащихся. Они объединены двойным союзом «НЕ ТОЛЬКО ... НО И». Однако первая часть двойного союза находится не на своем месте. Нужно поставить ее перед «для учителей».  Верный вариант: Книга предназначена не только для учителей, но и для учащихся старших классов.

ПРИМЕР 6

  • Книга не только предназначена для учителей, но и для учащихся старших классов.
  • Однородные члены: учителей и учащихся. Они объединены двойным союзом «НЕ ТОЛЬКО ... НО И». Однако первая часть двойного союза находится не на своем месте. Нужно поставить ее перед «для учителей».
  • Верный вариант: Книга предназначена не только для учителей, но и для учащихся старших классов.
ПРИМЕР 7     Студенты-дипломники Веймарского университета создали компьютерный проектор, который показывает как кинофильмы, а также телепередачи на любой поверхности.   Однородные члены: кинофильмы и телепередачи. Они объединены двойным союзом «КАК ... А ТАКЖЕ». Однако такого двойного союза нет, есть двойной союз «КАК ... ТАК И». Поэтому нужно исправить вторую часть союза на верную.  Верный вариант: Студенты-дипломники Веймарского университета создали компьютерный проектор, который показывает как кинофильмы, так и телепередачи на любой поверхности.

ПРИМЕР 7

  • Студенты-дипломники Веймарского университета создали компьютерный проектор, который показывает как кинофильмы, а также телепередачи на любой поверхности.
  • Однородные члены: кинофильмы и телепередачи. Они объединены двойным союзом «КАК ... А ТАКЖЕ». Однако такого двойного союза нет, есть двойной союз «КАК ... ТАК И». Поэтому нужно исправить вторую часть союза на верную.
  • Верный вариант: Студенты-дипломники Веймарского университета создали компьютерный проектор, который показывает как кинофильмы, так и телепередачи на любой поверхности.
4. Нарушение в построении предложения с обособленным определением   Если обособленное определение является причастием, то ошибка также называется «Нарушение в построении предложения с причастным оборотом». Кроме этого данная ошибка может быть названа «Нарушение согласования», поскольку определяемое слово и определение связаны друг с другом с помощью согласования.  Чтобы найти ошибку, нужно уметь находить в предложении определение, обособленное запятыми.

4. Нарушение в построении предложения с обособленным определением

  • Если обособленное определение является причастием, то ошибка также называется «Нарушение в построении предложения с причастным оборотом». Кроме этого данная ошибка может быть названа «Нарушение согласования», поскольку определяемое слово и определение связаны друг с другом с помощью согласования.
  • Чтобы найти ошибку, нужно уметь находить в предложении определение, обособленное запятыми.
ПРИМЕР 1    Тургенев был писателем, необыкновенно чуткий к красоте слова.  Обособленное определение «чуткий» относится к определяемому слову «писателем», поэтому оно должно быть согласовано с ним (писателем каким? чутким – творительный падеж).  Верный вариант: Тургенев был писателем, необыкновенно чутким к красоте слова.

ПРИМЕР 1

  • Тургенев был писателем, необыкновенно чуткий к красоте слова.
  • Обособленное определение «чуткий» относится к определяемому слову «писателем», поэтому оно должно быть согласовано с ним (писателем каким? чутким – творительный падеж).
  • Верный вариант: Тургенев был писателем, необыкновенно чутким к красоте слова.
ПРИМЕР 2    Статья о Корнее Ивановиче Чуковском, известным широкой публике, пожалуй, лишь произведениями для детей, открывает нам новые грани его таланта переводчика.  Обособленное определение «известным» относится к определяемому слову «Корнее Ивановиче Чуковском», поэтому оно должно быть согласовано с ним (Корнее Ивановиче Чуковском каком? известном – предложный падеж).  Верный вариант: Статья о Корнее Ивановиче Чуковском, известном широкой публике, пожалуй, лишь произведениями для детей, открывает нам новые грани его таланта переводчика.

ПРИМЕР 2

  • Статья о Корнее Ивановиче Чуковском, известным широкой публике, пожалуй, лишь произведениями для детей, открывает нам новые грани его таланта переводчика.
  • Обособленное определение «известным» относится к определяемому слову «Корнее Ивановиче Чуковском», поэтому оно должно быть согласовано с ним (Корнее Ивановиче Чуковском каком? известном – предложный падеж).
  • Верный вариант: Статья о Корнее Ивановиче Чуковском, известном широкой публике, пожалуй, лишь произведениями для детей, открывает нам новые грани его таланта переводчика.
5. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом   Данную ошибку можно также определить как «Нарушение в построении предложения с обособленным определением» в случае, если причастный оборот стоит после определяемого слова и обособляется запятыми, поскольку причастие является определением. Также эта ошибка может быть названа «Нарушение согласования», поскольку определяемое слово и причастие связаны друг с другом с помощью согласования.

5. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом

  • Данную ошибку можно также определить как «Нарушение в построении предложения с обособленным определением» в случае, если причастный оборот стоит после определяемого слова и обособляется запятыми, поскольку причастие является определением. Также эта ошибка может быть названа «Нарушение согласования», поскольку определяемое слово и причастие связаны друг с другом с помощью согласования.
Чтобы найти ошибку, нужно уметь находить в предложении причастный оборот, а также знать основные правила :  Причастный оборот должен быть согласован с определяемым словом;  Причастный оборот не должен быть удален от определяемого слова;  Причастный оборот не должен разбиваться на части определяемым словом.
  • Чтобы найти ошибку, нужно уметь находить в предложении причастный оборот, а также знать основные правила :
  • Причастный оборот должен быть согласован с определяемым словом;
  • Причастный оборот не должен быть удален от определяемого слова;
  • Причастный оборот не должен разбиваться на части определяемым словом.
ПРИМЕР 1    Масло эвкалипта - мощный антисептик, подходящее для лечения простуды и заживления ран.  Причастный оборот: подходящее для лечения простуды и заживления ран. Он относится к слову «антисептик», так как стоит рядом с ним, хотя этот причастный оборот согласован не с словом «антисептик», а со словом «масло», что неверно. Поэтому нужно поставить причастие в ту же форму, что и существительное «антисептик»: антисептик какой? подходящий.  Верный вариант: Масло эвкалипта - мощный антисептик, подходящий для лечения простуды и заживления ран.

ПРИМЕР 1

  • Масло эвкалипта - мощный антисептик, подходящее для лечения простуды и заживления ран.
  • Причастный оборот: подходящее для лечения простуды и заживления ран. Он относится к слову «антисептик», так как стоит рядом с ним, хотя этот причастный оборот согласован не с словом «антисептик», а со словом «масло», что неверно. Поэтому нужно поставить причастие в ту же форму, что и существительное «антисептик»: антисептик какой? подходящий.
  • Верный вариант: Масло эвкалипта - мощный антисептик, подходящий для лечения простуды и заживления ран.
ПРИМЕР 2    Поражающий парк в Павловске своей красотой давно привлекает внимание туристов.  Причастный оборот: поражающий своей красотой. Он разбит на части определяемым словом «парк», что неверно. Правильно будет разместить причастный оборот полностью перед определяемым словом или после него.  Верный вариант 1: Поражающий своей красотой парк в Павловске давно привлекает внимание туристов.   Верный вариант 2: Парк в Павловске, поражающий своей красотой, давно привлекает внимание туристов.

ПРИМЕР 2

  • Поражающий парк в Павловске своей красотой давно привлекает внимание туристов.
  • Причастный оборот: поражающий своей красотой. Он разбит на части определяемым словом «парк», что неверно. Правильно будет разместить причастный оборот полностью перед определяемым словом или после него.
  • Верный вариант 1: Поражающий своей красотой парк в Павловске давно привлекает внимание туристов.
  • Верный вариант 2: Парк в Павловске, поражающий своей красотой, давно привлекает внимание туристов.
ПРИМЕР 3    В романах М. Шолохова нет лжи, притворившийся очередной правдой.  Причастный оборот: притворившийся очередной правдой. Он относится к слову «лжи», но не согласован с ним. Существительное «лжи» относится к женскому роду и стоит в родительном падеже, а причастие «притворившийся» – к мужскому и в именительном. Поэтому нужно поставить причастие в родительный падеж и женский род: «притворившейся».  Верный вариант: В романах М. Шолохова нет лжи, притворившейся очередной правдой.

ПРИМЕР 3

  • В романах М. Шолохова нет лжи, притворившийся очередной правдой.
  • Причастный оборот: притворившийся очередной правдой. Он относится к слову «лжи», но не согласован с ним. Существительное «лжи» относится к женскому роду и стоит в родительном падеже, а причастие «притворившийся» – к мужскому и в именительном. Поэтому нужно поставить причастие в родительный падеж и женский род: «притворившейся».
  • Верный вариант: В романах М. Шолохова нет лжи, притворившейся очередной правдой.
ПРИМЕР 4     Осенью колосья пшеницы ждут того часа, отяжелевшие от созревших зёрен, когда появятся в поле комбайны.  Причастный оборот: отяжелевшие от созревших зёрен. Он находится далеко от определяемого слова «колосья», из-за чего кажется, что причастный оборот относится к слову «часа». Поэтому нужно поставить причастный оборот перед определяемым словом или после него.  Верный вариант 1: Осенью колосья пшеницы, отяжелевшие от созревших зёрен, ждут того часа, когда появятся в поле комбайны.  Верный вариант 2: Осенью отяжелевшие от созревших зёрен колосья пшеницы ждут того часа, когда появятся в поле комбайны.

ПРИМЕР 4

  • Осенью колосья пшеницы ждут того часа, отяжелевшие от созревших зёрен, когда появятся в поле комбайны.
  • Причастный оборот: отяжелевшие от созревших зёрен. Он находится далеко от определяемого слова «колосья», из-за чего кажется, что причастный оборот относится к слову «часа». Поэтому нужно поставить причастный оборот перед определяемым словом или после него.
  • Верный вариант 1: Осенью колосья пшеницы, отяжелевшие от созревших зёрен, ждут того часа, когда появятся в поле комбайны.
  • Верный вариант 2: Осенью отяжелевшие от созревших зёрен колосья пшеницы ждут того часа, когда появятся в поле комбайны.
6. Нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом   деепричастие и глагол должны относиться к одному и тому же лицу.

6. Нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом

  • деепричастие и глагол должны относиться к одному и тому же лицу.
ПРИМЕР 1    Находясь в пути, всегда вспоминается дом.  Деепричастный оборот: находясь в пути. Основа предложения: дом вспоминается. Сказуемое «вспоминается» относится к подлежащему «дом». Деепричастие «находясь» тоже должно относиться к слову «дом». Но в этом случае получается, что дом находится в пути, а это неверно. В пути находится рассказчик, то есть «я».  Верный вариант: Находясь в пути, я всегда вспоминаю дом.

ПРИМЕР 1

  • Находясь в пути, всегда вспоминается дом.
  • Деепричастный оборот: находясь в пути. Основа предложения: дом вспоминается. Сказуемое «вспоминается» относится к подлежащему «дом». Деепричастие «находясь» тоже должно относиться к слову «дом». Но в этом случае получается, что дом находится в пути, а это неверно. В пути находится рассказчик, то есть «я».
  • Верный вариант: Находясь в пути, я всегда вспоминаю дом.
ПРИМЕР 2    Уходя со смены, рабочими проверяется оборудование фабрики.  Деепричастный оборот: уходя со смены. Основа предложения: оборудование проверяется. Сказуемое «проверяется» относится к подлежащему «оборудование». Деепричастие «уходя» тоже должно относиться к слову «оборудование». Но в этом случае получается, что оборудование уходит со смены, а это неверно, так как со смены уходят рабочие.  Верный вариант: Уходя со смены, рабочие проверяют оборудование фабрики.

ПРИМЕР 2

  • Уходя со смены, рабочими проверяется оборудование фабрики.
  • Деепричастный оборот: уходя со смены. Основа предложения: оборудование проверяется. Сказуемое «проверяется» относится к подлежащему «оборудование». Деепричастие «уходя» тоже должно относиться к слову «оборудование». Но в этом случае получается, что оборудование уходит со смены, а это неверно, так как со смены уходят рабочие.
  • Верный вариант: Уходя со смены, рабочие проверяют оборудование фабрики.
ПРИМЕР 3    Наслаждаясь вкусным ужином, беседа наша протекала безмятежно.  Деепричастный оборот: наслаждаясь вкусным ужином. Основа предложения: беседа протекала. Сказуемое «протекала» относится к подлежащему «беседа». Деепричастие «наслаждаясь» тоже должно относиться к слову «беседа». Но в этом случае получается, что беседа наслаждалась вкусным ужином, а это неверно, так как ужином наслаждались «мы».  Верный вариант: Наслаждаясь вкусным ужином, мы безмятежно беседовали.

ПРИМЕР 3

  • Наслаждаясь вкусным ужином, беседа наша протекала безмятежно.
  • Деепричастный оборот: наслаждаясь вкусным ужином. Основа предложения: беседа протекала. Сказуемое «протекала» относится к подлежащему «беседа». Деепричастие «наслаждаясь» тоже должно относиться к слову «беседа». Но в этом случае получается, что беседа наслаждалась вкусным ужином, а это неверно, так как ужином наслаждались «мы».
  • Верный вариант: Наслаждаясь вкусным ужином, мы безмятежно беседовали.
7. Нарушение согласования   Согласование

7. Нарушение согласования

  • Согласование
ПРИМЕР 1    Во весь опор мчались лошади казаков, покрытых пеной.   Существительное «лошади» связано с причастием «покрытых» при помощи согласования. Но причастие находится в другом падеже, поэтому кажется, что оно относится к слову «казаков», хотя по смыслу это неверно. Нужно согласовать причастие «покрытых» с существительным «лошади»: лошади какие? покрытые пеной.  Верный вариант: Во весь опор мчались лошади казаков, покрытые пеной.

ПРИМЕР 1

  • Во весь опор мчались лошади казаков, покрытых пеной.
  • Существительное «лошади» связано с причастием «покрытых» при помощи согласования. Но причастие находится в другом падеже, поэтому кажется, что оно относится к слову «казаков», хотя по смыслу это неверно. Нужно согласовать причастие «покрытых» с существительным «лошади»: лошади какие? покрытые пеной.
  • Верный вариант: Во весь опор мчались лошади казаков, покрытые пеной.
ПРИМЕР 2    Автор «Слова о полку Игореве» призывал к единению русских князей, постоянно враждующим друг с другом.  Существительное «князей» связано с причастием «враждующим» при помощи согласования. Но существительное «князей» стоит в родительном падеже и множественном числе, а причастие «враждующим» – в творительном падеже и единственном числе. Поэтому нужно поставить причастие в ту же форму, что и существительное «князей»: князей каких? враждующих.  Верный вариант: Автор «Слова о полку Игореве» призывал к единению русских князей, постоянно враждующих друг с другом.

ПРИМЕР 2

  • Автор «Слова о полку Игореве» призывал к единению русских князей, постоянно враждующим друг с другом.
  • Существительное «князей» связано с причастием «враждующим» при помощи согласования. Но существительное «князей» стоит в родительном падеже и множественном числе, а причастие «враждующим» – в творительном падеже и единственном числе. Поэтому нужно поставить причастие в ту же форму, что и существительное «князей»: князей каких? враждующих.
  • Верный вариант: Автор «Слова о полку Игореве» призывал к единению русских князей, постоянно враждующих друг с другом.
Нарушение управления Управление – это вид подчинительной связи при котором главное слово определяет форму зависимого, причем при изменении формы главного слова, зависимое не меняется. Чаще всего главное слово выражено глаголом, деепричастием или причастием, а зависимое – существительным, местоимением и др.

Нарушение управления

  • Управление – это вид подчинительной связи при котором главное слово определяет форму зависимого, причем при изменении формы главного слова, зависимое не меняется. Чаще всего главное слово выражено глаголом, деепричастием или причастием, а зависимое – существительным, местоимением и др.
! В качестве исторического деятеля можно привести к примеру Петра I.  Управление: привести к примеру. Главное слово – глагол «привести», зависимое слово – существительное с предлогом «к примеру». Глагол «привести» ставит зависимое слово в винительный падеж и требует другой предлог для связи с существительным (привести во что? в пример).   Верный вариант: В качестве исторического деятеля можно привести в пример Петра I.

!

  • В качестве исторического деятеля можно привести к примеру Петра I.
  • Управление: привести к примеру. Главное слово – глагол «привести», зависимое слово – существительное с предлогом «к примеру». Глагол «привести» ставит зависимое слово в винительный падеж и требует другой предлог для связи с существительным (привести во что? в пример).
  • Верный вариант: В качестве исторического деятеля можно привести в пример Петра I.
Автор противопоставляет настоящую дружбу к предательству.  Управление: противопоставляет дружбу к предательству. Главное слово – глагол «противопоставляет», зависимые слова – существительные «дружбу» и «предательству». Глагол «противопоставляет» ставит первое зависимое слово в винительный падеж (противопоставляет что? дружбу), а второе – в дательный (противопоставляет дружбу чему? предательству). Поэтому предлог перед словом «предательству» лишний.   Верный вариант: Автор противопоставляет настоящую дружбу предательству.
  • Автор противопоставляет настоящую дружбу к предательству.
  • Управление: противопоставляет дружбу к предательству. Главное слово – глагол «противопоставляет», зависимые слова – существительные «дружбу» и «предательству». Глагол «противопоставляет» ставит первое зависимое слово в винительный падеж (противопоставляет что? дружбу), а второе – в дательный (противопоставляет дружбу чему? предательству). Поэтому предлог перед словом «предательству» лишний.
  • Верный вариант: Автор противопоставляет настоящую дружбу предательству.
Я хотел вникнуть и познать все тайны истории Древнего мира.  Однородные члены «вникнуть» и «познать» имеют общее зависимое слово «тайны». Каждое из них ставит зависимое слово в винительный падеж (вникнуть во что? в тайны; познать что? тайны), однако для связи с зависимым словом глаголу «вникнуть» нужен предлог «в». Это нарушение управления при однородных членах предложения. Нужно сделать так, чтобы слово «тайны» перестало быть общим зависимым словом и добавить предлог «в» после глагола «вникнуть».  Верный вариант: Я хотел вникнуть во все тайны истории Древнего мира и познать их.
  • Я хотел вникнуть и познать все тайны истории Древнего мира.
  • Однородные члены «вникнуть» и «познать» имеют общее зависимое слово «тайны». Каждое из них ставит зависимое слово в винительный падеж (вникнуть во что? в тайны; познать что? тайны), однако для связи с зависимым словом глаголу «вникнуть» нужен предлог «в». Это нарушение управления при однородных членах предложения. Нужно сделать так, чтобы слово «тайны» перестало быть общим зависимым словом и добавить предлог «в» после глагола «вникнуть».
  • Верный вариант: Я хотел вникнуть во все тайны истории Древнего мира и познать их.
9. Ошибка в построении сложного предложения   Сложные предложения бывают 3 видов: сложносочиненные (состоят из равноправных частей),  сложноподчиненные (состоят из главной и придаточных частей) и  сложные предложения с разными видами связей . Чаще всего требуется найти ошибку в построении сложного предложения, реже – в построении сложноподчиненного предложения.

9. Ошибка в построении сложного предложения

  • Сложные предложения бывают 3 видов:
  • сложносочиненные (состоят из равноправных частей),
  • сложноподчиненные (состоят из главной и придаточных частей) и
  • сложные предложения с разными видами связей . Чаще всего требуется найти ошибку в построении сложного предложения, реже – в построении сложноподчиненного предложения.
Чтобы найти ошибку в предложении, нужно знать основные правила:  Союзное слово «который» относится к ближайшему перед ним существительному того же рода;  Составные союзы не должны быть искаженными;  В предложении нельзя употреблять лишние союзы.
  • Чтобы найти ошибку в предложении, нужно знать основные правила:
  • Союзное слово «который» относится к ближайшему перед ним существительному того же рода;
  • Составные союзы не должны быть искаженными;
  • В предложении нельзя употреблять лишние союзы.
Пример 1 Когда тяжёлый бой уже закончился, но кое-где ещё слышны были отдельные выстрелы.  Предложение является сложным, состоящим из 2 частей: «бой закончился», «выстрелы были слышны». Первая часть начинается с подчинительного союза «когда», и между двумя частями сложного предложения находится сочинительный союз «но». Из-за избыточности союзных средств сложно определить, равноправны ли части предложения. Поэтому нужно убрать один из союзов.  Верный вариант 1: Когда тяжёлый бой уже закончился, кое-где ещё слышны были отдельные выстрелы.  Верный вариант 2: Тяжёлый бой уже закончился, но кое-где ещё слышны были отдельные выстрелы.

Пример 1

  • Когда тяжёлый бой уже закончился, но кое-где ещё слышны были отдельные выстрелы.
  • Предложение является сложным, состоящим из 2 частей: «бой закончился», «выстрелы были слышны». Первая часть начинается с подчинительного союза «когда», и между двумя частями сложного предложения находится сочинительный союз «но». Из-за избыточности союзных средств сложно определить, равноправны ли части предложения. Поэтому нужно убрать один из союзов.
  • Верный вариант 1: Когда тяжёлый бой уже закончился, кое-где ещё слышны были отдельные выстрелы.
  • Верный вариант 2: Тяжёлый бой уже закончился, но кое-где ещё слышны были отдельные выстрелы.
Пример 2 Матрёна была тем праведником, без которой, по пословице, не стоит село.  Предложение является сложноподчиненным, в нем есть главная («Матрёна была праведником») и придаточная («без которой не стоит село») части. Придаточная часть начинается с союзного слова «которой». Оно женского рода, значит относится к слову «Матрёна». Однако если задать вопрос от главной части к придаточной (Матрена была каким праведником?), можно сделать вывод, что союзное слово должно быть мужского рода, так как оно относится к слову «праведником».  Верный вариант: Матрёна была тем праведником, без которого, по пословице, не стоит село.

Пример 2

  • Матрёна была тем праведником, без которой, по пословице, не стоит село.
  • Предложение является сложноподчиненным, в нем есть главная («Матрёна была праведником») и придаточная («без которой не стоит село») части. Придаточная часть начинается с союзного слова «которой». Оно женского рода, значит относится к слову «Матрёна». Однако если задать вопрос от главной части к придаточной (Матрена была каким праведником?), можно сделать вывод, что союзное слово должно быть мужского рода, так как оно относится к слову «праведником».
  • Верный вариант: Матрёна была тем праведником, без которого, по пословице, не стоит село.
Пример 3 Размышляя над темой «маленького человека» в русской литературе, понимаешь, что до чего был гениален А.С. Пушкин, создавший яркий образ Самсона Вырина в повести «Станционный смотритель».  Предложение является сложноподчиненным, в нем есть главная («понимаешь») и придаточная («до чего был гениален А.С. Пушкин») части. Придаточная часть начинается с союза «что» и «до чего». Если задать вопрос от главной части к придаточной (Понимаешь что? До чего был гениален А.С. Пушкин), становится понятно, что союз «что» является лишним и его нужно убрать из предложения.  Верный вариант: Размышляя над темой «маленького человека» в русской литературе, понимаешь, до чего был гениален А.С. Пушкин, создавший яркий образ Самсона Вырина в повести «Станционный смотритель».

Пример 3

  • Размышляя над темой «маленького человека» в русской литературе, понимаешь, что до чего был гениален А.С. Пушкин, создавший яркий образ Самсона Вырина в повести «Станционный смотритель».
  • Предложение является сложноподчиненным, в нем есть главная («понимаешь») и придаточная («до чего был гениален А.С. Пушкин») части. Придаточная часть начинается с союза «что» и «до чего». Если задать вопрос от главной части к придаточной (Понимаешь что? До чего был гениален А.С. Пушкин), становится понятно, что союз «что» является лишним и его нужно убрать из предложения.
  • Верный вариант: Размышляя над темой «маленького человека» в русской литературе, понимаешь, до чего был гениален А.С. Пушкин, создавший яркий образ Самсона Вырина в повести «Станционный смотритель».
Пример 4 Мама всегда меня ругает, что я разбрасываю свои вещи.   Предложение является сложноподчиненным, в нем есть главная («Мама всегда меня ругает») и придаточная («что я разбрасываю свои вещи») части. Придаточная часть начинается с союза «что». Если задать вопрос от главной части к придаточной (Мама меня ругает почему? Потому что я разбрасываю свои вещи), становится понятно, что союз «что» нужно заменить на составной союз «потому что».  Верный вариант: Мама всегда меня ругает, потому что я разбрасываю свои вещи.

Пример 4

  • Мама всегда меня ругает, что я разбрасываю свои вещи.
  • Предложение является сложноподчиненным, в нем есть главная («Мама всегда меня ругает») и придаточная («что я разбрасываю свои вещи») части. Придаточная часть начинается с союза «что». Если задать вопрос от главной части к придаточной (Мама меня ругает почему? Потому что я разбрасываю свои вещи), становится понятно, что союз «что» нужно заменить на составной союз «потому что».
  • Верный вариант: Мама всегда меня ругает, потому что я разбрасываю свои вещи.
Пример 5 Текст принадлежит перу Д.С. Лихачёва, в котором поднимается проблема сохранения культурного наследия.  Предложение является сложноподчиненным, в нем есть главная («Текст принадлежит перу Д.С. Лихачёва») и придаточная («в котором поднимается проблема сохранения культурного наследия») части. Придаточная часть начинается с союзного слова «в котором». Оно мужского рода, значит относится к слову «Д.С. Лихачёва». Получается, что в Д.С. Лихачеве поднимается проблема сохранения культурного наследия, но придаточное предложение по смыслу относится к слову «текст». Значит придаточное предложение нужно поставить после слова «текст», чтобы не терялся смысл.   Верный вариант: Текст, в котором поднимается проблема сохранения культурного наследия, принадлежит перу Д.С. Лихачёва.

Пример 5

  • Текст принадлежит перу Д.С. Лихачёва, в котором поднимается проблема сохранения культурного наследия.
  • Предложение является сложноподчиненным, в нем есть главная («Текст принадлежит перу Д.С. Лихачёва») и придаточная («в котором поднимается проблема сохранения культурного наследия») части. Придаточная часть начинается с союзного слова «в котором». Оно мужского рода, значит относится к слову «Д.С. Лихачёва». Получается, что в Д.С. Лихачеве поднимается проблема сохранения культурного наследия, но придаточное предложение по смыслу относится к слову «текст». Значит придаточное предложение нужно поставить после слова «текст», чтобы не терялся смысл.
  • Верный вариант: Текст, в котором поднимается проблема сохранения культурного наследия, принадлежит перу Д.С. Лихачёва.
10. Неправильное построение предложения с косвенной речью: примеры предложений

10. Неправильное построение предложения с косвенной речью: примеры предложений

ПРИМЕР 1    Автор статьи пишет, что я обращаюсь ко всем, кому не безразлична судьба России.  В предложении присутствуют признаки прямой («я обращаюсь» – речь от первого лица) и косвенной речи («автор пишет, что»). Нужно переделать предложение в косвенную речь, заменив местоимения первого лица на местоимения третьего лица.  Верный вариант: Автор статьи пишет, что он обращается ко всем, кому не безразлична судьба России.

ПРИМЕР 1

  • Автор статьи пишет, что я обращаюсь ко всем, кому не безразлична судьба России.
  • В предложении присутствуют признаки прямой («я обращаюсь» – речь от первого лица) и косвенной речи («автор пишет, что»). Нужно переделать предложение в косвенную речь, заменив местоимения первого лица на местоимения третьего лица.
  • Верный вариант: Автор статьи пишет, что он обращается ко всем, кому не безразлична судьба России.
ПРИМЕР 2    Как сказал журналист, что трех моих жизней не хватит, чтобы исчерпать тему Байкала.  В предложении присутствуют признаки прямой («трех моих жизней» – речь от первого лица) и косвенной речи («журналист сказал, что»). Нужно переделать предложение в косвенную речь, заменив местоимения первого лица на местоимения третьего лица.  Верный вариант 1: Как сказал журналист, что трех его жизней не хватит, чтобы исчерпать тему Байкала.

ПРИМЕР 2

  • Как сказал журналист, что трех моих жизней не хватит, чтобы исчерпать тему Байкала.
  • В предложении присутствуют признаки прямой («трех моих жизней» – речь от первого лица) и косвенной речи («журналист сказал, что»). Нужно переделать предложение в косвенную речь, заменив местоимения первого лица на местоимения третьего лица.
  • Верный вариант 1: Как сказал журналист, что трех его жизней не хватит, чтобы исчерпать тему Байкала.
ПРИМЕР 3    Не случайно герой говорит, что я никогда не прячусь за чужими спинами.  В предложении присутствуют признаки прямой («я никогда не прячусь» – речь от первого лица) и косвенной речи («герой говорит, что»). Нужно переделать предложение в косвенную речь, заменив местоимения первого лица на местоимения третьего лица.  Верный вариант 1: Не случайно герой говорит, что он никогда не прячется за чужими спинами.

ПРИМЕР 3

  • Не случайно герой говорит, что я никогда не прячусь за чужими спинами.
  • В предложении присутствуют признаки прямой («я никогда не прячусь» – речь от первого лица) и косвенной речи («герой говорит, что»). Нужно переделать предложение в косвенную речь, заменив местоимения первого лица на местоимения третьего лица.
  • Верный вариант 1: Не случайно герой говорит, что он никогда не прячется за чужими спинами.
11. Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм   Чаще всего эта ошибка проявляется в предложении следующим образом:  не совпадает вид глаголов; не совпадает время глаголов.  Чтобы найти ошибку, нужно уметь определять вид и время глаголов в предложении.

11. Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

  • Чаще всего эта ошибка проявляется в предложении следующим образом:
  • не совпадает вид глаголов; не совпадает время глаголов.
  • Чтобы найти ошибку, нужно уметь определять вид и время глаголов в предложении.
ПРИМЕР 1    Бабушка вяжет шарф и подарила его своему внуку.  В предложении 2 глагола «вяжет» и «подарила» используются как однородные члены, хотя «вяжет» – глагол настоящего времени несовершенного вида (бабушка что делает?), а «подарила» – глагол прошедшего времени совершенного вида (бабушка что сделала?). Получается, что бабушка вяжет шарф сейчас, но она уже подарила его внуку. Нужно, чтобы оба глагола были одного вида и времени, поэтому форму одного из них нужно изменить. Например, заменить «вяжет» на «связала».  Верный вариант: Бабушка связала шарф и подарила его своему внуку.

ПРИМЕР 1

  • Бабушка вяжет шарф и подарила его своему внуку.
  • В предложении 2 глагола «вяжет» и «подарила» используются как однородные члены, хотя «вяжет» – глагол настоящего времени несовершенного вида (бабушка что делает?), а «подарила» – глагол прошедшего времени совершенного вида (бабушка что сделала?). Получается, что бабушка вяжет шарф сейчас, но она уже подарила его внуку. Нужно, чтобы оба глагола были одного вида и времени, поэтому форму одного из них нужно изменить. Например, заменить «вяжет» на «связала».
  • Верный вариант: Бабушка связала шарф и подарила его своему внуку.
ПРИМЕР 2    Они разбредались кто куда, а некоторые совсем близко подошли к рассказчику.  В предложении 2 глагола: разбредались и подошли. «Разбредались» – глагол несовершенного вида (что делали?), а «подошли» – глагол совершенного вида (что сделали?). Нужно, чтобы оба глагола были одного вида, поэтому форму одного из них нужно изменить. Например, заменить «подошли» на «подходили».  Верный вариант: Они разбредались кто куда, а некоторые совсем близко подходили к рассказчику.

ПРИМЕР 2

  • Они разбредались кто куда, а некоторые совсем близко подошли к рассказчику.
  • В предложении 2 глагола: разбредались и подошли. «Разбредались» – глагол несовершенного вида (что делали?), а «подошли» – глагол совершенного вида (что сделали?). Нужно, чтобы оба глагола были одного вида, поэтому форму одного из них нужно изменить. Например, заменить «подошли» на «подходили».
  • Верный вариант: Они разбредались кто куда, а некоторые совсем близко подходили к рассказчику.
ПРИМЕР 3    Летом небо на юге чёрное-чёрное, и звёзды на нём как будто водили хоровод.  Предложение является сложным: в первой части глагола нет, но подразумевается настоящее время, во второй части есть глагол прошедшего времени «водили». Поэтому нужно сделать, чтобы обе части были или в настоящем или в прошедшем времени.  Верный вариант 1: Летом небо на юге было чёрное-чёрное, и звёзды на нём как будто водили хоровод.   Верный вариант 2: Летом небо на юге чёрное-чёрное, и звёзды на нём как будто водят хоровод.

ПРИМЕР 3

  • Летом небо на юге чёрное-чёрное, и звёзды на нём как будто водили хоровод.
  • Предложение является сложным: в первой части глагола нет, но подразумевается настоящее время, во второй части есть глагол прошедшего времени «водили». Поэтому нужно сделать, чтобы обе части были или в настоящем или в прошедшем времени.
  • Верный вариант 1: Летом небо на юге было чёрное-чёрное, и звёзды на нём как будто водили хоровод.
  • Верный вариант 2: Летом небо на юге чёрное-чёрное, и звёзды на нём как будто водят хоровод.
12. Неправильное употребление падежной формы существительного: примеры предложений    Ошибка встречается в двух вариантах:  неправильное употребление падежной формы существительного;  неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.  Чтобы найти ошибку, нужно уметь ставить существительное в правильный падеж, а также знать правила:   Если предлог «по» имеет значение «после чего-нибудь», то существительное после него должно стоять не в дательном падеже, а в предложном (по приезде, по прибытии, по завершении, по окончании и др.).

12. Неправильное употребление падежной формы существительного: примеры предложений

  • Ошибка встречается в двух вариантах:
  • неправильное употребление падежной формы существительного;
  • неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.
  • Чтобы найти ошибку, нужно уметь ставить существительное в правильный падеж, а также знать правила:

Если предлог «по» имеет значение «после чего-нибудь», то существительное после него должно стоять не в дательном падеже, а в предложном (по приезде, по прибытии, по завершении, по окончании и др.).

ПРИМЕР 1    Лётчик действовал согласно инструкций, полученных от главного диспетчера аэропорта.  Лётчик действовал согласно инструкциям, полученным от главного диспетчера аэропорта.

ПРИМЕР 1

  • Лётчик действовал согласно инструкций, полученных от главного диспетчера аэропорта.
  • Лётчик действовал согласно инструкциям, полученным от главного диспетчера аэропорта.
ПРИМЕР 2    По приезду в город мы остановились в маленькой уютной гостинице.  Существительное «приезду» с предлогом «по» в значении «после приезда» стоит в дательном падеже, а должно быть в предложном.   Верный вариант: По приезде в город мы остановились в маленькой уютной гостинице.

ПРИМЕР 2

  • По приезду в город мы остановились в маленькой уютной гостинице.
  • Существительное «приезду» с предлогом «по» в значении «после приезда» стоит в дательном падеже, а должно быть в предложном.
  • Верный вариант: По приезде в город мы остановились в маленькой уютной гостинице.
ПРИМЕР 3    Вследствие сильным дождям вода в реке всё прибывала.  Вследствие сильных дождей вода в реке всё прибывала.

ПРИМЕР 3

  • Вследствие сильным дождям вода в реке всё прибывала.
  • Вследствие сильных дождей вода в реке всё прибывала.
ПРИМЕР 4    По окончанию праздника участники начинают мастерить новые фонари на будущий год.  Существительное «окончанию» с предлогом «по» в значении «после окончания» стоит в дательном падеже, а должно быть в предложном.  Верный вариант: По окончании праздника участники начинают мастерить новые фонари на будущий год.

ПРИМЕР 4

  • По окончанию праздника участники начинают мастерить новые фонари на будущий год.
  • Существительное «окончанию» с предлогом «по» в значении «после окончания» стоит в дательном падеже, а должно быть в предложном.
  • Верный вариант: По окончании праздника участники начинают мастерить новые фонари на будущий год.
ПРИМЕР 5    Благодаря дружбы с семьёй Аксакова по приезде из Петербурга Гоголь поселился в доме писателя.  Существительное «дружбы» стоит в родительном падеже, а должно быть в дательном (благодаря чему? дружбе).  Верный вариант: Благодаря дружбе с семьёй Аксакова по приезде из Петербурга Гоголь поселился в доме писателя.

ПРИМЕР 5

  • Благодаря дружбы с семьёй Аксакова по приезде из Петербурга Гоголь поселился в доме писателя.
  • Существительное «дружбы» стоит в родительном падеже, а должно быть в дательном (благодаря чему? дружбе).
  • Верный вариант: Благодаря дружбе с семьёй Аксакова по приезде из Петербурга Гоголь поселился в доме писателя.
ПРИМЕР 6    Заведующий поликлиники принял нас быстро.  Заведующий поликлиникой принял нас быстро.

ПРИМЕР 6

  • Заведующий поликлиники принял нас быстро.
  • Заведующий поликлиникой принял нас быстро.
13. Неправильное употребление местоимения: примеры предложений    Варианты ошибки: неправильное употребление местоимения с предлогом; неправильное употребление падежной формы местоимения; неправильное употребление падежной формы местоимения с предлогом.  Чтобы найти ошибку, нужно уметь ставить местоимение в правильный падеж и с правильным предлогом.

13. Неправильное употребление местоимения: примеры предложений

  • Варианты ошибки:
  • неправильное употребление местоимения с предлогом;
  • неправильное употребление падежной формы местоимения;
  • неправильное употребление падежной формы местоимения с предлогом.
  • Чтобы найти ошибку, нужно уметь ставить местоимение в правильный падеж и с правильным предлогом.
ПРИМЕР 1    Сильное впечатление на посетителей зоопарка произвели обезьяны: с них смеялись даже самые серьезные.  Местоимение «них» в предложении используется не с тем предлогом и не в том падеже (смеялись над кем? над ними).  Верный вариант: Сильное впечатление на посетителей зоопарка произвели обезьяны: над ними смеялись даже самые серьезные.

ПРИМЕР 1

  • Сильное впечатление на посетителей зоопарка произвели обезьяны: с них смеялись даже самые серьезные.
  • Местоимение «них» в предложении используется не с тем предлогом и не в том падеже (смеялись над кем? над ними).
  • Верный вариант: Сильное впечатление на посетителей зоопарка произвели обезьяны: над ними смеялись даже самые серьезные.
ПРИМЕР 2    Хотелось бы уделить ваше внимание на то, что главную роль в фильме играет начинающий актёр.  Местоимение «то» в предложении используется с предлогом и не в том падеже (уделить внимание чему? тому).  Верный вариант: Хотелось бы уделить ваше внимание тому, что главную роль в фильме играет начинающий актёр.

ПРИМЕР 2

  • Хотелось бы уделить ваше внимание на то, что главную роль в фильме играет начинающий актёр.
  • Местоимение «то» в предложении используется с предлогом и не в том падеже (уделить внимание чему? тому).
  • Верный вариант: Хотелось бы уделить ваше внимание тому, что главную роль в фильме играет начинающий актёр.
ПРИМЕР 3    Вы уже в курсе о том, что из пяти команд в финал выйдут только три.  Вы уже в курсе того, что из пяти команд в финал выйдут только три.

ПРИМЕР 3

  • Вы уже в курсе о том, что из пяти команд в финал выйдут только три.
  • Вы уже в курсе того, что из пяти команд в финал выйдут только три.
14. Неправильное употребление имени числительного: примеры предложений    Чтобы найти ошибку, нужно знать правила склонения числительных:  У сложных числительных склоняются обе части слова, а у порядковых числительных изменяется только последнее слово;  Числительное «оба» употребляется только с существительными, имеющими форму единственного числа;  Числительные «двое», «трое» и др. не употребляются с существительными женского рода и со словами, обозначающих взрослых животных.

14. Неправильное употребление имени числительного: примеры предложений

  • Чтобы найти ошибку, нужно знать правила склонения числительных:
  • У сложных числительных склоняются обе части слова, а у порядковых числительных изменяется только последнее слово;
  • Числительное «оба» употребляется только с существительными, имеющими форму единственного числа;
  • Числительные «двое», «трое» и др. не употребляются с существительными женского рода и со словами, обозначающих взрослых животных.
ПРИМЕР 1    Трое спортсменок выступили очень удачно.  Три спортсменки выступили очень удачно.

ПРИМЕР 1

  • Трое спортсменок выступили очень удачно.
  • Три спортсменки выступили очень удачно.
ПРИМЕР 2    Солдаты, выполнявшие долг перед Родиной, провели в степи без еды и воды четыре суток.   Числительное «четыре» нужно заменить на «четверо», так как существительное «сутки» сочетается только с ним.  Верный вариант: Солдаты, выполнявшие долг перед Родиной, провели в степи без еды и воды четверо суток.

ПРИМЕР 2

  • Солдаты, выполнявшие долг перед Родиной, провели в степи без еды и воды четыре суток.
  • Числительное «четыре» нужно заменить на «четверо», так как существительное «сутки» сочетается только с ним.
  • Верный вариант: Солдаты, выполнявшие долг перед Родиной, провели в степи без еды и воды четверо суток.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!