Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение основной общеобразовательной школы.
Брей-ринг для 5-6 классов
«Птицы наши друзья»
Разработка учителя биологии и химии
Харламовой Е.Н.
2015
ТЕМА: « Птицы наши друзья»
ЦЕЛИ: познакомить учащихся с многообразием пернатых, с пользой, которую они приносят людям.; научить выделять признаки сходства и различая у птиц; Развивать логическое мышление. Прививать любовь и бережное отношение к родной природе. ОБОРУДОВАНИЕ: презентация, фотографии и рисунки птиц, карточки с заданиями, поделки.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Эпиграф
Я начал с удовольствием следить за жизнью птиц и удивляюсь, как это каждый джентльмен не делается орнитологом.....
Ч. Дарвин. Автобиография. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Живет у нас над крышей непризнанный артист,
И целый день мы слышим художественный свист.
Еще в полях туманы, еще роса блестит,
А он, проснувшись рано, уже во всю свистит.
Свистит не славы ради, не ради всяких благ.
А просто в небо глядя, от сердца! Просто так!
Выводит он рулады по несколько минут....
Не требуя награды, за свой талант и труд.
С.Михалков.
Песенка «Кто такие птички ?» из м/ф
Птицы везде – над нами, вокруг нас, вдали, рядом. Встретить их можно и в лесу, и в поле, и на реке, и в горах. Представьте себе мир без птиц: рощу без соловья, поле без жаворонка, городскую улицу без воробьев. Птиц в природе очень много. Но мы так привыкли к ним, что порой даже не замечаем. Но они рядом, и нуждаются в нашей защите.
Артур Арапов
Птицам холодно зимой
Вновь разгулялась вьюга,
Срывает снежные шапки.
Совсем замерзла пичуга —
Сидит, поджимая лапки.
Набок головку клонит
И прячет ее под крыло,
А ельник от ветра стонет ,
И поле белым-бело.
Не видно в лесу тропинок,
В тулупах кусты стоят.
Уснувших жуков и личинок
Укрыл под корой снегопад.
Лети же, пичуга, к людям
И прячься скорей за окном,
А мы кормить тебя будем
Крошками хлеба, пшеном.
Когда уляжется вьюга,
Тепло к нам вернется опять,
Вместе с тобой, пичуга,
Мы будем весну встречать
музыка Вивальди «Времена года»
Сегодня мы еще раз должны познакомиться с вами с многообразием наших пернатых друзей, их значении в природе и в жизни человека.
1 тур приветствие команд :за оригинальность названия и девиза 5 балов 2 тур "Разминка" кто быстрее за каждый правильный ответ 1 балл - Каких птиц называют «пернатыми кошками»? (сова) - Кого называют лесным доктором? (дятла) - Какая птица умеет считать годы нашей жизни? (кукушка) - Какая птица никогда не садится на землю? (стриж) - Какие птицы занесены в Черный список? (голубь додано, попугай ара) - Друзья или враги хищные птицы для человека?(друзья) -Видит ли сова днем? (видит) Какие птицы прилетают к нам с юга первыми? ( Грачи.) Какая птица может передвигаться по стволу дерева вниз и вверх головой? (поползень)
3-й тур «Конкурс красоты» 1 балл
Вопрос 1 команде Как выглядит « Свадебный наряд» белой цапли?
Сообщение учащихся
Цапли независимо от пола и сезона всегда белоснежные. А весной на спине у цапли вырастают длинные перья. Которые свисают по бокам и над хвостом. Раньше свадебные перья ценились и их использовали для украшения женской одежды, поэтому цапля и занесена в Красную книгу.
Вопрос 2 команде: у какой птице хвост похож на струнный музыкальный инструмент? (лирохвост)
Вопрос 1 команде :Почему фламинго розовый?
Сообщение учащихся.
Фламинго- значит пламя. Взлет этих птиц похож на закат солнца. У нас фламинго называют краснокрылыми или красными гусями. Розовый цвет обусловлен пигментом астаксантином. Но в неволе, где фламинго не могут кормиться привычной им пищей , птицы быстро теряют свой розовый цвет.
Вопрос 2 команде Какая чайка носит ожирелые?(розовая чайка)
Вопрос 1 команде: какая птица считается в Японии священной? (японский журавль)
Вопрос 2 команде: Существует ли на самом деле синяя птица?
Сообщение учащихся.
Синяя птица живет в горах Индии, Гималаи, Бирме. У нас встречается в горах Тянь-Шаня. Цвет ее перьев темно-синий, с фиолетовым отблеском на спине, голове и груди. Хвост длинный, крылья округлый, тоже синие. Синюю птицу иногда называют лиловым дроздом. Живет синяя птица в узких горных ущельях у потоков и водопадов. На обрывах скал она и строит гнезда.
4 -ый тур -5 балл забывчивые птицы. Эти птицы вылетели из гнездаза кормом и забыли как выглядят их гнезда. Помогите им найти свои гнезда.
На экране птицы 1. черный дятел гнездо черного .
2.зяблик гнездо зяблика
3 пестрый дятел дупло
4 деревенская ласточка гнездо ласточки
5 длиннохвостая синица гнездо синицы
5 тур третий лишний- 5 баллов
Перед тобой ряд птиц . Но одна из этих птиц лишняя. Отгадай какая.
1 ряд сова, кречет, коршун
2 ряд филин, цапля, бородач
3 ряд глухарь, тетерев, скворец
4 ряд киви. Пингвин, страус
6 тур файндворд
Найдите в тексте 7 названий птиц , кроме героев басни «Кукушка и петух»
« Сидели на ветке Кукушка и Петух, вели разговор:
-О, какой ты умник, прямо профессор! О, какой певец да красавец. Прямо Киркоров, даже еще голосистей! -А ты у нас прямо как Пугачева. истинная лесная звезда. Таких голосов ангельских не услышишь во всех лесах Росийских Села птичка рядом на ветку и крикнула бодро : «Здравствуйте!» и спрашивает у другой птички: «Чего они так друг другу врут? Как не стыдно!»
Записи «Голоса птиц»
Зрительский конкурс
загадки
Серый маленький комочек: Чик-чирик - замерз он очень!
Солнце, выгляни скорей! Кто тепла ждет? (Воробей)
Вместе с этой черной птицей К нам весна в окно стучится. Зимнюю одежду прячь! Кто по пашне скачет? (Грач)
Весь день рыбак в воде стоял, Мешок рыбешкой набивал, Закончив лов, забрал улов, Поднялся в высь и был таков. ( Пеликан.)
Окраска – сероватая, Повадка – вороватая. Крикунья хрипловатая, Важная персона – Это я … (ворона).
Прилетел к нам, наконец, Лучший наш певец. Дни и ночи напролет Он поет, поет, поет. (Соловей.)
Сероспинный, красногрудый, В зимних рощах обитает, Не боится он простуды, С первым снегом прилетает. ( Снегирь.)
Кто в беретке ярко-красной, В черной курточке атласной, На меня он не глядит Все стучит, стучит, стучит? ( Дятел)
Не король, а в короне, Не гусар, а при шпорах. На часы не взглядывает, А время знает. (Петух.)
- Ребята, наша игра подошла к концу. Думаю, что каждый для себя сегодня открыл что-то новое. А главное то, что птицы – наши друзья, часть природы, младшие братья. А мы должны их беречь и охранять, подкормить зимой, весной строить домики-скворечники.
Пусть прилетят, чтоб торопливо С утра до ночи хлопотать, Я двум скворцам приют счастливый Хочу до осени создать. Быть может, им на чужбине снился Мой домик среди ветвей густых.
Пусть доброе гостеприимство В краю знакомом встретит их.
Используемая литература.
Е.Н. Анакшина. 300 вопросов и ответов о птицах, 98г.
И . Х. Шарова. Внеклассная работа по зоологии.
И.В. Дроздова. Удивительная биология.