Игра, как метод формирования межличностных отношений у младших школьников.
Цель:
Сформировать благоприятные условия для развития межличностных отношений детей младшего школьного возраста через использование игр.
Класс: 2
Возраст учащихся: 8 лет
Количество участников: 16 человек
Сценарий мероприятия
Предисловие
Межличностные отношения младшего школьника – это совокупность определенных ориентаций и ожиданий ученика, которые опосредуются целями, содержанием и организацией его совместной деятельности, прежде всего со сверстниками. Межличностные отношения, которые складываются в коллективе младших школьников, формируют личность каждого его члена.
Одними из главных и определяющих условий развития личности младшего школьника являются позитивные межличностные отношения с учителем, одноклассниками, положительное отношение к самому себе. Поэтому так необходимо, чтобы учитель изучал и учитывал особенности взаимоотношений школьников.
В современном мире имеется достаточно средств для общения. Люди получают информацию со всех сфер: телевидение, радио, газеты, журналы, интернет и др. Труднее входить в контакт детям младшего школьного возраста, когда в их жизни наступает новый этап – школа. Необходимо помочь ребенку справиться с возникшими трудностями. Именно это является в современном мире актуальной проблемой. В школе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через технологию игровых форм обучения.
Игра для ребенка на данном этапе самое серьезное дело. Игра – это школа познания, творчества, интеллектуального и духовного развития ребенка. В игре перед ребенком раскрывается мир, в ней дети усваивают систему отношений, развиваются, формируются как личности.
Особое место принадлежит вопросу об использовании игры в целях установления контактов между детьми. Учеба в данный период занимает огромное количество времени и теоретически становится ведущей деятельностью. И, тем не менее, игровая деятельность должна продолжаться, так как она позволяет решать задачи возрастного развития. Именно в этом возрасте через игру можно развивать, обучать, корректировать, воспитывать. Без этого важного «игрового» периода не бывает успешного обучения в школьном возрасте, а позже не происходит развития зрелой полноценной личности.
В игре легко и незаметно для ее участника у детей формируются способности общения с людьми и воздействия на окружающие объекты реальной действительности. Игровой вид деятельности предполагает овладение опытом поведения социально активной личности.
Таким образом, игра является наиболее доступным и интересным для ребенка способом переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций.
Игры
Коммуникативная игра «Конкурс хвастунов»
Игроки сидят в кругу. Ведущий предлагает провести конкурс хвастунов. И выиграет в нем тот, кто лучше всего похвастается… соседом справа! Нужно рассказать о своем соседе, что в нем хорошего, что он умеет, какие поступки совершил, чем он Вам нравится. Задача – найти в своем соседе как можно больше достоинств. После того, как дети поймут принцип игры, они и сами могут выступать в роли ведущих.
Коммуникативная игра «Кого не хватает»
С собой нужно принести большое покрывало. Правила игры: один из участников будет прятаться, а остальные будут отгадывать, кто именно спрятался. Сначала все закрывают глаза, и пока никто этого не видит, ведущий тихо подходит к одному из участников и прикасается к его плечу. Тот, кого выбирает ведущий, должен будет открыть глаза, тихо-тихо выйти на середину, сесть на стул и укрыться покрывалом. После того, как он спрячется, ведущий просит остальных открыть глаза и угадать, кого не хватает.
Коммуникативная игра «Это здорово!»
Участники группы стоят в кругу. Один кто-нибудь выходит в круг и первым говорит о любом из своих качеств, умении или таланте (например: Я умею прыгать через лужи). В ответ на каждое такое высказывание, все те, кто стоит в кругу, должны хором ответить "Это здорово!" и одновременно поднять вверх большой палец. В круг участники выходят по очереди.
Коммуникативная игра "Порадуй меня"
В центр круга приглашается один из участников. Предполагается, что у него сегодня День рождения. Задача всех остальных – доставить ему радость. Каждый из участников решает, что ему подарить – вещь, или событие, или что-то ещё (например, гоночный автомобиль, кругосветное путешествие, пятёрку по математике и т.д.). Тот, чей подарок окажется самым удачным, получает подарок от именинника: Улыбку в награду. Затем становится "именинником" и получает подарки другой участник.
Коммуникативная игра " Матрёшка "
Все играющие стоят в кругу (плечом к плечу). В центре круга – один игрок – «Матрёшка». Игрок – «Матрёшка» стоит с закрытыми глазами. « Матрёшка » падает вперёд, назад, вправо, влево. Все ребята, стоящие в кругу поддерживают «Матрёшку» руками, не дают ей упасть.
Все участники этого упражнения должны побывать в роли матрёшки, чтобы почувствовать доверие ко всем членам коллектива.
Коммуникативная игра "Слушай команду"
Ведущий говорит участникам игры о том, что по его команде, они должны выполнять определённые действия. В игре можно увидеть, насколько дружны и слаженны действия игроков.
1 хлопок – все повернулись к центру зала и взялись за руки.
2 хлопка – встали друг за другом и положили ладони на плечи впереди стоящему
3 хлопка – взялись за руки и присели.
(Ведущий старается запутать участников. Их задача – выполнять все действия правильно.)
Коммуникативная игра "Путаница"
Это всем известная детская игра. Один игрок – водящий выходит за дверь. Все участники, стоящие в кругу, держатся за руки. Не отрывая своих рук все игроки пытаются "запутаться", то есть перейти друг через друга, пере
вернуться и встать задом ко всем остальным и т.д. Когда Путаница готова, игроки зовут водящего. Он заходит и пытается распутать, стоящих в кругу игроков. Их руки расцеплять он не может.
Коммуникативная игра "Люди к людям"
Все игроки встают парами, друг рядом с другом. Ведущий обращается к игрокам с заданиями. Все игроки делают в парах то, что говорит ведущий. Как только ведущий говорит: "Люди к людям!" все игроки должны поменяться парами. ИТАК, задания для игроков:
Палец к пальцу
Нос к носу
Пятка к пятке
Шея к шее
Плечо к плечу
Нога к ноге
Щека к щеке
Волосы к волосам
Локоть к локтю
Спина к спине
Лоб ко лбу
Затылок к затылку
Игра «Гусеница» (проходит под подвижную музыку)
Класс становится друг за другом в колонну, держа соседа впереди за талию. После этих приготовлений ведущий объясняет, что команда — это гусеница, и теперь не может разрываться.
Гусеница должна, например, показать как она спит; как ест; как умывается; как делает зарядку; все, что придет в голову.
Игра «Каламбур»
Игра развивает чувство юмора, создаёт благоприятную атмосферу. Дети садятся в круг, один берет мяч, кидает его одному из участников игры, при этом называет любой предмет (животное, растение), а второму следует быстро сказать, что этот предмет делает, но это должно быть такое действие, которое на самом деле не свойственно этому предмету. Например: огурец — купается в море.
Игра «Злая Баба Яга»
Дети сидят на стульях в кругу лицом друг к другу. Учитель просит показать, какие выражения лица, жесты, позы у взрослых, когда те сердятся на них. —За что взрослые чаще всего сердятся на вас? Что вы делаете в ответ: плачете, улыбаетесь, боитесь? Попробуем разыграть эти ситуации. Далее обсуждаются поступки обеих сторон, чувства другого человека. Затем меняются ролями.
Игра «Волшебные водоросли»
Каждый участник (по очереди) пытается проникнуть в круг, образованного детьми. Водоросли понимают человеческую речь и чувствуют прикосновения и могут расслабиться и пропустить в круг, а могут и не пропустить его, если их плохо попросят.
Анализ воспитательного мероприятия
Цель достигнута, все ребята с удовольствием участвовали в играх. Учащиеся 2 класса показали себя как дружный, сплочённый коллектив. Из недостатков можно выделить только то, что некоторым ребятам не сразу нравилась какая-либо игра, но в ходе игры дети активно включались в процесс.
Важно отметить, что игровые занятия, направленные на улучшение межличностных отношений младших школьников, дали положительные результаты. Но работа по формированию и коррекции взаимоотношений в школьном коллективе не должна ограничиваться только использованием игровых заданий. Необходима вовлечённость в этот процесс родителей, учителей и классных руководителей.