«НАУКИ ЮНОШЕЙ ПИТАЮТ...»
Эта строчка принадлежит М.В. Ломоносову — великому русскому ученому. Игровая программа, посвященная наукам, логична и оправдана в день знаний. Она может стать незабываемым праздником, отличающимся глубиной содержания и яркой зрелищностью.
Само название праздника подсказывает, что он должен быть обращен к юношеству, т.е. к учащимся старших классов, которые более других школьников уже преуспели в постижении наук. Организационный вариант игровой программы — конкурсное состязание команд. Количество команд варьируется от двух до пяти.
12
Программа конкурсных заданий
1. Назови науку.
2. Эрудицией «Великие ученые».
3. Пойми меня.
4. Теоретические знания — в практику.
5. Науки разные нужны, науки всякие важны.
6. Старая сказка на научный лад.
Назови науку
Этот конкурс, открывающий игровую программу, является разминкой для эрудитов в различных областях научного знания. Командам предлагается определить название науки по ее описанию. Участники отвечают поочередно согласно результатам жеребьевки, проведенной между командами. Если команда дает верный ответ, ей начисляется игровое очко, если ответ не верен, ведущий сам сообщает правильную версию, не переадресовывая вопрос другой команде.
Варианты вопросов
1. Наука, изучающая прошлое человеческого общества по памятникам материальной культуры. (Археология.)
1. Раздел кибернетики, изучающий структуру и жизнедеятельность организмов с целью их использования в решении инженерных задач. (Бионика.)
3. Комплекс наук, изучающих болезни животных, их лечение и предупреждение. (Ветеринария.)
4. Наука о законах наследственности и изменчивости организм оъ.,(Генетика.) I-
5. Историческая дисциплина, занимающаяся изучением, истолкованием и составлением гербов, (Геральдика.)
6. Часть учения о письме, исследующая соотношения между буквами и звуками. (Графика.)
7. Учение о наследственном здоровье человека и путях улучшения его наследственности. (Евгеника.)
8. Раздел зоологии, изучающий рыб. (Ихтиология.)
9. Наука о собаках. (Кинология.)
10. Наука о приемах и средствах раскрытия преступлений. (Криминалистика.)
11. Наука о законах и формах мышления. (Логика.)
12. Раздел дефектологии, изучающий недостатки речи. (Логопедия.)
13. Раздел зоологии, изучающий птиц. (Орнитология.)
14. Раздел медицины, изучающий детские болезни и их лечение. (Педиатрия.)
15. Наука об ораторском искусстве. (Риторика.)
16. Наука о землетрясениях и связанных с ними явлениях. (Сейсмология.)
17. Наука о действии лекарственных веществ на организм. (Фармакология.)
18. Наука об общих свойствах материального мира. (Физика.)
19. Философская наука, изучающая сущность и формы прекрасного в творчестве, природе, жизни. (Эстетика.)
20. Наука о праве, правоведение, (Юриспруденция.)
Эрудицион «Великие ученые»
Участникам необходимо проявить свою эрудицию в различных сферах научного познания, демонстрируя умение «опознать» имя ученого по отдельным фактам его биографии. Перед началом конкурсного испытания команды получают по одному набору сигнальных табличек, на которых написаны имена ученых знаменитостей (обязательно избыточное количество).
После прочтения вопроса команды получают 10 секунд на обдумывание, по истечении которых по команде ведущего «Время» участники одновременно поднимают карточку с предполагаемым ответом. При задержке ответа более чем на 2 секунды версия игроков данной команды не учитывается.
Варианты, вопросов
1. Его считали великим еще при жизни, а в наше время он назван самым гениальным ученым Древней Греции.
2. Погиб от руки римского легионера. Его последними словами были: «Не трогай мои чертежи».
3. Он обосновал закон рычага и, согласно преданию, произнес крылатую фразу: «Дайте мне точку опоры и я переверну Землю!»
4. Идея, которая подтолкнула открытие закона, впоследствии названного его именем, родилась в ванне и сопровождалась радостными криками: «Эврика! Эврика!»
(Архимед.)
1. Ланграж говорил об этом человеке, что он не только самый великий, но и самый удачливый из ученых, ибо лишь однажды может быть создана наука о вселенной, и создал ее он.
2. Школьные науки долго не давались ему. Великие идеи пришли к нему в 24 года, а в 50 лет он полностью оставил занятия математикой.
3. Ему принадлежат слова: «Гений есть терпение мысли, сосредоточенной в известном направлении».
4. На его могиле начертано: «Пусть смертные радуются, что среди них существовало такое украшение рода человеческого».
(Исаак Ньютон.)
1 Л
\. Он был монахом одного из монастырей Австрийской
империи.
2. Его экспериментальной площадкой был крохотный кусочек земли (35x7 м) под окнами кельи.
3. Применив статистические методы для анализа результатов по гибридизации сортов гороха, сформулировал законы о наследственности организмов.
4. С его именем и научной деятельностью связывают рождение генетики.
(Грегор Иоганн Менде.\ь.)
1. На пьедестале памятника, ему посвященного, начертано: «Он остановил Солнце и сдвинул Землю!»
2. Великий польский астроном.
3. Он был еще и живописцем.
4. В.В. Маяковский в одном из своих стихотворений, объясняя некому товарищу Кострову сущность любви, советует ему считать именно этого ученого своим соперником.
(Николай Коперник.)
1. Он является членом академий 22 стран.
2. Из русских ученых он первым был удостоен Нобелевской премии за научные исследования по физиологии кровообращения и пищеварения.
3. Его исследования 2-й сигнальной системы, типов не*-рвной деятельности и другие оказали большое влияние на развитие медицины, психологии и педагогики.
4. В 1935 году ему был присвоен титул «Старейшина физиологов мира».
(Иван Петрович Павлов.)
1. Ему принадлежит изречение «В здоровом теле — здоровый дух!».
2. Некоторые популярные источники утверждают, что он был олимпийским чемпионом по кулачному бою.
3. Он считал себя не математиком, а пророком. Он создал философское мистическое учение, основа которого — число как главный элемент всего сущего. Ему принадлежит открытие «бинарных оппозиций»: добро — зло, свет — тьма, четное — нечетное, правое — левое и др.
4. Каждый школьник знает теорему, им сформулированную.
(Пифагор.)
1. Ему принадлежат строки:
Науки юношей питают, Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают, В несчастный случай берегут...
2. Он сформулировал принцип сохранения материи и движения, заложил основы физической химии, выдвинул учение о цвете, объяснил происхождение многих полезных ископаемых, был одним из основоположников силлабо-тонического стихосложения.
3. А.С. Пушкин писал об этом ученом: «Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник».
4. По его инициативе основан Московский университет.
(Михаил Васильевич Ломоносов.)
1. Его предки занимались врачеванием на протяжении восемнадцати поколений.
2. Его самого называют «отцом медицины».
3. Ему принадлежит известный афоризм: «Жизнь коротка, искусство вечно».
4. Он сформулировал нравственный кодекс врача; получая диплом врача, молодые специалисты произносят клятву, названную его именем.
(Гиппократ.)
1. Он является основоположником целого ряда наук о Земле — учения о биосфере, геохимии, биогеохимии, радиогеологии.
2. Будучи профессором Московского университета, ушел в отставку в знак протеста против притеснения студентов.
3. Ему принадлежит философская идея о преобразовании биосферы в ноосферу — сферу человеческого разума.
4. В его честь утверждена одна из высших российских наград в области науки — премия и золотая медаль.
(Владимир Иванович Вернадский.)
\. Говорят, что основное открытие его жизни явилось к нему во сне.
2. Кроме своей основной заслуги перед наукой, о которой знает каждый школьник, он имеет фундаментальные труды по химической технологии, физике, метрологии, воздухоплаванию, сельскому хозяйству, экономике и другим отраслям знания.
3. Он — организатор и первый директор Главной палаты мер и весов.
4. Его зять — известный русский поэт-символист.
(Дмитрий Иванович Менделеев.)
В набор сигнальных табличек можно включить имена следующих ученых: Демокрит, Сократ, Архимед, Н.И. Лобачевский,'Паскаль, Пифагор, Э.К. Циолковский, Ньютон, \(.
И.П. Павлов, В.И. Вернадский, Н. Коперник, Галилей, М.В.Ломоносов, Мендель, Д.И. Менделеев, Гиппократ, Фа-радей, Ливенгук, Аристотель, И.М. Сеченов и др.
Пойми меня
Этот конкурс проводится по правилам популярной одноименной телеигры. Команда выстраивается в шеренгу. Все участники, начиная со второго и далее, стоят к первому игроку спиной с наушниками на голове. Ведущий сообщает первому участнику название какой-либо науки. После этого первый участник трогает рядом стоящего игрока за плечо и, когда тот поворачивается лицом и снимает наушники, сообщает ему какой-нибудь характерный факт, по которому можно догадаться, о какой науке идет речь.
Второй участник пишет свою версию ответа на листке бумаги, после чего подает сигнал следующему игроку и сообщает ему какой-либо другой «опознавательный факт», характерный для загаданной области знаний. Третий участник, в свою очередь, также фиксирует на бумаге свою версию ответа, обращается к следующему товарищу по команде и т.д.
Итоги данного тура подводятся с учетом еще двух игровых правил:
— общее командное время не должно превышать 1,5 минут (превышение этого времени карается штрафным *
очком);
— приведенные участниками в течение тура «опознавательные факты» не должны совпадать (случаи их тождественности также приводят к уменьшению игровых
очков).
Варианты названий наук для конкурсного испытания: география, физика, история, педагогика, биология, математика, психология и т.д.
Теоретические знания — в практику
Этот конкурс предполагает демонстрацию умения практически применять научные знания. Для его проведения заранее готовятся две группы бумажных карточек:
— с обозначением самых разных предметов и явлений окружающего мира, например: цветы, книга, очки, река, стул, дождь, зеркало, автомобиль, карандаш, радуга и т.д. — с обозначением названий различных наук, например: экономика, медицина, математика, психология, физиология, история, география и т.д.
Представители каждой команды берут потри карточки первой группы и по одной — второй. Задача команд — объяснить
взаимосвязь данных предметов или явлений с позиции конкретной науки. Время на подготовку — не более 1 минуты. Максимальное количество игровых единиц за данный конкурс — 5. Основные критерии оценки: обнаружение очевидных, прямых зависимостей; краткость и убедительность ответа.
Науки разные нужны, науки всякие важны
Существует огромное множество отраслей научного знания. Каждая наука развивается, вычленяя при этом новые и новые разделы.
Данный конкурс рассчитан не столько на эрудицию, сколько на интуицию и критичность мышления участников. Им предстоит из трех предложенных вариантов описания предмета научного знания выбрать один, соответствующей названию реально существующей науки или одному из ее разделов. До начала проведения этого конкурсного состязания в разных местах сцены (игровой площадки) размещаются таблички с цифрами от I до 3, которые будут выполнять функцию указательной стрелки на правильный ответ. После оглашения названия науки и трех вариантов ее толкования, начинает звучать веселая музыка — сигнал к старту. За короткое время участники должны занять место под тем цифровым указателем, который, по их мнению, соответствует правильному ответу. В случае сомнения можно менять место расположения (только пока звучит музыка). Далее ведущий называет правильную версию ответа, выигрышное очко получает та команда, большинство членов которой сделали правильный выбор.
Варианты вопросов
Альгология — это:
1) раздел ботаники, изучающий водоросли;
2) раздел медицины, изучающий болезни гортани;
3) наука о рельефе земной поверхности.
Правильный ответ: № I. Десмургия — это:
1) раздел мифологии, изучающий сказания и легенды о богах;
2) раздел синоптики о прогнозах, связанных с перемещением воздушных потоков;
3) раздел хирургии о наложении повязок.
Правильный ответ: № 3, Малакология — это:
1) раздел зоологии, изучающий муравьев; 18
2) раздел зоологии, изучающий млекопитающих;
3) раздел зоологии, изучающий моллюсков.
Правильный ответ: № 3.
Родология — это:
1) раздел биологии, описывающий механизмы размножения млекопитающих;
2) раздел ботаники, изучающий розы;
3) историческая дисциплина, занимающаяся изучением и описанием дворянских титулов.
Правильный ответ: № 2.
Микология — это:
1) раздел ботаники о грибах;
2) раздел зоологии об одноклеточных организмах;
3) раздел анатомии о мышцах.
Правильный ответ: № I.
Аретология — это:
1) раздел экологии, изучающий, как растения и животные реагируют на негативные факторы окружающей
среды;
2) раздел медицины, изучающий влияние изменения биоритмов на сон человека;
3) раздел этики, изучающий добродетели.
Правильный ответ: № 3.
Лимнология — это:
1) часть оптики, изучающая преломление света через кри-»
сталлы;
2) наука об озерах;
3) раздел медицины, изучающий болезни крови.
Правильный ответ: № 2.
Селенодезия — это:
1) дисциплина, изучающая фигуру и размеры Луны;
2) наука об осадочных породах;
3) наука об оболочке Земли, характеризующаяся наличием или возможностью существования льда.
Правильный ответ: № 1.
Ампелография — это:
1) наука о виноградарстве;
2) наука, изучающая наскальные рисунки;
3) наука, изучающая особенности почерка леворукиХ людей.
Правильный ответ: № /.
Гониометрия — это:
1) наука об измерении ветров;
2) часть тригонометрии, рассматривающая способы измерения углов;
3) раздел физики об измерении деформации тел.
Правильный ответ: № 2.
19