СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игра "Науки юношей питают"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

«НАУКИ ЮНОШЕЙ ПИТАЮТ...»

Эта строчка принадлежит М.В. Ломоносову — великому русскому ученому. Игровая программа, посвященная наукам, логична и оправдана в день знаний. Она может стать незабы­ваемым праздником, отличающимся глубиной содержания и яркой зрелищностью.

Просмотр содержимого документа
«Игра "Науки юношей питают"»

«НАУКИ ЮНОШЕЙ ПИТАЮТ...»

Эта строчка принадлежит М.В. Ломоносову — великому русскому ученому. Игровая программа, посвященная наукам, логична и оправдана в день знаний. Она может стать незабы­ваемым праздником, отличающимся глубиной содержания и яркой зрелищностью.

Само название праздника подсказывает, что он должен быть обращен к юношеству, т.е. к учащимся старших клас­сов, которые более других школьников уже преуспели в по­стижении наук. Организационный вариант игровой програм­мы — конкурсное состязание команд. Количество команд ва­рьируется от двух до пяти.

12

Программа конкурсных заданий

1. Назови науку.

2. Эрудицией «Великие ученые».

3. Пойми меня.

4. Теоретические знания — в практику.

5. Науки разные нужны, науки всякие важны.

6. Старая сказка на научный лад.

Назови науку

Этот конкурс, открывающий игровую программу, являет­ся разминкой для эрудитов в различных областях научного знания. Командам предлагается определить название науки по ее описанию. Участники отвечают поочередно согласно результатам жеребьевки, проведенной между командами. Если команда дает верный ответ, ей начисляется игровое очко, если ответ не верен, ведущий сам сообщает правильную вер­сию, не переадресовывая вопрос другой команде.

Варианты вопросов

1. Наука, изучающая прошлое человеческого общества по памятникам материальной культуры. (Археология.)

1. Раздел кибернетики, изучающий структуру и жизнедея­тельность организмов с целью их использования в реше­нии инженерных задач. (Бионика.)

3. Комплекс наук, изучающих болезни животных, их лече­ние и предупреждение. (Ветеринария.)

4. Наука о законах наследственности и изменчивости орга­низм оъ.,(Генетика.) I-

5. Историческая дисциплина, занимающаяся изучением, ис­толкованием и составлением гербов, (Геральдика.)

6. Часть учения о письме, исследующая соотношения между буквами и звуками. (Графика.)

7. Учение о наследственном здоровье человека и путях улуч­шения его наследственности. (Евгеника.)

8. Раздел зоологии, изучающий рыб. (Ихтиология.)

9. Наука о собаках. (Кинология.)

10. Наука о приемах и средствах раскрытия преступлений. (Кри­миналистика.)

11. Наука о законах и формах мышления. (Логика.)

12. Раздел дефектологии, изучающий недостатки речи. (Лого­педия.)

13. Раздел зоологии, изучающий птиц. (Орнитология.)

14. Раздел медицины, изучающий детские болезни и их лече­ние. (Педиатрия.)

15. Наука об ораторском искусстве. (Риторика.)

16. Наука о землетрясениях и связанных с ними явлениях. (Сейсмология.)

17. Наука о действии лекарственных веществ на организм. (Фармакология.)

18. Наука об общих свойствах материального мира. (Физика.)

19. Философская наука, изучающая сущность и формы пре­красного в творчестве, природе, жизни. (Эстетика.)

20. Наука о праве, правоведение, (Юриспруденция.)

Эрудицион «Великие ученые»

Участникам необходимо проявить свою эрудицию в раз­личных сферах научного познания, демонстрируя умение «опоз­нать» имя ученого по отдельным фактам его биографии. Перед началом конкурсного испытания команды получают по одно­му набору сигнальных табличек, на которых написаны имена ученых знаменитостей (обязательно избыточное количество).

После прочтения вопроса команды получают 10 секунд на обдумывание, по истечении которых по команде ведущего «Время» участники одновременно поднимают карточку с предполагаемым ответом. При задержке ответа более чем на 2 секунды версия игроков данной команды не учитывается.

Варианты, вопросов

1. Его считали великим еще при жизни, а в наше время он назван самым гениальным ученым Древней Греции.

2. Погиб от руки римского легионера. Его последними сло­вами были: «Не трогай мои чертежи».

3. Он обосновал закон рычага и, согласно преданию, про­изнес крылатую фразу: «Дайте мне точку опоры и я перевер­ну Землю!»

4. Идея, которая подтолкнула открытие закона, впослед­ствии названного его именем, родилась в ванне и сопровож­далась радостными криками: «Эврика! Эврика!»

(Архимед.)

1. Ланграж говорил об этом человеке, что он не только са­мый великий, но и самый удачливый из ученых, ибо лишь од­нажды может быть создана наука о вселенной, и создал ее он.

2. Школьные науки долго не давались ему. Великие идеи пришли к нему в 24 года, а в 50 лет он полностью оставил занятия математикой.

3. Ему принадлежат слова: «Гений есть терпение мысли, сосредоточенной в известном направлении».

4. На его могиле начертано: «Пусть смертные радуются, что среди них существовало такое украшение рода челове­ческого».

(Исаак Ньютон.)

1 Л

\. Он был монахом одного из монастырей Австрийской

империи.

2. Его экспериментальной площадкой был крохотный ку­сочек земли (35x7 м) под окнами кельи.

3. Применив статистические методы для анализа результа­тов по гибридизации сортов гороха, сформулировал законы о наследственности организмов.

4. С его именем и научной деятельностью связывают рож­дение генетики.

(Грегор Иоганн Менде.\ь.)

1. На пьедестале памятника, ему посвященного, начерта­но: «Он остановил Солнце и сдвинул Землю!»

2. Великий польский астроном.

3. Он был еще и живописцем.

4. В.В. Маяковский в одном из своих стихотворений, объяс­няя некому товарищу Кострову сущность любви, советует ему считать именно этого ученого своим соперником.

(Николай Коперник.)

1. Он является членом академий 22 стран.

2. Из русских ученых он первым был удостоен Нобелевс­кой премии за научные исследования по физиологии крово­обращения и пищеварения.

3. Его исследования 2-й сигнальной системы, типов не*-рвной деятельности и другие оказали большое влияние на развитие медицины, психологии и педагогики.

4. В 1935 году ему был присвоен титул «Старейшина физи­ологов мира».

(Иван Петрович Павлов.)

1. Ему принадлежит изречение «В здоровом теле — здоро­вый дух!».

2. Некоторые популярные источники утверждают, что он был олимпийским чемпионом по кулачному бою.

3. Он считал себя не математиком, а пророком. Он создал философское мистическое учение, основа которого — число как главный элемент всего сущего. Ему принадлежит откры­тие «бинарных оппозиций»: добро — зло, свет — тьма, чет­ное — нечетное, правое — левое и др.

4. Каждый школьник знает теорему, им сформулирован­ную.

(Пифагор.)

1. Ему принадлежат строки:

Науки юношей питают, Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают, В несчастный случай берегут...

2. Он сформулировал принцип сохранения материи и дви­жения, заложил основы физической химии, выдвинул уче­ние о цвете, объяснил происхождение многих полезных ис­копаемых, был одним из основоположников силлабо-тони­ческого стихосложения.

3. А.С. Пушкин писал об этом ученом: «Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник».

4. По его инициативе основан Московский университет.

(Михаил Васильевич Ломоносов.)

1. Его предки занимались врачеванием на протяжении во­семнадцати поколений.

2. Его самого называют «отцом медицины».

3. Ему принадлежит известный афоризм: «Жизнь коротка, искусство вечно».

4. Он сформулировал нравственный кодекс врача; полу­чая диплом врача, молодые специалисты произносят клятву, названную его именем.

(Гиппократ.)

1. Он является основоположником целого ряда наук о Зем­ле — учения о биосфере, геохимии, биогеохимии, радиогео­логии.

2. Будучи профессором Московского университета, ушел в отставку в знак протеста против притеснения студентов.

3. Ему принадлежит философская идея о преобразовании биосферы в ноосферу — сферу человеческого разума.

4. В его честь утверждена одна из высших российских на­град в области науки — премия и золотая медаль.

(Владимир Иванович Вернадский.)

\. Говорят, что основное открытие его жизни явилось к нему во сне.

2. Кроме своей основной заслуги перед наукой, о которой знает каждый школьник, он имеет фундаментальные труды по химической технологии, физике, метрологии, воздухоплаванию, сельскому хозяйству, экономике и другим отраслям знания.

3. Он — организатор и первый директор Главной палаты мер и весов.

4. Его зять — известный русский поэт-символист.

(Дмитрий Иванович Менделеев.)

В набор сигнальных табличек можно включить имена сле­дующих ученых: Демокрит, Сократ, Архимед, Н.И. Лобачев­ский,'Паскаль, Пифагор, Э.К. Циолковский, Ньютон, \(.

И.П. Павлов, В.И. Вернадский, Н. Коперник, Галилей, М.В.Ломоносов, Мендель, Д.И. Менделеев, Гиппократ, Фа-радей, Ливенгук, Аристотель, И.М. Сеченов и др.

Пойми меня

Этот конкурс проводится по правилам популярной одно­именной телеигры. Команда выстраивается в шеренгу. Все участники, начиная со второго и далее, стоят к первому иг­року спиной с наушниками на голове. Ведущий сообщает первому участнику название какой-либо науки. После этого первый участник трогает рядом стоящего игрока за плечо и, когда тот поворачивается лицом и снимает наушники, сооб­щает ему какой-нибудь характерный факт, по которому можно догадаться, о какой науке идет речь.

Второй участник пишет свою версию ответа на листке бумаги, после чего подает сигнал следующему игроку и со­общает ему какой-либо другой «опознавательный факт», ха­рактерный для загаданной области знаний. Третий участник, в свою очередь, также фиксирует на бумаге свою версию от­вета, обращается к следующему товарищу по команде и т.д.

Итоги данного тура подводятся с учетом еще двух игро­вых правил:

— общее командное время не должно превышать 1,5 ми­нут (превышение этого времени карается штрафным *

очком);

— приведенные участниками в течение тура «опознава­тельные факты» не должны совпадать (случаи их тож­дественности также приводят к уменьшению игровых

очков).

Варианты названий наук для конкурсного испытания: гео­графия, физика, история, педагогика, биология, математи­ка, психология и т.д.

Теоретические знания — в практику

Этот конкурс предполагает демонстрацию умения прак­тически применять научные знания. Для его проведения за­ранее готовятся две группы бумажных карточек:

— с обозначением самых разных предметов и явлений окру­жающего мира, например: цветы, книга, очки, река, стул, дождь, зеркало, автомобиль, карандаш, радуга и т.д. — с обозначением названий различных наук, например: эко­номика, медицина, математика, психология, физиоло­гия, история, география и т.д.

Представители каждой команды берут потри карточки пер­вой группы и по одной — второй. Задача команд — объяснить

взаимосвязь данных предметов или явлений с позиции конк­ретной науки. Время на подготовку — не более 1 минуты. Мак­симальное количество игровых единиц за данный конкурс — 5. Основные критерии оценки: обнаружение очевидных, прямых зависимостей; краткость и убедительность ответа.

Науки разные нужны, науки всякие важны

Существует огромное множество отраслей научного зна­ния. Каждая наука развивается, вычленяя при этом новые и новые разделы.

Данный конкурс рассчитан не столько на эрудицию, сколько на интуицию и критичность мышления участников. Им предстоит из трех предложенных вариантов описания предмета научного знания выбрать один, соответствующей названию реально существующей науки или одному из ее разделов. До начала проведения этого конкурсного состяза­ния в разных местах сцены (игровой площадки) размеща­ются таблички с цифрами от I до 3, которые будут выпол­нять функцию указательной стрелки на правильный ответ. После оглашения названия науки и трех вариантов ее тол­кования, начинает звучать веселая музыка — сигнал к стар­ту. За короткое время участники должны занять место под тем цифровым указателем, который, по их мнению, соот­ветствует правильному ответу. В случае сомнения можно ме­нять место расположения (только пока звучит музыка). Да­лее ведущий называет правильную версию ответа, выигрыш­ное очко получает та команда, большинство членов которой сделали правильный выбор.

Варианты вопросов

Альгология — это:

1) раздел ботаники, изучающий водоросли;

2) раздел медицины, изучающий болезни гортани;

3) наука о рельефе земной поверхности.

Правильный ответ: № I. Десмургия — это:

1) раздел мифологии, изучающий сказания и легенды о богах;

2) раздел синоптики о прогнозах, связанных с переме­щением воздушных потоков;

3) раздел хирургии о наложении повязок.

Правильный ответ: № 3, Малакология — это:

1) раздел зоологии, изучающий муравьев; 18

2) раздел зоологии, изучающий млекопитающих;

3) раздел зоологии, изучающий моллюсков.

Правильный ответ: № 3.

Родология — это:

1) раздел биологии, описывающий механизмы размноже­ния млекопитающих;

2) раздел ботаники, изучающий розы;

3) историческая дисциплина, занимающаяся изучением и описанием дворянских титулов.

Правильный ответ: № 2.

Микология — это:

1) раздел ботаники о грибах;

2) раздел зоологии об одноклеточных организмах;

3) раздел анатомии о мышцах.

Правильный ответ: № I.

Аретология — это:

1) раздел экологии, изучающий, как растения и живот­ные реагируют на негативные факторы окружающей

среды;

2) раздел медицины, изучающий влияние изменения био­ритмов на сон человека;

3) раздел этики, изучающий добродетели.

Правильный ответ: № 3.

Лимнология — это:

1) часть оптики, изучающая преломление света через кри-»

сталлы;

2) наука об озерах;

3) раздел медицины, изучающий болезни крови.

Правильный ответ: № 2.

Селенодезия — это:

1) дисциплина, изучающая фигуру и размеры Луны;

2) наука об осадочных породах;

3) наука об оболочке Земли, характеризующаяся наличи­ем или возможностью существования льда.

Правильный ответ: № 1.

Ампелография — это:

1) наука о виноградарстве;

2) наука, изучающая наскальные рисунки;

3) наука, изучающая особенности почерка леворукиХ людей.

Правильный ответ: № /.

Гониометрия — это:

1) наука об измерении ветров;

2) часть тригонометрии, рассматривающая способы изме­рения углов;

3) раздел физики об измерении деформации тел.

Правильный ответ: № 2.

19


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!