Тема урока: «Сумма углов треугольника»
Тип урока: «урок открытия нового знания»
Основные цели:
1.Повторение понятий : треугольник, остроугольный треугольник, прямоугольный
треугольник, тупоугольный треугольник, понятие внешнего угла.
2.Доказать теорему о сумме углов треугольника, о внешнем угле треугольника.
3.Формирование умений и навыков вычисления внешнего угла треугольника,
а также углов треугольника.
4.Развить познавательную деятельность, самостоятельность, математическую
культуру при решении геометрических задач, а также при построении
геометрических рисунков.
1.Самоопределение к деятельности
-Давайте, вспомним определение треугольника (треугольник-это геометрическая фигура, состоящая из трех точек, не лежащих на одной прямой, соединенных отрезками)
-Как называются эти точки и эти отрезки? (вершинами и сторонами треугольника)
-Какие треугольники называются прямоугольными, остроугольными, тупоугольными? (с прямым углами, с острыми углами, с тупыми углами)
-А, как вы думаете, сколько острых углов в треугольнике может быть? (один, два, три )
-А сколько прямых и тупых углов в треугольнике может быть? (один, два, три, не знаю )
-Сколько прямых и сколько тупых углов может быть в треугольнике, мы узнаем к концу этого урока
2.Актуализация знаний.
-А, теперь, первый ряд строит остроугольный треугольник, второй ряд- прямоугольный треугольник, а третий ряд- тупоугольный. Измерим каждый угол треугольника и найдем сумму всех углов. Какой ответ получился?
(ответы могут быть:17 90,1810,1800)
- Действительно, сумма углов треугольника составляет 1800.. Докажем это.
Теорема: С умма углов треугольника равна 1800
Дано: Δ АВС
Доказать: ∠ А + ∠ В + ∠ С =1800
Док-во: проведем прямую а через вершину В, так, что а || АС, тогда ∠ 4+ ∠ 2+ ∠ 5=?
(ответ: 1800, как развернутый)
-Как называются и каким свойством обладают углы 4и1, 5 и 3?
(накрест лежащие углы равны)
-Если заменить в первом равенстве угол 4 на угол1, а угол 5 на 3,то получим равенство: ∠ 1+ ∠ 2+ ∠ 3= 1800 или ∠ А+ ∠ В+ ∠ С =1800. Теорема доказана.
-Построим треугольник АВС
- Как можно назвать углы 1,2,3 ?Почему их так назвали?
( углы 1,2,3-внутренние, т.к. они лежат внутри треугольника)
-Какое название можно дать 4 углу? (внешний, т.к. он лежит вне треугольника)
- Внешним углом треугольника называется угол, смежный с каким-нибудь углом этого треугольника.
- С помощью транспортира измерим внешний угол треугольника угол 4, и углы 1и 2.
-Проверьте равенство: ∠ 4 = ∠ 1 + ∠ 2 ? (оно верно).Следовательно
Внешний угол треугольника равен сумме дух углов треугольника, не смежных с ним.
Попробуем это доказать. Запишем уже известное нам равенство:
∠ 1+ ∠ 2+ ∠ 3=1800
Найдем сумму ∠ 4+ ∠ 3=? ( ответ: 1800, т.к эти углы смежные)
Если из первого равенства выразим ∠ 1+ ∠ 2 =1800- ∠ 3, из второго равенства выразим ∠ 3=1800- ∠ 4, тогда что получим ? ( ответ: ∠ 4= ∠ 1+ ∠ 2 ). Что и требовалось доказать.
- Сколько внешних углов у треугольника?
Построим эти углы:
3.Включение в систему знаний и повторение
-Решим следующие задачи по готовым рисункам. Найдите внешний угол и все углы равнобедренного
т реугольника:
( ответы должны быть такие: 1.700, 700, 400. 1100
2.700, 50, 600, 1200
3.650, 650, 500)
-Все справились с данными заданиями ? (ответ: все )
-Замечательно. Какую теорему мы с вами сегодня изучили ?
( сумма углов треугольника равна 1800)
-Чему равна величина внешнего угла треугольника ?
( сумме двух углов, не смежных с ним)
-Почему в треугольнике может быть только один прямой или один тупой угол?
( т.к сумма углов треугольника 1800)
4.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
1 вариант
(ответ: 1200, 1400)
2 вариант
(ответ: 1350, 1200)
3вариант
(ответ: 1100, 200)
5.Рефлексия деятельности
Какую тему мы с вами сегодня изучили ?
(ответ: сумму углов треугольника)
Какие еще новые понятия мы рассмотрели ?
(ответ: понятие внешнего угла)
Какие затруднения при этом испытали ?
( затруднений нет )
Проанализируйте свою деятельность на уроке
(небольшой анализ урока )
6. Домашнее задание:п.30,решить №227.229.